Школа сегодня — основное звено в системе образования, где закладывается фундамент осо¬бенностей мышления и ценностных ориента¬ции. Поэтому главная цель педагогического процесса — развитие нравственной и творчес¬кой личности, самостоятельной в познаватель¬ной и практической деятельности учащихся. Достижение этой цели возможно на основе принципов личностно ориентированного под¬хода, учитывающего индивидуальные особен¬ности личности и предполагающего чуткое педагогическое руководство её развитием.
Доклад1.doc
Работа с одарёнными учащимися на занятиях
Парачук А.В.,методист 2
Знание — орудие, а не цель.
Л. Н. Толстой
Талант — это развитие природных склонностей.
О. ос Бальзак
Школа сегодня — основное звено в системе образования, где закладывается
фундамент особенностей мышления и ценностных ориентации. Поэтому главная
цель
процесса — развитие нравственной и творческой личности,
педагогического
самостоятельной в познавательной и практической деятельности учащихся.
Достижение этой цели возможно на основе принципов личностно ориентированного
подхода, учитывающего индивидуальные особенности личности и предполагающего
чуткое педагогическое руководство её развитием.
Так что же такое одарённость? Научные исследования этой проблемы
начались ещё с конца XIX в. Один преувеличивает заданность всех возможностей
человека (называя их «божественным даром» или «генетической программой» в
зависимости от религиознофилософских убеждений исследователей); другой
утверждает, что ребёнок подобен чистой доске и педагогическим усилием, из него
можно вылепить любой желаемый результат.
Очевидно, что ни одна, ни вторая концепции не соответствуют
действительности, но их влияние на педагогическое, родительское и вообще
обыденное сознание очень велико. Разве не защищаем мы банальной фразой «Та
лант всегда пробьётся» несовершенство воспитательной системы в семье или
недостаток внимания к индивидуальности ребёнка в школе? А это продолжение
концепции заданности успехов. И разве, адресуя всем один стандарт развития (с со
ответствующей шкалой оценок), мы не содействуем невольно теории «чистой
доски», порой безжалостно добиваясь «от каждого — всего»?
В настоящее время большинство психологов признают, что развитие
одарённости это результат взаимодействия наследственности (задатков) и
социальной среды, в которой растёт ребёнок.
Как представляет современная наука соотношение заданных параметров
личности и тех, которые поддаются формированию? В 80х гг. XX ст. сложилось
представление, что наследственность составляет 60% среди факторов умственного
развития. Таким образом, 40% — немалое поле деятельности для педагогов.
Отсутствие генетической заданности позволяет, тренируя некоторые навыки,
писать программу умственного развития последующих поколений. Таким образом,
ответственность обучающего увеличивается. И если учителю отведена профессией
роль целенаправленного воздействия на ребёнка, то, пожалуй, как минимум он обя
зан следовать известной заповеди Гиппократа «Не навреди!».
Так что же формировать? Должны ли быть объектом заботы какието
отдельные, ярко проявленные у ребёнка наклонности и, соответственно, нужно ли
их диагностировать, проводить на этой основе селекцию и доходить в отборе до 3
раздельного обучения?
В основе этих вопросов лежит, в сущности, один: считать ли одарённость
качеством, относящимся к узкой сфере деятельности, или признать её общей
характеристикой личности?
В настоящее время психологи, исследующие проявления творчества,
склоняются к мысли о том, что одарённость интегрированный феномен, который
характеризуется не только способностями к освоению какогото вида деятельности
и склонностью к созданию нового, оригинального продукта, но и наличием особого
сочетания черт личности, которые в бытовом восприятии принято обобщать словом
«характер»; это и определённое стремление к совершенству в том, что дорого дан
ной личности, это и высокая степень ответственности за своё дело, это и
критичность по отношению к результату (отсюда повышенная тревожность, которую
усиливают как заниженная, так и завышенная самооценки, поскольку вызывает
боязнь несоответствия ожиданиям). И, наконец, любознательность, явное
удовольствие от приобретения знаний.
Но есть и другая «сторона медали»: нужно чётко отличать одарённость от
обученности, которая может быть результатом более благоприятных условий жизни
данного ребёнка. Очень часто за творческие способности принимают
самостоятельность при выполнении заданий (сам нашёл материал, сам проанали
зировал и написал реферат), в то время как нестандартность мышления или способа
деятельности не всегда оценивается как творческий результат.
Вообще не стоит «приклеивать» ярлык одарённости или её отсутствия для
констатации статуса ребёнка. Ибо очевидна драматичность ситуации, когда дитя,
привыкшее считать себя одарённым, на следующих этапах развития не проявляя
исключительности и потеряв признание, не может выработать адекватную са
мооценку.
