Классный час по теме "Великая Российская революция".
Оценка 4.8

Классный час по теме "Великая Российская революция".

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
история
10 кл—11 кл
29.03.2017
Классный час по теме "Великая Российская революция".
Публикация является частью публикации:
Великая Российская революция.docx
Классный час по теме “Великая Российская Революция» Цели: Проверить, актуализировать и закрепить знания учащихся по теме в связи со столетним юбилеем события и предстоящей сдачей ЕГЭ, расширить их кругозор. Способствовать формированию у учащихся навыков логического мышления. Оборудование: презентация по теме, компьютер, мультимедийный проектор, экран Ход мероприятия. Учитель: Ребята, сегодня у нас 6 марта 2017 года. А кто может мне сказать: какое событие произошло ровно 100 лет назад? (Подытоживая ответы учащихся объявляю, что ровно 100 лет назад, 23 февраля 1917 года (8 марта 1917 года по новому стилю) в России произошла революция)(слайд №1). Отмечаю, что в нашей стране больше известна Октябрьская революция 1917 года и это не случайно, так как она привела к власти большевиков и на 70 с лишним лет установила в нашей стране Советскую власть. Вопрос к учащимся: А что вам известно про Февраль 1917 года? (выслушиваю и обобщаю ответы учащихся). Учитель: Ну, что ж, как я, в общем-то, и ожидал: не много. Поэтому я и решил провести для вас этот классный час, в связи со 100-летним юбилеем события и чтобы лишний раз проверить и закрепить, насколько это будет возможно, ваши знания по данной теме и в связи с предстоящим ЕГЭ по истории, который многим из вас предстоит сдавать, и в котором, как логично предположить исходя из «круглой даты» данного события, наверняка будут задания по этой теме. Итак, сегодня мы с вами попытаемся ответить на следующие вопросы (слайд №2): Была ли неизбежна Февральская революция? В чём её причины? Какое значение она имела? Вреда или пользы она больше принесла России? Какова роль лично Николая II в произошедших событиях? Кто ещё ответственен за то, что события пошли по революционному сценарию? Демонстрирую учащимся слайд №3 и поясняю, что революция началась в правление императора Николая II, который у современников получил прозвище «Кровавый», а лидер партии большевиков, наш с вами земляк, В.И. Ульянов-Ленин (слайд №4) язвительно именовал его «Николаем Последним». Готовясь к данному мероприятию, я натыкался в интернете на ещё менее лестные характеристики последнего из Романовых, приводить которые здесь не буду из соображений самоцензуры, а вместо этого задам вам вопрос: как вы думаете, о чём свидетельствуют такие прозвища правителя? За какие конкретно события его правления они могли появиться? (Выслушав ответы учащихся, обобщаю: трагедия на Ходынском поле, Кровавое воскресенье, Ленский расстрел). Мягко говоря, не очень приятные события, не добавляющие популярности правителю, но, как показала история, это было лишь начало. Демонстрирую слайд №5. В 1914 году началась Первая мировая война. Войны того периода имели, как правило, ярко выраженный империалистический характер, т.е. велись за захват колоний, «жизненного пространства». Россия, менее всего нуждавшаяся в таком пространстве (второе место по размеру территории страны в тогдашнем мире), оказалась втянутой в эту войну. Россия вместе с Францией и Великобританией входила в блок «Антанта». Им противостояли Германия, Австро-Венгрия, Османская империя и Болгария, вместе составлявшие Четверной союз. Подобный расклад многие уже тогда назвали противоестественным, поскольку Германия и Россия, интересы которых нигде не сталкивались и правители которых были двоюродными братьями, оказались по разные стороны, а Великобритания, интересы которой буквально везде входили в противоречие с российскими, оказалась союзником России. Как покажет дальнейший ход событий: весьма неискренним и ненадёжным. Война для России будет идти не самым лучшим образом: сначала катастрофа в Восточной Пруссии, затем нехватка снарядов и самого необходимого у русских войск а потом и отступление. И хотя снарядный голод будет преодолён и будет брусиловский прорыв, это уже не спасёт ситуацию. В деревнях не будет хватать рабочих рук из-за того что многие крестьяне будут призваны в армию, города столкнутся с нехваткой продуктов (слайд №6). Всё это, в конечном счёте, и приведёт к революции, когда администрация Путиловского завода, в ответ на забастовку рабочих объявит локаут (уволят всех). Путиловцев поддержат рабочие других заводов столицы. Министр внутренних дел А. Д. Протопопов (слайд №8) будет уверять царя, что держит ситуацию под контролем. Николай, находящийся в это время на фронте, шлёт в столицу телеграмму и требует разогнать восставших с помощью войск, но гарнизон столицы переходит на сторону восставших. Присланные с фронта войска также переходят на сторону восставших. Генералы (Рузский, Эверт, Сахаров), к которым обращается Николай, настаивают на его отречении. 