Форма проведения: Час - общения. Цель классного часа: ознакомить детей с понятием "конфликт" и "конфликтная ситуация", с видами конфликтов; со способами предупреждения конфликтов; способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия; побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.
Классный час на
тему:
"Эти
вредные
конфликты"Разработала: Каптилова В.А. –классный руководитель 11 класса
Цели:
ознакомить детей с понятием "конфликт" и "конфликтная ситуация", со
способами предупреждения конфликтов;
способствовать формированию позитивного отношения к людям,
желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия;
побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.
Форма проведения: час общения.
Оформление:
"Те кто, не могут сварить суп, заваривают кашу", таблички с незаконченным
предложением: "Причиной конфликта было то, что ……..", "Способы
предупреждения конфликтов: мягкое противостояние, конструктивное
предложение".
I.
Беседа
Ход мероприятия
Классный руководитель: Ребята, приходилось ли вам "заваривать кашу"? В
чём это заключалось?
Примерные ответы детей: - Напутал чего-то, перессорился со всеми;
- попал в трудную ситуацию и т.д.
Классный руководитель: А есть другая поговорка со словом каша: "С тобой
каши не сваришь". О ком так говорят?
Дети: о бестолковых, ленивых, несговорчивых, о таком человеке с которым
невозможно договориться.Классный руководитель: Прочитайте эпиграф к классному часу. Как бы вы
объяснили его значение?
Дети:
-Те, кто не способен к общению и пониманию, попадают в запутанные
ситуации.
-Кто не может ладить с людьми, то постоянно создаёт трудности для себя и
других.Если в коллективе не могут работать дружно, там любое дело
превращается в кашу.
Классный руководитель: Если коллектив не может работать дружно, в этом
коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят
столкновения.
Как их избежать?
Как прекратить "расхлёбывать" кашу, которую заварили во время таких
столкновений? Об этом мы и будем говорить во время классного часа.
Поднимите руки, кому приходилось когда- либо участвовать в конфликтной
ситуации?
Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было
причиной конкретного конфликта?
Для этого предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске:
"Причиной конфликта было то, что……"
Ответы детей:
Мы с подругой обе хотели быть лидерами в компании.
У нас совершенно разные характеры.
Мне не понравилось его поведение.
Мы стали болеть за разные футбольные команды
И т.п.
Классный руководитель: Как мы видим, конфликты возникают по самым
разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний,
оценок, неуважение к другим, неумение общаться.
А что такое конфликт?
Конфликт - это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность,
страх, ненависть между людьми. Учёные выявили несколько разновидностей
конфликтов.
Самый распространённый - неуправляемый конфликт.Вот в автобусе вам кто-то наступил на ногу, и вы возмутились: "Вот нахал
даже не извинился!" Теперь уже тот вынужден нападать: "На такси нужно
ездить!" В результате дело может дойти до драки.
Другой вид конфликта - холодная напряжённость (внутренний конфликт).
Он может возникнуть у людей стоящих в очереди, когда кто то, пользуясь
своим правом, пытается обойти всех. Например, показывая удостоверение
социального работника, люди молчат, но внутри у них всё кипит. Но вот кто-
то не выдерживает и протестует, очередь его поддерживает и разгорается
скандал.
Есть и третья разновидность - избегание, когда человек явно показывает, что
не хочет поддерживать общение.
В чём же вред таких конфликтов?
Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.
Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих
переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук.
В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце,
сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие
конфликты.
Прежде всего ни в коем случае нельзя употреблять запрещённые приёмы -
это фразы типа: "Да брось ты!", "Чего ты понимаешь!", "Ты вроде умный
человек, а говоришь такую чепуху!"
Наоборот, просто волшебное действие производят слова: "мне кажется",
"может быть, я ошибаюсь", "может быть, ты со мной согласишься" и т.д.
Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает
спокойнее и счастливее не только вас, но и других.
Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем
учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого существует
множество способов. Мы рассмотрим два самых распространённых.
Первый способ предупреждения конфликтов - мягкое противостояние.
