Республика Карелия
Прионежский муниципальный район п. Шуя
МОУ Шуйская средняя общеобразовательная школа №1
Путешествие в прошлое.
Церкви Шуйского погоста
Соавтор: Козлова Анна
Руководитель: Мартынова Маргарита Анатольевна, зам.директора по информатизации, учитель информатики
БирюковаТатьяна Леонидовна, учитель русского языка и литературы.
e-mail школы: shuja@inbox.ru
сайт школы: http://sch1.shuja.pri.iso.karelia.ru/
Шуя,
2009 г.
Оглавление
Цель: 3
Задачи: 3
1 этап научно – исследовательской работы по теме «Церкви Шуйского погоста». 3
1 шаг. 4
2 шаг. 4
3 шаг. 4
2 этап научно – исследовательской работы по теме «Церкви Шуйского погоста». 7
ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ.. 7
Церковь Апостола Петра в Марциальных водах. 8
Храм Святой Троицы.. 8
Церковь Казанской Богоматери д. Белая Гора. 9
д. Янишполе. 9
Вывод: 9
Список литературы: 11
Изучение истории родного поселка через исследование церквей Шуйского погоста и знакомство с его религиозным наследием.
— поиск информации по теме
— организация информации, создание экскурсии виртуального музея «Религиозное наследие п.Шуя»
— презентация работы, использование материала в изучении курса «Моя Карелия»
— разработка туристического маршрута по историческим местам «Церкви Карелии»
Порог вовсю яриться и шумит,
Пустырь холмистый заново застроен.
Родной погост, ты тем и знаменит,
Что шесть веков стоишь по-над рекою.
Ушкуйников и сметливость и труд,
Тебя воздвигли над седым порогом,
Чтобы навечно утвердилась тут
Власть Новгорода вольного и бога.
Мне помнится добротные дома
И двух церквушек древних благолепье.
Ты был фашистом сожжен дотла,
Росли крапивы и репей на пепле.
М. Сысойков
Первое упоминание о Шуе мы находим в писцовой книге Юрия Сабурова в 1496 году. Из нее можно узнать не только о количестве домов-хозяйств, но и жителей, количестве обжей (мера тогдашнего налога) и многое другое. К слову сказать, у нашей российской статистики хорошие добротные корни. Без боязни ошибиться, смело можно предположить, что Шуя, как селение, возникла на несколько столетий ранее даты своего первого официального упоминания..
Шуйский погост — один из древних погостов Олонецкого края. Свое название он получил или от реки Шуи, или от карельского и финского слова "Суо"— болото, так как Шуйская местность низкая и окружена болотами. Поэтому, по всей видимости, первые жители Шуйского прихода были карелы и финны, обращенные из язычества в христианство.
Упоминается этот приход в писцовой книге Обонежской пятины Андрея Лихачева за 1563 год: "Погост Никольский на Шуе реце у Онега озера…". В Шуе в XVI веке был монастырь, но с тех пор упоминаний о нем не встречается. Два древних деревянных храма около 1582 года были сожжены шведами. Во время пожара большинство икон сгорело и лишь некоторые из них уцелели. По преданию, это были икона Николая Чудотворца, вынесенная из огня, и икона Варлаамия Хутынского. Вскоре оба храма были отстроены заново.
Давайте попытаемся проследить историю погоста в XVI—XVII столетиях, акцентируя свое внимание на наиболее интересном с точки зрения архитектуры храме — церкви Иоанна Предтечи, не по легендам и преданиям, а с помощью данных, приводимых в писцовых и переписных книгах Обонежской пятины.
Вот выдержки из книги Андрея Лихачева 1563 г. по Заонежской половине Обонежской пятины: «На погосте церьков великий Никола да другая церьковь теплая Рождество Иванна Предтечи, а у церькви игумен Никифор да 9 старцев, да на погосте ж 3 старицы. Прибыло. На погосте на Шуе анбаров, а в них торгуют приезжие ноугородцы и тутошные жильцы всяким мягким товаром...», «...да у колокольницы на правой руке анбар...», «да за монастырем против колокольницы у реки Шуи двор среднево человека Ушака серебряника...», «а в тех у них анбарах мяхкая рухлять ноугородская всякая и хмель и рыба и соль».
