Классный час по теме "Великая Российская революция".

  • Мероприятия
  • docx
  • 29.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Великая Российская революция.docx
Классный час по теме “Великая Российская Революция» Цели: Проверить, актуализировать и закрепить знания учащихся по теме в связи со столетним юбилеем события и предстоящей сдачей ЕГЭ, расширить их кругозор. Способствовать формированию у учащихся навыков логического мышления. Оборудование: презентация по теме, компьютер, мультимедийный проектор, экран Ход мероприятия. Учитель: Ребята, сегодня у нас 6 марта 2017 года. А кто может мне сказать: какое событие произошло ровно 100 лет назад? (Подытоживая ответы учащихся объявляю, что ровно 100 лет назад, 23 февраля 1917 года (8 марта 1917 года по новому стилю) в России произошла революция)(слайд №1). Отмечаю, что в нашей стране больше известна Октябрьская революция 1917 года и это не случайно, так как она привела к власти большевиков и на 70 с лишним лет установила в нашей стране Советскую власть. Вопрос к учащимся: А что вам известно про Февраль 1917 года? (выслушиваю и обобщаю ответы учащихся). Учитель: Ну, что ж, как я, в общем-то, и ожидал: не много. Поэтому я и решил провести для вас этот классный час, в связи со 100-летним юбилеем события и чтобы лишний раз проверить и закрепить, насколько это будет возможно, ваши знания по данной теме и в связи с предстоящим ЕГЭ по истории, который многим из вас предстоит сдавать, и в котором, как логично предположить исходя из «круглой даты» данного события, наверняка будут задания по этой теме. Итак, сегодня мы с вами попытаемся ответить на следующие вопросы (слайд №2): Была ли неизбежна Февральская революция? В чём её причины? Какое значение она имела? Вреда или пользы она больше принесла России? Какова роль лично Николая II в произошедших событиях? Кто ещё ответственен за то, что события пошли по революционному сценарию? Демонстрирую учащимся слайд №3 и поясняю, что революция началась в правление императора Николая II, который у современников получил прозвище «Кровавый», а лидер партии большевиков, наш с вами земляк, В.И. Ульянов-Ленин (слайд №4) язвительно именовал его «Николаем Последним». Готовясь к данному мероприятию, я натыкался в интернете на ещё менее лестные характеристики последнего из Романовых, приводить которые здесь не буду из соображений самоцензуры, а вместо этого задам вам вопрос: как вы думаете, о чём свидетельствуют такие прозвища правителя? За какие конкретно события его правления они могли появиться? (Выслушав ответы учащихся, обобщаю: трагедия на Ходынском поле, Кровавое воскресенье, Ленский расстрел). Мягко говоря, не очень приятные события, не добавляющие популярности правителю, но, как показала история, это было лишь начало. Демонстрирую слайд №5. В 1914 году началась Первая мировая война. Войны того периода имели, как правило, ярко выраженный империалистический характер, т.е. велись за захват колоний, «жизненного пространства». Россия, менее всего нуждавшаяся в таком пространстве (второе место по размеру территории страны в тогдашнем мире), оказалась втянутой в эту войну. Россия вместе с Францией и Великобританией входила в блок «Антанта». Им противостояли Германия, Австро-Венгрия, Османская империя и Болгария, вместе составлявшие Четверной союз. Подобный расклад многие уже тогда назвали противоестественным, поскольку Германия иРоссия, интересы которых нигде не сталкивались и правители которых были двоюродными братьями, оказались по разные стороны, а Великобритания, интересы которой буквально везде входили в противоречие с российскими, оказалась союзником России. Как покажет дальнейший ход событий: весьма неискренним и ненадёжным. Война для России будет идти не самым лучшим образом: сначала катастрофа в Восточной Пруссии, затем нехватка снарядов и самого необходимого у русских войск а потом и отступление. И хотя снарядный голод будет преодолён и будет брусиловский прорыв, это уже не спасёт ситуацию. В деревнях не будет хватать рабочих рук из-за того что многие крестьяне будут призваны в армию, города столкнутся с нехваткой продуктов (слайд №6). Всё это, в конечном счёте, и приведёт к революции, когда администрация Путиловского завода, в ответ на забастовку рабочих объявит локаут (уволят всех). Путиловцев поддержат рабочие других заводов столицы. Министр внутренних дел А. Д. Протопопов (слайд №8) будет уверять царя, что держит ситуацию под контролем. Николай, находящийся в это время на фронте, шлёт в столицу телеграмму и требует разогнать восставших с помощью войск, но гарнизон столицы переходит на сторону восставших. Присланные с фронта войска также переходят на сторону восставших. Генералы (Рузский, Эверт, Сахаров), к которым обращается Николай, настаивают на его отречении. 