Классный час Тема - "Хлеб - всему голова" для 4 класса. На занятии используются разные виды деятельности, тема актуальна и интересна, присутствуют цели и задачи урока, список литературы, интернет ресурсы, классный час удобен на уроках для учителей начальных классов и младших школьников.Классный час Тема - "Хлеб - всему голова" для 4 класса. На занятии используются разные виды деятельности, тема актуальна и интересна, присутствуют цели и задачи урока, список литературы, интернет ресурсы, классный час удобен на уроках для учителей начальных классов и младших школьников.
КЛАССНЫЙ ЧАС
Тема: « Хлеб – всему голова»
Цель: формирование жизненных ценностей на примере бережного отношения к
хлебу.
Задачи:
Образовательная: формирование знаний у учащихся о этапах производства
хлеба
Развивающая:
креативное мышление,
познавательный интерес; психические процессы: внимание, память, связную
речь.
Воспитывающая: воспитывать ценностное бережное отношение у детей к хлебу
и уважение к труду хлеборобов.
расширять кругозор детей,
Оборудование:
1. Сноп пшеницы. 2. Каравай хлеба с солонкой (на рушнике). 3. Изделия из
муки ( батон, калач, пряники, бублики, булки ) на столе (скатерть). 4. Сарафан и
кокошник для девочки. 5. Запись песни «Русское поле» ( муз. Я. Френкеля, сл.
И. Гофф). 6. Пословицы: «Каравай хлеба не свалится с неба», «У кого
хлебушко, у того и счастье», «Хлеб – всей жизни голова». 7. Иллюстрации
хлебного поля, комбайна, …8. Красные пояса (для мальчиков). 9. Гербарии
хлебных колосков.10. Баночки с зёрнами пшеницы, ржи, ячменя, с мукой. 11.
Плакаты: «Хлеб – наше богатство! Берегите его!» и «Хлеба к обеду в меру бери.
Хлеб – драгоценность! Им не сори!» 12. Словарные слова: квашня, каравай,
комбайн, мелькомбинат, блокада.
Ход занятия
Под музыку «Русское поле» входят гости, родители.
Девочка в сарафане встречает их с караваем хлеба на рушнике и говорит слова:
«Дорогой наш гость и друг, принимай хлеб – соль из рук!»
Ведущий:
Есть в мире ценности, значение которых не преходяще. Это воздух, земля, вода,
солнце и человеческая жизнь. В этот ряд можно поставить и хлеб – древний и
вечно необходимый продукт человеческого труда.
Сегодня на занятии, тема которого «Хлеб – всему голова», мы поговорим о
хлебе. Узнаем, почему люди его так любят, ценят и относятся к нему бережно.
Словарная работа (по ходу занятия):
Квашня деревянная кадка для замешивания теста.Каравай большой круглый хлеб.
Комбайн специальная машина для уборки зерна.
Мелькомбинат предприятие для изготовления муки.
Блокада окружение города войсками противника, с целью не дать
возможности оказать помощь со стороны и тем самым принудить жителей
города сдаться.
Ведущий:
Издавна хлеб берегли, в честь него слагали песни, говорили о нём, как о живом
существе: хлеб – кормилец, хлеб батюшка. С тех далёких времён дошёл до нас
обычай встречать дорогих гостей хлебомкараваем. Он стал символом достатка
и счастья. И этим счастьем люди спешат поделиться со всеми.
Чтецы:
Вот он хлебушко душистый,
Вот он – тёплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл.
В нём – здоровье, наша сила,
В нём чудесное тепло.
А сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
Ведущий:
Хлеб нам дорог, как главный продукт питания. Без него не обходится ни
завтрак, ни обед, ни ужин. Есть хлеб – человек сыт, здоров. Нет хлеба – человек
голоден. В хлебе есть все питательные вещества, которые необходимы для
жизни человека.
У народа есть слова: «Хлеб – всей жизни голова!»
Ребята, как вы понимаете эту пословицу?
Слушание песни «Хлеб – всему голова» в исполнении Л. Зыкиной.
Беседа по содержанию песни. Вывод: на Руси из поколения в поколение, от отца
к сыну передавалась любовь к хлебу.
Есть и другие пословицы о хлебе (хоровое чтение):
«Каравай хлеба не свалится с неба»
«У кого хлебушко, у того и счастье».
Как вы понимаете их смысл?
Ведущий:
Хлеб! Как часто мы думаем, говорим и слышим о нём.
Проснутся утром люди, и ктонибудь спешит купить хлеба к завтраку.
Мчатся по улицам машины, а на них крупными буквами выведено «Хлеб».
Тысячи людей во всех концах нашей Родины заняты то посевом хлеба, то
уходом за ним, то уборкой хлеба.
Что же такое хлеб? Почему он занимает важное место в жизни людей?
Чтец: Растёт в поле пшеница, рожь, ячмень – это хлеб.
И мука из зёрен – это хлеб.
И то, что из муки сделано, тоже называют хлебом.
Ведущий:
Сейчас вы прослушаете стихотворение, а потом должны будете ответить на
вопрос:
Какие работы проделывают люди, чтобы получить хлеб?
Чтецы:
Только снег сошёл в апреле,
Как поля зазеленели.
Мы говорим: «Хлеб» (хором)
Золотой простор бескрайний,
Там работают комбайны.
