Классный час на тему: «Воспитание казака» для учащихся 6-8 классов общеобразовательной школы
Оценка 4.7
Мероприятия
doc
история +1
Взрослым
29.04.2018
Представлен классный час на тему: «Воспитание казака» для учащихся 6-8 классов общеобразовательной школы
ЦЕЛЬ: знакомство с обычаями, традициями казачества в воспитании казака;
воспитание чувства уважения к семейным ценностям, истории и культуре своих предков.
ОФОРМЛЕНИЕ:
предметы казачьего быта, слайды, записи казачьих песен
Обычаи и обряды казаков уходят своими корнями в те далекие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный характер, уклад жизни казачества.ЦЕЛЬ: знакомство с обычаями, традициями казачества в воспитании казака;
воспитание чувства уважения к семейным ценностям, истории и культуре своих предков.
attachment_839168443.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная казачья школа"
с.Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край
Классный час на тему:
«Воспитание казака»
для учащихся 68 классов
общеобразовательной школы
Трушина Светлана Юрьевна
учитель музыки ЦЕЛЬ: знакомство с обычаями, традициями казачества в воспитании казака;
воспитание чувства уважения к семейным ценностям, истории и культуре своих
предков.
ОФОРМЛЕНИЕ:
предметы казачьего быта, слайды, записи казачьих песен
Учитель:
Обычаи и обряды казаков уходят своими корнями в те далекие времена, когда в особых
условиях вольницы складывался самобытный характер, уклад жизни казачества.
Большая часть жизни казака проходила в дальних походах, учениях и сражениях.
Поэтому воспитание подрастающего казака было делом чести не только отца с матерью,
но и всей семьи, всей станицы. В деле воспитания казака складывались свои обычаи,
обряды, которым строго следовали.
Посмотрим, как же воспитывали казака.
1.Рождение ребёнка .
1 ВЕДУЩИЙ
Рождение ребенка всегда радостное событие для родителей и родных. С особой
радостью встречали в казачьей семье рождение мальчика. Родился мальчик – прибыток,
семья получает земельный надел, а девочка – убыток, разорительница. А вот и первый
обычай.
СЦЕНКА « ПРИЗНАНИЕ ОТЦОВСТВА»
Ребенка клали на отцовскую рубаху на порог дома и отец в присутствии членов рода
или брал ребенка, как признание отцовства, или перешагивал отрицал.
КАЗАЧКА: Родные наши, смотрите, казак родился, прибыток в семью.
Отец, посмотри на сына своего, наследника славы и чести твоей.
КАЗАК: (беря ребенка на руки) Посмотрите все, весь род наш, какой красавец
родился. Мой сын. Будет наследник, будет, кому передать свою казачью науку, саблю
острую и мне от отца доставшуюся, а ему – от его отца. Вырастешь ты храбрым казаком.
А пока иди, сынок, на женскую половину, расти, да сил набирайся.
Казачка: Вырастет он здоровым и сильным, как все мужчины нашего рода. Запеленала
я его в рубашку отцовскую, как научили меня мать и бабка моя, да убережет это его от
зла и бед жизненных. 1ВЕДУЩИЙ:
Взял отец ребенка на руки признал отцовство. И рос мальчик на женской половине до
7 лет.
2 ВЕДУЩИЙ. А вскоре после рождения наступала пора крестин. С этим событием
связан целый ряд обычаев. Во время крещения бросали шарик из воска, в который были
завернуты волосы ребенка и смотрели в чан с водой: тонет шарик, значит, ребенок долго
не проживет, плавает – к долгой жизни. Если при погружении в воду ребенок сжимался,
то это признак живучести, если выпрямлялся – не жилец на этом свете. После
крещения, выходя из церкви, загадывали, кто первым на выходе встретится: если
мужчина, то ребенок будет счастливым, женщина – к несчастью, если какое нибудь
животное, то будет богатым. Крещение отмечалось торжественным обедом, куда
приглашались ближайшие родственники. Бабушка – повитуха готовила кашу из риса и
кишмиша. Угощала этой кашей гостей, последние клали ей деньги на поднос. Это была
своеобразная плата за помощь при родах. Но первым повитуха кормила отца кашей.
Одну ложку каши давала пересоленную и переперченную со словами: «Как тебе солоно,
так и жене было солоно рожать». Бабка могла дать и вторую ложку, от которой отец
мог откупиться. Отец ел кашу и не морщился, чтобы ребенку меньше горького в жизни
досталось.
2. В первый год жизни.
