Классный час «Нет края краше, чем Кубань»
Оценка 4.7

Классный час «Нет края краше, чем Кубань»

Оценка 4.7
Мероприятия
doc
классное руководство
5 кл—6 кл
01.09.2017
Классный час «Нет края краше, чем Кубань»
Публикация является частью публикации:
Нет края краше, чем Кубань!.doc
Классный час «Нет края краше, чем Кубань» для учащихся 6­х классов Юрченко Валентина Александровна, классный руководитель 6 «А» класса муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы №25 муниципального образования Кореновский район Пояснительная записка Данный урок разработан на основе Плана основных мероприятий к празднованию Дня  образования Краснодарского края в 2016­2017  годах.  Цели урока направлены на знакомство учащихся с историей Кубани в различные  периоды времени, с основными этапами развития Краснодарского края; развитие  интереса  к истории и культуре малой Родины. Для эмоционального настроя и  создания заинтересованности учащихся выбрана  нестандартная форма проведения классного часа – исторический журнал. Заранее  учащиеся получают задание подготовить материал для представления своей страницы. На  уроке ведётся работа в группах: учащиеся систематизируют материал, отбирают самую  важную, интересную информацию. Современный урок рассматривается  не только как деятельность преподавателя, но и  как деятельность обучающегося,  т.е. очень важно, чтобы сам учащийся научился находить  информацию. На классном часе работа  учащихся свидетельствует о том, что учитель – не единственный источник знаний для учащихся.  На занятии использованы следующие технологии:  компьютерно­ информационная,  личностно­ориентированная, исследовательская.  Классный час имеет яркую  воспитательную направленность. Использован  большой исторический материал о  Екатеринодаре, современном Краснодаре.  Урок начинается с вводного слова учителя, которое должно способствовать  эмоциональному настрою учащихся на данный урок, 1 Этапы проведения урока: 1) Организационный момент.  Чтение стихотворений о родном  крае.     2) Слово учителя.  3) Представление страничек истории.      5) Физкультминутка.    6)  Подведение итогов. Обмен мнениями. 7) Заключительное слово учителя. Материалы данного урока могут использовать учителя кубановедения, классные  руководители для проведения уроков, классных часов в 5­ 8 классах.  Оборудование урока:   ­ мультимедийная доска, компьютер, проектор;  ­ презентация; ­ экспонаты школьного музея для оформления: кубанские костюмы, предметы быта,  посуда казаков (горшки, крынки), плетень, подсолнухи; ­ музыкальное оформление: Гимн Кубани, песня «Ой, да Краснодарский край»,  «Роспрягайте, хлопцы коней» ­ выставка   рисунков ­ иллюстраций   к   стихам  кубанского поэта, ­ выставка  книг по истории Кубани, художественных произведений кубанских авторов; ­ рисунки ребят на тему «Кубанские пейзажи».        Описание разработки. Цель: познакомить учащихся с историей Кубани в различные периоды времени, развивать  интерес к истории и культуре малой Родины. Задачи: Образовательные:  познакомить учащихся с историей края. Систематизировать  знания о родном крае, его прошлом и настоящем.  Развивающие: формирование навыков работы с историческими документами, развитие  умений рассуждать и творчески  мыслить, собирать информацию, отбирать главную;  мотивирование учащихся на дальнейший самостоятельный поиск дополнительной  информации           2 Воспитывающие: воспитание   патриотизма, формирование уважительного отношения  к своей Родине, воспитание  в учащихся бережного отношения к памятникам истории и  культуры.   Цели урока    :       воспитание гражданской позиции и патриотических чувств; развитие национального самопознания и гражданственности; развитие интереса к прошлому и настоящему своей семьи, города, станицы, края,  страны;    формирование коммуникативные умения при выполнении исследовательской  работы;  формирование чувства гордости за свою страну, любви к родине;                                       привитие любви к малой Родине и сопричастности к истории Краснодарского края.     Эпиграф к уроку                                                       Не зная прошлого, не возможно понять   подлинный смысл настоящего и цели будущего.                                                                                                                             М.