Классный час - один из классных часов из цикла "Казачьему роду нет переводу", посвященного казачьему быту, традициям. В этом материале вы найдете информацию, связанную с ролью женщин-казачек; узнаете историю казачьего женского наряда, имена известных казачек - участниц войн, обычаи казаков.
Классный час на тему Славные казачки.docx
Классный час на тему
«Славные казачки»
(Из цикла «Казачьему роду нет переводу!»)
Класс:6
Возраст: 1213 лет
Подготовила:
Учитель русского языка и литературы
МБОУ гимназии №1
Лушникова Юлия Сергеевна Классный час на тему
«Славные казачки»
Цели: 1. Расширить знания учащихся об истории, традициях, обычаях
казаков; показать роль женщинказачек в истории и культуре казачества.
2. Развивать стремление сохранить историческое и духовное наследие,
оставленное казаками; формировать у учащихся сознание причастности к
прошлому, настоящему, будущему казачества;
3. Воспитывать чувство патриотизма, национальной общности.
Оборудование: компьютер, экран с проектором, мольберты, листы ватмана,
маркеры, минусовка и тексты казачьей песни.
Ход классного часа:
1. Здорово ночевали! Это известное казачье приветствие. Как ни странно,
однако, с начала возрождения казачества из всего, что говорят о нем, почти
ничего не сказано о славных женщинахказачках, на которых с давних пор
была возложена главная обязанность в создании благополучия казачьей семьи.
В экстремальных условиях приграничной жизни выковался не только характер
воинаказака, но и совершенно особый тип женщины казачки. Когда мы
говорим, что казаки освоили и возделали огромные пространства Дона,
Кубани, Терека, Приуралья, надо помнить, что в значительной мере это было
сделано женскими руками. Мужчиныто постоянно были в походах, на
кордонах. А дома оставались старики, дети и казачки. Они и возделывали
поля, огороды, бахчи, виноградники, ходили за скотиной, они вырастили
пышные сады, в которых утопали станицы. Они собирали урожай, пекли хлеб,
делали заготовки на зиму, стряпали, обшивали всю семью, растили детей,
ткали, вязали, могли и хворобы лечить, и хату подправить. Весь дом, все имущество, все хозяйство приобретено и держится только ее
трудами и заботами.
Постоянный труд и заботы, легшие на ее руки, дали особенный
самостоятельный мужественный характер и поразительно развили в ней
физическую силу, здравый смысл, решительность и стойкость характера.
Но казачка умела не только это. При нападении врагов она снимала со стены
мужнину саблю и ружье и дралась насмерть, защищая детей или давая им
возможность убежать. Исторические исследования открывают для нас
множество примеров воинской доблести женщинказачек не раз
становившихся на пути врага рядом со своими отцами, мужьями и сыновьями,
управлявшихся иной раз с конем и шашкой получше иных мужчин.
Если Запорожская Сечь действительно была исключительно мужским
воинским лагерем, куда женщине не было ходу, то у донцов, кубанцев и
терцев издревле казачка была не только верной спутницей жизни, хозяйкой в
доме, но и бойцом. Казакам веками приходилось не только охранять границы
России и совершать лихие походы на супостатов, но и защищать свои станицы
от набегов врага. В таких оборонах казачки помогали мужчинам, заряжая ружья, вынося и перевязывая раненых. Но случалось и так, что казаков в
станице не оказывалось или защитники гибли в бою, тогда казачки, вместе со
стариками и подростками, сами вступали в бой, с детства умея и стрелять из
ружья и защитить себя кинжалом. Веками на невольничьих рынках Крымского
ханства и Турции продавали русских, малороссийских и польских полонянок,
но из казачьих городков хищники угоняли только детей и совсем юных
девушек. Казачки в плен не сдавались, сражались до конца.
В 1641 году, когда огромное турецкое войско осадило удерживаемый
казаками Азов, рядом с мужчинами дрались на стенах 800 казачек. Многие из
них пали в сражении.
Казачка сумела достойно встать вместе с казаками с оружием в руках на
защиту своих детей, куреня и станицы. И, несмотря на все это, она не теряла
основных черт, присущих слабому полу: женственности, сердечности,
кокетства, любви к нарядам.
