Сценарий классного часа "Семейные традиции"был проведён в 1 классе.Данный материал соответствует возрасту детей.Во время подготовки классного часа привлекались родители.Обучающиеся с удовольствием рассказывали о семейных традициях,которые передаются из поколения в поколение.Данный материал можно использовать и во внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению.
Классный час "Семейные традиции"
Цель проведения мероприятия:
воспитание чувства любви к своей семье, уважения к родителям,
гордости за свою семью;
развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям,
праздникам;
сплочение классного коллектива, коллектива учащихся и родителей,
сплочение семей;
развитие творческих способностей учащихся;
формирование интереса к совместному творчеству детей и родителей.
Оборудование:
плакат «Семейные традиции»;
фотовыставка «Загляните в семейный альбом»;
фонограммы песен «Родительский дом», «Семейный альбом».
выставка «Семейные реликвии»;
выставка поделок учащихся «Своими руками»;
выставка поделок родителей «У мамы руки – золотые!»;
выставка угощений «Мамины секреты»;
Ученица читает стихотворение
Ход мероприятия
Семья
Семья — словечко странное,
Хотя не иностранное.
— Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» — мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
— А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
— Нет, если есть собака,
Выходит Во! — семья.
Слайд.Семья.
Ученик :Семья – это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие
люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Семья
это те, кто дорог вам больше всего на свете.
Учитель: Семья является для человека самым важным в жизни, и какое
счастье, что у вас есть замечательные семьи, есть родительский дом начало
всех начал .
В семейном кругу мы с вами растем.
Основа основ родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ родительский дом».
Но все семьи разные, разнятся они своими привычками, укладом, обычаями,
атмосферой, традициями.
Ученик: Из разных источников мы узнали, что традиция – в переводе с
латинского «передача». Это слово означает сложившиеся и передаваемые в
течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки,
правила поведения.
Слайд.Традиции.
Учитель:Как вы понимаете выражение «Из поколения в поколение»?
Учитель:Давайте попробуем совместить два понятия «Семья» и «Традиции»
Слайд.Семейные традиции.
Учитель: Сегодня мы поговорим о семейных традициях и праздниках,
получим уроки семейной любви и доброты. Мы очень долго готовились к этой
встрече: писали сочинения о своей семье и заполняли анкеты, разыскивали
старинные семейные вещи, расспрашивали родителей о своих прадедушках и
прабабушках, изготавливали поделки.Думаю, вам есть чем поделиться, о чем
рассказать. Надеюсь, что всем будет интересно. В семьях нашего класса тожесуществуют традиции: по воскресеньям готовить любимые блюда, свободное
время, праздники проводить вместе с семьёй.
Традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, постоянно меняются.
Но они необходимы для прочных семейных отношений, для передачи
культурных ценностей.
1.Семейные династии.
Ученица:
Династия — гордое слово!
Сплелись поколения в нём.
Мы славу труда наших предков
Достойно сквозь годы несём.
Не просто несём — умножаем.
Их труд путеводной звездой
С потомками в ногу шагая,
Стал в жизни желанной судьбой!
Потомственный врач иль учитель.
Как славно и громко звучит!
И в русле семейного счастья
Дух единенья кипит.
Ученица: Издревле на Руси существовала традиция: представители одной
семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии
гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов,
учителей. В нашем классе есть тоже семья, где сформировала сь династия .
Рассказ Алименко Вероники о семейной династии сопровождаются показом
слайдов.
2. Составление родословной
Учитель:Человек рождается на свет, растет, задумывается: Кто я? Откуда я?
Откуда мои корни? Издавна одной из традиций в русских семьях была
традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную,
генеалогическое дерево. Это традиция возвращается в семьи. «Память, без нее
человек не может жить. Память есть у растений, камня, сохранившего
отпечатки доисторических животных. Человек обладает генеалогической
памятью. Память это то, что связывает нас со своими корнями».
Слайд. Родословная.
Ученик у доски читает стихотворение
Если вы по улице пойдете,То увидите – деревья в ряд стоят.
