Классный час "О совести и долге"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Форма проведения – классный час Цели: Развивать представление учащихся о нравственных понятиях «совесть» и «долг»; Воспитывать стремление жить по нравственным законам; Совершенствовать умения давать личностную оценку своим поступкам и происходящим событиям Оборудование: мультимедийный проектор Пропала….. По-старому толпились люди на улицах и в театрах; по-старому они то догоняли, то перегоняли друг друга; по-старому суетились и ловили на лету куски, и никто не догадывался, что чего-то вдруг стало недоставать, и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка. Многие начали даже чувствовать себя бодрее и свободнее. Легче сделался ход человека: ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать. Всякую болесть вдруг как рукой сняло; люди не шли, а как будто неслись; ничто не огорчало их, ничто не заставляло задуматься; и настоящее, и будущее - все, казалось, так и отдавалось им в руки, - им, счастливцам, не заметившим о пропаже …..»конспект
Иконка файла материала конспект.docx
Название мероприятия ­ «О совести и долге» Форма проведения – классный час Цели:  Развивать   представление   учащихся   о   нравственных   понятиях   «совесть»   и «долг»; Воспитывать стремление жить по нравственным законам; Совершенствовать   умения   давать   личностную   оценку   своим   поступкам   и происходящим событиям Оборудование: мультимедийный проектор Ход мероприятия: Учитель:  Речь сегодня у нас сегодня пойдёт о правилах. Причем о  таких, выполнять которые заставляет не государство, а какая­то другая сила,  живущая в самом человеке. Эти правила называются нравственными и  выработаны они были  достаточно давно. Иначе человечеству пришлось бы  худо. Давайте представим, что было бы ,  если  бы нравственные понятия  исчезли.  Вашему вниманию предлагается отрывок из сочинения М.  Салтыкова­ Щедрина, которое он так и назвал «Пропала….».  А вы попробуйте понять,  что же исчезло у жителей города «Пропала….. По­старому толпились люди на улицах и в театрах;  по­старому они то догоняли, то перегоняли друг друга; по­старому  суетились и ловили на лету куски, и никто не догадывался, что чего­ то вдруг стало недоставать, и что в общем жизненном оркестре  перестала играть какая­то дудка. Многие начали даже чувствовать  себя бодрее и свободнее. Легче сделался ход человека: ловчее стало  подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться,  обманывать, наушничать и клеветать. Всякую болесть вдруг как рукой сняло; люди не шли, а как будто неслись; ничто не огорчало их, ничто  не заставляло задуматься; и настоящее, и будущее ­ все, казалось, так  и отдавалось им в руки, ­ им, счастливцам, не заметившим о пропаже …..» Ответы детей 1Учитель:  Совесть.  Про неё  писал В. О. Жуковский: «Сколь неизбежна власть твоя,  Гроза преступников, невинных утешитель.   О, совесть! Наших дел закон и обвинитель,   Свидетель и судья!»  Что же такое совесть? Ответы детей Учитель: В различных словарях даются такие определения совести: «Совесть ­ это потребность человека нести ответственность за свои  действия» « Совесть — нравственное сознание человека, выражающееся в оценке  собственных поступков, на основании определенного критерия добра и зла» А народная мудрость из глубины веков доносит до нас: "От человека утаишь, а от совести не утаишь"; "Нечистая совесть спать  не дает"; "Совесть без зубов, а грызет"; "Злая совесть стоит палача".  В  древнем Риме говорили: «Совесть — это тысяча свидетелей". Голос совести,  голос морального закона, замечал Кант: « заставляет трепетать даже самого  смелого преступника». Вы, наверное, слышали такое выражение – «муки совести». А.С. Пушкин в драме «Борис Годунов» так описывает это состояние: «…как язвой моровой Душа сгорит, нальется сердце ядом, Как молотком стучит в ушах упрек, И всё тошнит, и голова кружится, И мальчики кровавые в глазах... И рад бежать, да некуда... ужасно! 2Да, жалок тот, в ком совесть нечиста» История Иуды является примером того, как иногда угрызения совести  становятся настолько нестерпимыми, что человек решает покончить жизнь  самоубийством.  В Священном Писании совесть  называется сердцем. В Нагорной  проповеди Господь Иисус Христос совесть уподобил “оку” (глазу),  посредством которого человек видит свое нравственное состояние.  Учитель: Скажите, пожалуйста, исходя из своего жизненного опыта,  можем ли мы контролировать совесть?  Ответы детей Учитель: Наш личный опыт убеждает нас также в том, что этот  внутренний голос, называемый совестью, находится вне нашего контроля и  выражает себя помимо нашего желания. Мы не можем себя убедить в том, что мы поступили хорошо, когда совесть говорит нам, что мы поступили плохо.  Разумеется, "сила", "громкость" голоса совести зависит от ее развитости,  которая неодинакова у различных людей. У одних она, можно сказать, в  зачаточном состоянии и голоса ее не слышно во многих ситуациях. У других  же встречается "болезненная" совесть, когда человек едва ли не  патологически обвиняет себя за малейшие прегрешения.  Представим себе распространенную ситуацию. Молодой человек в  автобусе  сидит, слушает музыку, ему удобно. А рядом немолодая женщина  стоит. Вставать юноше не хочется. Попробуйте предположить, что будет  дальше? Ответы детей.  Учитель:  В том случае если молодой человек не находит сил  подняться, он  как правило отворачивается, смотрит в окно. Почему?  