Мягкое противостояние - это решительное возражение, высказанное в мягкой
форме. Так можно отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека.
Второй способ называется "конструктивное предложение" . Это попытка
найти компромисс, т.е. выход, который мог бы устроить всех. Рассмотрим
конкретные ситуации.
Мягкое противостояние.Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников
и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте мягко
намекнуть ему на это.
Примерные фразы:
Дима, не хочется ссориться, но мне не нравится, когда моими вещами
пользуются другие.
Не обижайся, но это мои учебники, и мне одному удобнее ими пользоваться.
Конструктивное предложение.
У вас очень хорошо получается мягкое противостояние. А как можно в этой
ситуации избежать конфликта с помощью конструктивного предложения?
Примерные фразы:
Лена, мне кажется несправедливым то, что я одна ношу учебники в школу,
давай будем это делать по очереди.
Я понимаю, что тяжело носить в школу полный портфель учебников. Сейчас
есть такие сумки на колёсиках и с выдвигающейся ручкой. Может попросишь
у родителей такую.
Мягкое противостояние и конструктивное предложение -это два способа
поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить
собственное достоинство.
Если не остановить конфликт, он разгорается как пожар. И потушить его
иногда бывает невозможно. А если это конфликт между народами, он может
закончится непримиримой войной. Тогда в район конфликта приходят
миротворцы, которые пытаются погасить конфликт, восстановить диалог
между народами. Для погашения конфликта психологи придумали
специальное противопожарное правило - "Шесть шагов к миру".
Предлагаю вам выступить в роли миротворцев. Попробуем погасить конфликт
с помощью этого правила.
Приглашаются стороны, у которых возник конфликт.
Мы вам предлагаем сделать шесть шагов к примирению.
Что бы сделать эти шаги вам нужно честно и чётко ответить на мои вопросы.
Итак, сделайте первый шаг!
А теперь дайте честный и чёткий ответ на вопросы:
"Какое моё желание привело к конфликту?"
Теперь нужно сделать второй шаг.(И т.д.)
Из-за чего возник конфликт?Спросите себя: "Могу ли я придумать решение, при которых мы оба получим
то, чего хотим? Какое это может быть решение?
Сколько таких решений мы можем придумать вместе?
А какие решения вам могут подсказать одноклассники?
Подумайте, какое из этих решений самое лучшее? К чему приведёт каждое из
предлагаемых решений. Буду ли я доволен этим решением? Будет ли доволен
мой противник?
Какие решения устроят на обоих? Будем ли мы выполнять эти решения?
Остался один шаг! Нужно дать ответ на последний вопрос:
С чего начать наше перемирие?
(нужно пожать друг другу руки)
Вот мы и погасили ваш конфликт - перемирие состоялось. Но не всегда будет
рядом с вами учитель или взрослый. В таких случаях каждый из вас может
выступить миротворцем и попытаться погасить конфликт или хотя бы
развести конфликтующие стороны подальше друг от друга.
II . Дискуссия "Нужны ли нам миротворцы?"
Классный руководитель: Как вы считаете, ребята, помогут ли эти шесть
шагов примирить противников?
Нужно ли вообще устанавливать перемирие? Может быть, у вас есть какие-то
другие способы выхода из конфликтных ситуаций?
Примерные ответы детей:
Даже 10 шагов не помирят тех, кто презирает друг друга.
А если кто-то поступил подло и некрасиво? Тогда им вообще не стоит
мириться.
Если они захотят действительно помириться, они это сделают.
Есть пословица: Двое дерутся, третий не лезь. Станешь их мирить, наживёшь
себе двух врагов.
В конфликте обе стороны неправы. Нужно просто им это объяснить, а ни в
коем случае не вставать на сторону одного.
II.
Заключительное слово.
Классный руководитель:
В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться
взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить
до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическоездоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже
разгорелся, нужно уметь из него выйти.
III.
Подведение итогов.
Какое впечатление оставил у вас классный чаc?
Прибавилось ли у вас уверенности в своих силах?
Появилось ли желание воспользоваться способами предотвращения и
погашения конфликтов?