Творческая мастерская.
Классный час «Чтобы помнили…»
Класс: 4
Учителя: Гуслякова Л.Б.
Цель: Приобщение учащихся к великим историческим событиям нашей
Родины.
Задачи:
Обучающие: дать начальные сведения о Великой Отечественной войне,
способствовать осознанию понятий «героизм и подвиг» на примерах
некоторых исторических фактов, адаптированных к возрасту учащихся.
Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, уважение к
героическому прошлому нашей страны, к соотечественникам – «солдатам
Великой Отечественной».
Развивающие: развивать речь, мышление, внимание, интерес к истории.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Чтобы помнили…»,
видеоролик» О той войне…», экспонаты классного музея о ВОВ, рисунки на
военную тему, «письмо другу: Теперь я знаю, что такое война. Война – это…»
Организационный момент
Приветствие гостей.
I. Побуждение( сообщение темы урока)
Чтобы определить тему нашего классного часа, предлагаю вам посмотреть
видеоролик.
Тема нашего занятия…
22 июня 1941 года, в 4 часа утра, когда на нашу землю упали первые робкие
лучи солнца, огромная чёрная туча под названием война закрыла его на долгих
четыре года.
Четыре года боли, горя, страданий. Четыре года человеческих смертей и
беспримерных подвигов. Четыре года надежды и ожидания. Четыре года слёз
и страха. Война. А что вы знаете о ней?
Работа с таблицей( в группе)
В технологической карте запишите, что вы знаете о войне.
знаю
узнал
У: Молодцы! Оказывается, вы уже много знаете о войне. Некоторые ваши
сведения правильные и интересные, а я решила познакомить вас с некоторыми
эпизодами войны, из которых вы узнаете о смелости, подвигах, бесстрашии и необыкновенной доброте и человечности наших с вами соотечественников.
Начнем мы со знакомства с началом войны.
II. Реализация
Работа с текстом ( карточка 1)
Чтение самостоятельное и записать во вторую графу. Затем обсуждение по
группам.
Первый удар
Первый удар врага приняла на себя легендарная Брестская крепость.
Фашисты стреляли по крепости из десятков орудий. Бросали бомбы.
Жгли огнемётами.
Стены крепости рушились, казармы горели. У наших солдат, защитников
крепости, не было пищи и воды. Не хватало патронов.
Фашисты ждали, что над крепостью взовьётся белый флаг и русские
сдадутся. Но над чёрными от огня стенами, в дыму и огне развевалось
красное знамя. Крепость не сдавалась. Каждый солдат боролся до
последнего вздоха. Защитники крепости были крепче камня.
На протяжении всей войны советские солдаты никогда не теряли
чувство человеческого достоинства. Были милосердны и всегда подавали
руки помощи нуждающимся.
Ребята, наш дневник двойной записи заполнен только с одной стороны.
Давайте справа запишем то, что мы узнали о войне из рассказов.
(Карточка № 2)
К счастью, на территории нашей области не было боевых сражений. Не смотря
на это, война коснулась каждой семьи. Прочитать и подчеркнуть, как жители
нашего края участвовали в приближении победы.
№ 1
Не только на фронте совершались подвиги.
Медицинские работники Восточного Казахстана принимали активное
участие в лечении раненых и больных воинов Красной Армии. В 1941–1942
гг. на территории области были развернуты 17 эвакогоспиталей.
В глубоком тылу люди спасали самое дорогое – детей. В войну осиротело
много ребятишек. Их отцы погибли на фронте, а матери – от
фашистских бомбёжек.
Детейсирот увозили в глубокий тыл, подальше от смерти и ужасов
войны. Поезда с детьмисиротами прибыли в города Казахстана. Детские
дома были переполнены.
Тогда кузнец Талгат и его жена Айгуль усыновили, вырастили и воспитали
14 мальчиков и девочек. Это были дети разных национальностей. У: Фашисты целенаправленно и с особой жестокостью уничтожали именно
детей. Ведь дети, то есть вы, это наше будущее. Если в стране много детей,
значит, страна живёт, будет жить и процветать. А это в планы Гитлера не
входило.
№2
Мужественно сражались восточноказахстанцы на всех фронтах, во всех
родах войск. За первые четыре месяца войны только в военкоматы
области поступило 2.471 заявление от добровольцев, в том числе 194от
женщин. Добровольцы просили направить их в самые трудные и опасные
участки фронта в качестве разведчиков, танкистов, артиллеристов,
десантников, моряков. Не единичны примеры, когда место погибшего сына
занимал отец, брата брат или сестра, когда на фронт уходили целыми
семьями. Всего из области направлено на фронт около 200 тыс. человек.
Из них не вернулось 95 тысяч Оказавшись по тем или иным причинам в
местности, занятой фашистами, они там не давали покоя врагу,
вступали в партизанские отряды, организовывали их. В партизанском
движении участвовало 70 наших земляков. …
В Восточном Казахстане 60 человек стали Героями Советского Союза, 30
тысяч человек награждены орденами и медалями. В городах, селах и
аулах их имена присвоены предприятиям, учебным заведениям, улицам.