Горький     Ход урока Казак                                                                                                                                             России малая частица Земля, похожая на рай. Голубизна морей, разлив пшеницы – Все это Краснодарский край! Казачка                                                                                                                                        Хороши кубанские просторы. Плодородна щедрая земля. Нивы необъятные, как море. Край казачий, родина моя! (Слайд 2) 3 2. Вступительное слово учителя.                                                                                        Здравствуйте, дорогие ребята! В 2017 году мы отмечаем две памятные даты в  истории нашей малой Родины: 80 лет образования Краснодарского края и 225 лет со Дня  освоения Кубанских земель Черноморскими казаками. Называться наш урок будет «Нет  края краше, чем Кубань». (Слайд 3, 4,5) ­ Как вы понимаете слова эпиграфа нашего классного часа «Не зная прошлого,  невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего». (Слайд 6)                                                              Горький М. Примерные  ответы  учащихся:   ­ Без прошлого нет настоящего;   ­ Мы должны обращаться к опыту предшествующих поколений, чтобы не совершать  ошибок;   ­ Важно помнить историю своей страны, своей малой родины, их культуру и традиции,  ведь если нам нечего будет передать следующим поколениям, мы исчерпаем себя, как  нация. Учитель: ­ Среди необозримых просторов нашей Родины есть место, где мы живем. Это место – Краснодарский край. Когда мы слышим эти слова, перед глазами  возникают шумящие пшеницей (слайд 7)и подсолнечником (слайд 8) раздольные поля,  богатые своим разнотравьем степи, (слайд 9)наливающийся под южным солнцем  живительным соком виноград, (слайд 10)опоясанные садами станицы и города,  покрытые изумрудными коврами лесов горные вершины (Слайд 11), многолюдные  пляжи. (Слайд 12). А кто­то вспоминает шумные городские улицы (слайд 13), мощь  фабрик и заводов (слайд 14), достижения в науке и спорте и, конечно, кубанские песни. (слайд 15, 16). Ученик: (Слайд 17). Край мой милый – поля, перелески, Стойкий запах полыни, хлебов Вечных речек равнинные всплески Ты взрастил в моём сердце любовь. 4 Как бы жил я, мой край ненаглядный, Без любви к тебе, как бы я жил… Учитель: Я предлагаю совершить путешествие в далекое прошлое и перелистать  некоторые страницы летописи Кубани, ее столицы и нашей малой Родины – ст.  Платнировской. Мы очень хорошо должны знать историю нашей земли, нашего  Краснодарского края.  (Слайд 18). Как полноводная река начинается из маленького родничка, так и этническая история Кубани берет свои истоки из прошлого небольших сообществ ­ скифов, меотов,  босфорцев и сарматов. Об их существовании нам рассказывают сохранившиеся до наших  дней степные курганы, каменные гробницы – дольмены, остатки древних поселений. Наши историки работали над летописью нашего края, и я представляю им слово. Историк 1: (слайд 19),  В VII веке до н.э., когда предприимчивые сыны Эллады  появились на северном берегу Черного моря. Основание колоний было для древних греков  делом важным и почти священным. Выбирая новое место поселения, они сначала  советовались с богами. На корабль с собой греки брали священный огонь из родного очага,  домашнюю утварь, скот, зерно для посева и виноградную лозу. Херсонес ­ это древний  город, который основали античные греки. Сейчас его руины стоят на территории Крыма. Учитель: А мы продолжаем путешествие во времени, и я переворачиваю следующую  страницу летописи, которая повествует об эпохе Екатерины Великой. Историк 2: (слайд 20), В 1744 году в Россию приехала четырнадцатилетняя немецкая  принцесса София­Фредерика­Августа, чтобы выйти замуж за Петра Третьего и стать  императрицей России. (Слайд 21),  Приняв православие, Екатерина Алексеевна искренне прониклась его  традициями и полюбила русский народ. Она переписывалась с Вольтером, французскими  просветителями и усвоила идеи республиканцев. Вступив на российский престол,  Екатерина Великая решила продолжить грандиозные преобразования Петра Первого. (Слайд 22), Екатерина Вторая реформировала почти всю внутреннюю структуру  империи: были даны жалованные грамоты городам и дворянству, возросла мощь русской  5 армии и флота, в результате победоносных войн были присоединены Причерноморье,  Крым, Прикубанье, Восточная Грузия, половина Речи Посполитой и возвращены земли  Белоруссии и Западной Украины. В царствование Екатерины Великой расцвели русская  культура, просвещение и наука, были открыты новые учебные учреждения, академии,  библиотеки и типографии. В годы ее царствования Россия стала великой державой, с которой считались все страны мира. Жителям Кубани имя Екатерины особенно