2. Кстати говоря, история костюма казачки очень интересна и может
рассказать об истории развития самого казачества. Именно на эту тему я
приготовила для вас одно интересное задание. Все мы живем на территории
бывшего Войска Донского, а значит, многих можно смело назвать казачками,
которые любят красивые и яркие наряды. Я предлагаю вам на несколько
минут стать модельерами и придумать наряд для современной казачки с
опорой на исторические сведения. (Желающие (3 участника) создают эскиз
женского казачьего костюма). На это вам отводится 2 минуты.
Характер и особенности женской одежды историки объясняют
происхождением казачек. Женщины долго сохраняли традиционную одежду
тех мест, откуда они пришли на Дон. Одни попали сюда в качестве пленниц
ясырок — татарки, турчанки, ногайские женщины. Другие были привезены из
русских селений.
Немецкий путешественник Паллас, побывав на Дону в 1734 году пишет:
"Казачки городка Черкасск одеваются повосточному: спускающиеся до
самой щиколотки широкие шаровары, сапожки или туфли из жёлтого сафьяна,
рубашки их, обыкновенно из красной, жёлтой или синей материи". Облики и черты восточной женщины ещё долго сохранятся в чертах казачки.
В 18 веке на Верхнем Дону появляется белая домотканая одежда с большим
количеством вышивки и кружева. Магические знаки вышивки располагали на
груди, руках и голове, оберегая и защищая от злых духов. По мере
изнашивания одежды кружева срезали и хранили отдельно, передавали по
наследству или пришивали на новую одежду.
Популярным на Дону был сарафан, который назывался кумашником. Его
шили из холста, крашенины, пестряди, парчи и украшали кружевом, яркими
лентами, бусинами, галунами и бахромой.
С развитием жизни развивался и наряд казачьей женщины. К 20 веку на смену
широким шароварам и длинным сарафанам пришли удобные костюмы
парочки, которые подчеркивали красоту и стать казачек. Ну, а теперь давайте посмотрим, какие же наряды, по мнению наших
модельеров, должны носить современные казачки.
3. Несмотря на все тяготы и лишения, заботы и труды, которые ложились на
хрупкие плечи женщинказачек, они оставались женственными, могли с
задором веселиться, петь, танцевать, ходить в гости, отмечать праздники.
Каждое событие в их жизни сопровождалось песней, в которую они
вкладывали душу. Я хочу, чтобы вы послушали одну из них и почувствовали
те эмоции, которые казачки переживали, провожая казаков в военные походы.
4. А теперь, как настоящим казачкам, в чем я абсолютно не сомневаюсь, я
предлагаю вам всем вместе спеть очень известную, задорную казачью песню о
казачке. Перед вами лежат тексты песни, да и музыку все вы знаете. ( Звучит
песня «Пчёлочка златая».)
5. Подводя итог сказанному, и в преддверии праздника, Дня материказачки,
я хочу пожелать всем женщинам оставаться сильными и хрупкими,
надежными и беззащитными, мужественными перед трудностями и
женственными в кругу семьи. Счастья и удачи! Пчелочка златая
А пчелочка златая, что же ты жужжишь?
А пчелочка златая, что же ты жужжишь, жужжишь?
Жаль, жаль, жалко мне,
Что же ты жужжишь?
Жаль, жаль, жалко мне,
Что же ты жужжишь?
А ёколо летаешь, а прочь не летишь,
А ёколо летаешь, а прочь не летишь, летишь.
Жаль, жаль, жалко мне,
А прочь не летишь.
Жаль, жаль, жалко мне,
А прочь не летишь.
А у моей у Любы русая коса,
А у моей у Любы русая коса, коса.
Жаль, жаль, жалко мне,
Русая коса.
Жаль, жаль, жалко мне,
Русая коса.
А лента голубая ниже пояса,
Лента голубая ниже пояса….яса
Жаль, жаль, жалко мне,
Ниже пояса,
Жаль, жаль, жалко мне,
Ниже пояса.
Классный час на тему "Славные казачки" (6 класс)
Классный час на тему "Славные казачки" (6 класс)
Классный час на тему "Славные казачки" (6 класс)
Классный час на тему "Славные казачки" (6 класс)
Классный час на тему "Славные казачки" (6 класс)
Классный час на тему "Славные казачки" (6 класс)
Классный час на тему "Славные казачки" (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.