Классный час "Солдаты необъявленной войны"
Оценка 4.8

Классный час "Солдаты необъявленной войны"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
история +2
8 кл—11 кл
30.05.2017
Классный час "Солдаты необъявленной войны"
Материал классного часа представлен в форме устного журнала.Состоит из разработки и презентации. В презентации представлено много документальных фотографий. Материал содержит информацию о причинах, событиях Афганской войны, стихи, воспоминания участников, военные песни. Разработка может быть использована во внеклассной работе и на уроках истории в 9-11 классахУстный журнал "О солдатах необъявленной войны"(Афганская война)
о солдатах.doc
Сценарий Сценарий классного часа  классного часа     «О солдатах «О солдатах необъявленн необъявленн ой войны…» ой войны…» устный журнал)) ((устный журнал         Учитель истории и обществознания МАОУ «Суксунская ССОШ №2» Гимранова В.Х. Учитель. Ход проведения. Никто  не  создан  для  войны, И даже  доблести  сыны   Вернувшись  в  мир  и  тишину, Клянут  могильщицу ­  войну.      Сегодня в преддверии  70­летия  победы в Великой Отечественной войне мы будем с вами говорить о солдатах войны. Но о солдатах не   той   войны, а о тех, которые выполняли свой интернациональный долг в Афганистане.  25 декабря исполнилось 30­ летие   со   дня   начала     афганской   войны.   И   именно   этой   войне   посвящен   наш сегодняшний устный журнал. Кто знает, в каком году она началась? (дату 1979 г. на доску) О солдатах этой  необъявленной войны, создано много репортажей, написано очерков и статей, созданы фильмы об их подвигах. Сегодня вы услышите отрывки из их писем, рассказы и исторические очерки о том страшном времени  в Афганистане, куда посылали российских ребят на верную гибель. Об   этом   вам   расскажут   учащиеся   нашего   класса.   А   все   остальные,   кто   не   был задействован непосредственно в подготовке кл. часа, надеюсь, выскажут свое мнение по поводу афганской войны, т.е. проявят свою активную гражданскую позицию.  Ученица:  Граненый   шпиль   величественной   стелы   взметнулся   в   голубую   лазурь   неба. Пятиконечная   звезда  и   лавровая     ветвь  венчают  его. Внизу, на   черном    граните высечено   на     русском   и     дари:   «Воинам   ­   интернационалистам»   Этот     памятник высится в   старинной крепости Бала Хиссар, расположенной   на   холме в   центре Кабула. Сооружен он в 1985 году на  средства  молодежи Афганистана в знак  глубокой признательности советскому воину. Ученик.  В   1978   году   в   Афганистане   произошел   переворот,   который   привел   к   гражданской войне.   Подавление народных выступлений встретило вооруженное сопротивление со стороны населения страны. Репрессии и начавшаяся война вызвали поток беженцев в соседний   Пакистан.   Десятки   тысяч   из   них   возвращались   в   Афганистан   с   оружием, которое поставлялось странами НАТО, стремившимися к свержению строгого режима. Выступали партизаны, которых называли борцами за веру — моджахедами.   Ученик.                           В марте 1979 произошло крупное восстание в Герате, и президент Афганистана Нур Мухамед Тараки  обратился к руководству СССР с просьбой ввести свои войска в Афганистан.   Но   руководство   Советского   Союза   ограничилось   только   посылкой вооружений   и   подготовкой   военных   специалистов.   В  сентябре   1979  произошли вооруженные столкновения в Кабуле. Тараки был отстранен от власти и 17 сентября убит. Президентом стал Амин. В Москве Амина считали непредсказуемым лидером, который может переориентироваться на США или Китай. Чтобы предотвратить эту угрозу,   руководители   Советского   Союза   решили   свергнуть   Амина   и   было   принято решение о введении советских войск в Афганистан. Ученица: Время  выбрало  вас, Закружило  в афганской метели Вас  позвали друзья в  грозный  час­ Вы  особую  форму  надели… Ученица.                           27   декабря   1979   советские   войска   пересекли   афганскую   границу.   Советский десант высадился в столице страны Кабул и взял штурмом дворец Амина. Диктатор был   убит.   Согласно   официальному   сообщению,   революционный   суд   признал   Амина виновным «в совершении преступлений против государства» и приговорил к смертной казни.  