Классный час Тема - "Хлеб - всему голова" для 4 класса.

  • Работа в классе
  • docx
  • 11.06.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Классный час Тема - "Хлеб - всему голова" для 4 класса. На занятии используются разные виды деятельности, тема актуальна и интересна, присутствуют цели и задачи урока, список литературы, интернет ресурсы, классный час удобен на уроках для учителей начальных классов и младших школьников.Классный час Тема - "Хлеб - всему голова" для 4 класса. На занятии используются разные виды деятельности, тема актуальна и интересна, присутствуют цели и задачи урока, список литературы, интернет ресурсы, классный час удобен на уроках для учителей начальных классов и младших школьников.
Иконка файла материала хлеб - всему голова.docx
КЛАССНЫЙ ЧАС Тема: « Хлеб – всему голова» Цель:  формирование жизненных ценностей на примере бережного отношения к хлебу.          Задачи:  Образовательная:  формирование   знаний   у   учащихся   о   этапах   производства хлеба Развивающая:    креативное   мышление, познавательный   интерес;   психические   процессы:   внимание,   память,   связную речь. Воспитывающая: воспитывать ценностное бережное отношение у детей к хлебу и уважение к труду хлеборобов.  расширять   кругозор   детей, Оборудование:   1. Сноп пшеницы. 2. Каравай хлеба   с солонкой (на рушнике). 3. Изделия из муки ( батон, калач, пряники, бублики, булки ) на столе (скатерть). 4. Сарафан и кокошник для девочки. 5. Запись песни «Русское поле» ( муз. Я. Френкеля, сл. И.   Гофф).   6.   Пословицы:   «Каравай   хлеба   не   свалится   с   неба»,   «У   кого хлебушко,   у   того   и   счастье»,   «Хлеб   –   всей   жизни   голова».   7.   Иллюстрации хлебного   поля,   комбайна,   …8.   Красные   пояса   (для   мальчиков).   9.   Гербарии хлебных колосков.10. Баночки с зёрнами пшеницы, ржи, ячменя, с мукой. 11. Плакаты: «Хлеб – наше богатство! Берегите его!» и «Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб  – драгоценность! Им не сори!» 12. Словарные  слова:  квашня, каравай, комбайн, мелькомбинат, блокада. Ход занятия Под музыку «Русское поле» входят гости, родители.  Девочка в сарафане  встречает их с караваем хлеба на рушнике и говорит слова: «Дорогой наш гость и друг, принимай хлеб – соль из рук!» Ведущий:  ­Есть в мире ценности, значение которых не преходяще. Это воздух, земля, вода, солнце и человеческая жизнь. В этот ряд можно поставить и хлеб – древний и вечно необходимый продукт человеческого труда. ­ Сегодня на занятии, тема которого «Хлеб – всему голова», мы поговорим о хлебе. Узнаем, почему люди его так любят, ценят и относятся к нему бережно. Словарная работа (по ходу занятия): Квашня ­ деревянная кадка для замешивания теста.Каравай ­ большой круглый хлеб. Комбайн ­ специальная машина для уборки зерна. Мелькомбинат­ предприятие для изготовления муки. Блокада­   окружение   города   войсками   противника,   с   целью   не   дать возможности   оказать   помощь     со   стороны   и   тем   самым   принудить   жителей города сдаться. Ведущий: ­ Издавна хлеб берегли, в честь него слагали песни, говорили о нём, как о живом существе: хлеб – кормилец, хлеб­ батюшка. С тех далёких времён дошёл до нас обычай встречать дорогих гостей хлебом­караваем. Он стал символом достатка и счастья. И этим счастьем люди спешат поделиться со всеми. Чтецы:  ­ Вот он ­ хлебушко душистый, Вот он – тёплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол Он пожаловал, пришёл. ­В нём – здоровье, наша сила, В нём чудесное тепло. А сколько рук его растило, Охраняло, берегло. Ведущий: ­   Хлеб   нам   дорог,  как   главный   продукт   питания.  