Классный час
«Семья и семейные ценности».
Цель:
Определить понятие «семья»;
1. Раскрыть роль семьи в жизни каждого человека;
2.
3. Формировать понятие «счастливая семья»;
4.
Осознание ценности семейных отношений.
Задачи:
1. Раскрыть значение понятий «семья», «счастливая семья», «семейные
ценности»;
2. Развивать стремление проявлять ответственность в семейных
отношениях;
3. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения
учащихся, проявления активности;
4. Воспитывать уважительное отношение к родным и близким;
5. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.
Оборудование: компьютер; презентация; магнитофон с записью песни
«Родительский дом» (сл. М. Рябинина, муз. В. Шаинского); эскиз дома,
«кирпичики» карточки для выполнения заданий; карточки с заданиями;
колокольчик; стихи о школе; пословицы; загадки; викторина «И в шутку и
всерьёз»; высказывания В. Сухомлинского о семье; памятки.
Ход:
Учитель: Сегодня мы поговорим на очень интересную и важную тему. Я
надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца урока
сохранится прекрасное настроение.
Учитель: По загадкам прошу отгадать тему классного часа. (23 слайд)
1. Кто на кухне с поварёшкой
У плиты всегда стоит,
Кто нам штопает одёжку,
Пылесосом кто гудит? Кто на свете всех вкуснее
Пирожки всегда печёт,
Даже папы кто главнее
И кому в семье почёт? (бабушка)
2. С кем же я ходил на пруд?
Там у нас рыбалка,
Только рыбы не клюют,
Что, конечно, жалко!
Дня четыре или пять
Не приносим рыбы…
Скажет бабушка опять:
«И на том спасибо»!
3. Кто любовью согревает,
Всё на свете успевает,
Даже поиграть чуток?
Кто тебя всегда утешет,
И умоет, и причешет,
Кто заботится о вас,
(дедушка)
Hе смыкая ночью глаз? (мама)
4. Он всё может, всё умеет,
Всех храбрее и сильнее,
Штанга для него как вата,
Ну, конечно, это … (папа)
5. Это маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот существо, но его
очень любят… (ребёнок).
Учитель: Кто догадался: о чём пойдёт речь? Кто сможет сформулировать
тему нашего урока Знаний?
(тема урока Знаний «Семья»).
Учитель: Наш классный час – «Семья и семейные ценности». (4 слайд)
(на слайде появляются слова В.А.Сухомлинского «Семья – это та среда, где
человек должен учиться творить добро»). Учитель: Прочитайте слова великого педагога В. Сухомлинского. (5 слайд)
Как вы понимаете смысл данного высказывания? (мнения детей)
Нам с вами предстоит ответить на вопросы: (6слайд)
Что такое семья?
Какая семья называется счастливой?
Что такое семейные ценности?
Учитель: По вашим рассказам каникулы вы провели замечательно, отлично
отдохнули, окрепли.
Кто из вас был самым внимательным во время рассказов детей о своём
отдыхе и сможет ответить на вопрос: какие слова вы употребляли чаще
других?
Ученики: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, тётя, дядя.
Учитель: А кто это?
Ученики: Это члены семьи.
Учитель: Так что же такое семья?
Ученики: дети высказывают мнения
«Семья – это дом, где тепло и уютно, где тебя любят ». «Семья – это родные
друг другу люди». «Семья – это близкие друг другу люди, которых
объединяют общие интересы».
Учитель: Из толкового словаря С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой (7 слайд)
«Семья – группа живущих вместе близких родственников».
Учитель: Совершенно верно, люди, с которыми мы вместе живём, отдыхаем,
которые рядом и в праздники, и в трудные минуты – это члены семьи. Они
самые близкие, родные люди, самые надёжные друзья. В семье мы
приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали: «Что
хорошо»? «Что плохо»? «Что можно»? «Что нельзя»?, приобретаем
хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и
получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои
собственные. Учитель: Ребята, как же появилась дружная семья? (заслушиваю мнения
детей).
Я вам расскажу одну легенду:
«Давнымдавно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между
ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи
обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно
выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы
должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите
видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и
решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу,
придерживаясь этих качеств…».