Так в чём же состоит профессиональная задача педагога в условиях,
когда нет полной уверенности в правильно диагностированной одарённости
обучаемых или когда он работает с «обычными» классами, где не замечено учеников
с «выдающимися» способностями?
Обратим внимание на наиболее признанные сегодня концепции одарённости.
Одна предложена американским
исследователем этого феномена Рензулли. Он
считает, что одарённость — это сочетание трёх характеристик личности:
высокого интеллекта, творческого мышления и настойчивости (мотивации). В
графическом изображении это выглядит как три круга, при наложении которых
проявляется одарённость. Признаки одарённости охватывают два аспекта повеления
ребёнка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный харак
теризует
способы деятельности, мотивационный отношение ребёнка к той или иной стороне
действительности и к собственной де
ятельности. Качества личности формируются в
деятельности, и если задатки наследуются, то готовность к их творческому
применению, умение нестандартно решать задачи тренируются. И в этом процессе
ведущую роль играет отнюдь не количество повторов. Стремление к совершенству,
способность к длительному самоконтролю и готовность к самоанализу зависят от
мотива, которым личность руководствуется в деятельности.
Иерархию мотивов (то есть причин, заставляющих человека действовать) традиционная психология выстраивает как своеобразную лестницу, где высшей
ступенью, самым прочным и действенным мотивом считается интерес к предмету
деятельности. Его формирование напрямую зависит от привлекательности содер
жания, от того, умеет ли преподаватель вылепить в нём проблему, фиксирующую
внимание ребёнка. Здесь очень важно и то, возможна ли многовариантность
решения, а не один заданный стереотип ответа и устоявшийся алгоритм решения,
пусть и самый экономный, по мнению учителя.
4
Естественно, что смелость учеников в предложении разных и оригинальных
идей зависит от эмоционального комфорта процесса обучения, как на уроках, так
и на дополнительных занятиях. Даже если не каждый ребёнок в классе будет
увлечён непосредственно предметом деятельности, для него сыграет роль не
худший из мотивов — приязнь к самому процессу, условиям, в которых он
осуществляется. Ведущую роль в формировании этого мотива играют форма, в
которое облечено обучение, и отношения, в которые включён ученик с
учителем и одно
классниками.
Увлечение процессом легче трансформировать в увлечение содержанием, чем
мотивы низшего порядка — мотивы самоутверждения и социального престижа.
Опасность этих мотивов в том, что они не прочны: меняется ситуация в обществе, и
они перестают работать.
Так же в организации детского обучения психологи советуют избегать
соревновательности. Воспитанников следует учить видеть достоинства каждого из
товарищей; исполнительность, аккуратность, работоспособность, оригинальность,
энциклопедические знания — в идеале все должны быть востребованы для
достижения коллективного результата и оценены педагогом как отличающие
индивидуальность учеников.
Наихудшие из мотивов, к сожалению, не ушедшие в историю педагогики, —
мотивы избегания неприятностей, страх быть наказанным. Любви к процессу, а тем
более к содержанию образования они не прививают.
В реальном поведении человека присутствуют элементы всех мотивов. Их
иерархия, главенство ведущего определяет человека. И эта иерархия, оказывается,
достаточно устойчива и, сформированная в детстве, почти не подвержена
изменениям.
Выводы очень просты: современное представление об одарённости как об
общей, а не узкопредметной характеристике личности делает не самой важной
проблему её диагностики. Эмоционально положительный опыт творчества личность
способна переносить из одной предметной области в другую. Роль учи
теля состоит
в создании особой атмосферы, способствующей свободному интеллектуально
му развитию. И если акцепт педагогических усилий будет сделан не на овладении
предметным знанием, а на создании среды, стимулирующей детей к поиску
собственных логических конструкций в ответ на учебные вопросы, разнообразных
решений общих задач, — мы сделаем то, что Торренс определил как творчество:
«Это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с
кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, строить замок на песке, при
ветствовать будущее».
Не менее важной считается внеурочная образовательная среда. Именно она 5
может предоставить учащимся выбор в согласии с их индивидуальными интересами
и возможность самореализации в коллективе, объединённом общей целью, где
педагог оказывает каждому более адресную поддержку и часто выступает не только
руководителем, но и соавтором творческой идеи.