Через некоторое время началась национально­освободительная война афганцев против советских войск. Моджахеды нападали со всех сторон и скрывались в горах или на территории Пакистана. ПЕСНЯ «ПРИВЕТ СЕСТРЕНКА» (СЛАЙДЫ)  Ученик:  Лютое  солнце  над  Кандагаром Мертвою схваткой  вцепилось в  поля. Наша колонна окутана жаром­ Семьдесят  выше  нуля. Лица, как маски под солнцем  и пылью. Через  одежду  желтела  броня. Смешаны грани меж бредом и былью­ Семьдесят  выше  нуля. Душит  жара  разомлевшую волю. Треснули губы, о влаге  моля. И, проклиная солдатскую  долю,­ Семьдесят  выше  нуля. « К бою!» ­ и пекла  как  не бывало! вихрем взметнулась, вскипела земля! Рота в ущелье  душманов  зажала­ Подумаешь, семьдесят  выше  нуля! Ученик  (воспоминания из дневника советских воинов).                         Шел   бой.  Вдруг   со   стороны   духов  огонь   прекратился,  и   в  тишине   посыпались бородатые. Стрелять было невозможно, мы схватились в рукопашную схватку. Духи, как   и   мы,   дрались   молча   и   с   ожесточением.   Иногда   раздавались   стоны   и   крики раненных. Вот где мне пришлось применить все то, чему меня учили инструктора по рукопашному   бою.   Первый   дух   упал,   не   добежав   до   меня,   сраженный,   чьим   то выстрелом   наповал,   второй   получил   прикладом   от   меня   по   голове,   больше   он   не вставал, третий вдруг остановился и   стал крутить что­то над головой. Свист, и … исцарапав руки, он вырвал у меня винтовку. Я опешил, но на мгновение. Снова свист, я едва успеваю присесть. Невидимое для моих глаз оружие вновь завертелось над головой «бородатого». Похоже, этот собирался со мной расправиться, но мне так не хотелось расставаться с жизнью. Я схватил камень и бросил его в эти ненавидящие глаза. От боли мой противник выронил свое оружие.  Учитель.                           Советское вторжение в Афганистан вызвало волну протестов в мире. В частности, на   московскую   Олимпиаду­1980   отказались   ехать   многие   ведущие   страны.   США опасались, что из Афганистана СССР может нанести удары по Пакистану и нефтяным источникам   в   Персидском   заливе.   Война   затянулась,   Советская   армия   оказалась неготовой к длительной войне с партизанами ­ моджахедами. Она захватывала их базы, несла большие потери, штурмуя перевалы. Но партизаны уходили в Пакистан и Иран по горным тропам, пополняли свои ряды, и снова возвращались. Перекрыть все горные дороги   было   невозможно.   Американцы   поставляли   моджахедам   самое   совершенное оружие,   Моджахеды обстреливали советские гарнизоны и дороги, по которым шли поставки продовольствия и боеприпасов из СССР.    проводили   подготовку   профессионалов­террористов. Ученик.                         ПЕСНЯ «Афганистан» Из письма  Симонова Александр  Мне пришлось повидать различные трофеи, захваченные  у душманов: английские карабины, западногерманские короткоствольные автоматы, итальянские пластиковые мины, стрелковое оружие пакистанского производства и многое другое.   Ученик       (читает стихотворение «Письмо».)  На дне окопного оврага  добыл я гильзу из стены. А в ней — истлевшая бумага, письмо, пришедшее с войны. Должно быть, кто­то перед боем  смочил графит карандаша и с перемазанной губою  писал, как думал,— не спеша. Вручал слова бумаге бренной,  писал, склоняясь к фитилю. ...И вот слова сожрало время. И лишь одно сквозит:  «лю­блю»... Одно осталось...  Но упрямо горит сквозь все, что в жизни есть!  ...Что он «лю­бил»..?  Отчизну? Маму?  Иль ту, которую?.. Бог весть. Любил, и все. Не по приказу. А по приказу он в тот раз,  Наверно, встал и умер сразу.    Ученик:         Только   по   мере   завершения   «холодной   войны»   в   мире   возникла   возможность прекратить войну в Афганистане. В 1988 были достигнуты соглашения в Женеве, по которым   СССР   выводило   свои   войска,   а   США   и   Пакистан   прекращали   военную поддержку моджахедов. В феврале 1989 начался вывод советских войск.  Учитель: (воспоминания из дневника советских воинов).          Я   вижу   мост   через   пограничную   реку   Аму,   так   называют   местные   жители Амударью.  Вижу сотни женских глаз, устремленных туда, где стоит у шлагбаума пограничник, и откуда вот­вот должна появиться очередная колонна с нашими солдатами... Вижу девушку в зеленом с поднятым над головой плакатиком. На нем написано:  Микитюк Дмитрий.  И номер воинской части... Забыв обо всем, она прижала к груди букетик гвоздик   и   искала   глазами,   искала.   Все   вокруг   знали:   эта   девочка   в   зеленом   ждет жениха...              Ох,   эта   вечная   женская   доля:   ждать!   