На классном часе создаются учителем условия для формирования представлений о мире профессий, обогащаются знания учащихся о мире профессий, воспитывается уважительное и доброе отношение к людям разных профессий; формируется интерес, развивается логическое мышление;
формируется коммуникативная компетентность воспитанников посредством включения их в проектную деятельность.На уроке используется занимательный материал в виде игр- пословиц ,кроссворда, игр на внимание
Классный час в 3 классе на тему: "Прекрасных профессий на свете не
счесть, и каждой профессии слава и честь"
Цель: создание условий для формирования представлений о мире профессий, формирование
коммуникативной компетентности воспитанников посредством включения их проектную
деятельность.
Задачи: обогащение знаний учащихся о мире профессий, воспитывать уважительное и доброе
отношение к людям разных профессий
1. выяснить уровень знаний учащихся о профессиях;
2. расширить знания детей о мире профессий;
3. формировать интерес к профессиям;
4. развивать логическое мышление, память, связную речь , умение
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
1.Вступительная беседа с учащимися.
Учитель: Здравствуйте, врачи и учителя, нефтяники и поэты, спортсмены и космонавты, артисты
и мореплаватели, строители и защитники Отечества. Ребята, а почему я сегодня вас так
приветствую?
Пройдут школьные годы, и именно вы построите уютные дома, сошьете красивую и удобную
одежду, испечѐте самый вкусный в мире торт, сошьѐте такие сапоги, что позавидует сама царица,
или первыми откроете новые звезды.
Но, вы ещё учитесь в школе. Какая задача стоит сейчас перед вами? (хорошо учиться). Чтобы кем
то стать в жизни, вам надо прежде вырасти и выучиться. Какое качество вам необходимо для того,
чтобы хорошо учиться? (трудолюбие).
Дети: Разговор у нас будет о разных профессиях.
Учитель: Сегодня мы поговорим о том, что такое профессия. В мире профессий – тысячи. Легко
ли разобраться в этом многообразии и правильно сделать свой выбор? При многих обязанностях
человека в обществе о нём судят прежде всего по труду на общее благо. Труд помогает раскрыть
свою личность, показать свои способности. Недаром народ сложил о труде множество пословиц и
поговорок. А вот знаете ли вы их – это мы сейчас проверим. Сейчас мы поиграем с вами в игру,
которая называется « Закончи пословицу ». Посмотрите на экран
(2 слайд). Здесь записано начало пословиц. Вам надо их продолжить.
Кто не работает, …. (тот и не ест).
Хочешь есть калачи, … ( не сиди на печи ).
Труд человека кормит, … ( а лень портит).
Кто любит труд, … ( того люди чтут).
Без труда не вытащишь … ( и рыбку из пруда).
В труде рождаются … ( герои ).
Учитель: Молодцы! Следующее задание: Составьте пословицу из данных слов. Посмотрите на
экран.(3 слайд)
Давайте прочитаем эти слова.СОЛНЦЕ, ТРУД, КРАСИТ, А, ЧЕЛОВЕКА, ЗЕМЛЮ
Дети: Землю красит солнце, а человека труд. (4 слайд)
Учитель: Правильно, а кто попробует объяснить смысл этой пословицы?
Дети: Труд дает средства к существованию. Все, чего человек достиг, он достиг благодаря труду.
Уютные дома, красивая одежда, вкусная еда, интересные развлечения – все это плоды
человеческого труда.
Кроме того, не зря говорят, что труд облагораживает человека. Это, конечно, должен быть труд по
душе, который приносит радость. Человек, который трудится, чувствует себя бодрым и
энергичным, выглядит подтянутым. «Землю красит солнце, а человека труд» такая поговорка
ходит в народе.
3.Продолжение беседы.
Учитель: Профессия должна быть выбрана по душе, должна интересовать человека, тогда она
будет приносить человеку радость, да и дело будет спориться.
Что же такое профессия ? Может ли человек получить профессию сразу, без подготовки?
Дети: Нет.
Учитель: Правильно, сначала надо учиться в техникуме, институте или в других учебных
заведениях.
А теперь давайте посмотрим на экран и прочитаем, как объясняется слово « профессия » в
толковом словаре. (5 слайд)
Ученик: ПРОФЕССИЯ – это вид труда , который требует от человека определённой подготовки,
знаний и умений.
Учитель: Хорошо!
Учитель: А сейчас мы поиграем в игру, которая называется «
Доскажи словечко» . Я начинаю, а вы заканчиваете.
Профессий всех не сосчитать!
А вы какие можете назвать ?
Поезд водит … ( машинист )
Пашет в поле … ( тракторист )
Самолётом правит … ( лётчик )
Клеит книжки … ( переплётчик ).
