Человек зачастую не обращает внимания на окружающую природу. Не видит сколько там интересного и удивительного. Важно показать учащимся необходимость охраны природы; учить бережно относиться ко всем компонентам природы; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать гуманное отношение к природе. На решение этих задач и направлено данное мероприятие.
Удивительное - рядом.docx
Классный час «Удивительное рядом»
Цели: развивать познавательный интерес к природе, научить видеть
необычное в привычном; вызывать чувство удивления, восхищения;
воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении
природных богатств.
Оборудование: словарь Ожегова, иллюстрации пчёл, бабочек, муравьёв,
дождевых червей, рыб, растений, письмо – просьба от цветов.
Ход классного часа
Вступительное слово учителя
Сегодня вы узнаете много о мире природы. Но прежде всего отгадайте
несколько загадок.
Загадки
Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала, солнышко застлала. (Туча)
Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает
И бормочет, и поёт.
Убаюкивает? (Дождь)
Итак, вначале мы поговорим о погоде. Как мы узнаём о том, что будет
дождь или ветер, похолодание или потепление?(Можно по телевидению, из
газет, по радио)
Да, эти сведения нам дают синоптики. Кто такие синоптики? (Это люди,
которые наблюдают за погодой и сообщают прогноз погоды)
(Вывешивается табличка со словом «синоптик»)
_ Давайте заглянем в словарь Ожегова и узнаем точное толкование этого
слова: Синоптик – специалист по прогнозированию погоды». А как вы
думаете, есть ли в природе синоптики?
(Выслушиваются высказывания детей) Знаете ли вы , что погоду предсказывают около 400 растений и более 600
животных? Их называют растениями и животными синоптиками.
Посмотрите, с какими животнымисиноптиками мы сегодня
познакомимся6пчёлы, бабочки, муравьи, пауки, дождевые черви. Могут
предсказывать погоду и рыбы.
(Учитель показывает иллюстрации по ходу беседы)
Растения и животные в процессе развития выработали множество
приспособлений, в том числе и таких, которые могут служить сигналами о
предстоящем изменении погоды. Многие из таких сигналов давно подмечены
и стали народными приметами. Ну не удивительно ли? Вы сегодня не раз ещё
удивитесь, потому что наш классный час так и называется «Удивительное
рядом».
Животные синоптики
Отгадайте загадку.
Домовитая хозяйка
Полетала над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела)
Посмотрите, чей это домик?(Показывает изображение улья)
Да, в этом чудо –домике живут трудолюбивые пчёлы. Пчёлы – верные
предсказатели погоды. Утром перед дождём они не вылетают из ульев, сильно
гудят, даже если светит солнце. А если они рано отправляются за добычей и
рано возвращаются вечером, то будет хороший день.
о ком речь в следующей загадке?
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка) Бабочка – крапивница безошибочно предсказывает дождь. Перед дождём она
среди дня начинает готовиться к ночлегу – прикрепляться к потолку сарая,
свесив крылья.
О каком синоптике пойдёт речь в следующей загадке?
На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он.
А жильцов в нём миллион. (Муравьи)
Вы наблюдали за муравьями? Муравьи перед дождём или грозой прячутся и
закрывают входы в муравейник. Если вода попадёт в него, муравьи погибнут.
Поэтому никогда не разрушайте в лесу муравьиные домики пирамидки.
Ещё одна загадка.
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шёлком круг.
Мастер в шёлке знает толк.
Покупайте, мухи, шёлк! (Паук)
Кто видел тонкие шёлковые кружева в лесу? Оказывается, пауки – тоже
синоптики, особенно крестовик и домашний паучок. Если пауки появляются
ранним утром, значит, приближается ненастье: они боятся сырости, а перед
ненастьем росы нет. В жаркий полдень, боясь зноя, пауки предпочитают
«отсиживаться дома». Если же паук появился в жару, значит, он запасается
кормом, следовательно, смело можно предсказывать грозу. А если увидели
паука вечером, можно смело сказать, что дождя не будет.
О ком говорится в следующей загадке?
У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыбы)
Кого из вас папа или дедушка брали с собой на рыбалку? Всегда ли рыба
клюёт? Почему? Оказывается , в засуху перед дождём рыба в водоёмах
перестаёт клевать. Предсказывают погоду и другие животные. Земляные черви перед сильным
ненастьем выползают на поверхность, так как могут быть затоплены их норы.
Сильное стрекотание кузнечиков поздним вечером предвещает хорошую
погоду на следующий день, а мухи, комары перед дождём становятся
назойливее. Издавна люди наблюдали за животными. Так появились народные
приметы.
Паук усиленно плетёт сети – к сухой погоде.
Паук забился в угол – к ветру.
Лягушки расквакались – к непогоде.
Муравьи прячутся в гнезде – к грозе.