В этих записях отмечено существование на погосте двух церквей и монастыря, но уже в книге 1582 г. о церкви Иоанна Предтечи помечено: «место церковное, где была церковь теплая», а о церкви Николы Чудотворца только: «место церковное», то есть, обе церкви попали в орбиту военных действий и были сожжены «шведами». Монастырь к тому времени уже был в запустении.
В писцовых книгах 1616-1619 гг. отмечены новые церкви: «Николы Чудотворца — древяная, клетцки» и Иоанна Предтечи, уже нового архитектурного облика: «теплая с трапезою, на подклете, древяная, верх шатровой»
Далее в
книгах за 1628-1631,1646 и 1678 гг. подтверждается факт
существования церквей, но с некоторыми дополнениями: «придел Никольской» —
Рождества Богородицы упомянут как самостоятельная церковь. Можно предположить,
что церковь Иоанна Предтечи просуществовала до XVIII века, так как, по
преданиям, она сгорела и на ее месте построена та, последняя — многоглавая..
Подтверждением этому может служить отмеченный историками факт существования в
церкви в XVIII столетии предметов убранства и церковного обихода XVII века
(иконы, запрестольный крест).
Таким образом, эта — последняя в цепи Предтеченских церквей — по крайней
мере третья по счету, и наиболее сложная по своему архитектурному облику.
Прослеживается
и историческая трансформация ее облика: Прослеживается и историческая
трансформация ее облика: клетская — шатровая — многоглавая.
В каком же виде сохранилась церковь до 1941 г., какой мы видим ее на снимках и
оставленных описаниях? Это было обшитое тесом деревянное здание на каменном
фундаменте. План церкви чрезвычайно прост — квадратный сруб средней части,
прямоугольный алтарь, пристроенный к нему с востока, и такая же трапезная с
притвором — с запада, к северной стене примыкало входное крыльцо. Н. Маковская,
обследовавшая церковь в 1927 г., приводит ее основные размеры: длина
всего здания составляла 22.5 м, ширина —10 м, высота —18 м. Средняя
часть церкви являла собой четверик 7.5 на 7.75 м18. Трапезная была
покрыта на два ската, а фигурную крышу над алтарем украшала увенчанная главкой
бочка с двумя полицами. Основа церкви — четверик — имел повал19, что
придавало стройность, изящество и выразительность всему силуэту здания20.
Над его средней частью возвышалась чрезвычайно затейливая по замыслу
группа из девяти куполов, что делало храм особенным и неповторимым. Это
была одна из немногих уникальных, так называемых «многоглавых» церквей, к
которым относятся церкви Преображенская и Покровская на Кижском погосте, а
также храм в Оште в Лодейнопольском районе (1791 г.).
Здание отличала особая композиция глав: при том, что церковь в основе своей была ярусной, то есть, составленной их двух восьмериков, расположенных на четверике, нижние четыре главы были размещены на маленьких бочках, так называемых «херувимчиках» — по углам четверика, при переходе его к восьмерику. Следующий ярус также состоял из четырех глав, но он уже был установлен на большой крещатой бочке, стоявшей на нижнем восьмерике. Над крещатой бочкой был срублен маленький второй восьмерик, кровлю которого увенчивала большая глава с шеей.
Так все
сложилось в неповторимую композицию и второй такой церкви как
Предтеченская в истории нашего деревянного зодчества нет. Для времени
ее сооружения характерно стремление к праздничности, приподнятости над
повседневностью и церковь своими крутыми бочками, формами глав, подобных
упругим, налившимся бутонам, рождает образ храма, расцветающего в небе.
Здесь трудно не сказать еще раз об удивительной особенности древнего русского
зодчества — при наличии немногих основных типов бревенчатых конструкций
(четверик, шестерик, восьмерик) и нескольких типов кровельных завершений
(скатные, шатровые, бочечные, кубоватые) нередко возникали удивительные,
неповторимые формы сооружений.
