Данное мероприятие рассчитано на решение следующих задач классного коллектива и формирование качеств личности учащихся: ознакомить с этическими нормами поведения; дать представление о вежливом общении; формировать привычку употреблять слова вежливости.
Данное занятие соответствует основным направлениям воспитательной работы школы, уровню развития классного коллектива, возрастным особенностям учащихся.
scholavegliv (2).doc
КЛАССНЫЙ ЧАС
«ШКОЛА ВЕЖЛИВОСТИ»
Ход мероприятия
Уч и т е л ь. Как мы называем человека, который к другому человеку всегда
относится внимательно, сердечно, подоброму и потому всякому с ним легко и
приятно?
Уч е н и к и. Такого человека можно назвать воспитанным.
Уч и тел ь. Верно, вежливым, воспитанным. Сегодня и пойдет разговор о
вежливости. Ведь это одно из важнейших качеств воспитанного человека.
Вежливость в школе начинается,
Чтобы не кончаться никогда.
Она с годами закрепляется
И остается с человеком навсегда.
У ч и те л ь. до ХУI века «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила
приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям.
Вежливость — это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой
находиться и общаться.
Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости, для этого поиграем
в
игру «Вежливоневежливо».
Если вежливо хлопайте два раза, невежливо — один.
Поздороваться при встрече — Толкнуть и не извиниться — Помочь подняться,
поднять
упавшие вещи — не встать, обращаясь к учителю в автобусе не уступить место
не заметить недовольство мамы—попросить прощения, если виноват
Уч и тел ь. А всегда ли в общении с людьми вы пользуетесь «волшебными»
словами? Назовите такие «волшебные слова.
(дети по очереди называют, учитель вывешивает таблички с вежливыми словами.)
ИГРА «Доскажите словечко»
Слова коротенькие эти
Повсюду слышатся с утра.
Они живут на белом свете,
Запомнить их давно пора.
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого.., (спасибо).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит:... (добрый день). Если больше есть не в силах ,
Скажем маме мы... (спасибо).
Ребенок вежливый и развитый
Говорит, встречаясь:... (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим:... (простите пожалуйста).
И в России, и во Франции, и в Дании
На прощанье говорят... (до свидания).
Нужно знать как дважды два
Все волшебные слова,
В день, пожалуй, раз до ста
Говорю... (пожалуйста).
Товарищи! Твердите
С утра по словарю:
Спасибо, извините, позвольте, разрешите, Я вас благодарю.
Что такое «здравствуй»?
Лучшее из слов,
Потому что «здравствуй»
Значит «будь здоров».
Правило запомни.
Знаешь, повтори.
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались,
Встретились с утра,
Значит, слово «здравствуй»
Говорить пора.
ИГРА «Вежливые прятки»
Выбирается водящий. Его задача — узнать по голосу говорившего. Водящему
завязывают глаза. Один из учащихся произносит какоето слово вежливости:
«Здравствуй», «добрый вечер», «Всего хорошего» и т. д. Задача водящего —
узнать ученика по голосу.
Уч и т е л ь. Попробуем проверить, верно ли, что есть волшебные слова. А для
этого поиграем еще в одну игру, которая называется «Волшебный цветик
семицветик».
ИГРА «Волшебный цветиксемицветик»
Учитель берет самодельный цветок — ромашку и объясняет условия игры:
«волшебник» отрывает лепесток и, делая вид, что бросает его, отдает комуто по
своему желанию со словами из известной сказки:
Лети, лети, лепесток
Через запад — на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
2 Лишь коснешься ты земли
Быть помоему вели...
А дальше он, например, говорит: «Вели, чтобы Юля сказала Грише
доброе слово».
(Цветков можно заготовить заранее несколько)
Чтобы дети не ушли в сторону от темы, учитель начинает игру сам, давая
себе такое задание. Он может подсказать на ушко первому играющему, какие
слова тому или другому ученику лучше сказать. Например: «Извини, Петя, я
тебя нечаянно толкнула сегодня, прости, пожалуйста»; «Катя, я была
неправа, что не дала тебе сегодня карандаши. Не сердись на меня, я
обязательно в следующий раз поделюсь с тобой».
Уч и тел ь. А вы заметили, как произносятся «волшебные слова?
Уче н и к и. Вежливо, с улыбкой.
Уч и тел ь. Почему улыбка так украшает произнесенное слово, фразу?
давайте с вами, ребята, договоримся, что всегда всем окружающим, обращаясь к
ним, будем дарить только добрые слова и улыбку. Тогда у каждого будет хорошее
настроение.
Уч и тел ь. А теперь устроим конкурс на самого вежливого.
