ГОКУ «Школа – интернат р.п. Квиток»
Классный час на тему:
«Дети войны»
в 8 классе
Классный руководитель Тимошина Т.В.
Учитель русского языка и чтения. Цель:
Показать Великую Отечественную войну как личностно значимое для
нашего современника событие.
Задачи:
Прививать учащимся чувство патриотизма, гражданственной
ответственности;
Помочь учащимся стать нравственно совершеннее, сделать свой
нравственный выбор;
Помочь ощутить себя частицей страны, прививать чувство ответственности за
её судьбу;
Содействовать становлению личности, способной самостоятельно выбирать
собственную позицию.
Форма проведения:
литературномузыкальная композиция, в которой используются материалы
фотохроники, песни о ВОВ.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, экран, иллюстрации картин о
Великой Отечественной войне.
Эпиграф:
И когда кончится война, и мы станем размышлять о причинах нашей победы
над врагом человечества, мы не забудем, что у нас был могучий союзник:
многомиллионная, крепко сплочённая армия советских детей.
Корней Чуковский, 1942 г.
Слово учителя. В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными
для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки
строили шалаши и играли в "дочкиматери", непоседливые мальчишки скакали
верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто
не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многое в жизни
перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с
1927 по 1945 год, украли детство. Не только взрослые погибли в этой
жестокой войне, но и много детей в годы ВОВ погибло, а кто выжил,
натерпелся страха и ужаса.
Ученик 1:
Годы летят стремительно,
Больше полвека прошло,
Но память хранит пронзительно
Все то, что давно ушло.
Мой дед босоногим мальчишкой
Узнал, что такое война,
А мы по рассказам и книжкам
Представим, что было тогда…
Учитель:
22 июня. Этот день будет вечно возвращать нашу память к 1941 году.
Ученик 2:
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник.
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывая люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего какихто пять минут осталось!
Учитель: Прослушайте запись из заявления Советского правительства 22 июня 1941
года:
Звучит запись голоса Левитана о начале войны.
Учитель:
Дети встретили войну в разном возрасте. Ктото совсем крохой, ктото
подростком. Ктото был на пороге юности. Война застала их в столичных
городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в загородном
лагере…
Ученик 4:
Перед нами фрагменты дневниковых записей:
"В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В
первый год войны школы не работали, но мы не сидели, сложа руки. Мы
собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом
нас возили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во
время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы…"
Презентация «Дети и война»
Ученик :
"Война застала нашу семью под Брестом 22 июня 1941 года. На моих глазах
погибли мать и сестра. Мне было 9 с половиной лет. Я был подобран двумя
солдатами и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы
перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка, в
специальную разведроту. Я выполнял задания по разведке, но в начале 1942
года попал под обстрел и был ранен…"
Слайд Сын полка
Учитель:
Сыны полков, юные партизаны, разведчики, танкисты. Разными путями они
попадали на войну. Освобожденные из плена, братья и сестры погибших,
сироты или дети живых родителей… Они не знали, как сложится их жизнь
через месяц, день или час. Но храбрость этих до срока возмужавших сердец,
недетская сила были связаны в едином порыве, принесшем нам Победу.
Погибали дети не только на фронтах, но и в оккупированных фашистами
городах, и в блокадном Ленинграде. Слайд Ленинград
Ленинград… 8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады
длиною в 900 дней и ночей. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2
миллиона 887 тысяч человек. Запасы продовольствия заканчивались,
снижались нормы выдачи хлеба. С 20 ноября в пятый раз сокращается
хлебный паек: рабочие в сутки получают 250 грамм, а неработающие и дети
по 125 грамм хлеба в сутки. Крошечный, почти невесомый ломтик. Сто
двадцать пять блокадных грамм. С огнем и кровью пополам…
Учитель:
Острый голод давал о себе знать все сильнее. Умирали и молодые, и старые, и
дети. Смерть настигала людей везде: на улице, в квартире, на работе. Только
за первую блокадную зиму голод и холод унес в Ленинграде 252 тысячи
человек.
Иду в темноте, вдоль воронок,
Прожекторы щупают небо.
Прохожие.
Плачет ребенок.
И просит у матери хлеба.
А мать надорвалась от ноши
И вязнет в сугробах и ямах.
Не плачь, потерпи мой хороший,
И чтото бормочет о граммах.
Их лиц я во мраке не вижу,
Подслушала горе вслепую.
Но к сердцу придвинулась ближе
Осада, в которой живу я.
Учитель:
Дети в осажденном городе… Их было 400 тысяч. Дети ждали хлеба, а где его
взять? Матери отдавали все, что могли, чтобы обменять свои вещи на хлебные
карточки. Чтобы не заморозить детей, женщины с превеликим трудом
доставали дрова, а если дрова кончались, в ход шли мебель, паркет и книги.
