Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Суицид - является одной из основных причин смерти у молодежи на сегодняшний день. Суицид считается «Убийцей № 2» молодых людей, в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. «Убийцей № 1» являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению суицидологов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. И если суицидологи правы, то тогда главным «убийцей» подростков является суицид.
классный час 2.doc
Классный час по профилактике детского
суицида
Профилактика детского суицида
«Сделай свой выбор»
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).
Суицид является одной из основных причин смерти у молодежи на сегодняшний день.
Суицид считается «Убийцей № 2» молодых людей, в возрасте от пятнадцати до двадцати
четырех лет. «Убийцей № 1» являются несчастные случаи, в том числе передозировка
наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По
мнению суицидологов, многие из этих несчастных случаев в действительности были
суицидами, замаскированными под несчастные случаи. И если суицидологи правы, то тогда
главным «убийцей» подростков является суицид.
Учреждение образования, где подростки проводят треть дня, представляется идеальной
средой для проведения программы предотвращения самоубийств. В данной папке будет
предложена модель суицидальной превенции на уровне отдельного образовательного
учреждения. Три базовых вопроса могут быть заданы в этой связи: что должно быть
сделано, чтобы предотвратить самоубийство, что должно быть сделано, когда молодой
человек угрожает кончить жизнь самоубийством, и что необходимо делать, когда
самоубийство произошло. Разрабатываемая модель является многоуровневой: охватывает
все уровни формирования суицидального поведения несовершеннолетних,
сформулированы цели и продумана система мер по предупреждению суицидального
поведения на каждом уровне суицидальной превенции.
Организация работы по профилактике суицида в образовательной среде:
1. Цикл родительских собраний по предупреждению детского суицида «Как
прекрасен этот мир…»:
1. Родительское собрание «Школа, семья и психическое здоровье школьников» («круглый
стол»)
2. Родительское собрание «Как воспитать гармонические отношения родителей и детей»
(Диспут с элементами тренинга)
3. Родительское собрание «Возраст первой любви» (семинартренинг)
Проблема детского суицида выявляет более широкий спектр воспитательных проблем. Это
и проблема сохранения и укрепления психического здоровья старшеклассников,
конфликты с взрослеющими детьми, постыдные методы воспитания, подростковая влюбленность, некомпетентность в вопросах воспитания педагогов и родителей, «кризис»
семьи. Поэтому, затрагивая проблему детского суицида на родительском собрании,
невозможно информировать, просветить, обучить, проконсультировать родителей в рамках
одного собрания. С этой целью был разработан цикл нетрадиционных родительских
собраний, тематика которых разная, но все они направлены на проблему предупреждения
суицида подростков.
Изменить ситуацию пассивности родителей, их низкой заинтересованности и равнодушного
«отбывания» сможет разнообразие форм проведения родительских собраний, обязательное
включение родителей в диалог, приглашение специалистов разных профилей. Применяются
диагностические методики по выявлению различных признаков и их оценке, памятки и
рекомендации для родителей.
Цель цикла родительских собраний «Как прекрасен этот мир…» — предупреждение
случаев суицида подростков.
Задача: 1.«Погружение» участников собрания в проблему и деятельностная
включенность в ситуации разрешения типичных трудностей в воспитании подростков.
2. Отработка алгоритмов и собственных моделей поведения.
3. .Информационная и эмоциональная поддержка родителей в предупреждении
ожидаемых и предсказуемых трудностей семейного воспитания, связанных с кризисами
взросления детей, опасностью приобщения к вредным привычкам, здоровьем детей.
Все собрания проводятся не бoлее 11,5 часа (превышение указанных границ, скорее всего,
будет приводить к нарастанию внутреннего беспокойства и напряжения участников, что
вряд ли будет способствовать их продуктивности). В качестве логического итога
родительского собрания служит вручение родителям рекомендаций, советы, памятки,
алгоритмы действий, которые они обычно с благодарностью принимают. Обсуждается
совместно следующая, удобная для всех участников, дата встречи.
1. Памятка по разрешению конфликтов
Уважаемые родители! Попытайтесь, осмыслить предложенные вопросы и вам, будет легче
адекватно вести себя в конфликте.
Хочу ли я благоприятного исхода конфликта для нас обоих?
Вместо того, чтобы думать, «как это могло быть», вижу ли я новые возможности в том,
«что есть»?
Как бы я чувствовал себя на его (ее) месте?
Что он (она) пытается сказать?
Выслушал ли я его (ее) как следует?
Что я хочу изменить? Как я могу сказать это без обвинений и нападок?
Не злоупотребляю ли я властью?
Что я чувствую?
Возлагаю ли я на когото вину за свои чувства?
Поможет ли это делу, если я расскажу ему (ей)о том, что я чувствую?
Что я хочу изменить?
Избавился ли я, то желания наказать его (ее)?
Что я могу сделать, чтобы лучше владеть моими чувствами?(Например, выразить свои
чувства на бумаге, поговорить с другом, выколоть матрац).
Хочу ли я разрешить конфликт?
Большое значение для продуктивного разрешения конфликта имеет способность родителей
выстроить позитивное общение с ребенком или, по крайней мере, выслушать его
внимательно и сочувственно. Интересный пример приведен в книге В.П. Шейнова: молодая
женщина решила проверить, действительно ли люди крайне плохо слушают друг друга. Во
время коктейля она сказала собеседнику бодрым светским голосом: «Между прочим,
уходя из дома, я пристрелила своего мужа» — «О, как тебе повезло дорогая!» —
последовал ответ.