Конкурс «Самый вежливый»
Итак, задачи не на сложенье,
Задачи на правила уважения!
(Можно предложить обсудить ситуации в группах.)
1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?» и сделал 3 ошибки, назовите
их. (Нельзя кричать, надо говорить спокойно. Надо обратиться к прохожему,
извинившись при этом за то, что вы его побеспокоили, и употребить вежливые
слова: «Извините, пожалуйста, не могли бы вы сказать, который час?»)
2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них
должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому — 11? (дорогу уступает
тот, кто вежливее.)
Уч и т е л ь. Ребята! Иногда во время перемены вы затеваете игру, но постепенно,
входя в азарт, начинаете бороться. Невинная борьба часто превращается в драку.
Игру во дворе начинают опять,
Мальчишку в игру не хотят принимать.
Запомни, драчунзабияка,
Что это игра, а не драка!
Хорошее дело футбол и хоккей,
Соседей они превращают в друзей,
А в играх с друзьями мы сами
должны оставаться друзьями.
да здравствует вежливость и доброта,
да здравствуют добрые лица!
И пусть тот, кто злится стыдится!
Настанет, друзья, счастливое время
3 Наступят чудесные дни —
Ребята приветливы будут со всеми,
Грубить перестанут они.
Не будет мальчишек противных,
Придут золотые года,
И в чистую комнату в грязных ботинках
Не будут входить никогда.
Подует ветер свежий,
фиалки расцветут.
Исчезнут все невежи,
Навеки пропадут.
Распустятся фиалки,
Зимой придет весна,
И в школьной раздевалке
Наступит тишина.
Пусть грубость исчезнет
Исчезнет навеки,
Пускай по рецептам врачей
Появится в каждой, в каждой аптеке
Лекарство от грубых детей.
Ребенок вертелся на стуле,
Шумел и ко всем приставал,
Ему прописали ПИЛЮЛИ,
Он принял и вежливым стал.
Грубить не будут дети,
Не будут грызть ногтей.
И будут все на свете
Любить таких детей.
Советы на память от волшебного
ЦветикаСемицветика
Для тебя, друг, я составил десять очень важных правил.
Эти правила просты, быстро их запомнишь ты.
1.Как проснулся так вставай,
Волю лени не давай!
2.Лепесток роса умыла,
А тебя умоет мыло!
3.Понукания не жди,
В школу вовремя иди!
4.Прежде, чем захлопнуть дверь,
Все ли взял с собой проверь!
5.В школе, в классе не сори!
4 Сор увидишь подбери!
б. Ты труд другого уважай,
Сам насорил — сам убирай!
7.Не таскай в кармане мела
Это, милый мой, не дело!
8.Будь в одежде аккуратен:
Избегай и дыр, и пятен!
9.Дома близким не груби;
Малышей жалей, люби!
Знай: хорошие отметки,
Как плоды в саду на ветке.
Чтоб тобой могли гордиться,
Должен много ты трудиться!
Без вежливости человек,
Поверьте, очень мало стоит!
Будь доброжелательным,
Скромным и внимательным!
(Памятку можно отпечатать на лепестках цветка и раздать каждому).
Какие вы молодцы! Теперь вам можно устроить настоящий экзамен. Вы готовы?
Экзамен на вежливого человека
Такая форма для пятиклассников очень интересна. Она дает им
почувствовать себя большими, серьезными людьми. Вопросы к экзамену хорошо
написать на карточках или открытках, по очереди вытаскивать и отвечать на
вопросы. Можно придумать призы или специальные карточки или какиелибо
знаки. У кого насчитают больше призов, тот и будет самым знающим правила
вежливого человека. Можно придумать для награждения медали, грамоты,
вымпелы, значки и т. д.
Примерные вопросы для экзамена
1. Что нужно сделать, прежде чем войти в чей либо дом или квартиру!
2. Какие слова произносят при встрече и прощании?
З. Кто кому должен уступать (в гостях или в транспорте) место?
4. Нужно ли снимать шапку, когда пришел в гости, театр, библиотеку?
5. Если ты съел конфету, что ты сделаешь с фантиком?
б. Почему не нужно рвать цветы в лесу? Почему нельзя ловить жуков и бабочек?
7. Можно ли назвать вежливым того, кто обижает животных?
8. Почему понастоящему вежливый человек никогда не будет лгать, хвастаться,
обижать своих друзей?