В 2010 году в Петербурге было открытие памятника девочке — блокаднице
на Пискарёвском кладбище. (Можно использовать для показа фото
данного памятника)
Эту девочку звали Таня Савичева. Она была ленинградской школьницей. (Можно показать видеоролик о Тане Савичевой или её фотографию.
Прочитать странички дневника девочки.)
Ленинградские дети и взрослые гибли от бомбёжек и артобстрелов, от холода
и голода. Вот странички из дневника, который вела Таня Савичева.
(Слайды из дневника)
«Женя умерла 28 декабря в 12.30 часов утра. 1941 год». Женя — это сестра
Тани.
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа. 1942 год».
«Лёка умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 год». Лёка — это брат Тани.
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Лёша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама, 13 мая в 7.30 часов утра 1942 года».
«Умерли все»
«Осталась одна Таня»
После смерти родных Таня попала в детский дом, откуда её вывезли на
Большую землю. За жизнь Тани боролись два года, но спасти так и не смогли.
(Показ видеоролика. Песня Ильи Резника «Дети войны». Поёт Тамара
Гвирацителли в сопровождении детского хора на фоне слайдовых
фотографий.)
Учитель:
Враги зверски расправлялись с мирным населением на оккупированных
территориях, угоняли женщин и детей в концентрационные лагеря. Там их
ждали голод, пытки, чудовищные эксперименты, смерть в газовых камерах.
Многие дети попали в руки немцев, в плен. Фашисты выстраивали детей
отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, смотрели на все
стеклянными глазами.
Слайд дети в концлагерях
Мы четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Так на наших глазах
убили маленькую девочку, которая кричала без остановки. Немец вывел ее из
шеренги, чтобы все видели, и пристрелил. Все поняли без переводчика –
плакать нельзя". Вот так просто угасали жизни.
Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как
ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы
поупражняться в меткости. Ведь ребенок не может работать, пользы от него никакой, значит, можно убивать безнаказанно. Хотя в лагерях находилась
работа и для детей. Например, выносить человеческий пепел из крематория и
зашивать его в мешки, чтобы потом этим прахом удобрять землю.
Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат. А
как цинично их "сортировали" на пригодных и непригодных к работе. Вышел
ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии будешь
служить "великой Германии", ниже необходимой отметки – отправляйся в
печь. И отчаянно тянулись вверх ребята, становились на носочки, казалось,
обманут, останутся в живых, но беспощадной машине рейха малыши не
нужны, она пустит их в топку, чтобы наращивать и наращивать обороты.
Теряли родителей, братьев и сестер. Иногда напуганные дети по нескольку
дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения
своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – в
фашистские застенки. Но многие боролись с фашизмом с оружием в руках,
становясь сыновьями и дочерями полков, партизанами.
Презентация (слайд 8 17) Инсценированная песня «Саласпилс»
Учитель:
Тяжелые испытания принесла война детям. Бессмертный героизм и мужество
проявили тысячи ребят. Многие из них не пощадили жизни ради победы.
Ценою крови куплена Победа, Пусть это помнит шар земной всегда!
Дети войны, и веет холодом.
Дети войны, и пахнет голодом.
Дети войны, и дыбом волосы.
На чёлках детских — седые волосы.
Земля омыта слезами детскими.
Детьми советскими и несоветскими.
Какая разница, где был под немцами?
В Дахау, Лидице или в Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками.
Трава поникла, где дети плакали.
Дети войны, боль и отчаяние.
И сколько надо им минут молчания?
Заветной мечтой каждого из нас, любого ребёнка является мир на земле.
Я хочу, чтоб на нашей планете
Никогда не печалились дети.
Чтоб не плакал никто, не болел,
— Только б хор наш звенел.
Чтоб навек все сердцами сроднились. — Доброте, чтобы
Чтоб забыла планета Земля,
Что такое вражда и война.
Учитель.
На Земле самый лучший народ дети. Как сохранить нам его в тревожном 21
веке? Как сберечь его душу и его жизнь? А вместе с ним — и наше прошлое, и
наше будущее? Во второй мировой войне на Земле погибло тринадцать
миллионов детей. 9 миллионов советских детей осиротели за годы этой
страшной войны. И чтобы не повторилось такой ужасной трагедии,
человечество не должно забывать об этих безвинных жертвах. Мы все должны
помнить, что в войне, которую развязывают взрослые, гибнут и дети.
Классный час на тему: «Дети войны» ( 8 класс)
Классный час на тему: «Дети войны» ( 8 класс)
Классный час на тему: «Дети войны» ( 8 класс)
Классный час на тему: «Дети войны» ( 8 класс)
Классный час на тему: «Дети войны» ( 8 класс)
Классный час на тему: «Дети войны» ( 8 класс)
Классный час на тему: «Дети войны» ( 8 класс)
Классный час на тему: «Дети войны» ( 8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.