1ВЕДУЩИЙ. Когда у младенца прорезывался первый зуб, отец и мать возили его в
церковь служить молебен Иоанну Воину, чтобы из сына вырос доблестный и храбрый
казак. Крестный сажал мальчика на коня на шелковый платок и провозил вокруг церкви
3 раза. Если ухватился за гриву – быть казаком, расплачется – не быть казаку, а упадет –
быть убитому в бою. Эту весть крестный держал втайне.
В годик мальчику первый раз стригли волосы и сжигали их в печи.
УЧИТЕЛЬ: Сохранилось такое предание. Мать выводила ночью 3х летнего сына в поле
и, показывая дланью (ладонью) в небо поучала его.
СЦЕНКА « Воспитание небом».
Мать и сын в поле.
МАТЬ: Смотри сын, ночь сегодня темна, а звезды очень яркие.
СЫН: Яркие, прямо горят на небе.
МАТЬ: А это ведь не простые звезды. Еще моя бабушка мне рассказывала, что души
казаков, погибших в боях за землю нашу, народ наш, попадают в «Ирий» (рай). А звезды
– это глаза твоих предков, которые с высоты наблюдают за тобой и за всеми нами. Они наблюдают, как казак защищает свой род, свою землю.
СЫН: Они и сейчас за мной наблюдают?
МАТЬ: Да, и сейчас, и когда вырастешь. Расти достойным казаком, чтобы никогда не
было стыдно тебе в небо глядеть, в глаза предков твоих.
СЫН: Я вырасту настоящим мужчиной, как мой отец.
Мать: Хорошо, сын, скоро посвящение в казаки мальчиков станицы. Быть тебе казаком.
УЧИТЕЛЬ: Этот мальчик, став воином, не знал страха смерти, ведь случись погибнуть в
бою, он попадет в «ИРИЙ» к прадедам своим.
3 . Посвящение в казаки.
2 ВЕДУЩИЙ. Посвящение в казаки происходило в 3 4 года. Собиралась вся родня.
Проводился обряд пострижения. Затем отец сажал мальчонку на коня и даже давал в
руки шашку. И проводил коня по двору кругом или по улице. Затем верхом везли
казачонка в церковь, где служили молебен. С этого времени казачонок мог сам ездить
верхом, а пятилетние вовсю скакали по улице.
УЧИТЕЛЬ: Большие перемены происходили в жизни мальчика в 7 лет. Происходил
обычай перехода его на мужскую часть дома. Бритоголовым он впервые с мужчинами
шел в баню, затем к исповеди. А дома в последний раз ел детские сладости. После этого
переходил на мужскую половину, в комнату старших братьев. Они осматривали его
одеяло и подушку и выбрасывали их, если оно оказывались слишком теплыми и
мягкими. « Учись служить» — говорили ему, — « ты теперь не дите, а пол – казака». С
этого времени начиналась подготовка ребенка к суровой мужской жизни. Спать надо
было на соломенном матрасе и без подушки.
И еще: наступало время запрета ругать его женщинам. Отец всегда наказывал сыновьям:
«Берегите женщин и защищайте дом».
1 ВЕДУЩИЙ. В 7 – 9 лет любили поиграть казачата на майдане или за околицей.
Одной из любимых игр с древнейших времен была игра в бабки или кости. При игре
развивалась такая меткость в бросании камешков в поставленные в ряд кости, что
казаки могли убивать ими зайцев и птиц на значительном расстоянии.
2 ВЕДУЩИЙ. За околицей играли в войну, разделившись на две части, устраивали
сражения. С игрушечными знаменами казачата сходились в рукопашной и рубились
деревянными саблями, кололись камышовыми пиками, не жалея носов отбивали знамена
у противника и брали пленных. Победители под звуки дудок и трещеток строем
возвращались в станицу. Позади них, опустив головы и размазывая слезы, шли «
пленные». Старики, сидя у атаманского правления или на завалинке с одобрительными
улыбками любовались войском, и даже сам атаман, выйдя на крыльцо, приветствовал
победителей и хвалил выправку и отличившихся, и казачата старались. УЧИТЕЛЬ: У нас тоже есть казачата. Давайте и мы посоревнуемся.
Проводятся конкурсы.
1 ВЕДУЩИЙ. Посмотрим, какие вы знаете казачьи поговорки. Победит та команда,
которая последней назовет поговорку.
2 ВЕДУЩИЙ. А второй конкурс старинных казачьих слов.
— Гутарить – говорить.
— Баз – загон для скота.
— балясы – балкончик вокруг дома.
— чекомас – окунь.
— квелый – слабый.
— банить – мыть, стирать.
— майдан – площадь.