Слушать и слышать — это далеко не одно и то же. К тому же, процесс слушания
требует значительных психических энергозатрат. Для восприятия звучания и смысла слова
человеку нужно не более секунды. Если слово неизвестное — 35 секунд. Для полного
понимания вопроса — не менее 1415 секунд. При некотором навыке человек схватывает
смысл речи со скоростью 6070 слов в минуту. Приемы эффективного слушания при
общении с ребенком.
Памятка 2.
Правила эффективной коммуникации с детьми по проблеме сексуальности (практическое
руководство для родителей)
Правило первое. Если разговор заходит о сексуальных отношениях, слушайте
ребенка внимательно, отключитесь от всех других дел. Если разговор возник в
неподходящий момент , перенесите его, но так, чтобы не казалось, что вы уходите от темы.
Важно показать свою заинтересованность — отложите газету, выключите телевизор, не
зевайте, не смотрите на часы. Не надо торопить ребенка, «выжимать» из него больше, чем
он хочет сказать.
Правило второе. Дайте понять ребенку, что слушаете его внимательно, время от
времени чтото уточняя, переспрашивая, показывая, что вы не потеряли нить разговора,
Такого рода «обратная связь» поощряет на продолжение разговора. Правило третье. Обсуждая с детьми вопросы сексуальности, избегайте упреков и
насмешек, используйте позитивные методы коммуникации, основанные на поощрении
«обратной связи». Негативные методы общения могут закрепить в сознании подростка
настороженное отношение к проблеме пола и тем самым закрепить в сознании подростка
настороженное отношение к проблеме пола и тем самым повредить развитию его
нормальной сексуальности. Не ждите, что подросток раскроет перед вами все карты. Не
удивляйтесь и не расстраивайтесь, если он поспешит уйти, как только вы начнете разговор
«про это». Хорошо уже, что он увидел вашу готовность к разговору, возможно, он сам
позднее вернется к нему.
Не начинайте с «от Адама». Если вы собираетесь говорить с ребенком о том, как
избежать беременности, то сразу говорите о контрацептивных средствах, а не о птичках и о
пчелках — иначе когда вы дойдете до презервативов, его уже не будет в комнате.
Правило четвертое. Стройте фразы так, чтобы они начинались со слов «я» или
«мне». Высказывания, начинающееся со слова «ты», носят атакующий характер и вызывают
желание оправдываться, возражать: это быстро разрушает контакт.
Правило пятое. По возможности формулируйте свои высказывания в форме
утверждений, а не вопросов, поскольку вопросы часто воспринимаются как ловушки.
Например, когда вы спрашиваете дочь: «Почему ты не встречаешься ни с кем кроме
Сережи?», вас ведь совершенно не интересует, почему именно дочь выбрала этого парня.
Этим вопросом вы выражаете свое недовольство, не интересуясь ее мнением. Вместо этого
вопроса можно было бы заметить: «Мне кажется, девушки твоего возраста не
ограничиваются одним поклонником».
Правило шестое. Если разговор принимает конфликтный характер, всеми силами
избегайте «абсолютных» категорий типа «всегда», «никогда», «каждый раз». Эти понятия
вообще надо употреблять осторожно, так как они всегда выражают возражения у того, к
кому обращены.
2. Повышение осведомленности персонала, родителей и учащихся о признаках
возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации.
С педагогами проводится психопросвещение в вопросах дезадаптивного поведения детей и
подростков, в том числе суицидального, дается информация о мерах профилактики
суицида среди детей и подростков.
Родителей необходимо познакомить с информацией о причинах, факторах, динамике
суицидального поведения, снабдить рекомендациями, как заметить надвигающийся суицид,
что делать, если у ребенка замечены признаки суицидального поведения.
С детьми о суициде вести беседы необходимо с позиции их помощи товарищу, который
оказался в трудной жизненной ситуации. Известно, что подростки в трудной ситуации чаще
всего обращаются за помощью и советом к своим друзьям, чем к взрослым. Именно
поэтому подростки должны быть осведомлены о том, что суицид это уход, уход от
решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и утраты,
отвергнутости и потери самоуважения... словом, от всего того, что составляет
многообразие жизни, пусть и не в самых радужных ее проявлениях. Прежде чем оказать
помощь другу, который собирается совершить суицид, важно располагать основной информацией о суициде и о суицидентах. Особенно важно быть в курсе дезинформации о
суициде, которая распространяется гораздо быстрее, чем информация достоверная. Дети
должны получить достоверную информацию о суициде, которую необходимо знать для
оказания эффективной помощи оказавшемуся в беде другу или знакомому.
Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и
психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и
избежать суицидальных попыток, организовать работу по оптимизации взаимоотношений в
детскородительской среде. Также позволит продуманно планировать готовность
действовать в острых кризисных ситуациях, периодах преодоления последствий ситуаций
кризиса, пост кризисного сопровождения.
Классный час по профилактике детского суицида
«Сделай свой выбор»
Цель Предотвращение самоубийства
Необходимые принадлежности: 3 листа формата А 4, цветные карандаши или
фломастеры.
