Классный час на тему: «Воспитание казака» для учащихся 6-8 классов общеобразовательной школы
Оценка 4.7

Классный час на тему: «Воспитание казака» для учащихся 6-8 классов общеобразовательной школы

Оценка 4.7
Мероприятия
doc
история +1
Взрослым
29.04.2018
Классный час на тему:    «Воспитание казака»    для учащихся 6-8 классов    общеобразовательной школы
Представлен классный час на тему: «Воспитание казака» для учащихся 6-8 классов общеобразовательной школы ЦЕЛЬ: знакомство с обычаями, традициями казачества в воспитании казака; воспитание чувства уважения к семейным ценностям, истории и культуре своих предков. ОФОРМЛЕНИЕ: предметы казачьего быта, слайды, записи казачьих песен Обычаи и обряды казаков уходят своими корнями в те далекие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный характер, уклад жизни казачества.ЦЕЛЬ: знакомство с обычаями, традициями казачества в воспитании казака; воспитание чувства уважения к семейным ценностям, истории и культуре своих предков.
attachment_839168443.doc
Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение                        "Средняя общеобразовательная  казачья  школа"                       с.Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край                 Классный час на тему:                  «Воспитание казака»               для учащихся 6­8 классов              общеобразовательной школы                                                                                                         Трушина Светлана Юрьевна                                                                                     учитель музыки ЦЕЛЬ:  знакомство с обычаями, традициями казачества в воспитании казака; воспитание чувства уважения к семейным ценностям,  истории и культуре своих  предков.      ОФОРМЛЕНИЕ: предметы казачьего быта, слайды,  записи  казачьих песен   Учитель:  Обычаи и обряды казаков  уходят своими корнями в те далекие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный характер, уклад жизни казачества.  Большая часть жизни казака проходила в дальних походах, учениях и сражениях.  Поэтому воспитание подрастающего казака было делом чести не только отца с матерью, но и всей семьи, всей станицы. В деле воспитания казака складывались свои обычаи,  обряды, которым строго следовали.  Посмотрим, как же воспитывали казака.   1.Рождение ребёнка .   1  ВЕДУЩИЙ    Рождение ребенка всегда радостное событие для родителей и родных. С особой  радостью встречали в казачьей семье рождение мальчика. Родился мальчик – прибыток,  семья получает земельный надел, а девочка – убыток, разорительница. А вот и первый  обычай.     СЦЕНКА « ПРИЗНАНИЕ ОТЦОВСТВА» Ребенка клали на отцовскую рубаху на порог дома   и отец в присутствии членов рода  или брал ребенка, как признание отцовства, или перешагивал ­  отрицал.   КАЗАЧКА: Родные наши, смотрите, казак родился, прибыток в семью.    Отец, посмотри на сына своего, наследника славы и чести твоей.    КАЗАК: (беря ребенка на руки) Посмотрите все, весь род наш, какой красавец  родился. Мой сын. Будет наследник, будет, кому передать свою казачью науку, саблю  острую и мне от отца доставшуюся, а ему – от его отца. Вырастешь ты храбрым казаком. А пока иди, сынок, на женскую половину, расти, да сил набирайся.    Казачка: Вырастет он здоровым и сильным, как все мужчины нашего рода. Запеленала  я его в рубашку отцовскую, как научили меня мать и бабка моя, да убережет это его от  зла и бед жизненных. 1ВЕДУЩИЙ:  Взял отец ребенка на руки ­  признал отцовство. И рос мальчик на женской половине до  7 лет.   2 ВЕДУЩИЙ. А вскоре после рождения наступала пора крестин. С этим событием  связан целый ряд обычаев. Во время крещения бросали шарик из воска, в который были  завернуты волосы ребенка и смотрели в чан с водой: тонет шарик, значит, ребенок долго не проживет, плавает – к долгой жизни. Если при погружении в воду ребенок сжимался,  то это признак живучести, если выпрямлялся – не жилец на этом свете. После  крещения, выходя из церкви, загадывали, кто первым на выходе встретится: если  мужчина, то ребенок будет счастливым, женщина – к несчастью, если какое­ нибудь  животное, то будет богатым. Крещение отмечалось торжественным обедом, куда  приглашались ближайшие родственники. Бабушка – повитуха готовила кашу из риса и  кишмиша. Угощала этой кашей гостей, последние клали ей деньги на поднос. Это была  своеобразная плата за помощь при родах. Но первым  повитуха кормила отца кашей.  Одну ложку каши давала пересоленную и переперченную со словами: «Как тебе солоно,  так и жене было солоно рожать». Бабка могла дать и вторую ложку, от которой отец  мог откупиться. Отец ел кашу и не морщился, чтобы ребенку меньше горького в жизни  досталось.   2.  В первый год жизни.    1ВЕДУЩИЙ. Когда у младенца прорезывался первый зуб, отец и мать возили его в  церковь служить молебен Иоанну Воину, чтобы из сына вырос доблестный и храбрый  казак. Крестный сажал мальчика на коня на шелковый платок  и провозил вокруг церкви 3 раза. Если ухватился за гриву – быть казаком, расплачется – не быть казаку, а упадет – быть убитому в бою. Эту весть крестный держал втайне.  В годик мальчику первый раз стригли волосы и сжигали их в печи.    УЧИТЕЛЬ: Сохранилось такое предание. Мать выводила ночью 3­х летнего сына в поле  и, показывая дланью (ладонью) в небо поучала его.   СЦЕНКА « Воспитание небом».  Мать и сын в поле. МАТЬ: Смотри сын, ночь сегодня темна, а звезды очень яркие. СЫН: Яркие, прямо горят на небе. МАТЬ: А это ведь не простые звезды. Еще моя бабушка мне рассказывала, что души  казаков, погибших в боях за землю нашу, народ наш, попадают в «Ирий» (рай). А звезды  – это глаза твоих предков, которые с высоты наблюдают за тобой и за всеми нами. Они наблюдают, как  казак защищает свой род, свою землю.  СЫН: Они и сейчас за мной наблюдают? МАТЬ:  Да, и сейчас, и когда вырастешь. Расти достойным казаком, чтобы никогда не  было стыдно тебе в небо глядеть, в глаза предков твоих. СЫН: Я вырасту настоящим мужчиной, как мой отец. Мать: Хорошо, сын, скоро посвящение в казаки мальчиков станицы. Быть тебе казаком. УЧИТЕЛЬ: Этот мальчик, став воином, не знал страха смерти, ведь случись погибнуть в бою, он попадет в «ИРИЙ» к прадедам своим.   