В школе учит нас … ( учитель ).
Столы делает … ( столяр ).
Песни нам поёт … ( певец ).
Торговлей занят … ( продавец ).
На станке ткёт ткани … ( ткач ).
От болезней лечит … ( врач ).
Красит стены нам … ( маляр ).
Лекарства выдаст нам … ( аптекарь ).
Хлеб выпечет в пекарне … ( пекарь ).
Нарисует нам … ( художник ).
Сапоги сошьёт … ( сапожник ).
Нам печку сложит на зиму … ( печник ).
Обслужит в поезде нас … ( проводник ).
Потушит в миг пожар … ( пожарный ).
На Крайнем Севере работает … ( полярник ).
С другого языка переведёт … ( переводчик ).Исправит кран … ( водопроводчик ).
Часы чинит … ( часовщик ).
Грузит краном … ( крановщик ).
Рыбу ловит … ( рыбак ).
Служит на море … ( моряк ).
В машине возит груз … ( шофёр ).
Хлеб убирает … ( комбайнёр ).
В доме свет провёл … ( монтёр ).
В шахте трудится … ( шахтёр ).
В жаркой кузнице … ( кузнец )
Кто всё знает – молодец !
4.– К нам в класс почтальон принёс телеграммы от людей различных профессий . Вам
надо их прочитать и догадаться , кто их прислал. Посмотрите на экран (6 слайд ) давайте их
прочитаем и назовём профессию человека от кого эта телеграмма.
а ) Я науки изучил,
Землю словно приручил.
Знаю я, когда сажать,
Сеять как и убирать.
Я знаток в краю родном
И зовусь я …. ( От агронома.)
Учитель: А кто такой агроном?
Дети: Агроном, специалист сельского хозяйства с высшим образованием, обладающий
всесторонними знаниями преимущественно в области земледелия. (7 слайд)
Учитель: Читаем следующую телеграмму (8 слайд)
б ) Моя работа в глубине, на самом дне.
Моя работа – в темноте и тишине.
Но кто же я, ответь – ка на вопрос :
Не космонавт, а всё хожу средь звёзд. ( От водолаза.)
Учитель: А кто такой водолаз?
Дети: водолаз профессионал, работающий под водой в водонепроницаемом костюме. (9 слайд)
5. Учитель: А сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется
« Рассыпалось слово ». У вас на столе лежит карточка с буквами. Вам нужно будет
пронумеровать буквы в такой последовательности, чтобы получились слова, обозначающие
профессии. Первая строка букв – одна профессия. Вторая строка букв – вторая профессия и т. д.
Работаем в парах. Даю вам время 5 минут. Кто готов? Какое первое получилось слово? (логопед)
Учитель: Правильно! А кто такой логопед?
Ученик: Логопед специалист по логопедии, исправляющий дефекты речи у человека. (10 слайд)
Учитель: Какое второе слово? ( окулист)
Учитель: Правильно! А кто такой окулист?
Ученик: Врач специалист по глазным болезням. (11 слайд)
Учитель: Третье слово? ( адвокат)
Учитель: Правильно! А кто такой адвокат?
Ученик: Адвокат – человек, защищающий интересы граждан в суде. Одна из древнейших
профессий. (12 слайд)
Учитель: Четвёртое слово? ( кинолог)
Учитель: Правильно! А кто такой кинолог?
Ученик: Кинолог – человек, воспитывающий собак. (13 слайд)
Учитель: И последнее слово? ( художник)
Куй железо, пока горячо. ( Кузнец.)
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. ( Рыбак.)
Не игла шьёт, а руки. ( Швея.)
Не бравшись за топор, избы не срубишь. ( Плотник.)
Корова черна, да молоко у неё бело. ( Доярка.)
На охоту ехать – собак кормить. ( Охотник.)
Учитель: Правильно! А чем занимается художник?
Ученик: Художник человек, создающий произведение любой области творчества (живописи,
музыки, скульптуры). (14 слайд)
6. Учитель: Молодцы! Справились с заданием. А сейчас вам нужно будет отгадать, о каких
профессиях идёт речь в пословицах и поговорках
7. Учитель: Молодцы! А сейчас давайте разгадаем кроссворд и прочитайте ключевое слово.
а) Мастер, мастер, помоги –
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди –
Мы пойдём сегодня в гости. ( Сапожник)
б) Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несёт в секрете.
На тропе, на берегу,
преграждает путь врагу. (Пограничник)
в) Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите, это? (Космонавт)
г) Ежедневно спозаранку
В руки он берёт баранку,
Крутит, вертит так и сяк,
Но не съест её никак! (Шофёр)
д) Пачку, пуанты надела Марина
На сцену вспорхнула, она … (балерина)
е) Прошлый раз был педагогом,
Послезавтра – машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он … (артист)
ё) Дупло и берлогу,
Дом лисий и птичий
В лесу охраняет
Надёжно … (лесничий)
ж) На улице Садовой
Дом построен новый,
В нём столько светлых окон !
