Участники: учащиеся 5-го и 9-го классов, классный руководитель.
Цели:
1) познакомить учащихся с историей создания гимна, герба, флага России;
2) способствовать формированию у учащихся чувства патриотизма, интереса к истории и символике страны;
3) содействовать развитию творческих способностей;
4) способствовать укреплению взаимоотношений между учащимися разных возрастов.
Подготовительная работа
1. Классный руководитель совместно с Советом дела подбирает информационный и иллюстративный материал по теме классного дела, вопросы для викторины.
2. Учащиеся вместе с родителями знакомятся с историей символики России, создают герб семьи.
3. Изготавливаются жетоны достоинством «1 ум», 3 конверта с заданиями, рисуется маршрутная карта путешествия.
4. Из учащихся 5-го класса формируется три команды.
5. Библиотекарь школы оформляет выставку книг по теме «Я живу в России».
6. Учащиеся вместе с родителями готовят «сладкие» призы.
Оформление, оборудование и инвентарь:
а) на доске прикреплена карта — маршрут путешествия, плакаты с изображением символов России и герб поселка;
б) магнитофон и аудиокассеты.
кл час.docx
Классный час «Символы России», 5 класс
Игра по станциям для школьников 5 и 9 класса
Путешествие по станциям «Символы России. Герб. Гимн. Флаг»
Участники: учащиеся 5го и 9го классов, классный руководитель.
Цели:
1) познакомить учащихся с историей создания гимна, герба, флага России;
2) способствовать формированию у учащихся чувства патриотизма, интереса к истории и символике
страны;
3) содействовать развитию творческих способностей;
4) способствовать укреплению взаимоотношений между учащимися разных возрастов.
Подготовительная работа
1. Классный руководитель совместно с Советом дела подбирает информационный и иллюстративный
материал по теме классного дела, вопросы для викторины.
2. Учащиеся вместе с родителями знакомятся с историей символики России, создают герб семьи.
3. Изготавливаются жетоны достоинством «1 ум», 3 конверта с заданиями, рисуется маршрутная карта
путешествия.
4. Из учащихся 5го класса формируется три команды.
5. Библиотекарь школы оформляет выставку книг по теме «Я живу в России».
6. Учащиеся вместе с родителями готовят «сладкие» призы.
Оформление, оборудование и инвентарь:
а) на доске прикреплена карта — маршрут путешествия, плакаты с изображением символов России и
герб поселка;
б) магнитофон и аудиокассеты.
Ход путешествия
I. Ведущий. Ребята, сегодня мы с вами совершим необычное путешествие. Знаете ли вы, что 12 декабря
1993 г. была принята Конституция нашего государства?
Россия — страна большая и сильная, и очень красивая. Люди сложили о ней много песен и сказок. Но
наша страна — это не просто поле или лес, города и села, где живут люди. Россия — государство, а
каждое государство имеет свои символы: герб, гимн, флаг. Как вы думаете, какое значение имеют
символы для государства? Для чего они? Дети отвечают на вопросы и получают за правильные ответы жетоны.
Сегодняшнее путешествие будет посвящено государственным символам. Первая остановка называется
«Герб России».
В словаре можно найти такое объяснение слова «герб»: изображение щита со знаками, присвоенными
государству, городу или знатному роду, семье. В законе о государственном гербе нашей страны сказано:
«Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами,
заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх
распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми и одной большой коронами, соединенными лентой. В
правой лапе орла скипетр (жезл — почетный знак носителя верховной власти), в левой — держава
(царское яблоко, золотой шар с крестом наверху). На груди орла в красном щите — едущий влево на
серебряном коне серебряный всадник в синем плаще, поражающий серебряным копьем черного,
опрокинутого навзничь дракона, также обращенного влево».
В допетровской Руси существовали эмблемы — личные знаки князей. Особенно были распространены
две эмблемы: всадник, поражающий копьем дракона, и двуглавый орел с распростертыми крыльями.
Откуда «залетел» двуглавый орел в Россию? Его изображение встречается у древних народов, им
украшались ткани, изображали на стенах храмов. В XIII—XIV вв. орел с двумя головами стал известен в
Европе. Болгарские цари использовали этот символ на своих монетах и печатях. Всадник, поражающий
копьем Дракона, тоже имел важное значение в гербе. Так изображали Святого Георгия (Победоносца);
его почитали как защитника, заступника, покровителя. А в XVII в. к изображению орла прибавились
скипетр и держава в лапах с когтями, — это были символы императорской власти. Три короны
знаменуют три государства, которые вошли в состав России в XVII в.: Казанское, Астраханское,
Сибирское ханства. Официальным символом двуглавый орел стал на Руси при Иване III в XV в., но
именоваться гербом России это изображение стало лишь в XVII в.