На доске два листа со словами: «ЖИЗНЬ» и «СМЕРТЬ»
Учитель читает притчу:
Четыре свечки в комнате горели:
Из каждого угла одна светила.
Бежало к своему пределу время –
Создатель Сам вложил в него удила.
Бежало время, и горели свечи.
Но в комнате вдруг стало напряжённо.
И вот однажды: приближался вечер.
Одна свеча вздохнула сокрушённо:
Я – мир, но мой огонь чудесный
Никто уже поддерживать не хочет.
Враждуют люди всюду неуместно
Светить для тех, кто жаждет вечной ночи. И стало пламя гаснуть постепенно.
Свеча с названьем «Мир» погасла вскоре.
Остались три свечи средь зла и тленья
Дарить свой свет переживавшим скорби.
Но вот вторая молвила в печали:
Ношу я имя «Вера», только больше
Никто во мне святой нужды не чает.
И, видно, смысла нет гореть мне дольше.
Тут лёгкий ветерок подул, и пламя
Свечи с названьем «Вера» задрожало.
Никто и не заметил за делами,
Как «Вера» в уголочке умирала.
Бежало время. И из двух горящих
Одна сказала, свет теряя славный:
Нигде, ни в ком любви нет настоящей
Во мне не видят люди цели главной!
Меня – Любовь – бездумно отвергают,
Теряя в жизни истинное счастье.
Нет сил гореть для них! Я так страдаю,
Что не нашла в сердцах достойной части.
И третья свечка в комнате угасла...
Вдруг на пороге мальчик появился:
Три свечки не горят! – в глазёнках ясных
Отчаяния ужас отразился.
И он заплакал, обращаясь к свечкам:
Нельзя вам было гаснуть! С сотворенья Вы призваны своим делиться светом,
Сгорая для других без сожаленья.
Не плачь, дитя! – раздался голос нежный.
Покуда я горю, всё поправимо.
От моего огня ведь я – Надежда
Дай трём другим на радость пилигримов.
Обрадовался мальчик и свечою
Надежды верной дал огонь погасшим.
И вновь зажглись, охваченные тьмою,
Любовь и Мир, и Вера – Свечи счастья!
Так в жизни верного христианина
Огню надежды гаснуть не пристало.
Пускай, покуда говорится «ныне»,
Мир, Вера и Любовь в большом и малом
Горят, как свечи, в сердце пилигрима
Во Имя вечное, в Христово имя!
Я прошу детей сказать: «Что вы знаете о жизни?»
«Что вы знаете о смерти?»
Я прошу детей нарисовать «Жизнь» и нарисовать «Смерть»
Готовые работы вывешиваем на доску и проводим сравнение: по цветовой гамме, по
количеству деталей , по масштабу размещения, по размеру рисунка., по содержанию
рисунка
Наблюдаем за собственными эмоциями и активностью класса во время обсуждения
различных сторон вопроса.
Выразите свое мнение ,сделайте свой выбор. ( Допишите неоконченные предложения:)
1. Я выбираю ________________________________, потому
что______________________ 2. У меня есть цели на будущее (ставлю задачу детям, что целей должно быть очень
много, на всю жизнь)____________________________________
или У меня нет целей на будущее…..
Далее они формируют девиз своей жизни Например
|Я живу и хочу жить под лозунгом: «Жить здорово!»
«Я люблю тебя жизнь!»
«Как не страшна старость, но каждый старается до нее добраться!» ,
«Жизнь сложная штука, но каждый старается прожить ее достойно!»
«Жизнь хороша и жить хорошо!»
«Жить хорошо, а хорошо жить еще лучше!» и т.д
Я хочу умереть .Мой девиз «Умирать совсем не страшно!», «Чем так жить, лучше
умереть!»
В заключении дети могут по желанию поделиться своими планами на будущее, назвать
вслух девизы.
Ролевая игра. Дети делятся на 2 команды, распределяют роли и свечи и показывают свой
вариант выступления фрагмента притчи:
Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли...
Было так тихо, что слышалось как они разговаривают.
Первая сказала:
Я СПОКОЙСТВИЕ
к сожалению люди не умеют меня сохранить
Думаю, мне не остается ничего другого как погаснуть!
И огонек этой свечи погас.
Вторая сказала:
Я ВЕРА
к сожалению я никому не нужна.
Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла мне гореть дальше"
Едва произнеся это, подул легкий ветерок и загасил свечу. Очень опечалившись, третья свеча произнесла:
Я ЛЮБОВЬ
у меня нет больше сил гореть дальше.
Люди не ценят меня и не понимают.
Они ненавидят тех которые их любят больше всего своих близких."
Долго не ждав и эта свеча угасла.
Вдруг...
в комнату зашел ребенок и увидел 3 потухшие свечки. Испугавшись он закричал:
ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ!
ВЫ ДОЛЖНЫ ГОРЕТЬ
Я БОЮСЬ ТЕМНОТЫ"
Произнеся это, он заплакал.
Взволнованная четвертая свеча сказала:
НЕ БОЙСЯ И НЕ ПЛАЧЬ!
ПОКА Я ГОРЮ,
ВСЕГДА МОЖНО ЗАЖЕЧЬ И ДРУГИЕ ТРИ СВЕЧИ:
Я НАДЕЖДА!