Ох,   эти   бабоньки,   пожилые   и   юные,   в цветастых шалях и простоволосые, с платочками в руках для непросыхающих слез, собравшиеся со всех концов страны к Термезскому мосту!.. Собравшиеся, невзирая на аэрофлотовские   препоны,   отсутствие   мест   в   гостиницах,   базарную   дороговизну   и малую надежду встретить одного ­ единственного. Тот пограничный мост стал мостом ожидания, а река Аму — рекой ожидания.   Ученица (воспоминания из дневника советских воинов). ­   Рафис! Рафи­ис! — закричала грузная женщина и метнулась прямо под колеса КамАЗа, узнав в водителе сына.— Рафи­ис! КамАЗ   остановился,   колонна   застопорилась.   Кто­то   от   моста   закричал   зычным голосом:    ­   Продолжать движение! А   из   кабины   уже   выскочили   старший   лейтенант   с   прапорщиком.   Подхватили женщину под руки, подсадили в кабину:­   Езжай, мать! Сил у матери уже не оставалось. Упала головой сыну на колени и глаза закрыла. «Обеспамятовала»,— прошелестело в толпе. ­   Продолжать     движение! — повторил     зычный      голос команду. КамАЗ тронулся, увозя мать с сыном, за ним пошла вся колонна.   Учитель: Среди советских воинов­интернационалистов, прошедших афганскую войну, есть и наши суксунцы.                                                                                  (СЛАЙД)   Булатов Николай Федорович, Белоусов Андрей Васильевич, Дмитриев Александр Семенович,   Любимов   Юрий   Дмитриевич,   Петровских   Николай   Сергеевич,   Устюгов Сергей Геннадьевич, Щелконогов Сергей Николаевич; Леонтьев Сергей Григорьевич; Марин   Олег   Николаевич,   Коряков   Вячеслав   Дмитриевич,     Спиридонов   Сергей Анатольевич, Гарифуллин Зариф Кашапович. Ученик:  (воспоминания Стародымова Николая Александровича)   Техник роты прапорщик Василий Васютинский возвращался с объезда сторожевых  застав. Бронетранспортер, на котором он ехал, обогнал юркий "Уазик".    ­ Это ж надо, без "брони"! ­ удивился пулеметчик, увидевший, что в машине сидят  люди в афганской военной форме.    Солдат был бы удивлен еще больше, если б знал, что в машине ехал новый  командующий царандоя (одна из служб безопасности) провинции Герат.    Однако душманы об этом знали, автомобиль ждала засада.    Когда советский БТР выехал из­за поворота, бой еще продолжался. Тем не менее,  участь генерала и сопровождавших его офицеров была бы предрешена...    Когда бронетранспортер остановился, к нему подбежал афганский солдат­водитель.    ­ Шурави, помоги! ­ кричал он.    Васютинский секунду колебался. Ведь был приказ в бой с душманами по возможности  не вступать. Надо сказать, что и ряд отрядов вооруженной оппозиции, видя, что  советские войска и в самом деле собираются покидать территорию страны, соблюдали  это перемирие.    И все же колебался Василий недолго. В самом деле, как можно оставить в беде людей, с которыми провоевали бок о бок девять лет?.. Прапорщик сел к пулемету. Стрелок он  был, в общем­то, не слишком опытный ­ все же должность не самая боевая. Тем не  менее, он сумел уничтожить шестерых душманов и еще двоим огнем отрезал путь к  отступлению.    Так советский прапорщик спас жизнь афганскому генералу.  Ученица: Нет, мужество случайным  не бывает. Оно  в  душе  солдата   родилось, Когда  он  о  друзьях  не  забывает И с  Родиной  себя  не  мыслит  врозь. Ученик.        (воспоминания из дневника советских воинов). А за мостом войск оставалось совсем немного. В те последние на афганской земле дни   солдаты   продолжали   гибнуть.   До   последнего   мгновения   отстреливался   от напавших   на   пост   мятежников   трубопроводчик   рядовой   Владимир   Стариков...   На южном склоне Саланга в упор были расстреляны КамАЗ и его водитель рядовой Сергей Шельтяев... Не дождались жена и две дочки домой капитана Олега Шишкина. Он и его товарищи по вертолетному экипажу — лейтенант Павел Кроха и старший лейтенант Андрей Слушаев сгорели в афганском небе за пять дней до окончательного вывода наших   войск...   Позже,   15   февраля,   от   штабных   офицеров   узнали     цифру,   которая, возможно, не уточнена: 39 человек — столько погибли за последние полтора месяца вывода наших войск... ПЕСНЯ «У ДОРОГИ ОБЕЛИСКИ» Учитель.             (Дату 1989 г. на доску) 15   февраля 1989 года последний   советский   солдат покинул   землю   Афганистана. Многие  не  согласны с  самим  определением  «война», применительно  к  событиям декабря   1979   –   февраля   1989   года     в     Афганистане.   