дорого, потому, что она подарила щедрой рукой земли, на которых мы живем. Текст дарственной грамоты:  (Слайд 23), Черноморскому казачьему войску жалуется “в вечное владение состоящий в  области Таврической остров Фанагория со всею землею, лежащею по правую сторону  реки Кубани от устья ее к Усть­Лабинскому редуту… чтобы с одной стороны река  Кубань, а с другой же Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой  земли”. В обязанность войску вменяется “бдение и стража пограничная”. Сей  документ подписан 30 июня 1792 года рукою императорского величества. Историк 3: Перебравшись на правый берег Карасуна, казаки очутились в густом  дубовом лесу, с трех сторон охваченном водами быстрой Кубани. Это место называлось  Карасунский кут  (Слайд 24). Своенравная река здесь круто изгибалась, делая кут  неприступным для неприятеля с трех сторон. С военной точки зрения лучшего места для  поселения не найти. По преданию, войсковой атаман Захарий Чепега, указав рукой на  колючие заросли у Карасунского Кута, воскликнул: “Быть здесь граду!” Сразу же по  приезду казаков на Кубань 15 августа 1793 г. войсковое правительство решило заложить на месте Карасунского Кута “главный войсковой град”, ставший на защиту границ Кубани и  южных рубежей России, названный в честь императрицы – Екатеринодаром.                            Ученик:               Царицей дарованы земли Кубани.                              Казачеством создан там град войсковой,                              Церквами обвенчанный, Богом хранимый –                              С прозрачной богатой Кубанью­рекой.           Под флагом Кубани, с надеждой и верой,           Не меркнет с годами полученный дар. 6 Гордясь своим городом, гимном и хлебом,           Поем тебе славу, родной Краснодар. В честь посещения Екатеринодара была построена Триумфальная Александровская арка (Слайд 25).                                                                                Учитель: Города, как и люди, имеют собственные уникальные судьбы и такой  неповторимой биографией славен город, носивший в прошлом имя Екатерины II, а сегодня  именуемый Краснодаром. 127 лет своего существования наша столица носила имя Екатерины II. Жители  столичного Петербурга гордились тем, что они живут в городе, основанном Петром  Великим, а наши предки казаки осознанно нарекли столицу Кубани Екатеринодаром, чтобы навсегда увековечить память о славных делах императрицы для своих потомков. 6 мая 1907 года в Екатеринодаре состоялось торжественное открытие памятника  Екатерине II. (Слайд 26). И хотя памятник императрице простоял в Екатерининском  сквере немногим более 13 лет, краснодарцы не забывали о нем никогда.  В 1920 году большевики изменили название города и переименовали Екатеринодар в  Краснодар. Уже 92 года наша столица носит свое новое имя. Историк 4: (Слайд 27).  Монумент работы скульптора Михаила Микешина, открытый 6 мая 1907 года и разрушенный в 1920 году, был восстановлен известным кубанским  скульптором, членом Союза художников России Александром Аполлоновым,  использовавшим в своей работе снимки бронзовой модели и памятника, архивные  документы и чертежи.  Высота памятника – 13, 8 м, ширина всего комплекса 16 м. Фигура Екатерины высотой 4 м весит 3тонны. Всего на скульптурную композицию ушло 25 тонн бронзы, 12 тонн чугуна,  250 кг алюминия и 80 г сусального золота.  8 сентября 2006 года в Краснодаре состоялось долгожданное открытие памятника  Екатерине Великой. Казаки с гордостью пронесли по улице  Красной свои войсковые знамёна, символизируя  неразрывную связь поколений и отдавая должное своим предкам (Слайд 28). 7 Учитель:  Наша малая родина, наша удивительно прекрасная Кубань, имеет богатую  историю и глубокие корни. Они уходят далеко в прошлое. Нам всё интересно, как жили,  чем питались, что носили в том далеком прошлом. Итак, еще одна маленькая экскурсия в  прошлое. Историк 5: (Слайд 29).Черноморские казаки располагали свои курени вблизи степных  речек. Селения окружали рвом и земляным валом. С 1809 г курени стали называться  куренными селениями, а с 1842г – станицами. В станицах строились хаты. Они были  саманными или глинобитными, крыши из камыша или соломы.  Почти в каждой хате имелись русская печь и “красный угол” с образами. На стенах  висели фотографии – традиционные реликвии казачьих семей. (Слайд 30).      Историк 6:  (Слайд 31).