Я думаю это вызовет у детей массу положительных эмоций.
Предлагаю после классного часа организовать поход или веселые игры. Создание системы межведомственного взаимодействия:
осуществление сотрудничества с учреждений образования, социальной
защиты, мелицинских учреждений, правоохранительных органов,
РОСТО, ГИБДД, УГПС, ГОЧС, службами спасения и т. д. в решении
проблем воспитания подрастающего поколения;
проведение конкурсов, фестивалей, направленных на развитие,
поддержку способных и одаренных детей, детей, имеющих
ограниченные возможности здоровья, детей «группы риска», детей-
сирот.
Совершенствование содержания и форм профилактики:
совершенствование системы взаимодействия педагогов, психологов,
социальных педагогов, медицинских работников по выявлению,
психологической реабилитации, социальной адаптации детей, имеющих
личностные проблемы, нарушения физического, психического здоровья,
отклонения в поведении;
диагностика суицидального суицидального риска с целью выявления
несовершеннолетних, нуждающихся в незамедлительной помощи и
защите;
внедрение в практику работы с несовершеннолетними современных
групповых (в т.ч. тренинговых) и индивидуальных профилактических
технологий; проведение систематических занятий, направленных на
формирование позитивного образа Я, принятие уникальности и
неповторимости собственной личности и личности других людей,
повышение стрессоустойчивости, отработку техник принятия верного
решения в ситуациях жизненного выбора, правил поведения в
конфликте существующих, усвоение и принятие социально одобряемых
норм поведения ценностных ориентаций, развитие милосердия и т.д.
вовлечение учащихся в деятельность кружков, клубов, секций, объединений системы дополнительного образования и по месту
жительства;
организация взаимодействия с семьей: изучение запросов и
потребностей родителей, формирование родительского актива,
привлечение родителей к организации воспитательных и
профилактических мероприятий и др.;
организация работы с семьями, находящимися в трудной жизненной
ситуации.
Развитие детского движения, ученического самоуправления:
привлечение кадрового потенциала (психологи, педагоги
дополнительного образования, социальные педагоги) к организации
детского движения, развитию самоуправления;
разработка и использование различных моделей организации детского
движения, ученического самоуправления;
реализация лидерского и творческого потенциала детей и подростков в
организации социально-значимой и досуговой деятельности;
разработка комплекса мер по созданию системы личностного роста и
стимулированию лидеров детского движения.
Обеспечение организации работы по месту жительства:
улучшение качества организации досуга детей и подростков по месту
жительства;
организация социально значимой деятельности;
интеграция семейного, общественного и государственного воспитания.
3. Организация помощи детям «группы риска»
Организация педагогической помощи:
создание благоприятных условий для развития личности ребенка;
постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках,
определение системы дополнительных занятий, помощи и
консультирования;
создание положительной Я-концепции. Создание обстановки успеха,
одобрения, поддержки, доброжелательности. Анализ результата
деятельности учеников, их достижений. Поощрение положительных
изменений. Переход от авторитарной педагогики к педагогике
сотрудничества и заботы;
оказание педагогической помощи родителям.
Организация медицинской помощи:
проведение систематического диспансерного осмотра детскими
врачами школьников с целью диагностики отклонений от нормального
поведения, психофизиологического, неврогенного характера;
половое просвещение подростков, решение проблем половой
идентификации.
Организация психологической помощи:
изучение психологического своеобразия подростков, особенностей их
жизни и воспитания, отношения к учению, профессиональной
направленности, особенностей эмоционального развития;
выявление проблем семейного воспитания, психологическое
консультирование с целью помочь ребенку разобраться в проблемах
сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью
предупреждения самоубийств, реализация индивидуальной и групповой
психологической коррекции;
анализ эффективности выбранных средств профилактики и
психокоррекции.
Организация занятости и творческого досуга:
изучение интересов и способностей детей, вовлечение в общественно
полезную деятельность, секции, кружки;
организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля со
стороны семьи, сезонных оздоровительно-досуговых школьных лагерей
и групп продленного дня.
2.3. Диагностика суицидального риска у несовершеннолетних
Диагностические признаки суицидального поведения
1.
2.
3.
4.
5.
Уход в себя. Стремление побыть наедине с собой естественно и
нормально для каждого человека. Но будьте начеку, когда замкнутость,
обособление становятся глубокими и длительными, когда человек
уходит в себя, сторонится вчерашних друзей и товарищей.
Суицидальные подростки часто уходят в себя, сторонятся окружающих,
замыкаются, подолгу не выходят из своих комнат. Они включают
музыку и выключаются из жизни.
Капризность, привередливость. Каждый из нас время от времени
капризничает, хандрит. Это состояние может быть вызвано погодой,
самочувствием, усталостью, служебными или семейными неурядицами
и т.п. Но когда настроение человека чуть ли не ежедневно колеблется
между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги.
Существуют веские свидетельства, что подобные эмоциональные
колебания являются предвестниками смерти.
Депрессия. Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого
человека проявляется по-своему. Некоторые люди становятся
замкнутыми, уходят в себя, но при этом маскируют свои чувства
настолько хорошо, что окружающие долго не замечают перемен в их
поведении. Единственный путь в таких случаях — прямой и открытый
разговор с человеком.