Шли годы, герб менялся, менялась и наша страна. При Петре I установили государственные гербовые
цвета: императорский черный орел на золотом фоне.
За неуважительное отношение к гербу, надругательство над ним, закон предусматривает строгое
наказание. Вспомните, где вы встречали изображение Российского герба?
Дети отвечают и получают за правильные ответы жетоны. Затем девятиклассник предлагает учащимся 5
го класса конверты с заданием: соотнести изображение герба с его названием. Пятиклассники
продолжают свое путешествие по станции «Герб России», рассказывая о том, что изображено на гербе их
родного поселка, какое значение он имеет. Затем по желанию представляют герб своей семьи, объясняют
его символику.
II. Ведущий. Наше путешествие продолжается, и мы приближаемся к следующей станции — «Флаг
России». Ребята, вы знаете, что у всех стран мира есть свои флаги? Существуют они и у разных
организаций: ООН, Олимпийский комитет. Государственный флаг, как и герб, — символ достоинства
страны. При торжественном подъеме или выносе флага ему отдают почести, все присутствующие встают.
Когдато флаги на поле боя указывали местонахождение военачальника или отдельного полка. Самые
древние флаги наших предковславян, вероятно, были красными. Красный, яркий цвет звал на битву.
Красный, синий, белый были любимыми цветами народа. Красный цвет символизирует храбрость, удаль,
красоту. Голубой цвет означает величие, красоту, ясность. Белый — цвет чистоты и святости. Традиция
трехцветного флага пошла от Петра I. Он во время Северной войны дал русской армии и флоту бело
синекрасный флаг. Полосы располагались так, потому что люди того времени представляли себе мир
таким образом: внизу — красный — мир мифический, выше — небесный, голубой, еще выше — мир
божественный — белый. На императорском флаге (штандарте) можно было видеть золотой цвет,
украшенный черным двуглавым орлом. Эти цвета (оранжевочерные) повторялись и на флаге, означая
порох и огонь. В 1918 г. флаг России (РСФСР) был красного цвета, в 1954 г. на флаге РСФСР была
помещена синяя полоса вдоль древка, а 21 августа 1991 г. Российский флаг вновь стал трехцветным.
Этот день отмечается как День Российского флага. Ученикам предлагается выполнить очередное задание из конверта: определить, к какому времени
относятся изображенные флаги. За правильные ответы пятиклассники получают жетоны.
III. Ведущий объявляет следующую остановку «Гимн».
Ведущий. Словарь определяет «гимн» как хвалебную песнь, хвалу и прославление в стихах или музыке.
Первый официальный гимн России был написан в XIX в. на английскую мелодию поэтом В.А.
Жуковским и назывался «Молитва русских». Гимн прославлял царя. Та же идея звучала и в гимне
«Боже, царя храни», написанном В.А. Жуковским на музыку А.Ф. Львова. После революции 1917 г.
такой гимн уже не мог использоваться. До 1944 г. гимном была революционная песня «Интернационал».
Музыку песни написал в XIX в. француз Пьер Дегейтер. В 1944 г., когда приближалась победа в Великой
Отечественной войне, был написан гимн СССР, музыка А.В. Александрова, слова С.В. Михалкова и Г.А.
ЭльРегистана. Когда СССР распался, и была провозглашена независимость России, гимном стала
«Патриотическая песня» М.И. Глинки, написать слова для которой оказалось очень трудно.
Пятиклассникам предлагается послушать запись этой мелодии.
В 2001 г. был утвержден новый вариант гимна. Музыка В.А. Александрова осталась от гимна 1944 г., а
новые слова написал С.В. Михалков.
У вас в конвертах есть текст гимна современной России, разрезанный на части. Вам необходимо быстро и
правильно восстановить текст.
Учащиеся составляют текст гимна и исполняют его. Затем ведущий просит пятиклассников ответить на
вопрос: какие строчки в тексте современного гимна для вас самые важные?
IV. Подводятся итоги путешествия. Все команды полу, чают сладкие призы.
Литература
1. Иванова Л. Ф. Пятиклассники изучают символику современной России. // Преподавание истории и
обществознания в школе. 2002. № 8.
2. Классные классные дела. Вып. 2 / Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. М., 2006.
Классный час «Символы России», 5 класс
Классный час «Символы России», 5 класс
Классный час «Символы России», 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.