Без   него   не   обходится   ни завтрак, ни обед, ни ужин. Есть хлеб – человек сыт, здоров. Нет хлеба – человек голоден.   В   хлебе   есть   все   питательные   вещества,   которые   необходимы   для жизни человека. ­ У народа есть слова: «Хлеб – всей жизни голова!»     Ребята, как вы понимаете эту пословицу? Слушание песни «Хлеб – всему голова» в исполнении Л. Зыкиной. Беседа по содержанию песни. Вывод: на Руси из поколения в поколение, от отца к сыну передавалась любовь к хлебу. ­ Есть и другие пословицы о хлебе (хоровое чтение): «Каравай хлеба не свалится с неба» «У кого хлебушко, у того и счастье». ­ Как вы понимаете их смысл? Ведущий:  ­ Хлеб! Как часто мы думаем, говорим и слышим о нём. ­ Проснутся утром люди, и кто­нибудь спешит купить хлеба к завтраку. ­ Мчатся по улицам машины, а на них крупными буквами выведено «Хлеб». ­  Тысячи  людей  во  всех  концах   нашей  Родины  заняты  то  посевом  хлеба, то уходом за ним, то уборкой хлеба. ­ Что же такое хлеб? Почему он занимает важное место в жизни людей? Чтец:­  Растёт в поле пшеница, рожь, ячмень – это хлеб. И мука из зёрен – это хлеб. И то, что из муки сделано, тоже называют хлебом. Ведущий:   ­ Сейчас вы прослушаете стихотворение, а потом должны будете ответить на вопрос:  ­ Какие работы проделывают люди, чтобы получить хлеб? Чтецы: ­ Только снег сошёл в апреле, Как поля зазеленели. Мы говорим: «Хлеб» (хором) Золотой простор бескрайний, Там работают комбайны. Мы говорим: «Хлеб» (хором) Вот зерно течёт рекой, Чтобы сделаться мукой. Мы говорим: «Хлеб» (хором)                    Пусть кружится в квашне, Запекается в огне. Мы говорим: «Хлеб» (хором) Ведущий:  ­ Ешь его, расти и помни: В мире нет труда огромней, Чтоб на стол к тебе явился Свежий хлеб. ­ Ребята! Так какие работы  проделали люди, чтобы получить хлеб? Работа с иллюстрациями на стенде. Дети:     1.   Вспахали   землю.   2.   Посеяли   зерно.   3.   Летом   убрали   урожай комбайнами.4. Свезли зерно на мелькомбинат. Получили там муку.5. Испекли на пекарне   хлеб.   6.Привезли   хлеб   в   магазин.   Выложили   на   прилавок.7.   Мы   его купили, принесли домой, выложили на стол. Вывод:  благодаря работе людей разных профессий и появляется у нас на столе пышный хлеб. Ведущий:­ О тяжёлой работе пекаря расскажет нам мама Г. Н., которая уже много лет  работает на пекарне. Печёт для нас хлеб. Чтец:  ­ Тем, кто хлеб печёт чуть свет, Шлёт пшено на кашу, Тем, кто землю глубоко  Острым плугом пашет, ­ Им спасибо говори, Их за хлеб благодари. Ведущий:  ­ Тот, кто выращивает хлеб или печёт его, не бросит  где попало недоеденный кусок. Делайте и вы так. С детства  учитесь ценить труд других. Песня «Золотое зёрнышко» (дети поют хором). Ведущий:  ­ Пришла пора провести «Хлебную викторину». 1. Что называют хлебом?  Колосья, зёрна, печёный хлеб. 2. Какой хлеб – чёрный или белый – считают русским национальным хлебом? Чёрный – ржаной хлеб. 3. Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают?  Блины. 4. В какой сказке случилось так: «Посеял раз старик пшеницу. Добрая уродилась пшеница,   да   только   повадился   кто–то   пшеницу   мять   да   топтать?   «Конёк   – горбунок». 5. Почему пряник печатный?  На нём есть напечатанная картинка или надпись. 6. Кто не велел в русской народной сказке садиться на пенёк и есть пирожок? Маша в сказке «Маша и медведь». 7. Назвать хлебобулочные изделия. 8. Как называют круглый хлеб?  Каравай. Физминутка. Ведущий:  ­ Давайте поиграем в старую русскую народную игру «Каравай, где бывал?» Правила игры: Выбирается «каравай». Он становится в центр круга. Дети ходят по кругу и спрашивают у него хором: «Каравай, каравай, где бывал? Каравай, каравай, что видал?» Каравай отвечает:  «Я на небе бывал, я месяц видал» Дети говорят: «Каравай, каравай, ты другого выбирай» На   кого   «каравай»   покажет,   тот   и   станет   новым   «караваем».   Его   опять спрашивают, где бывал, что видал. Он отвечает. Повторяться нельзя   (солнце, звёзды, тучи, облака, ветер, радуга, заря.) Если повторяется, дети ему хором говорят: «Каравай, каравай, то не правда! Ай–ай­ай!»Чтец:  ­ Был хлеб всегда в почёте на Руси ­ Её просторов главное богатство! Его ты хочешь цену знать? Спроси. Тебе ответить могут ленинградцы. (В. Суслов.)  (Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 г чёрного хлеба): Ведущий:  ­  Ребята. Жители города Ленинграда пережили в годы войны страшную блокаду (словарная работа). ­ 900 дней жили  в условиях блокады ленинградцы. Это 2,5 года! Но не сдались! В   это   время   пришлось   резко   снизить   нормы   выдачи   хлеба   жителям   города. Рабочие получали в день 250 г, а остальные жители (старики, женщины, дети) – вот эти 125 г. Этот хлеб состоял из небольшого количества муки, древесных опилок, отрубей и других примесей. Эта была вся еда на весь день. Больше есть, было, нечего. И всё­таки он помог ленинградцам выстоять! Звучит песня «Священная война». Ведущий:  ­ Но около полумиллионов ленинградцев умерли во время блокады от голода. В этом городе на Пискарёвском кладбище – тысячи могил. Около одной всегда много людей. Они стоят, молча и плачут. На могиле  среди цветов лежит ломтик чёрного   хлеба.  А   рядом   записка:    «Доченька,  если   б   я   могла   дать   его   тебе тогда…». Она адресована девочке Тане Савичевой, которая умерла от голода.  ­ Никто из нас не остаётся равнодушным к историческим фактам, говорящим о судьбах   людей,   которым   не   хватало   крошечки   хлеба,   чтобы   выжить.   И   они умирали. А в наше время мы бережём и ценим хлеб? Дети (читают хором):  Хлеб – драгоценность! Им не сори! Хлеба к обеду в меру бери. Ведущий:  ­ Обращайтесь с хлебом бережно. Никогда не выбрасывайте его. Помните, что несколько   дней   хлеб   не   утрачивает   своих   вкусовых   качеств.   Берите   хлеба столько, сколько съедите. А если не съели, посушите и пейте чай с сухариками или ешьте с супом, борщом. А ещё из кусочка хлеба можно сделать вкусный бутерброд.   Практическая часть.  На столе кусочки хлеба, колбасы, сала, сыра,…Дети делают себе бутерброды. Можно угостить гостей. Чтец:  ­ Хлеб наш «насущный»­ святые слова, Так говорили и деды, и прадеды. Он в нашей жизни всему голова­Сила великая хлебушку дадена. Надо беречь хлеб­щедрость Земли, Силу страны, дар великой природы. (Д. Леднев.) Итог занятия. Ведущая: ­ Вот и подходит к концу наш разговор о хлебе.  ­ Так почему в народе говорят:  «Хлеб – всему голова», «Хлеб ­ наше  богатство»? ­ Как мы его будем беречь?