Агрессивность. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки
раздражения, гнева, ярости, жестокости и окружающим. Нередко
подобные явления оказываются призывом суицидента обратить на него
внимание, помочь ему. Однако подобный призыв обычно дает
противоположный результат — неприязнь окружающих, их отчуждение
от суицидента. Вместо понимания человек добивается осуждения со
стороны товарищей.
Саморазрушающее и рискованное поведение. Некоторые суицидальные
подростки постоянно стремятся причинить себе вред, ведут себя “на
грани риска”. Где бы они ни находились – на оживленных перекрестках, 6.
7.
8.
9.
на извивающейся горной дороге, на узком мосту или на
железнодорожных путях – они везде едут на пределе скорости и риска.
Потеря самоуважения. Молодые люди с заниженной самооценкой или
же относящиеся к себе и вовсе без всякого уважения считают себя
никчемными, ненужными и нелюбимыми. Им кажется, что они
аутсайдеры и неудачники, что у них ничего не получается и что никто
их не любит. В этом случае у них может возникнуть мысль, что будет
лучше, если они умрут.
Изменение аппетита. Отсутствие его или, наоборот, ненормально
повышенный аппетит тесно связаны с саморазрушающими мыслями и
должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной
опасности. Подростки с хорошим аппетитом становятся разборчивы, те
же, у кого аппетит всегда был плохой или неважный, едят “в три
горла”. Соответственно, худые подростки толстеют, а упитанные,
наоборот, худеют.
Изменение режима сна. В большинстве своем суицидальные подростки
спят целыми днями; некоторые же, напротив, теряют сон и
превращаются в “сов”: допоздна они ходят взад-вперед по своей
комнате, некоторые ложатся только под утро, бодрствуя без всякой
видимой причины.
Изменение успеваемости. Многие учащиеся, которые раньше учились на
“хорошо” и “отлично”, начинают прогуливать, их успеваемость резко
падает. Тех же, кто и раньше ходил в отстающих, теперь нередко
исключают из школы.
10.
Внешний вид. Известны случаи, когда суицидальные подростки
перестают следить за своим внешним видом. Подростки, оказавшиеся в
кризисной ситуации, неопрятны, похоже, им совершенно безразлично,
какое впечатление они производят.
11.
Раздача подарков окружающим. Некоторые люди, планирующие суицид,
предварительно раздают близким, друзьям свои вещи. Как показывает
опыт, эта зловещая акция — прямой предвестник грядущего несчастья.
В каждом таком случае рекомендуется серьезная и откровенная беседа
для выяснения намерений потенциального суицидента.
12.
Приведение дел в порядок. Одни суицидальные подростки будут
раздавать свои любимые вещи, другие сочтут необходимым перед
смертью “привести свои дела в порядок”.
13.
Психологическая травма. Каждый человек имеет свой индивидуальный
эмоциональный порог. К его слому может привести крупное
эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих
переживаний, которые постепенно накапливаются. Расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со
значительными физическими и моральными нагрузками, незнакомая
обстановка и атмосфера могут показаться человеку трагедией его
жизни. Если к этому добавляется развод родителей, смерть или
несчастье с кем-либо из близких, личные невзгоды, у него могут
возникнуть мысли и настроения, чреватые суицидом.
14.
Перемены в поведении. Внезапные, неожиданные изменения в
поведении человека должны стать предметом внимательного
наблюдения. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый человек
неожиданно начинает много шутить, смеяться, болтать, стоит
присмотреться к нему. Такая перемена иногда свидетельствует о
глубоко переживаемом одиночестве, которое человек стремиться
скрыть под маской веселья и беззаботности. Другим тревожным
симптомом является снижение энергетического уровня, усиление
пассивности, безразличие к общению, к жизни. Подростки, которые
переживают кризис, теряют интерес ко всему, что раньше любили.
Спортсмены покидают свои команды, музыканты перестают играть на
своих музыкальных инструментах, те же, кто каждое утро делал
пробежку, к этому занятию остывают. Многие перестают встречаться с
друзьями, избегают старых компаний, держатся обособленно.
15.
Угроза. Как правило, суицидальные подростки прямо или косвенно дают
своим друзьям и близким понять, что собираются уйти из жизни.
Прямую угрозу не переосмыслить, различным толкованиям она не
поддаётся. «Я собираюсь покончить с собой», «В следующий
понедельник меня уже не будет в живых»…
Косвенные угрозы, многозначительные намеки уловить труднее. Косвенные
угрозы нелегко вычислить из разговора, иногда их можно принять за самые
обыкновенные «жалобы на жизнь», которые свойственны всем нам, когда мы
раздражены, устали или подавлены.
16.
Любое высказанное стремление уйти из жизни должно восприниматься
серьезно. Эти заявления можно интерпретировать как прямое
предупреждение о готовящемся самоубийстве. В таких случаях нельзя
допускать черствости, агрессивности к суициденту, которые только
подтолкнут его к исполнению угрозы. Напротив, необходимо проявить
выдержку, спокойствие, предложить ему помощь, консультацию у
специалистов.
17.
Словесные предупреждения. Не исключено, что ваш родственник или
знакомый задумал совершить самоубийство, если он произносит фразы
типа:
- «Я решил покончить с собой».
- «Надоело. Сколько можно! Сыт по горло!» - «Лучше умереть»
- «Пожил и хватит»
- «Ненавижу всех и всё!»