Считать – не сосчитать !
А крыша так высоко,
что птицам не достать.
В доме десять этажей ,
В доме тысячи людей.
Кто построил этот дом,
Дом, в котором мы живём ? (Строители)
з) Справедливей всех всегдаСпоры все решит … (судья).
8. Учитель: А сейчас игра на внимание. Весёлая компания,
Удвой своё внимание !
Раньше рифма помогала,
А теперь коварной стала.
Ты, дружок, не торопись,
На крючок не попадись !
Чёрный весь, как будто грач,
С нашей крыши лезет … (трубочист)
Булки нам и калачи
Каждый день пекут … (пекари)
Варит кашу и бульон
Добрый, толстый … (повар)
Арий, опер сочинитель
Называется … (композитор)
На заводах по три смены
У станков стоят …. (рабочие)
Говорят про звуки парные
В школе нам с тобой … (учителя)
Посадил уж сотни роз
В городском саду … (садовник)
Дрессирует львов, собак
Храбрый, смелый наш … (укротитель)
Кто пасёт коров, овец?
Ну, конечно, …(пастух)
К первоклашкам входит в класс
Лишь бесстрашный … (учитель)
Подметает чисто двор
В шесть утра, конечно, … (дворник)
Ходят по клеточкам конь и ладья –
Ход свой победный готовит … (шахматист)
Складки, карманы и ровненький кант –
Платье красивое сшил … (портной)
Под куполом цирка в опасный полёт
Отправился смелый и сильный … (гимнаст)
Высадить новые саженцы в ельник
Снова отправится утром … (лесник)
«Самая самая…» называем профессию.
1. самая зелёная профессия (садовник, лесник)
2. самая сладкая (пчеловод, кондитер, дегустатор, повар)
3. самая волосатая (парикмахер)
4. самая денежная (банкир, профессиональные спортсмены, модель)5. самая детская (воспитатель, помощник воспитателя)
6. самая ответственная (судья, прокурор, хирург)
7. самая смешная (клоун)
8. самая умная (учёный, профессор)
9. самая белая (врач)
10. самая зубастая (стоматолог)
11. самая начитанная (библиотекарь)
12. Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель)
13. самая серьезная ( сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик)
«БУКВА и ПРОФЕССИЯ»
Надо придумать профессии или специальности, начинающиеся на эти буквы. Чья команда составит
наибольшее количество слов, начинающихся с буквы П . ( проводник, плотник, пожарный,
полицейский, полярник, пограничник, печник, пиротехник, повар, пекарь, портной, парашютист)
Учитель: Давайте сделаем вывод всему тому о чём мы сегодня с вами говорили. Посмотрите на
экран (16 слайд) Давайте прочитаем.
Прекрасных профессий на свете не счесть,
И каждой профессии – слава и честь !
Учитель: Играя, мы освежили свою память и вспомнили многообразие профессий и
специальностей. Каждый человек на земле – от мала до велика – должен трудиться, так как без
труда нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой жизни на земле. Каждое утро ваши мамы и
папы идут на работу. Они выполняют разные дела и поручения, имеют разные профессии. Вы
сегодня сидите за школьной партой. Учение – тоже труд и труд непростой. Каждый из вас
наверняка задумывался, кем он будет, когда вырастет. У вас ещё много времени впереди, чтобы
выбрать профессию. Сегодня мы поговорили лишь о некоторых профессиях. Но уже и сейчас
можно сделать вывод, что все работы хороши – выбирай на вкус ! Я думаю, когда вы вырастите, то
выберете ту профессию, которая вам понравится, но всегда помните, что любая профессия важна !
Много здесь профессий разных,
Выбрать что – не знаешь сразу.
В жизни много пригодится –
Стоит только научиться.
Но кем бы, ни стали вы малярами или артистами,Строителями, трактористами, есть одно пожелание важное:
Чтобы были вы хорошими гражданами.
Умными, честными, великодушными,
Работящими, законопослушными.
9.Итоги классного часа. Награждение наиболее активных учеников.
Использованная литература :
1. Мазнин И. 500 загадок для детей. – М. :ТЦ«Сфера», 2002
2. Педсовет плюс . 2005. № 8.
3. Агеева И. Д. Весёлые загадки – складки и загадки – обманки для всех школьных
праздников.М.: ТЦ «Сфера», 2002
4. Думанская С. Н. Классные часы.Х.: Изд. группа «Основа», 2008