Понимали ли наши предшественники, что храм, стоявший на Шуйском погосте,
был уникален?
Безусловно, да. Исследователь Н. Маковская сообщает: «В 1837 г. ... церковь
была возобновлена, в 1871 г. была покрыта новым тесом и окрашена, а в 1892 г. перестроена
по прежнему плану и проекту под наблюдением губернского архитектора Лищинского.
Перестройка ее состояла в следующем: под всю церковь положен каменный фундамент
из самородной плиты на извести, ветхие венцы в здании заменены новыми, железная
крыша положена новая, главы числом 10 обиты железом и на них сделаны новые
кресты. Прежний иконостас позолочен и резьба на нем убавлена, иконы
переписаны.., но по плану и фасаду церковь ни в чем не изменена»21.
Другие исследователи советского времени не согласились с этим последним
утверждением, считая, что церковь была «испорчена обшивкой и расширенными
окнами неприятной формы»22.
Принимались меры и к сохранению колокольни, располагавшейся в одиннадцати метрах к северо-западу от Предтеченского храма. Она имела традиционные формы: низкий квадратный сруб, на котором возвышался еще один — восьмигранный, увенчанный шатром с главкой. В 1887 г. был произведен ремонт: «под все здание колокольни положен фундамент из плитняка на извести; ниже звона пять венцов переменены на новые, пол, потолки у звона и вообще весь верх колокольни сделан новый, глава и крест тоже новые и обиты белым железом, причем шатер колокольни убавлен на 1 сажень»23.
Над плесом вскоре поднялся погост
С церковкою Николы Чудотворца.
И с колокольни на десятки верст
Катился звон к карелам и чухонцам.
И вереницей лодки прихожан
Поплыли на погост со всей округи.
Молились истово карел Иван
С Иваном русским, не дичась друг друга.
Молились в образа вперяя взор,
Перед распятием благоговея.
Вели про дни святые разговор –
Про Троицу, Ильин день, Маковея.
М. Сысойков
Что касается теплой шатровой церкви Рождества Богородицы, игравшей вторую роль в ансамбле погоста, то по ведомостям страховой оценки известна дата ее последней перестройки (или постройки?) —1860 г.24 и, следовательно, мы имеем дело с поздним сооружением.
В 1890 году в Шуйском приходе разобрали ветхую церковь Рождества Пресвятой Богородицы и, по благословению Преосвященного Павла, епископа Олонецкого и Петрозаводского, 9 мая приступили к строительству новой. Деньги помог найти придворный протоиерей Гавриил Любимов из Ораниенбаума. К нему 12 марта 1890 года с письмом и просьбой об оказании помощи бедному приходу обратился шуйский священник Петр Громов, и уже 9 апреля от протоиерея Любимова был получен ответ, в котором сообщалось, что он нашел благодетеля, готового пожертвовать деньги на строительство храма. Храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы строился по проекту губернского архитектора Севериана Васильевича Нюхалова. Поставлен он был на прежнее место и имел вид креста, без колокольни, с одной большой главой. Благотворителем, пожертвовавшим деньги на строительство нового храма, был петербургский купец Ефрем Васильевич Остолопов.
Нельзя не упомянуть и об известном нам по описаниям внутреннем убранстве Предтечейской церкви. Она имела 3-х ярусный золоченый иконостас. Сохранившаяся фотография дает представление о характере резьбы царских врат в стиле барокко времен Екатерины Великой. Иконы церкви представляли, согласно оценке специалистов, «ценнейшие образцы древнего народного искусства»25.
Теперь о последних днях существования церквей... Наступил роковой 1941 год и Шуя оказалась на направлении главного удара врага, пытавшегося отрезать Петрозаводск с севера. В конце сентября в ходе тяжелых боев сгорел погост и много жилых домов. Теперь на этой пустынной, заросшей бурьяном мысовине только ветры гуляют да слышен шум шуйских вод... 4 июля 2000 года поставлен памятный крест. Земля пока еще хранит память о погосте: каменные фундаменты церквей и колокольни, сотни крестов над могилами захороненных жителей Шуи, которые видны на старых фотографиях. Поистине, это святое место.