Костюм казаков состоял из военной формы и повседневной  одежды. Костюм казаков складывался веками, задолго до того, как степняки стали  именоваться казаками. В первую очередь это относится к изобретению скифов – штанам  кочевника – конника. За столетия покрой не изменился: это широкие шаровары Так что те  шаровары, что находили в древних курганах , были такими же, какие носили казаки и в  XVIII, и в XIX веках. Рубахи были двух видов: русская и бешмет. Русскую заправляли в шаровары, бешмет  носили на выпуск. Шили из холста или шелка. Степняки вообще предпочитали шелк  другим тканям – на шелке вошь не живет. Сверху – сукно, а на теле – шелк! Зимой носили  нагольные полушубки, которые надевались шерстью на голое тело.  Из верхней одежды казаки издавна предпочитали архалук – «спиногрей» – нечто  среднее между стёганным татарским халатом и кафтаном. Кроме того, поверх тулупа зимой и в непогоду надевался балахон – валяный из овечьей  или верблюжьей шерсти плащ с капюшоном.  На Кавказе балахон заменила бурка, а капюшон издавна существовал как  самостоятельный головной убор – башлык. В 20­е годы 19 века в среду черноморского казачества начинает проникать черкесская  одежда. Черкеска похожа на длинный кафтан в талию, сверху облегающий, от пояса с  расширяющимися полами. Впереди застегивался на крючки от груди до середины длины,  так что полы внизу свободно расходились, не препятствуя широкому шагу воина. Такая  8 черкеска была очень удобна для верховой езды. На груди черкески нашивали подкладку  для газырей или газырницу. «Газырь» в переводе означает «готов». Наличие его на одежде  воина говорило о готовности вступить в схватку с врагом.  В 1831 году черкесски запретили. Атаман Завадовский издал указ: » Запрещается при  отправлении службы носить черкесские свитки, т.к. неприличное одеяние». Несмотря на  запреты, черкеска прочно вошла в состав обмундирования казаков. Сапог было великое множество – без них верховая езда невозможна, да и по сухой степи не пройдешь босиком. Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каблуков – ичиги и  «чирики» – туфли – галоши, их надевали поверх ичиг, в которой заправлялись шаровары.  Носили и «башмаки» – кожаную обувь с ремнями, названную так потому, что  изготовлялась она из телячьей кожи (тюрк. «башмак» – теленок). Более всего казак ценил одежду не за ее стоимость и даже не за удобства, которым  славилась казачья «справа», а за тот внутренний духовный смысл, которыми были  наполнены каждый стежок, каждая деталь казачьего костюма. По верованиям древних,  одежда – вторая кожа, поэтому коренные казаки никогда не носили чужую одежду, не  совершив над ней очистительных обрядовую и тем более одежду с убитых. Надеть  «чуждые покров» – означало «войти» в волю дарителя и потерять свою. Поэтому казак ни  за что не надел бы «шубу с царского плеча». Головные уборы бывают двух основных типов: шапки, сшитые целиком из овчинных  смушков, и шапки с меховым околышем и матерчатыми вершками, скроенные в форме  цилиндра или усеченного конуса. В 19 веке носили высокие «папахи». В начале 20 века вошли в моду низкие «кубанки», их  носили даже летом. (Слайд 32).Женская одежда отличалась по месту их происхождения. Основой женского  костюма была рубаха. Костюм состоял из юбки и кофты. Учитель:  Начало XIX  века ознаменовалось новыми историческими событиями в жизни кубанских казаков. Историк 7: Территория Кубани сложилась из части территорий, занимаемых до  революции Кубанской областью и Черноморской губернией. На III Чрезвычайном съезде  Советов 30 мая 1918 года было принято решение о слиянии Кубанской и Черноморской  республик в единую Кубано­Черноморскую советскую социалистическую республику. С  9 марта 1920 года она стала областью. В феврале 1924 года Кубано­Черноморская область  вошла в состав обширного Северо­Кавказского края с центром в Ростове­на­Дону. Историк 8: (Слайд 33).В январе 1934 года из этого края создаются два: Азово­ Черноморский (центр — Ростов­на­Дону) и Северо­Кавказский (Пятигорск). 7 сентября  1937 года Азово­Черноморский край был разделен на Ростовскую область и  Краснодарский край с краевым центром в г. Краснодаре. В состав края вошло 14 городов, 71 район и Адыгейская автономная область.  Численность населения составляла 3 миллиона человек. Более чем на 1 300 предприятиях  работало 94 000 рабочих. В 2 433 колхозах было объединено 98,7 крестьянских хозяйств. 13 сентября 1937г. создан Оргкомитет Президиума Верховного Совета РСФСР по  Краснодарскому краю. Этот день считается днем рождения края.     Историк 9:  (Слайд 34).