Ответы детей  Учитель: Потому что совестно,  потому что совесть знает, как надо  поступить  потому что совесть все оценивает по мерке человеческих моральных  ценностей. Таким образом, совесть контролирует, разрешает­запрещает какие­ 3то поступки. Скажите, пожалуйста, а всегда ли, наши действия диктуемые совестью  рациональны? Мы живём в  прагматичное, расчетливое время и насколько  рыночные категории   сочетаются с совестью? Ответы детей  Учитель: Наличие совести означает, что кроме удовлетворения личных  эгоистических желаний человеку свойственно и потребно что­то еще. «Две  вещи наполняют душу мою все новым удивлением и нарастающим  благоговением: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне».  Великий философ И. Кант сказал это, будучи уже пожилым человеком в  связи с воспоминаниями о матери, умершей, когда будущему великому  философу было 13 лет, и похороненной как простая крестьянка. Глубоко  верующая, она внушала маленькому сыну, что жить надо по совести. И еще —  объясняла имена деревьев, трав, цветов. И созвездий в ночном небе. Конечно, нравственный мир человека не сводится только к  совести. Но  очевидно, что именно совесть во взаимодействии с долгом является главным  регулятором человеческих поступков. Совесть — особый морально­ психологический механизм, который действует изнутри нашей собственной  души, придирчиво проверяя, выполняется ли долг. «Долг — это нравственная обязанность человека, выполняемая им под  влиянием не только внешних требований, но и внутренних нравственных  побуждений» Попробуйте составить словосочетания со словом долг. Ответы детей. Учитель: (добавляет в случае необходимости) Долг дружбы. Долг  чести. Долг совести. Долг памяти. Долг перед отечеством. Гражданский долг.  Семейный долг. Исполнить свой долг считалось делом чести и достоинства  русского человека. Нарушившего свой долг презирали.  Иногда в жизни возникают ситуации, когда приходится выбирать между  долгом и счастьем. Вспомним Татьяну Ларину.   «…Я вас люблю (к чему лукавить?), 4Но я другому отдана; Я буду век ему верна» Какой выбор сделала героиня «Евгений Онегин»? Ответы детей.  Учитель: Порою долг заставляет человека жертвовать жизнью По историческим меркам недавно, в марте 2000 года, 90 псковских  десантников 6­ой роты 76­й воздушно­десантной дивизии выполнили свой  долг до конца, сражаясь  в Аргунском ущелье в Чечне. Выстояли под  натиском боевиков, хотя наступавших было в 20 раз больше. Десантники  держали оборону буквально до последнего патрона, потом пошли  врукопашную. Погибли почти все, в живых осталось лишь шестеро бойцов.   «1 марта в 6 часов 10 минут связь с командиром 2­го парашютно­ десантного батальона Евтюхиным М.Н. оборвалась... Когда кончались  боеприпасы, десантники шли в рукопашный бой и подрывали себя гранатами в толпе боевиков. Командир самоходной артбатареи капитан Виктор Романов,  потеряв обе ноги в результате разрыва мины, продолжал корректировать  огонь артиллерии. …Раненный в грудь старший лейтенант Александр  Колгатин привел в действие мины, как только боевики пошли в атаку.  Раненый ефрейтор Александр Лебедев, обвязавшись гранатами, бросился в  самую гущу нападавших бандитов и подорвался вместе с ними. Старшему  лейтенанту Алексею Воробьеву, уничтожившему полевого командира Идриса, осколками мин были перебиты ноги, одна пуля попала в живот, другая ­ в  грудь, но он бился до последнего. Трое суток в горах шел бой. "  По  определенным причинам на помощь погибающим десантникам никто не  пришел, кроме… ". 1 марта в 3 часа утра к окруженным смогла прорваться  группа солдат во главе с майором Доставаловым (15 человек), который,  нарушив приказ, самовольно (вопреки приказу командования) покинул  оборонительные рубежи 4­й роты на соседней высоте и вышел на усиление  шестой роты. Рейд майора Доставалова продлил оборону высоты 776 на два  часа... Присоединившись к десантникам шестой роты, Доставалов в ходе  сражения получил несколько тяжелых ранений, однако продолжал руководить боем. Последнее ранение оказалось смертельным. За мужество и героизм  представлен к званию Героя России (посмертно)". Они не покинули  позиции,  понимая, что за ними ­ только не готовые к обороне тылы. 5Среди погибших десантников был и наш земляк ­ гвардии рядовой  Пахомов Роман Александрович. Родом из  города Данкова. Похоронен в г.  Грязи. Было ему 19 лет. Псковские десантники показали всему миру, что жив в российской армии русский дух, что долг для русского солдата, по­прежнему, дороже жизни. Как в 1941 году, когда  не надеющиеся на победу солдаты разбитых полков   бросались с последней гранатой под танки. Итак, долг ­ это правило, но правило чисто внутреннее, признаваемое  совестью. Это правило, от которого нас ничто не может освободить.  Нарушить свой нравственный долг безнаказанно – нельзя, так как наказание за нарушение нравственного долга всецело зависит от судьи ­ самого строгого,  самого неумолимого и никогда не прощающего… совести Мы живем, умереть не готовясь, забываем поэтому стыд, но мадонной невидимой совесть на любых перекрестках стоит. И бредут ее дети и внуки при бродяжьей клюке и суме — муки совести — странные муки на бессовестной к стольким земле. От калитки опять до калитки, от порога опять на порог они странствуют, словно калики, у которых за пазухой — Бог И покуда на свете на белом, где никто не безгрешен, никто, в ком­то слышится: «Что я наделал?» можно сделать с землей кое­что. И целую вам темные руки у безверья на скользком краю, муки совести — светлые муки за последнюю веру мою.                                    Е. Евтушенко 67