Ласточки летают низко – перед дождём.
На устах акации много пчёл – перед дождём.
Растения –синоптики
Предсказывают погоду и растения. Чаще всего растения реагируют на дождь,
потому, что им вредит влага. Перед дождём закрывают свои цветки
оранжевые ноготки, полевой вьюнок, белая кувшинка.
Отгадайте загадку: о каком синоптике пойдёт речь?
Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух.
На нём платок пуховый,
Всегда слететь готовый. (Одуванчик)
Одуванчики складывают пере дождём свои пушистые шарики. А есть
растения, которые перед дождём «плачут « выделяют лишнюю влагу. К
таким растениям относится клён, который предсказывает сильное ненастье за
троечетверо суток. «Льют слёзы» при хорошей погоде овёс, пшеница. Если в
солнечный день на пёрышках молодого овса или пшеницы выступили капельки влаги, надо ждать дождя. Будьте наблюдательны, ребята, расскажите своим
друзьям о своих наблюдениях в природе.
Ещё одно удивительное свойство есть у растений. Послушайте
стихотворение и догадайтесь какое.
Удивительные часы.
Выйди летом за село –
От цветов светлым – светло.
Можешь смело здесь играть
И не бойся опоздать.
Вовремя придёшь домой –
Здесь часы всегда с тобой.
Глянь вокруг – и каждый раз
Будешь знать который час.
Время точное растения
Знают все без исключения .
От росы и до росы
Счёт часам ведут часы.
На всё лето каждый год
Солнце им даёт завод.
Оказывается, если мы пошли на прогулку и забыли часы, сориентироваться во
времени на помогут растения. Их называют цветочными часами. Ну не
удивительно ли? А посмотрите, как радуют нас цветы.
(Показать иллюстрации разных цветов)
Здравствуй, милый мой цветок,
Леса гост весенний!
Как красиво ты расцвёл Здесь , в уединении!
Улыбнётся ветерок
И с тобой играет.
Солнце целый день тебя
Весело ласкает.
Какие вы знаете лесные цветы? (Ромашки, колокольчики, фиалки, герань
лесная).
Среди них есть такие, которых н земле осталось очень мало, поэтому они
охраняются законом. Рвать их нельзя! Один из охраняемых цветов – красавец
– колокольчик.
(Учитель показывает названные растения н картинках)
У лесной дорожки –
Цветок на тонкой ножке.
У самой сердцевинки –
Свежие росинки.
Ветерок тронет венчик –
Зазвонит бубенчик!
Быстро вянут лесные цветы, собранные в букеты. Всё меньше остаётся их в
наших лесах. Давайте научимся любоваться цветами в природе, не губить
лесную красоту, чтобы и другие люди могли восхищаться тем, что создала
природа.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты! (Учитель показывает письмо, и кто –то из учеников читает его.)
Ребята, вам цветы прислали письмо с просьбой: «Уважаемые дети!
Пожалуйста, Будьте так добры, не обрывайте зря цветы!» Что мы ответима
цветам? (Ответы учеников)
Игра «Спорим»
Учитель произносит фразу, после которой ребята должны хором сказать: «Мы
не спорим!», если они согласны с утверждением, или «Споримспорим!», если
не согласны. Чтобы не затягивать игру, лучше ограничиться небольшим
количеством утверждений:
Осенью идут дожди. (Мы не спорим!»)
Ждёт весна нас впереди. (Мы не спорим!)
Птицы с юга прилетели,( Мы не спорим!»)
Лист кленовый опадает. ( … ) .
Ландыш белый расцветает.
Яблоки в саду поспели.
В роще соловьи запели,
Мы капусту посолили.
И каток водой залили.
На полях лежит туман.
В огороде лишь бурьян.
И каникулы всех ждут.
День победы тут как тут.
Загорать пойдём гурьбою.
Ждёт экзамен нас с тобою.
Дни становятся длиннее.
Скоро будет холоднее. Лужи стали замерзать.
Птицы стали улетать.
Без конфет нам трудно очень.
Скоро осень, между прочим.
Обману я вас сейчас.
Вы ошиблись много раз.
молодцы. А теперь скажите, какое отношение наша игра имеет к миру
природы. (Ответы детей)
Подведение итогов
Сегодня вы узнали много удивительного о временах года и явлениях
природы, о насекомых, животных и растениях – наших верных друзьях и
помощниках.
Учитель благодарит учеников за активность и в краткой беседе закрепляет
знания. Можно предложить второклассникам привести примеры нродных
примет о погоде.
Классный час "Удивительное - рядом"
Классный час "Удивительное - рядом"
Классный час "Удивительное - рядом"
Классный час "Удивительное - рядом"
Классный час "Удивительное - рядом"
Классный час "Удивительное - рядом"
Классный час "Удивительное - рядом"
Классный час "Удивительное - рядом"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.