27 февраля революция распространяется на Москву и другие города империи. Ещё в декабре 1916 года среди либералов (А. И. Гучков и др. (слайд №10)) созрел замысел о дворцовом перевороте. Они планировали не позднее апреля 1917 года перехватить царя в Могилёве, по пути в Ставку и заставить отречься от престола в пользу сына. Но план был воплощён раньше, уже 1 марта. Власти было известно о существовавших нескольких «очагах брожения», но меры Николай не принимал, он не хотел в условиях войны ссориться с оппозицией. У Николая сохранялся шанс удержаться у власти, когда 26 февраля М. В. Родзянко (слайд №11) предложил ему сформировать «правительство народного доверия», но император пренебрёг этой идеей. При всём при этом Николай совершенно лишился поддержки в обществе. Его критиковали даже члены семьи, великие князья, т.н. «великокняжеская фронда» (слайды №12-13), а великий князь Николай Николаевич, вообще вынашивал планы стать императором Николаем III. Свою роковую роль в истории империи сыграла и т.н. «распутинщина» (слайд №14), когда одной записки полуграмотного сибирского мужика было достаточно, чтобы император вручал министерский портфель то одной, то другой бездари. Императрицу Александру Фёдоровну из-за её немецкого происхождения в народе будут обвинять в шпионаже в пользу Германии и полностью развенчать эти слухи, не смотря на то, что не будет найдено никаких доказательств, так и не удастся. Вопрос к учащимся: Что вы знаете о Распутине Г. Е.? Чем объясняется то огромное влияние на власть, которое он приобрёл? (обобщая ответы учащихся, характеризую роль Распутина в российской истории). Помимо того, что сам Николай II, оказавшийся неважным политиком и ещё более неважным полководцем делает ряд ошибок, оказавшихся впоследствии роковыми: назначил министром внутренних дел Протопопова, командующим войсками в столичном округе генерал-лейтенанта Хабалова, не имеющих ни должного авторитета в обществе, ни соответствующих навыков для этих должностей. И, наконец, не обладая полководческим талантом, возглавил армию, что приводит к ещё большему падению его авторитета. Кроме того, следовало на время войны, по примеру всех воюющих стран ограничить деятельность оппозиции, запретить митинги и т.д., что опять-таки не было сделано. Ну, и помимо причин собственно внутренних, нельзя недооценивать и внешний фактор. (слайд №16). На карте показана сфера притязаний России после войны, т.е. включение в состав империи всех польских земель, принадлежавших Германии, австрийской Галиции и турецкой Армении, проливы Босфор и Дарданеллы. Вот здесь-то и кроется самое интересное: союзники (с позволения сказать!) по Антанте ни в коем случае не желали такого усиления России! Многие историки сходятся в том, что максимум, что получила бы Россия в случае победы, это часть турецкой Армении и австрийскую Галицию. Кроме того, Россия теряла бы Финляндию и Польшу. К концу войны были даны международные гарантии, что эти страны станут независимыми. Но они предпочли другой вариант – дестабилизировать обстановку в самой России, чтобы под императором «зашатался трон» и России стало бы не до внешнеполитических аппетитов. Таким образом, Россия вынесла бы основную тяжесть войны и мало что получала бы. Для этого они поддерживали (в том числе, и в первую очередь – финансово!) российскую оппозицию. Германия поступала таким же образом. По материалам периодической печати, через А. Парвуса (слайд № 17), деньги немецкого генштаба поступали большевикам, а через Я. Шиффа (слайд №18) западные союзники спонсировали российских революционеров. А теперь, ребята, давайте попробуем подвести итоги и вернёмся к тем проблемным вопросам, которые мы ставили в начале мероприятия (слайд №2). (Выслушиваю ответы учащихся, подвожу их к выводам, что революция в России произошла под влиянием и из-за переплетения внутренних и внешних факторов, что ответственность за подобное развитие событий несут в полной мере и широкие народные массы, и интеллигенция, и революционеры, и тогдашняя правящая верхушка, и иностранные державы, и едва ли не в самой большей степени – император Николай II, т.к. обладая неограниченной властью, не смог избежать втягивания в войну и революции). В этой связи, считаю вполне уместно задать вопрос: нужно ли было причислять Николая II к лику святых? Ведь гибель миллионов людей и на его совести тоже! Ну и в целом, нельзя не сказать, что и Февральская, и Октябрьская революции стали результатом культурного раскола российского общества («верхи» общества, как выяснилось, очень плохо понимали чаяния «низов», а «низы» не считали культуру «верхов» своею), который существовал в России в результате реформ Петра I и половинчатости реформ 60-70-х годов XIX века и начала XX века. Ответ же на вопрос: принесла ли России что-либо положительное революция 1917 года и стоило ли это положительное (если оно было!) уплаченной за него цены, я оставлю на ваше усмотрение. Спасибо за внимание.

Классный час по теме "Великая Российская революция".

Классный час по теме "Великая Российская революция".

Классный час по теме "Великая Российская революция".

Классный час по теме "Великая Российская революция".

Классный час по теме "Великая Российская революция".

Классный час по теме "Великая Российская революция".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2017