Уж благостно не смотрят на погост,
Уж был спален треклятою войною:
Теперь не храм там – построен мост,
Вблизи коровий комплекс над рекою.
М. Сысойков
Утрачено такое прекрасное звено в маршруте исторической памяти Карелии! А он мог бы пройти через Соломенное (с его возрожденной церковью «на едином камне»), через Кончезеро (с его старинными заводскими строениями и заводской церковью), к Марциальным водам, к храмам в Кондопоге, на Лычном острове, в Тивдию и Белую гору (с ее мраморными ломками и церковью, построенной знаменитым Константином Тоном — создателем храма Христа Спасителя в Москве).
Дорогу осилит идущий...
И теперь наша цель пройти по этим местам
В продолжение данного исследования в октябре 2009 года была организована экспедиционная поездка группы учащихся школы по местам расположения церквей Шуйского погоста с целью ознакомления с ними и выяснения условий их сегодняшнего существования. Маршрутный лист исследовательской поездки был разработан ранее с учетом охвата всех церквей: церковь Сретения Господня (п. Соломенное) – часовенка в п. Царевичи – церковь Апостола Петра в Марциальных водах – храм Святой Троицы (Кончезеро) – церковь Казанской богоматери (д. Белая Гора) – церковь в п. Янишполе. В результате поездки были зафиксированы рассказы местных жителей о прошлом церквей, исследовательская работа пополнилась фотографиями.
Итак, двинемся по маршруту.
ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ - микрорайон Соломенное
Людмила Ивановна, служащая церкви, любезно согласилась провести экскурсию
-Каменная церковь в пригородном поселке Соломенное освящена во имя великого христианского праздника, чествующего единственную в мире Встречу, которая навеки запечатлелась в евангельском повествовании.
Сретенская церковь – древнейшая из сохранившихся в Петрозаводске. Если на тянущийся шпилем ввысь, сияющий золотом крестов, светлый и величественный храм посмотреть с какой-нибудь высокой точки, со стороны, то гармоничная слитность его с окружающим пространством, поразит современного человека. Стоящая на монолитном камне на берегу пролива, соединяющего Логмозеро с Онежским озером, двухсотлетняя церковь кажется выплывающим из глубины столетий прекрасным кораблем.
До наших дней сохранилась древняя история поселка Соломенное. В старину на этом месте был мужской монастырь, основанный в конце XVI столетия во времена царя Федора Иоанновича. Екатерина II, упразднила в 1764 далекий от столицы монастырь, в приход.
Новую каменную Сретенскую церковь в Соломенном, облик которой воссоздан в наши дни, построил по завещанию своего отца Якова олонецкий купец Илья Кононов в 1775 г.
Для украшения Сретенского храма купец не жалел денег. Веровавший в Бога и жизнь вечную Илья Кононов Дом Божий украшал с трепетной любовью. По его приглашению иконостас расписывал иконописец Кайдалов. Храм весь светился. От мерцающих лампадок и горящих свечек блестели украшенные драгоценными камнями венцы икон, помещенных в золотые рамы и киоты из красного дерева. Прихожане, и бедные, и богатые, любили свой дивно украшенный храм. При восстановлении Сретенской церкви после пожара в 1913 году ее внешний вид был изменен.
В церковной летописи за 1867 год записано, что со времен пустыни при церквах хранился кожаный пояс с шелковыми кистями, по преданию, пожертвованный царевной Софьей Алексеевной.
В советское время соломенские храмы были безжалостно разграблены властью, действовавшей вроде бы от имени народа. Затем гонители христианства стали разрушать церковную жизнь в поселке. В 30-х годах с храмов сняли купола; Сретенская церковь Заозерского сельсовета Прионежского района была закрыта 19 августа 1931 года и перестроена под школу. Петропавловский храм окончательно закрыли позже – в хрущевское время, в 1962 году.
