Цели: обобщить знания детей об основных правах ребенка; разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам других людей; способствовать формированию активной жизненной позиции.
prava_i_obyazannosti_detey_0.doc
Тема: Права и обязанности детей.
Цель: обобщить знания детей об основных правах ребенка.
Задачи: Разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и
обязанностей. Сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам,
побуждать детей к защите своих прав. Воспитывать уважение к правам других людей.
Способствовать формированию активной жизненной позиции.
20 ноября – Всемирный день прав детей
Конвенция «О правах ребенка»
Дети – все человеческие существа до 18 лет.
Ход занятия:
1. Игра «Имена»
Каждый из вас по цепочке должен назвать свое имя и добавить прилагательное, которое
начинается на туже букву, что и имя. Например, Наталья – надежная.
2. Интерактивная беседа «Право на имя»
Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?
А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе?
Свидетельство о рождении – это ваш первый документ. А что там еще
записано, кто знает?
Еще в свидетельстве написано, что вы являетесь гражданами РФ. А это значит,
что наше государство защищает ваши права. А какие у детей есть еще права,
где они записаны, кто их утверждал?
3. Мини – лекция «Конвенция о твоих правах»
Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах
ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций.
Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны,
которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не
допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию
Объединенных наций.
К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии,
стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут
противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в
мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы
защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».
Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту
Конвенцию, согласились защищать права детей.
Какие же права есть у всех детей мира? На доске записаны права. Нужно зачитать записи.
Право на жизнь
Право на имя при рождении
Право на медицинскую помощь
Право на образование
Право на отдых и досуг
Право говорить на родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать
обряды своей культуры
Право свободно выражать свое мнение
Право на достаточное питание и достаточное количество воды
Право на свободное перемещение, но у нас в республике введен закон ст. 2.5 о
комендантском часе, и после 22:00 нельзя свободно перемещаться по улице,
только в присутствии родителей или законных представителей
Право на заботу и воспитание родителями
Но кроме прав у вас есть и обязанности. Обязанности перед родителями,
перед друзьями, перед обществом в целом. И перед учителями и школой.
Последние прописаны в таком документе, как «Устав школы». Что такое устав
школы? Устав школы – это документ в котором прописаны права и
обязанности школьников.
4. «Юридическая консультация»
Когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу.
Консультация – это совет, разъяснение, а юристы – это люди, которые хорошо знают
законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и
самоуправства. Давайте поиграем в игру. Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо
знаете права детей. И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на
доску, подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права.
Только, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах ребенка». Надо
начинать так: «Согласно Конвенции «О правах ребенка»…»
Маугли: Так случилось, что он жил долгое время в лесу с дикими зверями, и вот он попал
в общество людей. Имеет ли Маугли такие же права, как и все дети?
Примерные ответы детей:
Согласно, Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до 18 лет. Вам
еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.
Маугли: Но он не умеет говорить человеческим языком. Он говорит на языке зверей и
птиц. Поэтому люди посадили Маугли в клетку и обращаются с ним как с животным.
Имеют ли они на это право?
Примерные ответы детей:
Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать ваше
человеческое достоинство.
Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас
жестокому обращению, насилию и оскорблению
Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на свободу перемещения Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на медицинское
обслуживание, образование.
5. Разбор ситуаций «Права и обязанности»
У каждого человека есть права, но и есть обязанности, которые не менее важны. А
пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать
права других людей обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?
Предлагаю вам рассмотреть несколько ситуаций и дать оценку поведению героев. Чьи
права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Ситуация 1.
Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.
Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав?
Ситуация 2.
Учитель: Дима, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску.
Дима: Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией «О правах ребенка»
запрещено насилие над детьми.
Объясните, пожалуйста, Диме в чем он не прав.
Ситуация 3.
Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете истории! Ведь дети ее только
что помыли!
Иванов: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом –
рисованием!
Разъясните Иванову его права и обязанности.
Ситуация 4.
Учитель: Петров, ты почему на математике бегал по классу?
Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
Правильно ли рассуждает Петров?
Давайте выведем простые правила взаимообщения:
1. Нужно знать свои права.
2. Нужно уважать права других людей.
3. Нельзя забывать об обязанностях
6. Подведение итогов (рефлексия)
Классный час "Права и обязанности школьника"
Классный час "Права и обязанности школьника"
Классный час "Права и обязанности школьника"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.