Например, после уроков малышам предлагаются занятия по интересам,
среди которых — курс развития творческого мышления, «Информатика в играх и
задачах», «Здоровый образ жизни». Все они проходят с использованием игровых
технологий и сочетают передачу дополнительных знаний с поощрением детской
изобретательности и фантазии. Для самых любознательных можно открыть клуб
«Эрудит». Он не только объединяет увлечённых какойто областью знания
«экспертов», но и проводит увлекательные интеллектуальные игры во всех классах
младшей ступени. Кроме того, постоянной составляющей жизни в начальной школе
могут являться конкурсы инсценированной сказки, выразительного чтения;
ежегодно могут составляться сборники детских стихов «Маленькая страна»,
проводиться выставка «Окна в мир», проводятся праздники «Мой домашний друг»,
семейные, «книжные», «мультипликационные» и многие другие, позволяющие на
самой ранней ступени обучения сохранить главное для дальнейшего развития —
любовь к школе и интерес к познанию, увлечённость созданием своего образного
мира.
Дальнейшее
раскрепощение
интеллектуальных,
художественных,
артистических, литературных, режиссёрских и иных способностей на средней
ступени обучения обеспечивается стройной системой курсов по выбору,
деятельностью клубов по интересам,
регулярной последовательностью
традиционных школьных праздников, творческими конкурсами, постоянно
действующими педагогическими проектами.
Курсы по выбору позволяют углубить предметные навыки и интегрировать
знания из смежных наук, ближе к старшей ступени обучения развивают поисковые
умения, формируют опыт экспериментальной и исследовательской работы,
представления результатов личного самообразования сначала на гимназической, а
затем на городской и республиканской научнопрактических конференциях. Спектр
курсов охватывает все предметные области, а последовательность их предложения
разным возрастным группам создаёт непрерывный маршрут восхождения от
занимательных и ознакомительных к расширяющим рамки школьной программы и
мировоззренческим.
Наиболее целостным в цикле точных наук является путь обучения учащихся
информационным технологиям. Начинаясь ещё в начальной школе курсом
«Информатика в числах и задачах», развивающем логическое мышление, он
продолжается в средней ступени «Знакомством с компьютером» и «Азами ком
пьютерной грамотности», предназначенными для учащихся, не имеющих дома
компьютеров. Для освоивших в достаточной степени пользовательские навыки
предлагаются «Азы программирования». А выбравшие на старшей ступени обучения
физикоматематический профиль продолжают изучение информатики на про
фильном уровне. Ученики создают компьютерные презентации к урокам,
элементарные обучающие программы.
Учащимся можно предложить математику для всех уровней, от ориентации 6
на любознательных курсах головоломок, игр и парадоксов, курсов решения задач
повышенной сложности довузовской подготовки и курса исследовательской
математики для учащихся, целенаправленно готовящихся к предметным конкурсам,
олимпиадам и конференциям. Аналогичную структуру имеет преемственность
курсов по физике и химии. А первой ступенью воспитания экологического сознания
может стать курс «Экология» в средней ступени, который может объединить
учащихся разных возрастов в увлекательных прогулках по таинственным уголкам
парка, экологических фантазиях, играх на свежем воздухе, посильном труде и т. д.
Среди курсов естественного цикла следует упомянуть и курс «Психология»,
который силами психолога не только ориентирует подростков в самопознании, но и
помогает практически решать личностные проблемы.
Следует добавить, что свободной ориентации в мире современной
информации помогает глубокое изучение в школах иностранных языков. Начиная со
средней ступени можно выбрать второй, а при условии успехов — и третий язык.
Учащимся можно предложить немецкий, французский, испанский, итальянский, и
польский языки. Сейчас в некоторых школах Беларуси вводят китайский язык.
К старшей ступени обучения учащиеся определяются в выборе приоритетов
дальнейшего самообразования. Во многих школах 10 12 классы идут мно
гопрофильные. Опираясь на диагностику и консультации психологической службы,
учащиеся могут выбрать гуманитарный, физикоматематический, юридический,
экономический,
Они могут развивать
интеллектуальные способности участием в олимпиадном движении,
исследовательской деятельности,
художественные — в агитбригадах,
пропагандирующих здоровый образ жизни, в спектаклях, мюзиклах на иностранном
языке. А могут отдать предпочтение социально значимой деятельности в органах
гимназического самоуправления.
химикобиологический классы.
В заключении можно отметить: обучение детей с использованием
развивающих технологий и по инновационным программам, возможность выбора
ребёнком поля для самореализации, а также созданная для них атмосферы
внимания к их запросам и проблемам дают существенный прирост показателей
креативного мышления, возможность появления и усиления таких качеств
учащихся, как открытость новому опыту, высокая потребность в творчестве,
независимость суждений. И как сказал английский писатель Хаббард: «Цель
обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше
без помощи учителя».
Работа с одарёнными учащимися
Работа с одарёнными учащимися
Работа с одарёнными учащимися
Работа с одарёнными учащимися
Работа с одарёнными учащимися
Работа с одарёнными учащимися
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.