Краснодарский край имеет свою символику. За основу герба  взят герб Кубанской области 1860 года. С 24 марта 1995 года герб краснодарского края  выглядел иначе. А с 23 июня 2004 года Законодательное собрание внесло опять некоторые  изменения в герб края. На штандарте, расположенном над короной, аббревиатура “РФ”  заменена вензелем императора Александра II в лавровом венке; изменен внешний вид  короны; изъято обрамление дубовыми ветками; александровская лента заменена на ленту  ордена Ленина.                             Историк 10: (Слайд 35).У Кубани есть флаг. Под флагом сражаются за независимость  воины, его поднимают во время спортивных побед, вывешивают во время праздников. У  Кубани флаг трехцветный. В центре флага расположен герб Краснодарского края,  выполненный в одноцветном варианте – золотым цветом. Синий цвет – символизирует  иногороднее население. Малиновый цвет – цвет запорожцев. Зеленый цвет – цвет горцев,  южных соседей Кубани. Таким образом, флаг символизирует единство всего Кубанского  населения. Флаг признан 24 марта 1995 года. Историк 10:  (Слайд 36).За основу Гимна Кубани взята народная песня «Ты, Кубань,  Ты наша Родина», написанная в 1914 году на русско­турецком фронте и  посвященная  казакам 1­го Кавказского казачьего полка в память о боевой славе в годы Первой мировой  10 войны. Автор слов — полковой священник Константин Образцов. Музыка народная, в  обработке В.Захарченко. Прослушивание Гимна стоя  Учитель: Давайте еще раз посмотрим на физическую карту Краснодарского края.  (Слайд 37). Краснодарский края расположен очень выгодно. Он находится в умеренной  зоне восточного полушария. С северо­запада и юго­запада он омывается Азовским и  Черным морями, которые благотворно влияют на климат края и служат прекрасными  путями сообщения с соседними государствами.  (Слайд 38).Географическое положение Краснодарского края создаёт благоприятные  условия для хозяйственного развития. Равнины и горы богаты полезными ископаемыми –  газ, нефть, мергель, мрамор и др.  Морские, железнодорожные, автомобильные и  воздушные пути связывают край со многими регионами России и с другими государствами. Территория – 76 тыс.кв.км. Численность постоянного населения Краснодарского края на  начало 2017 года составила 5574 845 человек. Центр – г. Краснодар. А каково географическое положение столицы края? (Слайд 39). Она находится почти в  центре Краснодарского края Историк 10:  (Слайд40).Административно­территориальное деление Краснодарского  края. Краснодарский край включает в 48 муниципальных образований: 11 городских  округов, 37 муниципальных районов и 378 городских и сельских поселений. Города с  численностью населения более 100 тыс. чел. – Краснодар, Сочи, Новороссийск, Армавир (Слайд 41).Велик ли наш край? О размерах судите сами: с севера на юг протянулся на  372 км, а с запада на восток – на 380 км. Длина его морских границ около 740км,  сухопутных – 800км. Посмотрите на слайд.  В Краснодарском крае проживают представители более 100 национальностей и  народностей. (Слайд 42) Самые многочисленные  (Слайд 43). Русские – 4436,3 тыс.      Армяне – 274,5 тыс.    Украинцы – 131,8 тыс. Белорусы – 26,3 тыс. Греки – 26,5 тыс.; 11 Адыгейцы – 15,8 тыс. Немцы – 18,5 тыс.  Турки – 13,5 тыс. Цыгане – 10,9 тыс.  Историк 12: (Слайд 44).Северная и центральная части края заняты Кубанской  равниной, а южная – горами большого Кавказа. Уникальность природы заключается в  разнообразии ландшафтов и их чередовании.                                                                                 На территории края расположен и Кавказский государственный биосферный заповедник.  Этот научный природный комплекс занимает 236,5 тыс. гектаров и является частью  международной сети заповедников биосферы (Слайд 45­46). Историк 13: (Слайды 47 ­50) Вся Россия знает Кубань как жемчужину и житницу  нашего государства. Какие хлеба даёт наша земля!!!Кубанские чернозёмы издавна  известны высоким плодородием и считаются одними из лучших в России. На этих почвах  возделывается 130 с/х  культур: зерновые, прежде всего пшеница озимая, кукуруза, рис;  технические, в их числе сахарная свекла, подсолнечник и табак, плодово­ягодные, овощи,  бахчевые, виноград, картофель. Нет края богаче, чем Краснодарский! Нет края красивее,  чем Краснодарский! (Слайды 51­55).  Учитель: (Слайд 56).Вот и подошел к концу наш урок. Надеюсь, ребята, что вы многое  узнали о Краснодарском крае, о Краснодаре, о наших предках, их культуре и традициях,  поняли, как важно помнить историю своей страны, своей малой родины, своей семьи.  Ты весной чудесен, Летом щедр, как в сказке, Край хлебов и песен — Край наш Краснодарский!                     В. Подкопаев Спасибо всем историкам за предоставленный материал. До свидания!  12 . 13