- «Ненавижу свою жизнь!»
- «Единственный выход умереть!»
- «Больше не могу!»
- «Больше ты меня не увидишь!»
- «Ты веришь в переселение душ? Когда-нибудь, может, и я вернусь в этот
мир!»
- «Если мы больше не увидимся, спасибо за всё!»
- «Выхожу из игры, надоело!»
18.
Активная предварительная подготовка: собирание отравляющих
веществ и лекарств, боевых патронов, рисунки с гробами и крестами,
разговоры о суициде как о легкой смерти, посещение кладбищ и
красочные о них рассказы, частые разговоры о загробной жизни.
ОПРОСНИК СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА (ОСР)
(модификация Т.Н. Разуваевой)
Цель: диагностика суицидального риска; выявление уровня
сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения
серьезных попыток самоубийства. Предназначена для учащихся 8-11 класса.
Методика применяется в случае, если на основе предшествующего
наблюдения (исследования) была выявлена высокая вероятность
суицидального поведения. Тестированию должна предшествовать беседа, в
ходе которой взрослый должен проявить максимум внимания и сочувствия.
Инструкция: Я буду зачитывать утверждения, а Вы в бланке для ответов
ставить в случае согласия с утверждением "+", в случае несогласия с
утверждением "-".
Текст опросника 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Вы все чувствуете острее, чем большинство людей.
Вас часто одолевают мрачные мысли.
Теперь Вы уже не надеетесь добиться желаемого положения в жизни.
В случае неудачи Вам трудно начать новое дело.
Вам определенно не везет в жизни.
Учиться Вам стало труднее, чем раньше.
Большинство людей довольны жизнью больше, чем Вы.
Вы считаете, что смерть является искуплением грехов.
Только зрелый человек может принять решение уйти из жизни.
Временами у Вас бывают приступы неудержимого смеха или плача.
Обычно Вы осторожны с людьми, которые относятся к Вам
дружелюбнее, чем Вы ожидали.
Вы считаете себя обреченным человеком.
Мало кто искренне пытается помочь другим, если это связано с
неудобствами.
У Вас такое впечатление, что Вас никто не понимает.
Человек, который вводит других в соблазн, оставляя без присмотра
ценное имущество, виноват примерно столько же, сколько и тот, кто это
имущество похищает.
В Вашей жизни не было таких неудач, когда казалось, что все кончено.
Обычно Вы удовлетворены своей судьбой. 18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
Вы считаете, что всегда нужно вовремя поставить точку.
В Вашей жизни есть люди, привязанность к которым может очень
повлиять на Ваши решения и даже изменить их.
Когда Вас обижают, Вы стремитесь во что бы то ни стало доказать
обидчику, что он поступил несправедливо.
Часто Вы так переживаете, что это мешает Вам говорить.
Вам часто кажется, что обстоятельства, в которых Вы оказались,
отличаются особой несправедливостью.
Иногда Вам кажется, что Вы вдруг сделали что-то скверное или даже
хуже.
Будущее представляется Вам довольно беспросветным.
Большинство людей способны добиваться выгоды не совсем честным
путем.
Будущее слишком расплывчато, чтобы строить серьезные планы.
Мало кому в жизни пришлось испытать то, что пережили недавно Вы.
Вы склонны так остро переживать неприятности, что не можете
выкинуть мысли об этом из головы.
Часто Вы действуете необдуманно, повинуясь первому порыву.
Обработка результатов. По каждому субшкальному диагностическому
концепту подсчитывается сумма положительных ответов. Ответу «да»
начисляется 1 балл. Количество утверждений по каждому фактору
принимается за 100%. Количеств баллов переводится в проценты. Делается
вывод об уровне сформированности суицидальных намерений и конкретных
факторах суицидального риска.
Субшкальный диагностический
коэффициент
Номера суждений Демонстративность
12, 14, 20, 22, 27
Аффективность
1, 10, 20, 23, 28, 29
Уникальность
1, 12, 14, 22, 27
Несостоятельность
2, 3, 6, 7, 17
Социальный пессимизм
5, 11, 13, 15, 17, 22, 25
Слом культурных барьеров
Максимализм
8, 9, 18
4, 16
Временная перспектива
2, 3, 12, 24, 26, 27
Антисуицидальный фактор
19, 21
Содержание субшкальных диагностических концептов
1.
2.
3.
Демонстративность. Желание привлечь внимание окружающих к
своим несчастьям, добиться сочувствия и понимания. Оцениваемое из
внешней позиции порой как "шантаж", "истероидное выпячивание
трудностей", демонстративное суицидальное поведение переживается
изнутри как "крик о помощи". Наиболее суицидоопасно сочетание с
эмоциональной регидностью, когда "диалог с миром" может зайти
слишком далеко.
Аффективность. Доминирование эмоций над интеллектуальным
контролем в оценке ситуации. Готовность реагировать на
психотравмирующую ситуацию непосредственно эмоционально. В
крайнем варианте - аффективная блокада интеллекта.
Уникальность. Восприятие себя, ситуации, и, возможно, собственной
жизни в целом как явления исключительного, не похожего на другие, и,
следовательно, подразумевающего исключительные варианты выхода,
в частности, суицид. Тесно связана с феноменом "непроницаемости" для 4.