Но   для   «интернациональной помощи», которая длилась более девяти   лет, во   время которой, по   официальным данным, мы   потеряли  (СЛАЙД)  убитыми 13310 человек, более тридцати   тысяч ранеными   и   искалеченными, около   трехсот   ­ пленными   и   пропавшими   без вести, гораздо больше   подходит   слово   « война». Война, в   которой постоянно была  задействована целая  армия, а за 9 лет через Афганистан  прошло не  менее полутора  миллионов  человек.                                                                      Ученица: Он  вернулся  родная  земля! Остуди его  нежным  объятьем. Убеди, что  горел  он  не  зря В этой  яростной схватке за  счастье. Объясни тем, кому невдомек, Своего ему счастья хватало Он сражался, исполнив свой долг За чужое – а это не  мало! Ученик: И   все   же   долг   у   солдата   есть. Перед   Родиной, клятву,   на   верность   которой произносит       со     словами     присяги.   И   в     памяти     людской   эта   никому   и   никем необъявленная,  героическая и  трагическая  война  будет  жить  долго, потому что  ее история   написана   кровью   солдат   и   слезами     матерей,   обелисками   с   жестяными звездочками и ворвавшимися фронтовым  ветром в  нашу  жизнь  песнями. ПЕСНЯ «ОРДЕНА НЕ ПРОДАЮТСЯ» Учитель: Никто  не  забыт   и  ничто  не  забыто. Но чтобы не  забыть  ­  надо  помнить. А чтобы   помнить ­  надо  знать. Сражения кончаются, а история вечна. Ушла в историю и афганская война. Но еще долго станут тревожить всех нас голоса погибших и живых – ведь  войны не проходят бесследно.  Героическая   и   трагическая   не   только   из­за   обелисков,   она   длилась   в   два   раза дольше, чем Великая Отечественная. Никем и никому не объявленная, она  требует глубокого осмысления. Потому пусть память прокручивает: что было? Как было? И так ли было?.. Рефлексия: Сегодня вы узнали и услышали, что было и как было. В наших дальнейших планах так же подготовить стенд в Зал школьной Славы о воинах­афганцах, которые учились в восьмилетней школе, чтобы мы о них знали, помнили. Война­это дело политиков. Солдат воюет, потому что получает приказ, который обязан выполнить. ­Насколько, с  вашей  точки  зрения,  важно для родителей,  справедлива  или  не очень та или иная война, если их сын рискует там сложить голову? ­Согласны ли вы с тем, что мальчики ­ будущие мужчины ­ потенциальные воины, а раз так, то надо воспитывать у них храбрость, мужество, пренебрежение к смерти?   Вот некоторые ваши ответы на вопросы анкеты как вы понимаете, кого можно считать патриотом и что такое патриотизм. Патриот – это человек, любящий свою родину, ставивший интересы своей страны выше своих. Патриот­это тот человек, который совершил действие не для награды, а просто так. Патриотизм­это любовь к своей стране, гордость за ее историю. Патриотизм может проявляться в поступках, в поведении человека, в его отношении к стране. Патриотизм­героизм,   любовь   к   родине,   доброта,   ответственность.   Воспитывать патриотизм нужно с детства и т.д. ­ Как вы относитесь к войне? Надеемся, что вы расскажите дома своим близким о том, что сегодня нового услышали  и сохраните в памяти  своей. Желаем вам жить в мире и добре! Будьте счастливы! СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ 1. «Афганистан болит в моей душе…» (воспомнинаия, дневники советских воинов, выполнявших интернациональный   долг   в   Афганистане)   литературная   запись   Петра   Ткаченко,   Москва «Молодая гвардия» 1990.  Евстафьев М. В двух шагах от рая. @ «Афганская война 1979­1989 гг.», 2002. 2. 3. Рассказ односельчанина Фисенко А.В. (ксерокопии его фотографий и документ)

Классный час "Солдаты необъявленной войны"

Классный час "Солдаты необъявленной войны"

Классный час "Солдаты необъявленной войны"

Классный час "Солдаты необъявленной войны"

Классный час "Солдаты необъявленной войны"

Классный час "Солдаты необъявленной войны"

Классный час "Солдаты необъявленной войны"

Классный час "Солдаты необъявленной войны"

Классный час "Солдаты необъявленной войны"

Классный час "Солдаты необъявленной войны"

Классный час "Солдаты необъявленной войны"

Классный час "Солдаты необъявленной войны"

Классный час "Солдаты необъявленной войны"

Классный час "Солдаты необъявленной войны"

Классный час "Солдаты необъявленной войны"

Классный час "Солдаты необъявленной войны"

Классный час "Солдаты необъявленной войны"

Классный час "Солдаты необъявленной войны"

Классный час "Солдаты необъявленной войны"

Классный час "Солдаты необъявленной войны"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017