Учитель: Ребята, каких качеств надо придерживаться, чтобы семья была
дружной, счастливой; на чём же должна строиться семья? И почему
некоторые семьи крепкие, дружные, сплоченные, и просто счастливые, а
другие словно случайно образовались из абсолютно незнакомых друг другу
людей?
(высказывания детей)
Учитель: Совершенно верно, семья строится на доверии и любви, на
взаимоуважении и взаимопонимании. Всё это – составляющие крепкого
фундамента для семьи – семейные ценности. Это общие интересы всей семьи.
Мы не рождаемся с ними, семейные ценности не передаются по наследству,
их нельзя купить, а можно их только привнести и беречь всю жизнь, беречь
как зеницу ока. (8 слайд)
Учитель: Хорошо, когда семья большая, однако, семья может быть и
маленькая: например, мама и сын, мама и дочь. Но если они любят друг друга,
внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.
Я вам предлагаю заглянуть в гости в одну семью.
«Какой хороший вечер» (Золтана Зелка)
Какой хороший вечер!
Как хорошо быть вместе!
С газетой папа дремлет. Готовит мама ужин.
Под крышкой пар в кастрюле
Насвистывает песню.
Глаза мои закрылись
Раскрыть бы их пошире.
Глядеть бы удивлённо.
Да открывать мне лень их.
Весь мир исчез. Лишь мама
Посередине мира.
И я уже уснувший
У мамы на коленях.
Хотелось ли вам жить в такой семье? Почему? (высказывания детей).
Выберите слова, которые «живут» в такой семье? (9 слайд)
(на слайде слова: уют, спокойствие, вражда, здоровье, болезнь, любовь,
ненависть, чистота, добро, счастье, ссора, дружба, согласие, грубость).
Учитель: предлагает детям закончить пословицу о семье: (10 слайд)
Где любовь да совет, там и горя … (нет)
Где мир и лад, не нужен и … (клад)
Лучший клад, когда в семье … (лад)
В гостях хорошо, а дома … (лучше)
В своём доме и стены … (помогают)
В семье разлад, так и дому … (не рад)
Доброе братство лучше … (богатства)
Вся семья вместе, … (так и душа на месте)
(предлагаю ученикам вспомнить пословицы о семье, которые они знают).
Учитель: Ребята как вы думаете, можно наш класс назвать семьёй?
(ученики: высказывают свои мнения).
Учитель: Верно, наш класс можно назвать семьёй. Конечно, мы не
родственники, но видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаём
чтото новое, радуемся вместе победам и огорчаемся изза неудач. И мне бы хотелось, чтобы наш класс стал ещё дружнее и остался такой дружной семьёй
до окончания школы.
Учитель: В современной песне поётся:
Родительский дом – начало начал,
Ты в жизни моей, надёжный причал.
Родительский дом! Пускай много лет
Горит в твоих окнах добрый свет.
Я думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть
важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, поддержат, посочувствуют.
Как же построить такой дом «счастья»? С чего начать?
Я предлагаю вам поиграть в «Строителей». Для этого нужно распределиться
на 4 бригады (учащиеся распределяются).
При строительстве дома необходимо соблюдать ряд требований:
* Начало и конец работы по звонку;
* Согласие и несогласие движением руки.
Правила понятны?
Учитель: Есть такая традиция перед началом строительства скрепить
бригады общим символическим рукопожатием.
(учащиеся выполняют рукопожатие).
(Учитель распределяет между «бригадами» задания; «бригады» выбирают
своего прораба).
Задание для 1 бригады: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как
можно больше слов, которые можно связать со словом «Дом».
«Дом» – это… .
Задание для 2 бригады: написать слова, которые ассоциируются со словом
«Семья». «Семья – это… .
Задание для 3 бригады: записать на «кирпичиках» несколько этических
понятий, которые вы можете предложить для крепости семейных отношений.
Задание для 4 бригады: создайте «Технику безопасности» в конфликтных
ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно»…, «Что нельзя»… .
(на подготовку 5 10 минут) Учитель: Все бригады готовы, осталось только построить дом. (11 слайд)
Учитель: Строительство дома начинается с фундамента. I бригада готова.