Уч и т е л ь. давайте повторим слова вежливости. Я читаю вам рассказ, а вы
вставляете нужное слово хором. Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел
ПОДВЕДЕНИЕ итогов
5 около окна и с интересом рассматривал улицу. В трамвай вошла женщина с
маленьким мальчиком. Вова
встал и сказал женщине: «Садитесь... (дети хором: «Пожалуйста» ). Женщина
обрадовалась и сказала Вове:... («спасибо») Вдруг трамвай неожиданно
остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какогото мужчину. Мужчина
хотел рассердиться, но Вова сказал:... (Извините, пожалуйста.)
(Рассказ можно продолжить по усмотрению учителя.)
Дополнительный материал
В сказках сказочные герои тоже говорили волшебные слова, чтобы совершить то
или другое волшебство. Пусть каждый из вас на время станет персонажем
угаданной сказки и произнесет нужные слова.
1. С помощью каких слов можно было сварить в горшочке вкусную сладкую кашу?
(«Раз, два, три, горшочек, вари!»)
2. Какие слова велела Емеле произносить щука, которую он отпустил обратно в
прорубь? (По щучьему веленью, по моему хотенью.)
3. Каким словам научили Буратино лиса Алиса и кот 6азилио, утверждая, что они
волшебные? («Крекс, фекс, пекс».)
4. С помощью каких слов можно было вызвать Сивкубурку? («Сивкабурка, вещая
каурка, встань передо мной, как лист перед травой»)
5. В книге писательницы Валентины Осеевой был мальчик по имени Павлик,
который узнал волшебное слово. Что это было за слово? (Пожалуйста.)
б. В восточной сказке «Алибаба и сорок разбойников» были волшебные слова,
которые могли открыть дверь в пещеру. («Симсим, открой дверь»)
7. В сказке писателя В. Катаева дудочка и кувшинчик волшебная дудочка
помогала девочке Жене найти землянику на лесной лужайке. Что для этого надо
было сказать? (дудочка, играй!’)
8. В другой сказке В. Катаева девочке Жене подарили волшебный цветик
семицветик, у которого каждый лепесток мог выполнить любое желание. Какие
слова при этом надо было произнести? («Летилети, лепесток, через запад на
восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли,
быть помоему вели»)
Из истории слов
Спасибо. Откуда явилось это слово?
В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему:
— Спаси вас Бог!
Спаси Бог превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит.
Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей!»
А еще говорят
Мама попросила дочку вымыть за собой посуду.
девочка коекак сполоснула чашку, а про блюдце и вовсе забыла.
6 — Все? — удивилась мама. — Что ж, спасибо и на том, И принялась перемывать
заново.
даа, — протянула капризная девочка, — все я делаю за спасибо. Хоть бы
конфетку дали.
Спасибо и на том означает: сделано мало, а иногда и плохо, за что не стоит
говорить «спасибо».
За спасибо означает: делать чтото за просто так, без вознаграждения. Обычно это
говорят с неудовольствием.
Если словом или делом
Вам помог ктолибо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить: «Спасибо!»
благодарю. Откуда явилось это слово? Благодарность часто выражали и прямым
словом «благодарю!».
Оно состоит из двух частей — благо и дарю. Благо, или постаринному «болого»,
означало «хорошо», «добро», то есть все доброе и служащее к нашему счастью.
Этим добром и желали одарить, а точнее, отдарить человека за его доброе
отношение. Вот и получилось всем нам знакомое слово благодарю.
А еще говорят
— Бабушка! Хочешь, я тебе нарисую усы — и ты станешь дедушкой?
— Нет уж, благодарю! — рассмеялась бабушка.
В данном случае благодарю означает отказ.
Воробья позвали кошки,
Обещали чай и крошки.
Он сказал: «Благодарю!
Я уже сегодня сыт.
Как на когти посмотрю,
Так теряю аппетит!»
7 8
КЛАССНЫЙ ЧАС «ШКОЛА ВЕЖЛИВОСТИ» 5 класс
КЛАССНЫЙ ЧАС «ШКОЛА ВЕЖЛИВОСТИ» 5 класс
КЛАССНЫЙ ЧАС «ШКОЛА ВЕЖЛИВОСТИ» 5 класс
КЛАССНЫЙ ЧАС «ШКОЛА ВЕЖЛИВОСТИ» 5 класс
КЛАССНЫЙ ЧАС «ШКОЛА ВЕЖЛИВОСТИ» 5 класс
КЛАССНЫЙ ЧАС «ШКОЛА ВЕЖЛИВОСТИ» 5 класс
КЛАССНЫЙ ЧАС «ШКОЛА ВЕЖЛИВОСТИ» 5 класс
КЛАССНЫЙ ЧАС «ШКОЛА ВЕЖЛИВОСТИ» 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.