Классный час на тему "Славные казачки" (6 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 30.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Классный час - один из классных часов из цикла "Казачьему роду нет переводу", посвященного казачьему быту, традициям. В этом материале вы найдете информацию, связанную с ролью женщин-казачек; узнаете историю казачьего женского наряда, имена известных казачек - участниц войн, обычаи казаков.
Иконка файла материала Классный час на тему Славные казачки.docx
Классный час на тему «Славные казачки» (Из цикла «Казачьему роду нет переводу!») Класс:6 Возраст: 12­13 лет Подготовила: Учитель русского языка и литературы   МБОУ гимназии №1  Лушникова Юлия СергеевнаКлассный час на тему  «Славные казачки» Цели: 1. Расширить знания  учащихся об истории, традициях, обычаях  казаков; показать роль женщин­казачек в истории и культуре казачества.  2. Развивать стремление сохранить историческое и духовное наследие,  оставленное казаками; формировать у учащихся сознание причастности к  прошлому, настоящему, будущему казачества; 3. Воспитывать чувство патриотизма, национальной общности. Оборудование: компьютер, экран с проектором, мольберты, листы ватмана,  маркеры, минусовка  и тексты казачьей песни.  Ход классного часа: 1. Здорово ночевали! Это известное казачье приветствие. Как ни странно,  однако, с начала возрождения казачества из всего, что говорят о нем, почти  ничего не сказано о славных женщинах­казачках, на которых с давних пор  была возложена главная обязанность в создании благополучия казачьей семьи. В экстремальных условиях приграничной жизни выковался не только характер воина­казака, но и совершенно особый тип женщины ­ казачки. Когда мы  говорим, что казаки освоили и возделали огромные пространства Дона,  Кубани, Терека, Приуралья, надо помнить, что в значительной мере это было  сделано женскими руками. Мужчины­то постоянно были в походах, на  кордонах. А дома оставались старики, дети и ­ казачки. Они и возделывали  поля, огороды, бахчи, виноградники, ходили за скотиной, они вырастили  пышные сады, в которых утопали станицы. Они собирали урожай, пекли хлеб,  делали заготовки на зиму, стряпали, обшивали всю семью, растили детей,  ткали, вязали, могли и хворобы лечить, и хату подправить.Весь дом, все имущество, все хозяйство приобретено и держится только ее  трудами и заботами. Постоянный труд и заботы, легшие на ее руки, дали особенный  самостоятельный мужественный характер и поразительно развили в ней  физическую силу, здравый смысл, решительность и стойкость характера.    Но казачка умела не только это. При нападении врагов она снимала со стены мужнину саблю и ружье и дралась насмерть, защищая детей или давая им  возможность убежать. Исторические исследования открывают для нас  множество примеров воинской доблести женщин­казачек не раз  становившихся на пути врага рядом со своими отцами, мужьями и сыновьями, управлявшихся иной раз с конем и шашкой получше иных мужчин. Если Запорожская  Сечь действительно была исключительно мужским  воинским лагерем, куда женщине не было ходу, то у донцов, кубанцев и  терцев издревле казачка была не только верной спутницей жизни, хозяйкой в  доме, но и бойцом.  Казакам веками приходилось не только охранять границы  России и совершать лихие походы на супостатов, но и защищать свои станицы  от набегов врага. В таких оборонах казачки помогали мужчинам, заряжаяружья, вынося и перевязывая раненых. Но случалось и так, что казаков в  станице не оказывалось или защитники гибли в бою, тогда казачки, вместе со  стариками и подростками, сами вступали в бой, с детства умея и стрелять из  ружья и защитить себя кинжалом. Веками на невольничьих рынках Крымского ханства и Турции продавали русских, малороссийских и польских полонянок,  но из казачьих городков хищники угоняли только детей и совсем юных  девушек. Казачки в плен не сдавались, сражались до конца. В 1641 году, когда огромное турецкое войско осадило удерживаемый  казаками Азов, рядом с мужчинами дрались на стенах 800 казачек. Многие из  них пали в сражении.   