5.
6.
7.
8.
9.
опыта, т.е. с недостаточным умением использовать свой и чужой
жизненный опыт.
Несостоятельность. Отрицательная концепция собственной личности.
Представление о своей несостоятельности, некомпетентности,
ненужности, "выключенности" из мира. Данная субшкала может быть
связана с представлениями о физической, интеллектуальной,
моральной и прочей несостоятельностью. Несостоятельность выражает
интрапунитивный радикал. Формула внешнего монолога - "Я плох".
Социальный пессимизм. Отрицательная концепция окружающего
мира. Восприятие мира как враждебного, не соответствующего
представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека
отношениях с окружающими. Социальный пессимизм тесно связан с
экстрапунитивным стилем каузальной атрибуции. В отсутствие Я
наблюдается экстрапунитивность по формуле внутреннего монолога
"Вы все недостойны меня".
Слом культурных барьеров. Культ самоубийства. Поиск культурных
ценностей и нормативов, оправдывающих суицидальное поведение или
даже делающих его в какой-то мере привлекательным. Заимствование
суицидальных моделей поведения из литературы и кино. В крайнем
варианте - инверсия ценности смерти и жизни. В отсутствие
выраженных пиков по другим шкалам это может говорить только об
"экзистенции смерти". Одна из возможных внутренних причин культа
смерти - доведенная до патологического максимализма смысловая
установка на самодеятельность: "Вершитель собственной судьбы сам
определяет конец своего существования".
Максимализм. Инфантильный максимализм ценностных установок.
Распространение на все сферы жизни содержания локального
конфликта в какой-то одной жизненной сфере. Невозможность
компенсации. Аффективная фиксация на неудачах.
Временная перспектива. Невозможность конструктивного
планирования будущего. Это может быть следствием сильной
погруженности в настоящую ситуацию, трансформацией чувства
неразрешимости текущей проблемы в глобальный страх неудач и
поражений в будущем.
Атисуицидальный фактор. Даже при высокой выраженности всех
остальных факторов есть фактор, который снимает глобальный
суицидальный риск. Это глубокое понимание чувства ответственности
за близких, чувство долга. Это представление о греховности
самоубийства, антиэстетичности его, боязнь боли и физических
страданий. В определенном смысле это показатель наличного уровня
предпосылок для психокоррекционной работы. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ РИСКА СОВЕРШЕНИЯ СУИЦИДА
(И.А. Погодин)
Предлагаемая методика призвана способствовать психологам, социологам,
врачам в установлении степени риска совершения суицида людьми,
оказавшимися в тяжелых жизненных ситуациях. Вместе с тем ее могут
использовать педагоги, работники социальных и правоохранительных органов
для подтверждения своих выводов о людях, которые по своим поведенческим
и другим признакам находятся в условиях жизненного кризиса или в
пресуицидальном состоянии.
Основу методики составляет специальная карта, в которую включен 31
фактор риска суицида. Наличие и степень выраженности каждого из этих
факторов необходимо установить у обследуемого индивида. Сбор
информации осуществляется традиционными методами, которые широко
используются психологами: наблюдение, индивидуальные беседы, изучение и
анализ документов. Лучше узнать человека помогает обобщение мнений о
нем знакомых с ним людей, сопоставление результатов наблюдений и
выводов, сделанных из бесед с его окружением.
Достоверность методики повышается с расширением источников информации
и способов изучения личности.
На основании материала, предшествующего изучению личности
исследуемого, а также по результатам свободной беседы с ним постарайтесь
отметить наличие выраженности у него перечисленных в карте факторов. При
этом напротив каждого фактора поставьте его условный «вес» в соответствии
с таблицей. Так, например, при наличии факторов 8, 9, 11—31 напротив них
ставится «вес» +1; если они слабо выражены — +0,5; если не выявлены — 0;
если фактор отсутствует, ставится -0,5. «Вес» факторов 5—7 оценивается
баллами от -0,5 до +2, а факторов 1—4, 10 от -0,5 до +3.
Нулем оцениваются также характеристики факторов 7—10 у лиц, не
достигших среднего возраста начала половой жизни (19 лет) и вступления в
брак (21 год). Затем вычисляется алгебраическая сумма «весов» всех
факторов. Если полученная величина меньше, чем 8,8, риск суицида
незначителен. Если эта величина колеблется от 8,8 до 15,4, то имеется риск
совершения суицидальной попытки. В случае, когда сумма «весов» превышает
15, 4, риск суицида исследуемого лица велик, а в случае наличия в анамнезе
попытки самоубийства значителен риск ее повтора. При наличии цифр,
превышающих критические значения риска суицида, необходимо немедленно
обратиться к врачам и провести клинико-психологическое обследование этого
индивида.
Карта риска суицидальности
Изучаемые факторы:
I. Данные анамнеза
1. Возраст первой суицидальной попытки — до 18 лет. 2. Ранее имела место суицидальная попытка.
3. Суицидальные попытки у родственников.
4. Развод или смерть одного из родителей (до 18 лет).
5. Недостаток тепла в семье в детстве или юношестве.
6. Полная или частичная безнадзорность в детстве.
7. Начало половой жизни — 16 лет и ранее.
8. Ведущее место в системе ценностей принадлежит любовным отношениям.
9. Производственная сфера не играет важной роли в системе ценностей.