Мы говорим: «Хлеб» (хором)
Вот зерно течёт рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим: «Хлеб» (хором)
Пусть кружится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим: «Хлеб» (хором)
Ведущий:
Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб.
Ребята! Так какие работы проделали люди, чтобы получить хлеб?
Работа с иллюстрациями на стенде.
Дети: 1. Вспахали землю. 2. Посеяли зерно. 3. Летом убрали урожай
комбайнами.4. Свезли зерно на мелькомбинат. Получили там муку.5. Испекли на
пекарне хлеб. 6.Привезли хлеб в магазин. Выложили на прилавок.7. Мы его
купили, принесли домой, выложили на стол.
Вывод: благодаря работе людей разных профессий и появляется у нас на столе
пышный хлеб.
Ведущий: О тяжёлой работе пекаря расскажет нам мама Г. Н., которая уже много лет
работает на пекарне. Печёт для нас хлеб.
Чтец:
Тем, кто хлеб печёт чуть свет,
Шлёт пшено на кашу,
Тем, кто землю глубоко
Острым плугом пашет,
Им спасибо говори,
Их за хлеб благодари.
Ведущий:
Тот, кто выращивает хлеб или печёт его, не бросит где попало недоеденный
кусок. Делайте и вы так. С детства учитесь ценить труд других.
Песня «Золотое зёрнышко» (дети поют хором).
Ведущий:
Пришла пора провести «Хлебную викторину».
1. Что называют хлебом? Колосья, зёрна, печёный хлеб.
2. Какой хлеб – чёрный или белый – считают русским национальным хлебом?
Чёрный – ржаной хлеб.
3. Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают? Блины.
4. В какой сказке случилось так: «Посеял раз старик пшеницу. Добрая уродилась
пшеница, да только повадился кто–то пшеницу мять да топтать? «Конёк –
горбунок».
5. Почему пряник печатный? На нём есть напечатанная картинка или надпись.
6. Кто не велел в русской народной сказке садиться на пенёк и есть пирожок?
Маша в сказке «Маша и медведь».
7. Назвать хлебобулочные изделия.
8. Как называют круглый хлеб? Каравай.
Физминутка.
Ведущий:
Давайте поиграем в старую русскую народную игру «Каравай, где бывал?»
Правила игры: Выбирается «каравай». Он становится в центр круга. Дети ходят
по кругу и спрашивают у него хором: «Каравай, каравай, где бывал? Каравай,
каравай, что видал?»
Каравай отвечает: «Я на небе бывал, я месяц видал»
Дети говорят: «Каравай, каравай, ты другого выбирай»
На кого «каравай» покажет, тот и станет новым «караваем». Его опять
спрашивают, где бывал, что видал. Он отвечает. Повторяться нельзя (солнце,
звёзды, тучи, облака, ветер, радуга, заря.) Если повторяется, дети ему хором
говорят: «Каравай, каравай, то не правда! Ай–айай!»Чтец:
Был хлеб всегда в почёте на Руси
Её просторов главное богатство!
Его ты хочешь цену знать?
Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы. (В. Суслов.) (Под звук метронома ученик
проносит через весь зал на подносе 125 г чёрного хлеба):
Ведущий:
Ребята. Жители города Ленинграда пережили в годы войны страшную блокаду
(словарная работа).
900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. Это 2,5 года! Но не сдались!
В это время пришлось резко снизить нормы выдачи хлеба жителям города.
Рабочие получали в день 250 г, а остальные жители (старики, женщины, дети) –
вот эти 125 г. Этот хлеб состоял из небольшого количества муки, древесных
опилок, отрубей и других примесей. Эта была вся еда на весь день. Больше есть,
было, нечего. И всётаки он помог ленинградцам выстоять!
Звучит песня «Священная война».
Ведущий:
Но около полумиллионов ленинградцев умерли во время блокады от голода. В
этом городе на Пискарёвском кладбище – тысячи могил. Около одной всегда
много людей. Они стоят, молча и плачут. На могиле среди цветов лежит ломтик
чёрного хлеба. А рядом записка: «Доченька, если б я могла дать его тебе
тогда…». Она адресована девочке Тане Савичевой, которая умерла от голода.
Никто из нас не остаётся равнодушным к историческим фактам, говорящим о
судьбах людей, которым не хватало крошечки хлеба, чтобы выжить. И они
умирали. А в наше время мы бережём и ценим хлеб?
Дети (читают хором):
Хлеб – драгоценность! Им не сори! Хлеба к обеду в меру бери.
Ведущий:
Обращайтесь с хлебом бережно. Никогда не выбрасывайте его. Помните, что
несколько дней хлеб не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба
столько, сколько съедите. А если не съели, посушите и пейте чай с сухариками
или ешьте с супом, борщом. А ещё из кусочка хлеба можно сделать вкусный
бутерброд.
Практическая часть.
На столе кусочки хлеба, колбасы, сала, сыра,…Дети делают себе бутерброды.
Можно угостить гостей.
Чтец:
Хлеб наш «насущный» святые слова,
Так говорили и деды, и прадеды.
Он в нашей жизни всему головаСила великая хлебушку дадена.
Надо беречь хлебщедрость Земли,
Силу страны, дар великой природы. (Д. Леднев.)
Итог занятия.
Ведущая:
Вот и подходит к концу наш разговор о хлебе.
Так почему в народе говорят: «Хлеб – всему голова», «Хлеб наше
богатство»?
Как мы его будем беречь?