Ученики: «Прораб» зачитывает ответы: Дом – это… (крепость, очаг, начало
начал, кров, причал).
Учитель: Молодцы, фундамент дома готов. Начинаем строительство стен
дома.
Ученики II бригады: «Прораб» зачитывает ответы: Семья – это… (мама,
папа, я, бабушка, дедушка, сестра, брат, тётя, дядя, другие родственники).
Учитель: Молодцы, строительство стен в доме завершено. Осталось покрыть
дом крышей.
Что нужно для крепости семейных отношений? Об этом нам расскажет
«прораб» III бригады.
Ученики зачитывают ответы: понимание, уважение, любовь, доверие,
верность, терпимость, доброта, сочувствие.
Учитель: IV бригада расскажет нам «Технику безопасности» в
конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно»…, «Что
нельзя»… .
Можно быть: быть внимательным, заботливым; помогать, ласковым, добрым,
уверенным в себе, любить свою семью.
Нельзя: огорчать; ругаться; предавать; грубить; повышать голос; быть
агрессивным; выплёскивать на других свой гнев, обиду; бездельничать, когда
взрослые трудятся.
Учитель: Наш дом построен. Молодцы ребята! Вы выбрали прочный
строительный материал. Каждый из вас отдал частичку души.
Пора сказать: «Приходите к нам в гости!». Удача празднования зависит не
только от подаваемых кушаний и напитков, но и от царящей при этом
атмосферы. Конечно, многое зависит от гостей, но главную роль всё же
играют хозяева дома.
(«Строительные бригады» назначаются хозяевами). Учитель: вы должны нарисовать пригласительную открытку и придумать
соответствующий текст.
(учащиеся выполняют задания).
Учитель: Много серьёзных слов было сказано о семье. И в заключении я
предлагаю вашему вниманию викторину «И в шутку и в серьёз». (12
14 слайд)
1. Какое выражение стало символом большой семьи:
а) Трое в лодке;
б) Четверо за компьютером;
в) Пятеро в ванной;
г) Семеро по лавкам.
2. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам,
«33 родных сестрицы». Что это за семья? (алфавит)
3. Цветок – символ семьи (ромашка).
4. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приёмного
родственника? (матьимачеха)
5. О какой русской игрушке эта цитата: «Она олицетворяет идею крепкой
семьи, достатка, продолжения рода, несёт в себе идею единства»?
(о матрёшке)
6. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое,
неблаговидное поведение от отца или матери? («Яблоко от яблони недалеко
падает»).
7. Какую погоду не в силах предсказать синоптики? (в доме)
8. На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали
ножки стола лыковой верёвкой. Что символизировал этот новогодний
обычай? (это означало, что семья в наступающем году будет крепкой и не
должна разлучаться).
Итог урока
Учитель: Наш классный час подходит к концу и мне бы хотелось узнать ваше
мнение: Интересно вам было строить дом?
Работать в строительной бригаде?
Считаете ли вы полезной работу, которую мы делали с вами?
Что на свете всего дороже? (15 слайд)
Семья.
А что значит семья?
Это – семь я.
Без чего не может быть она?
Без папы, мамы и меня.
А чем же скреплена она?
Любовью, заботой и теплом.
Ведь все мы связаны семьёй.
Ребёнок (заранее подготовленный): (16 слайд)
Пусть всё это только игра,
Но ею сказать мы хотели:
Великое чудо семья!
Нет в жизни важнее цели!
Храните её! Берегите!
Учитель: в конце классного часа раздаю детям памятки.
Свято храни честь своей семьи.
Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам
своей семьи.
Подари родителям радость.
Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.
Жизнь – это дорога, полная испытаний,
будь готов с честью пройти их.
Классный час "Семья и семейные ценности"
Классный час "Семья и семейные ценности"
Классный час "Семья и семейные ценности"
Классный час "Семья и семейные ценности"
Классный час "Семья и семейные ценности"
Классный час "Семья и семейные ценности"
Классный час "Семья и семейные ценности"
Классный час "Семья и семейные ценности"
Классный час "Семья и семейные ценности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.