3 . Посвящение в казаки. 2 ВЕДУЩИЙ. Посвящение в казаки происходило в 3­ 4 года. Собиралась вся родня.  Проводился обряд пострижения. Затем отец сажал мальчонку на коня и даже давал в  руки шашку. И проводил коня по двору кругом или по улице. Затем верхом везли  казачонка в церковь, где служили молебен. С этого времени казачонок мог сам ездить  верхом, а  пятилетние  вовсю скакали по улице.       УЧИТЕЛЬ: Большие перемены происходили в жизни мальчика в 7 лет. Происходил  обычай перехода его на мужскую часть дома. Бритоголовым он впервые с мужчинами  шел в баню, затем к исповеди. А дома в последний раз ел детские сладости. После этого переходил на мужскую половину, в комнату старших братьев. Они осматривали его  одеяло и подушку и выбрасывали их, если оно оказывались слишком теплыми и  мягкими. « Учись служить»   — говорили ему, — « ты теперь не дите, а пол – казака». С этого времени начиналась подготовка ребенка к суровой мужской жизни. Спать надо  было на соломенном матрасе и без подушки. И еще: наступало время запрета ругать его женщинам. Отец всегда наказывал сыновьям: «Берегите женщин и защищайте дом».  1 ВЕДУЩИЙ.  В 7 – 9 лет любили поиграть казачата на майдане или за околицей.  Одной из любимых игр с древнейших времен была игра в бабки или кости. При игре  развивалась такая меткость в бросании камешков в поставленные в ряд кости, что  казаки могли убивать ими зайцев и птиц на значительном расстоянии. 2 ВЕДУЩИЙ. За околицей играли в войну, разделившись на две части, устраивали  сражения. С игрушечными знаменами казачата сходились в рукопашной и рубились  деревянными саблями, кололись камышовыми пиками, не жалея носов отбивали знамена у противника и брали пленных. Победители под звуки дудок и трещеток строем  возвращались в станицу. Позади них, опустив головы и размазывая слезы, шли «  пленные». Старики, сидя у атаманского правления или на завалинке с одобрительными  улыбками любовались войском, и даже сам атаман, выйдя на крыльцо, приветствовал  победителей и хвалил  выправку и отличившихся, и казачата старались. УЧИТЕЛЬ: У нас тоже есть казачата. Давайте и мы посоревнуемся. Проводятся конкурсы.   1 ВЕДУЩИЙ. Посмотрим, какие вы знаете казачьи поговорки. Победит та команда,  которая последней назовет поговорку.  2 ВЕДУЩИЙ. А второй конкурс старинных казачьих слов.      — Гутарить – говорить.      — Баз – загон для скота.      — балясы – балкончик вокруг дома.      — чекомас – окунь.      — квелый – слабый.      — банить – мыть, стирать.      — майдан – площадь.       — кохать   — заботится      — кочет – петух.   УЧИТЕЛЬ:  Играть любят дети всегда. Но   в казачьих семьях детей с малолетства приучали  к  труду и своим отношением ко всему показывали пример.  Слово отца в семье было все равно, что слово атамана для войска, — ему следовали  беспрекословно. Каждый казак знал и  всем сердцем хранил Божью заповедь: « Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти  будет и будеше долголетен  на Земли».     1  ВЕДУЩИЙ. В 12­ 15 лет казачата были уже лихими конниками. Могли скакать во  весь опор, с ходу преодолевая канавы, заборы. Конем могли загнать зайца и убить его  ударом нагайки. Владели уже шашкой и ружьем, и осваивали приемы джигитовки — все это передавали им старшие братья и отцы.    2  ВЕДУЩИЙ. Невозможно себе представить казака без коня. Чем же был конь для  казака?      РАССКАЗ КАЗАКА О КОНЕ.  КАЗАК: « Без коня казак сирота». « Казак голоден, а конь его сыт». «Казак без коня,  что солдат без ружья». Так у нас на Дону говорят о конях. Казаки всегда любили коней  и зачастую сами их выращивали для себя от самых лучших кобылиц и производителей.  Ухаживали как за детьми, баловали их. Вырастая, такой конь платил своему хозяину  преданностью и любовью, он не давался в руки другим, а за своим хозяином мог ходить как собака. Кони были приучены к походу и бою. В сабельной рубке такие кони кусали  и лягали коней противника. Укрытые в лесу, балке, они по свисту хозяина бежали к  нему, по команде ложились, вставали и знали много других команд. Конь не отходил от  раненого или убитого хозяина, а в случае гибели хозяина долго тосковал, не подпуская  чужих, и не брал из их рук пищу, голодая по несколько дней. Конь для казака был  больше, чем лошадь и казаки называли их только конями. Кони платили им за это  искренней привязанностью и шли в огонь и в воду.          2 ВЕДУЩИЙ. В 18 лет казачата проходили уже обучение военному делу всерьез под  руководством опытных казаков. Совершенствовали боевые приемы, стреляли в цель на  ходу, рубили лозу шашками, преодолевали полосу препятствий. Скакали стоя на коне,  спрыгивали с коня и снова взлетали в седло. Переходили реки в брод. Словом – учеба  всерьез. И когда наступала пора сдачи экзаменов, то принимали их сам атаман и есаулы  в присутствии стариков. Отличившимся атаман вручал подарки ­  богатое оружие,  разукрашенные седла, нарядные уздечки. И эти свои первые награды казаки высоко  ценили и хранили всю жизнь.   2 ВЕДУЩИЙ.  А в 21 год юноша уже зачислялся на военную службу, становившись  настоящим казаком.   УЧИТЕЛЬ: Вот так на Дону и проходило воспитание  и обучение казачат. В казачьей  семье и отец, и дед, и прадед – и далеко в века уходя – все были воины. Служили и  старший и младший брат, и от того создавалась традиция службы и уважения к ней.  И очень важно сегодняшнему поколению  не забывать эти традиции, Знать их и  передавать своим будущим детям.       РЕФЛЕКСИЯ:     ­Интересно ли вам было узнать, как воспитывали казачат?   ­А хотели ли бы  вы следовать казачьим традициям в   воспитании своих детей?                                                                        Источники: 1. Вопросы традиционной культуры.  2009.  Вып. 2. Казачество: духовная культура /  Сост.: Карпова М.М., Филатченко И.А. ­ Чита: УМЦКиНТ, 2009. ­ с. 2. Истомин А.В. Нагайка//Казаки России СП6.­1997 3. Удовиченко Л.  Д.  Методическая разработка Классного часа «Воспитание и обычаи казаков» http://multiurok.ru/udovichenko­lyudmila/files/mietodichieskaia­razrabotka­klassnogho­ chasa­vospitaniie­i­obychai­kazakov.html