В 1996 году Сретенский храм возвратили Православной Церкви. Но от первоначального архитектурного образа церковного здания не осталось даже следов. Многочисленные переустройства нанесли храму глубокие раны. Трудно было даже представить, каким он был еще в начале XX века. В наследство от прежней власти православные верующие поселка получили невзрачное двухэтажное здание, изуродованное переделками, лишенное куполов, колокольни и высоких стрельчатых окон...
И в то же время, как подчеркнул о. Павел, приход имеет в своем основании древнейшую историю, связанную с историей Соломинской пустыни и подвигами Кассиана Соломенского. Эти отеческие традиции в крае, на долгие годы оставленном без духовного попечения, требуют сегодня возрождения.
Церковь Апостола Петра в Марциальных водах - (из рассказа экскурсовода Юлии Дюкарь).
-Люди, которые здесь жили, местное население, называли церковь чужестранкой, иностранкой. За 9 километров сюда народ приходил. Строил его известный тогда комендант Олонецких заводов полковник Генин, в 1721 год – в год окончания Северной войны, в знак победы русских. План и внутреннее украшение храма всецело принадлежало самому императору. В 1721 г. храм был освящен во имя небесного покровителя Российского императора – св. апостола Петра. Построена она не на православный манер, много отклонений от канонов православия. Убранство ее – на католический..
По внешнему виду Марциальноводский храм крестообразный, (в основании имеет вид вытянутого креста), построен из бруса, с двумя куполами над колокольнею и алтарем и притвором, с большими окнами. Вход в храм с северной стороны, а над ним – хоры (балкон) со слюдяными рамами, по бокам лавки для сидения. По старым временам очень дорогая. Примечательно название: не традиционное – Апостолов Петра и Павла, а только Апостола Петра. В главной иконе Спаса Предержателя можно узнать черты императора. Иконописцы пытались угодить Петру, в Петербурге он бы такого себе не позволил, а вот в провинции мог.
При Петре и до 1917 года в церкви проводились службы. Но колоколов уже в 1917 г. на звоннице не было.
В 30-гг. возникла идея создать курорт, построить санаторий. Приезжали ученые – химики, работала химическая лаборатория по исследованию марциальной воды в здании церкви.
Во время войны 1941-45 гг. церковь не пострадала. Финны устроили в помещении церкви постоялый двор, но иконостас они сохранили.
Сейчас здесь музей.
-Общались ли между собой церкви одной епархии, одного территориального района? Были ли у них связи, совместные дела?
-Скорее всего, да. Хотя в исторических документах это не освещалось.
Часовня в деревне Царевичи к церкви в Марциальных водах отношения не имеет. Всем только известен исторический факт остановки Петра Первого в этой деревне на пути в Марциальные воды.
Храм Святой Троицы с. Кончезеро
Из рассказа местной (с 80-х гг.20 в.) жительницы Лукиной Татьяны Демьяновны.
-Церковь построена на хорошем месте, на высоком. Называлась она Троицкой церковью. Когда – то здесь велись службы, в советские времена был устроен склад, все завалено. Лет 15 назад решили восстановить церковь, общими силами почистили подвалы. Но средств не было. А сейчас уже все разрушается, кирпич валится, внутрь входить уже опасно.
Из истории: Троицкая церковь была построена горным ведомством в 1865 - 1866 годах, по проекту Михаила Маркова, специально для обслуживания заводского населения. Ведомости за 1878 год: «Построена в 1866 году на Высочайше пожалованную и сборную от разных благотворителей сумму. Зданием каменная, с таковою же колокольнею, крепка, покрыта листовым железом. Престол в ней один, теплый, во имя Пресвятой Живоначальной Троицы. Утварью и ризницею достаточна» (из фондов Национального архива РК).
Церковь отличалась своеобразной архитектурой, не совсем характерной для традиционных православных храмов, и художественным письмом икон. В храме находились несколько старых риз из марциальноводской церкви, сшитых императрицею Екатериной I. Длительное время в церкви хранилось свыше 10 икон, написанных знаменитым русским художником Ильей Репиным, а также другими художниками-передвижниками: Иваном Крамским, Фирсом Журавлевым, Александром Морозовым. В центральном государственном архиве Республики Карелия сохранились чертежи церкви и сведения о ее сооружении.