Пусть эта память будет вечна.
Так случилось, что в нашем классе учится девочка Карпова Настя, у которой
прадедушка был героем Советского Союза. Сегодня она расскажет нам
немного о нем.
Выступление ребенка: Мой прадедушка, Шелехов Николай Степанович
родился в селе Уварово Глубоковского района. Ушёл на фронт, когда ему
исполнилось 20 лет, в июле 41 года. Его боевой путь лежал от Москвы до
Берлина. Пять раз был ранен, но продолжал сражаться с врагом. В апреле 45
года рота под командованием гвардии лейтенанта Шелехова ворвалась на
окраины Берлина. Начались уличные бои. Одна из атак противника шла при
поддержке двух танков. Один из них командир поджег, второй его тяжело
ранил и разбил пушку. Но Николай Степанович поднял своих бойцов в атаку.
Рота отстояла рубеж, но командир погиб. Неподалеку от перекрестка дорог
БерлинБернау стоит памятник, на обелиске которого надпись: «Погиб Герой
Советского Союза гвардии старший лейтенант Шелехов Николай Степанович
22 апреля 1945г.» Но мы в семье помним о нём и любим».
Еще один всем известный человек Герой Советского Союза Касым Кайсенов
родился в Уланском районе. Пройдя переподготовку в специальной военной
школе, переброшен на занятую врагами Украину. Один из первых организаторов партизанского движения, командовал отрядами, которые
совершили множество успешных операций на территории Молдавии,
Чехословакии. Многим он известен как прекрасный писатель. В нашем городе
в честь него названа улица, магазин.
№3
Восточный Казахстан был глубоким тылом, но и для него война не прошла
бесследно. «Все для фронта, все для победы» таков был девиз.
Благодаря героическим усилиям тружеников тыла природные богатства
Рудного Алтая были поставлены на службу фронту. Лениногорский
свинец, иртышская медь, вольфрам, олово, молибден и другие редкие
элементы сыграли важную роль в производстве боевой техники и
боеприпасов. В 1942 г. на Лениногорском свинцовом заводе был создан
цех по производству боеприпасов и освоен выпуск снарядов. За период с
1941 по 1945 г. лениногорцы выплавили 109.743 тонны свинца. Область
дала 4 пули из 10, выпущенных по захватчикам (Казахстан 8 из 10).
Казахстан оказался одним из главных районов, где было решено
размещать предприятия, перевезенные из западных регионов страны. С
осени 1941 г. в Восточный Казахстан начали прибывать эвакуированные
предприятия и учреждения. Так в УстьКаменогорск были эвакуированы
Симферопольский мотороремонтный завод и завод «Электроцинк» из г.
Орджоникидзе. В Лениногорске были размещены Люберецкий
электротехнический завод, Московский энергетический институт,
артиллерийская школа.
Большинство мужчин сражались на фронте. На производство пришли
тысячи подростков, женщин, стариков. Женщины участвовали в
воскресниках на строительстве УстьКаменогорской ГЭС. Домохозяйки
помогали работницам мастерских шить армейское белье, вязать носки и
перчатки.
Восточноказахстанцы внесли в фонд обороны Родины из личных запасов
десятки килограммов золотых вещей, 500 тысяч пудов зерна, 53 миллиона
рублей деньгами. Более 200 тысяч теплых вещей было собрано и
отправлено на фронт
№4
После захвата врагом ряда хлебных районов страны все надежды на
снабжение огромной армии и всего населения продовольствием легла на
восточные районы страны. Убирать урожай приходилось простыми
уборочными машинами с использованием лошадей, быков и вручную.
Причем на полях некоторых сел успешно занимались новым для них делом
– возделыванием сахарной свеклы. Главной силой сельского производства
стали старики, женщины и подростки. Они были и трактористами и хлеборобами.
Достойный вклад в обеспечение продуктами воинов внесли животноводы
области. Так как трудовых рук не хватало на селе, то каждый работник
должен был в среднем вырастить 14 голов скота и обработать 6
гектаров земли.
За годы войны страна и фронт получили от тружеников сельского
хозяйства Восточного Казахстана более 21 млн. пудов зерна, 36 тыс. тонн
мяса, 25 тыс. тонн масла, около 98 тыс. тонн молока и много другой
сельскохозяйственной продукции.
Вывод: Наша область, образованная в октябре 1939 года внесла огромный
вклад в достижение победы над врагом.
Восточноказахстанцы героически трудились как в промышленности, так и в
сельском хозяйстве. Проявляя патриотизм, они внесли достойный вклад в
общее дело борьбы с врагом. Более 72 тыс. наших земляков награждены
медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 19411945 гг.»
(Карточка 3)
Исторически признано, что победу в ВОВ с фашистской Германией обеспечил
человеческий фактор, то есть люди. И в эти тяжелые военные годы даже
природа оказывала большую помощь в ВОВ
Как природа помогала нашим воинам победить?