Но не все деревья вы найдете!
Есть такие, что не видит взгляд.
У меня есть дерево такое,
Называется оно семьей…
На нем яблоки висят, оно – живое!
И наполнено семейной добротой!
Яблочко внизу, левее, выше,
И у каждого судьба своя.
Дедушки и бабушки на кроне,
Папа, мамочка, сестренка, я! (показывает)
Каждое яблочко – целая жизнь,
Каждая ветка – узы семейные,
Каждый листочек, слетающий вниз,
Это удачи, победы, свершения!
Хочу, чтобы мне говорили друзья:
Тебе повезло! У вас суперсемья!!!
Учитель: Илья ,сколько имён включает твоё древо?
Илья: Моё древо состоит из 28 имён.
Учитель: Одному тебе было не справиться, кто тебе помогал?
Илья
Учитель: Ребята ,а у Вероники древо жизни включает 109 имён и это по
линии бабушки. А по линии дедушки семья Вероники знает с 400 года.
: Моя мама.
Учитель: Желаю всем знать историю своего рода.3.Семейный архив. Семейные реликвии.
Го
c теприимство.
Учитель: Есть замечательная семейная традиция – хранить память о своих
предках.
Ученица рассказывает о своем прадеде участнике Великой Отечественной
войны. Показывает ордена и медали.
Другая – о дедушке ,который служил в полиции о прадед участнике Великой
Отечественной войны. Показывает ордена и медали.
Ученик рассказывает об иконе, которая передаётся в их семье по женской
линии.Это образ Святой Параскевы Пятницы. Этой иконе примерно более
двух веков.
Ещё одна ученица принесла в класс песенник своего прапрадеда и рассказала
историю появления этой реликвии в их семье.
4.Кулинарные традиции.
Ученик: Есть еще добрая традиция – гостеприимство, угощение. Кулинарные
традиции на Руси были не на последнем месте. Раньше в почете были щи,
каша, репа, рыба, дичь. Из ягод – клюква, морошка, моченая брусника. Из
напитков – квас. Идет время – меняются вкусы. Традиционными становятся
другие блюда.
Учитель: Ребята,назовите по одному традиционному блюду в вашей семье.
Один ученик рассказывает о своей семейной кулинарной традиции
подтверждая свои слова видео слайдами , а другой ученик свои слова
подтверждает выпечкой.
Слайд .Гостеприимство.
Ученик рассказывает о таджикском гостеприимстве и вместе со своей мамой
угощает всех национальной самсой.
5.Загляните в семейный альбом.
Ученица читает стихотворение
Есть в доме любом
Семейный альбом.
Как в зеркале,
Мы отражаемся в нём.
Пускай не всегда мы красивы,
Зато эти фото – правдивы.
Хранится альбом в нашем доме,
И снимки хранятся в альбоме.Их много – и старых, и новых –
В каждом семейном альбоме.
Звучит музыка «Загляните в семейный альбом» .
Ученик рассказывает о своей семье по фотографиям .которые идут на
слайдах.
Ученица: Традиция составлять и хранить, семейные альбомы прочно вошла в
нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют
память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.
Традиция эта очень важная.
6. Рукоделие.
Рассказ ученицы о семейной традиции вышивать крестиком.
Ученик рассказывает о картинах, которые мама вышивает бисером.
7. Семейный отдых.
Ученик читает стихотворение
Воскресенье — вот везенье!
Воскресенья так нужны,
Потому что в воскресенье
Мама делает блины.
Папа чашки к чаю моет,
Вытираем их вдвоём,
А потом мы всей семьёю
Чай с блинами долго пьём.
А в окошко льётся песня,
Я и сам запеть готов.
Хорошо, когда мы вместе,
Даже если нет блинов!
Выступления учащихся о любимых семейных праздниках.Слайды.
Мы сегодня много говорили о разных семейных традициях. Как вы думаете, а
для чего они нужны?
Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить,
передавать из поколения в поколение. Главное они нужны, чтобы семья была
крепкой и дружной.