27 февраля революция распространяется на Москву и другие города империи. Ещё в декабре 1916 года среди либералов (А. И. Гучков и др. (слайд №10)) созрел замысел о дворцовом перевороте. Они планировали не позднее апреля 1917 года перехватить царя в Могилёве, по пути в Ставку и заставить отречься от престола в пользу сына. Но план был воплощён раньше, уже 1 марта. Власти было известно о существовавших нескольких «очагах брожения», но меры Николай не принимал, он не хотел в условиях войны ссориться с оппозицией. У Николая сохранялся шанс удержаться у власти, когда 26 февраля М. В. Родзянко (слайд №11) предложил ему сформировать «правительство народного доверия», но император пренебрёг этой идеей. При всём при этом Николай совершенно лишился поддержки в обществе. Его критиковали даже члены семьи, великие князья, т.н. «великокняжеская фронда» (слайды №12-13), а великий князь Николай Николаевич, вообще вынашивал планы стать императором Николаем III. Свою роковую роль в истории империи сыграла и т.н. «распутинщина» (слайд №14), когда одной записки полуграмотного сибирского мужика было достаточно, чтобы император вручал министерский портфель то одной, то другой бездари. Императрицу Александру Фёдоровну из-за её немецкого происхождения в народе будут обвинять в шпионаже в пользу Германии и полностью развенчать эти слухи, не смотря на то, что не будет найдено никаких доказательств, так и не удастся. Вопрос к учащимся: Что вы знаете о Распутине Г. Е.? Чем объясняется то огромное влияние на власть, которое он приобрёл? (обобщая ответы учащихся, характеризую роль Распутина в российской истории). Помимо того, что сам Николай II, оказавшийся неважным политиком и ещё более неважным полководцем делает ряд ошибок, оказавшихся впоследствии роковыми: назначил министром внутренних дел Протопопова, командующим войсками в столичном округе генерал-лейтенанта Хабалова, не имеющих ни должного авторитета в обществе, ни соответствующих навыков для этих должностей. И, наконец, не обладая полководческим талантом, возглавил армию, что приводит к ещё большему падению его авторитета. Кроме того, следовало на время войны, по примеру всех воюющих стран ограничитьдеятельность оппозиции, запретить митинги и т.д., что опять-таки не было сделано. Ну, и помимо причин собственно внутренних, нельзя недооценивать и внешний фактор. (слайд №16). На карте показана сфера притязаний России после войны, т.е. включение в состав империи всех польских земель, принадлежавших Германии, австрийской Галиции и турецкой Армении, проливы Босфор и Дарданеллы. Вот здесь-то и кроется самое интересное: союзники (с позволения сказать!) по Антанте ни в коем случае не желали такого усиления России! Многие историки сходятся в том, что максимум, что получила бы Россия в случае победы, это часть турецкой Армении и австрийскую Галицию. Кроме того, Россия теряла бы Финляндию и Польшу. К концу войны были даны международные гарантии, что эти страны станут независимыми. Но они предпочли другой вариант – дестабилизировать обстановку в самой России, чтобы под императором «зашатался трон» и России стало бы не до внешнеполитических аппетитов. Таким образом, Россия вынесла бы основную тяжесть войны и мало что получала бы. Для этого они поддерживали (в том числе, и в первую очередь – финансово!) российскую оппозицию. Германия поступала таким же образом. По материалам периодической печати, через А. Парвуса (слайд № 17), деньги немецкого генштаба поступали большевикам, а через Я. Шиффа (слайд №18) западные союзники спонсировали российских революционеров. А теперь, ребята, давайте попробуем подвести итоги и вернёмся к тем проблемным вопросам, которые мы ставили в начале мероприятия (слайд №2). (Выслушиваю ответы учащихся, подвожу их к выводам, что революция в России произошла под влиянием и из-за переплетения внутренних и внешних факторов, что ответственность за подобное развитие событий несут в полной мере и широкие народные массы, и интеллигенция, и революционеры, и тогдашняя правящая верхушка, и иностранные державы, и едва ли не в самой большей степени – император Николай II, т.к. обладая неограниченной властью, не смог избежать втягивания в войну и революции). В этой связи, считаю вполне уместно задать вопрос: нужно ли было причислять Николая II к лику святых? Ведь гибель миллионов людей и на его совести тоже! Ну и в целом, нельзя не сказать, что и Февральская, и Октябрьская революции стали результатом культурного раскола российского общества («верхи» общества, как выяснилось, очень плохо понимали чаяния «низов», а «низы» не считали культуру «верхов» своею), который существовал в России в результате реформ Петра I и половинчатости реформ 60-70-х годов XIX века и начала XX века. Ответ же на вопрос: принесла ли России что-либо положительное революция 1917 года и стоило ли это положительное (если оно было!) уплаченной за него цены, я оставлю на ваше усмотрение. Спасибо за внимание.

Посмотрите также