Казачка сумела достойно встать вместе с казаками с оружием в руках на  защиту своих детей, куреня и станицы. И, несмотря на все это, она не теряла  основных черт, присущих слабому полу: женственности, сердечности,  кокетства, любви к нарядам. 2. Кстати говоря, история костюма казачки очень интересна и может  рассказать об истории развития самого казачества. Именно на эту тему я  приготовила для вас одно интересное задание. Все мы живем на территории  бывшего Войска Донского, а значит, многих можно смело назвать казачками,  которые любят красивые и яркие наряды. Я предлагаю вам на несколько  минут  стать модельерами и придумать наряд для современной казачки с  опорой на исторические сведения. (Желающие (3 участника) создают эскиз  женского казачьего костюма). На это вам отводится 2 минуты. Характер и особенности женской одежды историки объясняют  происхождением казачек. Женщины долго сохраняли традиционную одежду  тех мест, откуда они пришли на Дон. Одни попали сюда в качестве пленниц ­  ясырок  — татарки, турчанки, ногайские женщины. Другие были привезены из  русских селений. Немецкий путешественник Паллас, побывав на Дону в 1734 году пишет:  "Казачки городка Черкасск одеваются по­восточному: спускающиеся до  самой щиколотки широкие шаровары, сапожки или туфли из жёлтого сафьяна, рубашки их, обыкновенно из красной, жёлтой или синей материи".Облики и черты восточной женщины ещё долго сохранятся в чертах казачки. В 18 веке на  Верхнем Дону появляется белая домотканая одежда с большим  количеством вышивки и кружева. Магические знаки вышивки располагали на  груди, руках и голове, оберегая и защищая  от злых духов. По мере  изнашивания одежды кружева  срезали и хранили отдельно, передавали по  наследству или пришивали на новую одежду. Популярным на Дону был сарафан, который назывался кумашником. Его  шили из холста, крашенины, пестряди, парчи и украшали кружевом, яркими  лентами, бусинами, галунами и бахромой. С развитием жизни развивался и наряд казачьей женщины. К 20 веку на смену  широким шароварам и длинным сарафанам пришли удобные костюмы­ парочки, которые подчеркивали красоту и стать казачек.Ну, а теперь давайте посмотрим, какие же наряды, по мнению наших  модельеров, должны носить современные казачки. 3. Несмотря на все тяготы и лишения, заботы и труды, которые ложились на  хрупкие плечи женщин­казачек, они оставались женственными, могли  с  задором веселиться, петь, танцевать, ходить в гости, отмечать праздники.  Каждое событие в их жизни сопровождалось песней, в которую они  вкладывали душу. Я хочу, чтобы вы послушали одну из  них и почувствовали  те эмоции, которые казачки переживали, провожая казаков в военные походы. 4. А теперь, как настоящим казачкам, в чем я абсолютно не сомневаюсь, я  предлагаю вам всем вместе спеть очень известную, задорную казачью песню о  казачке. Перед вами лежат тексты песни, да и музыку все вы знаете. ( Звучит  песня «Пчёлочка златая».) 5. Подводя итог сказанному, и в преддверии  праздника, Дня матери­казачки,  я хочу пожелать всем женщинам оставаться сильными и хрупкими,  надежными и беззащитными, мужественными перед трудностями и  женственными в кругу семьи. Счастья и удачи!Пчелочка златая                                   А пчелочка златая, что же ты жужжишь?    А пчелочка златая, что же ты жужжишь, жужжишь?   Жаль, жаль, жалко мне,    Что же ты жужжишь?    Жаль, жаль, жалко мне,    Что же ты жужжишь?    А ёколо летаешь, а прочь не летишь,    А ёколо летаешь, а прочь не летишь, летишь.    Жаль, жаль, жалко мне,    А прочь не летишь.    Жаль, жаль, жалко мне,    А прочь не летишь.          А у моей у Любы русая коса,    А у моей у Любы русая коса, коса.  Жаль, жаль, жалко мне,    Русая коса.    Жаль, жаль, жалко мне,    Русая коса.    А лента голубая ниже пояса,    Лента голубая ниже пояса….яса    Жаль, жаль, жалко мне,    Ниже пояса,  Жаль, жаль, жалко мне,    Ниже пояса.