— кохать — заботится
— кочет – петух.
УЧИТЕЛЬ:
Играть любят дети всегда. Но в казачьих семьях детей с малолетства приучали к
труду и своим отношением ко всему показывали пример.
Слово отца в семье было все равно, что слово атамана для войска, — ему следовали
беспрекословно. Каждый казак знал и всем сердцем хранил Божью заповедь: « Чти отца
твоего и матерь твою, да благо ти будет и будеше долголетен на Земли».
1 ВЕДУЩИЙ. В 12 15 лет казачата были уже лихими конниками. Могли скакать во
весь опор, с ходу преодолевая канавы, заборы. Конем могли загнать зайца и убить его
ударом нагайки. Владели уже шашкой и ружьем, и осваивали приемы джигитовки — все
это передавали им старшие братья и отцы.
2 ВЕДУЩИЙ. Невозможно себе представить казака без коня. Чем же был конь для
казака?
РАССКАЗ КАЗАКА О КОНЕ.
КАЗАК: « Без коня казак сирота». « Казак голоден, а конь его сыт». «Казак без коня,
что солдат без ружья». Так у нас на Дону говорят о конях. Казаки всегда любили коней
и зачастую сами их выращивали для себя от самых лучших кобылиц и производителей.
Ухаживали как за детьми, баловали их. Вырастая, такой конь платил своему хозяину
преданностью и любовью, он не давался в руки другим, а за своим хозяином мог ходить как собака. Кони были приучены к походу и бою. В сабельной рубке такие кони кусали
и лягали коней противника. Укрытые в лесу, балке, они по свисту хозяина бежали к
нему, по команде ложились, вставали и знали много других команд. Конь не отходил от
раненого или убитого хозяина, а в случае гибели хозяина долго тосковал, не подпуская
чужих, и не брал из их рук пищу, голодая по несколько дней. Конь для казака был
больше, чем лошадь и казаки называли их только конями. Кони платили им за это
искренней привязанностью и шли в огонь и в воду.
2 ВЕДУЩИЙ. В 18 лет казачата проходили уже обучение военному делу всерьез под
руководством опытных казаков. Совершенствовали боевые приемы, стреляли в цель на
ходу, рубили лозу шашками, преодолевали полосу препятствий. Скакали стоя на коне,
спрыгивали с коня и снова взлетали в седло. Переходили реки в брод. Словом – учеба
всерьез. И когда наступала пора сдачи экзаменов, то принимали их сам атаман и есаулы
в присутствии стариков. Отличившимся атаман вручал подарки богатое оружие,
разукрашенные седла, нарядные уздечки. И эти свои первые награды казаки высоко
ценили и хранили всю жизнь.
2 ВЕДУЩИЙ. А в 21 год юноша уже зачислялся на военную службу, становившись
настоящим казаком.
УЧИТЕЛЬ: Вот так на Дону и проходило воспитание и обучение казачат. В казачьей
семье и отец, и дед, и прадед – и далеко в века уходя – все были воины. Служили и
старший и младший брат, и от того создавалась традиция службы и уважения к ней.
И очень важно сегодняшнему поколению не забывать эти традиции, Знать их и
передавать своим будущим детям.
РЕФЛЕКСИЯ:
Интересно ли вам было узнать, как воспитывали казачат?
А хотели ли бы вы следовать казачьим традициям в воспитании своих детей?
Источники:
1. Вопросы традиционной культуры. 2009. Вып. 2. Казачество: духовная культура /
Сост.: Карпова М.М., Филатченко И.А. Чита: УМЦКиНТ, 2009. с.
2. Истомин А.В. Нагайка//Казаки России СП6.1997
3. Удовиченко Л. Д. Методическая разработка Классного часа «Воспитание и обычаи
казаков» http://multiurok.ru/udovichenkolyudmila/files/mietodichieskaiarazrabotkaklassnogho
chasavospitaniieiobychaikazakov.html
Классный час на тему: «Воспитание казака» для учащихся 6-8 классов общеобразовательной школы
Классный час на тему: «Воспитание казака» для учащихся 6-8 классов общеобразовательной школы
Классный час на тему: «Воспитание казака» для учащихся 6-8 классов общеобразовательной школы
Классный час на тему: «Воспитание казака» для учащихся 6-8 классов общеобразовательной школы
Классный час на тему: «Воспитание казака» для учащихся 6-8 классов общеобразовательной школы
Классный час на тему: «Воспитание казака» для учащихся 6-8 классов общеобразовательной школы
Классный час на тему: «Воспитание казака» для учащихся 6-8 классов общеобразовательной школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.