Классный час «Нет края краше, чем Кубань»

Классный час «Нет края краше, чем Кубань»

Классный час «Нет края краше, чем Кубань»

Классный час «Нет края краше, чем Кубань»

Классный час «Нет края краше, чем Кубань»

Классный час «Нет края краше, чем Кубань»

Классный час «Нет края краше, чем Кубань»

Классный час «Нет края краше, чем Кубань»

Классный час «Нет края краше, чем Кубань»

Классный час «Нет края краше, чем Кубань»

Классный час «Нет края краше, чем Кубань»

Классный час «Нет края краше, чем Кубань»

Классный час «Нет края краше, чем Кубань»

Классный час «Нет края краше, чем Кубань»

Классный час «Нет края краше, чем Кубань»

Классный час «Нет края краше, чем Кубань»

Классный час «Нет края краше, чем Кубань»

Классный час «Нет края краше, чем Кубань»

Классный час «Нет края краше, чем Кубань»

Классный час «Нет края краше, чем Кубань»

Классный час «Нет края краше, чем Кубань»

Классный час «Нет края краше, чем Кубань»

Классный час «Нет края краше, чем Кубань»

Классный час «Нет края краше, чем Кубань»

Классный час «Нет края краше, чем Кубань»

Классный час «Нет края краше, чем Кубань»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.09.2017