Классный час на тему: «Воспитание казака» для учащихся 6-8 классов общеобразовательной школы

Классный час на тему:    «Воспитание казака»    для учащихся 6-8 классов    общеобразовательной школы

Классный час на тему: «Воспитание казака» для учащихся 6-8 классов общеобразовательной школы

Классный час на тему:    «Воспитание казака»    для учащихся 6-8 классов    общеобразовательной школы

Классный час на тему: «Воспитание казака» для учащихся 6-8 классов общеобразовательной школы

Классный час на тему:    «Воспитание казака»    для учащихся 6-8 классов    общеобразовательной школы

Классный час на тему: «Воспитание казака» для учащихся 6-8 классов общеобразовательной школы

Классный час на тему:    «Воспитание казака»    для учащихся 6-8 классов    общеобразовательной школы

Классный час на тему: «Воспитание казака» для учащихся 6-8 классов общеобразовательной школы

Классный час на тему:    «Воспитание казака»    для учащихся 6-8 классов    общеобразовательной школы

Классный час на тему: «Воспитание казака» для учащихся 6-8 классов общеобразовательной школы

Классный час на тему:    «Воспитание казака»    для учащихся 6-8 классов    общеобразовательной школы

Классный час на тему: «Воспитание казака» для учащихся 6-8 классов общеобразовательной школы

Классный час на тему:    «Воспитание казака»    для учащихся 6-8 классов    общеобразовательной школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018