10. В анамнезе имел место развод.
II. Актуальная конфликтная ситуация
11. Ситуация неопределенности, ожидания.
12. Конфликт в области любовных или супружеских отношений.
13. Продолжительный служебный конфликт.
14. Подобный конфликт имел место ранее.
15. Конфликт, отягощенный неприятностями в других сферах жизни.
16. Субъективное чувство непреодолимости конфликтной ситуации.
17. Чувство обиды, жалости к себе.
18. Чувство усталости, бессилия.
19. Высказывания с угрозой суицида.
III. Характеристика личности
20. Эмоциональная неустойчивость.
21. Импульсивность.
22. Эмоциональная зависимость, необходимость близких эмоциональных
контактов.
23. Доверчивость.
24. Эмоциональная вязкость, неподвижность.
25. Болезненное самолюбие.
26. Самостоятельность, отсутствие зависимости в принятии решений. 27. Напряженность потребностей (сильно выраженное желание достичь своей
цели, высокая интенсивность данной потребности).
28. Настойчивость.
29. Решительность.
30. Бескомпромиссность.
31. Низкая способность к образованию компенсаторных механизмов,
вытеснению фрустрирующих факторов.
Рекомендации
круглого стола «Профилактика суицидальных проявлений
среди учащихся колледжей»
14 февраля 2013 года г. Павлодар
На современном этапе развития нашей страны, наряду с позитивными изменениями в
обществе, происходит обострение социальных проблем, одной из которых является рост
самоубийства среди детей и подростков. Причинами отклонений в их поведении являются
неблагоприятные семейнобытовые и внутригрупповые взаимоотношения, увеличение
числа разводов родителей, неумение правильно определить цель своей жизни и наметить
пути ее достижения.
Обсудив вопрос состояния суицидальных проявлений среди учащихся колледжей
Павлодарской области участники круглого стола принимают следующие рекомендации:
1.
2.
3.
4.
Обратить внимание на формирование учебных заведений нормативной,
инструктивнометодической документацией по профилактике суицида среди
несовершеннолетних;
Осуществлять ежегодную разработку Плана мероприятий по профилактике
суицидальных проявлений среди несовершеннолетних, с учетом опыта реализации
предыдущих планов. В планах работы классных руководителей данное направление
также должно быть отражено;
В планах мероприятий по профилактике суицида предусмотреть работу как с
детским коллективом, так и с педагогами, родителями;
На постоянной основе проводить анализ состояния суицидальных проявлений среди
учащихся колледжей; 5.
6.
7.
8.
9.
10.
Проводить тестирование обучающихся с целью раннего выявления эмоционального
психологического неблагополучия, проведение с несовершеннолетними
психодиагностики на выявление суицидального риска, в целях своевременного
выявления детей с личностными нарушениями и обеспечение их психологической
поддержкой;
Проводить целенаправленную работу по улучшению адаптации обучающихся,
уменьшению межличностных конфликтов среди обучающихся, профилактику
депрессивного состояния и суицидального поведения у подростков,
проведениюпсихокоррекционной работы, направленной на повышение
стрессоустойчивости, активизацию личностных ресурсов;
Привлекать родителей к решению проблемы суицидальных проявлений среди
несовершеннолетних через родительские собрания, консультации, психологические
тренинги: «Соблюдение прав детей и подростков в стрессовой ситуации», «Роль
наказания и поощрения в воспитании детей», «Влияние кризисных ситуаций на
развитие личности ребёнка», «Сигналы неблагополучия, признаки острых
переживаний подростка», «Как сохранить детское доверие?», «Эффективные стили
семейного воспитания», «Типы суицидального поведения» и т.д.
Привлекать к решению данных вопросов неправительственные организации,
представителей общественности, медицинских работников и специалистов других
субъектов профилактики;
Периодически рассматривать вопрос состояния суицидальных проявлений среди
обучающихся на заседаниях педагогического совета, совещаниях при директоре;
Администрации учебного заведения обеспечить организацию учебно
воспитательного процесса, направленную на улучшение психологического климата в
ученическом коллективе и эмоционального самочувствия всех участников
образовательного процесса, повышение уровня их психологической комфортности.
Классный час на тему "Профилактика суицида"
Классный час на тему "Профилактика суицида"
Классный час на тему "Профилактика суицида"
Классный час на тему "Профилактика суицида"
Классный час на тему "Профилактика суицида"
Классный час на тему "Профилактика суицида"
Классный час на тему "Профилактика суицида"
Классный час на тему "Профилактика суицида"
Классный час на тему "Профилактика суицида"
Классный час на тему "Профилактика суицида"
Классный час на тему "Профилактика суицида"
Классный час на тему "Профилактика суицида"
Классный час на тему "Профилактика суицида"
Классный час на тему "Профилактика суицида"
Классный час на тему "Профилактика суицида"
Классный час на тему "Профилактика суицида"
Классный час на тему "Профилактика суицида"
Классный час на тему "Профилактика суицида"
Классный час на тему "Профилактика суицида"
Классный час на тему "Профилактика суицида"
Классный час на тему "Профилактика суицида"
Классный час на тему "Профилактика суицида"
Классный час на тему "Профилактика суицида"
Классный час на тему "Профилактика суицида"
Классный час на тему "Профилактика суицида"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.