О моменте освящения церкви 2 сентября 1866 года протоиерей Александро-Невской горнозаводской церкви Александр Надежин писал, что «освящение храма Святой Живоначальной Троицы было торжественно: иконостас красивой работы с позолотой, иконы отличной художественной работы, а по вместимости и украшению кончезерская церковь могла бы быть пригодна и в городе».
В настоящее время церковь мало подходит под описание того времени. Жители Кончезера помнят, что в советское время здание церкви долгое время использовалось под склад. В 1980-е годы склад был закрыт, и пустующее здание начало активно разрушаться.
К счастью, в настоящее время идет работа над ее восстановлением. Проект воссоздания храма в соответствии с чертежами Михаила Маркова выполнил архитектор Владимир Копнин.
Есть предание, что при освящении Господь дает храму Ангела-хранителя, который остается в алтаре до скончания века. Если церковь разрушена, осквернена, то Ангел плачет. Надеемся, уже близок тот день, когда над селом Кончезеро вновь разольется колокольный звон и скорбь Ангела-хранителя Троицкого храма прекратится.
Собеседник – не местный житель, здесь с 1992 г., все жители в деревне постоянные, стариков, помнящих историю церкви, нет.
О церкви сказал, что она никогда не реставрировалась, сейчас по ее восстановлению ничего не делается. Одни развалины, обрушение кирпича.
Деревня Белая гора получила свое название от мраморной горы на другом берегу. Правда, "белый" этот 25-метровый обрывистый склон только в нескольких местах, там, где сохранились следы последних взрывных работ. Поверхность же большей части обрыва потемнела.
Над деревней возвышалась изящная каменная церковь Казанской Богоматери. Каменная церковь была построена в 1856 году рядом с одноименной деревянной церковью. Сооружением этого храма деревня обязана Его Сиятельству, Господину бывшему Министру Уделов, графу Льву Александровичу Перовскому. При личном обозрении мраморных ломок, в 1853 году, Его Сиятельство нашел, что старая деревянная церковь недостаточна для такого числа прихожан, и вследствие его ходатайства было разрешено строительство нового каменного храма. Церковь эта знаменита тем, что архитектором ее был К.А.Тон, автор храма Христа Спасителя в Москве.
Сейчас над старинной деревней Белая Гора в Кондопожском районе немым укором возвышаются развалины каменной церкви во имя Казанской иконы Божией Матери.
Местный житель Власов Василий Алексеевич:
- Сейчас от церкви ничего не осталось, развалины стен и то не всех. Когда была построена и как называлась, не знаю. А была церковь кирпичная, хорошая, у реки. После революции в ней был клуб, молодежь на танцы ходила. Перед войной была столовая. Церковь все время разрушали, не берегли.
А теперь (в 2008 г.) новую деревянную церковь в селе построили - церковь Веры, Надежды, Любви.
Вывод: Все церкви Шуйского погоста, существовавшие с 17 века, находясь на сравнительно небольшом расстоянии друг от друга, были связаны единством территории. Прямых контактов между собой не завязывали, однако их объединяло желание утверждать и укреплять православие, веру среди местного населения.
Удручающее сегодняшнее состояние большинства церквей старинного Шуйского погоста заставляет задуматься о необходимости их восстановления, возрождения.
1.
Олонецкая Епархия: Страницы истории, Петрозаводск, 2001 год
Из ИСТОРИИ Шуйского ПРИХОДА петрозаводского уезд
2. Николай Куспак "ЧУДО ШУЙСКОЕ МНОГОГЛАВОЕ..
3. Озерецковский Н. Я. Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому. Петрозаводск, 1989.
4.
Чернякова И. А., Черняков О. В. Писцовые и переписные книги XVI —
XVII вв.
как источник по истории деревянного зодчества Карелии // Проблемы исследования,
реставрации и использования архитектурного наследия Русского Севера: Межвуз.
сб. Петрозаводск, 1988.
5. Народное зодчество: Ред. В. П. Орфинский. – Петрозаводск: Из-во Петрозаводск. 1998 г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.