Прочитайте текст и заполните карточку
животные
помощь
В 1941 году фашисты рвались к Москве, на Волоколамском шоссе танковое
подразделение врага было атаковано собакамиподрывниками. Они сходу
подорвали два головных танка и обратили гитлеровцев в бегство.
Собаки взрывали мосты, железнодорожные составы.
19 августа 1943 года на железнодорожном перегоне ПолоцкДриса
овчарка Дина пустила под откос вражеский эшелон. Дина сбросила на
рельсы взрывчатку и по следу догнала своего вожатого. Были
уничтожены 10 вагонов с живой силой противника. С нашей стороны
потерь не было.
Под городом Вереей 14 собак поддерживали связь с гвардейским
полком, оказавшимся в тылу врага. Восточноевропейская овчарка Аста, несшая донесение, от которого
зависела судьба полка, была смертельно ранена, но, истекая кровью,
сумела всетаки доползти до цели и доставить донесение.
В годы войны птицы спасли раненых и голодающих жителей города
Мурманска. Город испытывал огромные трудности, особенно в
продовольствии. Рыбаки уходили в море и, отбиваясь от фашистских
самолетов, ловили рыбу. А орнитолог Белопольский организовал «яичную
операцию». В бухте Безымянной на Новой Земле, где высились
стометровые скалы, миллионы кайр в своих птичьих базарах откладывали
яйца. Ихто и собирал отряд под руководством Белопольского.
Мурманские госпитали получили свыше миллиона яиц кайр.
На одной из подводных лодок на борту жил почтовый голубь по имени
«Голубчик». Во время одного из боевых походов лодка попала на минное
поле. Вышла из строя рация и она не могла самостоятельно возвратиться
в родную базу. Тогда пришел на помощь голубь, доставивший письмо за два
дня, пролетев более тысячи километров. Скорость полета голубя от 60
до 100 км. в час. Причем почтовый голубь хорошо ориентируется и ночью.
Лодка получила помощь. Весь экипаж был спасен.
За участие в обороне Москвы около 30 солдатголубеводов были награждены
боевыми орденами и медалями.
Еще один случай:
В годы ВОВ советский летчикистребитель был сбит в
воздушном бою врагами. Самолет загорелся, летчик был ранен, но ему
удалось выброситься на парашюте. Однако приземлился он на территории,
захваченной фашистами. Он добрался до старой мельницы, забрался туда и
потерял сознание.
Двое суток провел летчик на мельнице среди кошек, периодически теряя
сознание.
И вдруг услышал голоса. Это были фашисты. Холодный пот выступил на лбу
раненого.
Фашист ступил на скрипучие ступеньки, кулаком ударил по двери... И тут
дикий кошачий вопль потряс воздух, заставив врага попятиться. Но это не
все!
Вожак кошек черный кот в одно мгновенье прыгнул на голову немца и стал
раздирать когтями его лицо. Немцы ушли. Когда пришли наши партизаны,
летчик уговорил оставить кошкам сало в благодарность за свое спасение.
V. Рефлексия. Написание эссе «Письмо другу» Время написания – 34
минуты.
Ребята, мы сегодня много нового и интересного узнали о войне. Достаточно
посмотреть на наш дневник двойной записи. Конечно, во время войны
работала почта. Обратите внимание, что все военные письма были без конвертов, а складывались треугольником. В таком виде и путешествовали
они по дорогам войны.
И я предлагаю вам написать письмо другу – совсем небольшое – несколько
слов.
«Теперь я знаю, что такое война. Война – это …» продолжите, пожалуйста,
предложение!
Чтение своих писем.
Давайте сложим письмо треугольником.
VI. Минута молчания
Огонь вечной памяти горит, не угасая во многих городах нашей Родины. В
каждом городе и селе стоят памятники погибшим. В День Победы 9 мая мы
вспоминаем с благодарностью всех павших и выстоявших в Великой
Отечественной войне.
4 года шла война – это 1418 дней и ночей! 34 тысячи часов и 27 миллионов
погибших людей. Вдумайтесь в эти цифры, если каждому из погибших
объявить минуту молчания, страна будет молчать 34 года!
Есть такая традиция и у нашего народа. Называется она минута молчания. Её
проводят в знак памяти о погибших стоя и молча. Давайте и мы попробуем
приобщиться к этой традиции и почтим память героев Великой
Отечественной войны минутой молчания.
Люди!
Покуда сердца стучатся, помните!
Какой ценой завоевали счастье, пожалуйста, помните!
Классный час, посвящённый Великой Отечественной войне (4 класс)
Классный час, посвящённый Великой Отечественной войне (4 класс)
Классный час, посвящённый Великой Отечественной войне (4 класс)
Классный час, посвящённый Великой Отечественной войне (4 класс)
Классный час, посвящённый Великой Отечественной войне (4 класс)
Классный час, посвящённый Великой Отечественной войне (4 класс)
Классный час, посвящённый Великой Отечественной войне (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.