Классный час в 5 классе. Тема: Этикет

  • Работа в классе
  • docx
  • 18.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: дать учащимся общее представление о том, что такое этикет. Цели учащихся: познакомиться с определением «этикет», научиться вырабатывать в себе правила этикета, хорошие привычки. Задачи: обеспечить освоение основных понятий, содействовать эстетическому воспитанию школьников, развивать самостоятельность, познавательный интерес. Оборудование: мультимедийная презентация.Классный час в 5 классе. Тема: Этикет Цель: дать учащимся общее представление о том, что такое этикет. Цели учащихся: познакомиться с определением «этикет», научиться вырабатывать в себе правила этикета, хорошие привычки. Задачи: обеспечить освоение основных понятий, содействовать эстетическому воспитанию школьников, развивать самостоятельность, познавательный интерес. Оборудование: мультимедийная презентация
Иконка файла материала конспект.docx
Классный час в 5 классе. Тема: Этикет Цель: дать учащимся общее представление о том, что такое этикет. Цели учащихся: познакомиться с определением «этикет», научиться вырабатывать в себе правила этикета, хорошие привычки. Задачи: обеспечить освоение основных понятий, содействовать эстетическому воспитанию школьников, развивать самостоятельность, познавательный интерес. Оборудование: мультимедийная презентация Ход урока: 1. Здравствуй, класс! Сегодня мы поговорим об этикете. Обратимся к тому, как правильно вести себя в гостях. Поговорим о значении речи для этикета и коснёмся вопроса выбора одежды. - Рассмотрите эту иллюстрацию (слайд 1). Что вы можете ответить этому мальчику? - Человек живёт не один (слайд 2), а среди других людей – в обществе. Когда-то в древности, люди выглядели не так, как сейчас, и привычки у них были другие. Но идёт время, люди меняются. Меняется их жизнь, поведение, меняются и их представления о том, что хорошо и что плохо, что принято в обществе, а что не принято, - меняется ЭТИКЕТ. Как вы думаете, что же такое этикет? Этикет – это и есть правила поведения в обществе. Никто его не придумывал. Просто большинство людей сейчас считают, что надо так, а не иначе. Есть, конечно, особые правила поведения, например, придворный этикет (слайд 3) или дипломатический этикет (слайд 4). Но мы поговорим об этикете повседневном, для простых воспитанных людей. - Давайте сначала рассмотрим само понятие «этикет». На экране появляются слова: ЭТИКЕТ и ЭТИКЕТКА - Как вы считаете, между этими словами есть что-то общее кроме одинакового корня? Этикетку все видели, все знают. На спичечных коробках, на бутылках с газированной водой, на новых брюках, купленных в магазине, яркая наклейка, цветной ярлычок, которые привлекают наше внимание. А также что говорит нам этикетка? Рассказывают (информируют) о предмете. понравился этот «полномочный посол», во многом зависит отношение к его «хозяи- ну»— самой вещи. Этикетка — словно маленький представитель вещи. И от того, как нам А этикет? Этикет определяет, как человек обращается с другими людьми, определяет его внешний вид, манеру вести себя. Но ведь жесты, движения, позы, способы приветствий, поведение за столом, вкус в одежде и т. п. тоже являются своеобразной ЭТИКЕТКОЙ. Именно эти наши свойства и особенности прежде всего бросаются в глаза при знакомстве, и по ним нередко судят о нас самих. Все-таки этикетка много значит. Ну, представьте себе: на бутылке вкуснейшего лимонада кислая наклейка «Уксус». Захочется ли кому-нибудь поближепознакомиться с содержимым бутылки? Полагаю, что нет. Так и в отношениях с людьми: неопрятность, грубость, развязность, незнание приличий часто отталкивают от нас тех, кто мог бы любить и уважать нас, будь мы чуточку воспитаннее. Вот и получается, что этикет и этикетка — слова-родственники. И корень у них один (французский). Как вы думаете в чём разница? А разница между этикеткой и этикетом в том, что этикетка — это в конце концов что-то внешнее. И можно на хорошую вещь наклеить плохую этикетку, а никудышный товар снабдить замечательными ярлыками. Правда, рано или поздно люди обязательно разберутся, что к чему. Но воспитанность, хорошие манеры — не просто этикетка. Они прочно связаны с внутренней культурой человека. Конечно, бывают случаи, когда плохой, нечестный, не уважающий других человек выглядит на первый взгляд воспитанным. Он словно носит маску: приветливо улыбается, вежливо здоровается. Он подаст пальто, откроет перед вами дверь, пропустит вперед. Однако вы знаете, ребята, что нельзя бесконечно притворяться. И очень скоро этот человек устанет казаться не таким, каков он на самом деле. Он снимет маску. И мы увидим его настоящее лицо: злое и неприятное. 2. Правил этикета очень много. И сейчас вам предстоит познакомиться с некоторыми из них. Что вы знаете о выборе одежды? В презентации Уместность одежды. Для работы необходим деловой костюм. Для занятий физической культурой – спортивный костюм. Дискотеки и театры предполагают нарядную одежду Что можете сказать о речевом этикете? В презентации Уметь контролировать громкость тон темп и содержание • • Не забывать о «волшебных» словах А сейчас мы вспомним некоторые из этих слов. 1. Растает даже ледяная глыба От слова теплого /спасибо/ 2. Зазеленеет старый пень Когда услышит /добрый день/ 3. Если больше есть не в силах, Скажем маме мы /спасибо/ 4. Мальчик вежливый и развитый, Говорит, встречаясь /здравствуйте/ 5. Когда нас бранят за шалости, Говорим /прости, пожалуйста/ 6. И во Франции, и в Дании На прощанье говорят… /до свидания/ • Не принято спрашивать у человека какой он национальности сколько он зарабатывает. • Не надо никому кроме врача рассказывать о своих болезнях • Не следует плохо говорить об отсутствующих 2- В нашем языке существует много выражений речевого этикета. Сколько способов попрощаться, поздороваться, сделать комплимент. Мы должны уметь знакомиться, поздравлять, извиняться, приглашать, просить и предлагать, соглашаться и отказываться, утешать и т.д. 3. Познакомимся с этикетом в гостях. Просмотрим мультфильм “Винни - Пух в гостях у Кролика” ( 9 мин.) и подумаем над вопросами - Как вы оцениваете поведение Винни Пуха? - Чему можно поучиться у Кролика? Итак давайте подумаем каким должен быть хозяин к которому должны прийти гости. • Быть приветливым хозяином – это значит радушно встретить гостя, помочь ему раздеться, пригласить в комнату, усадить поуютнее, чем-нибудь развлечь его. • Быть внимательным хозяином – видеть всех гостей сразу и каждого в отдельности, найти время, чтобы со всеми хоть немного поговорить. • Быть предупредительным хозяином – значит заранее подумать не только об угощении, но и о том, чем займёте гостей. • Быть щедрым – значит не жалеть для гостей угощения, времени и стараний, затраченных на то, чтобы принять их хорошо. • Быть бескорыстным хозяином - не требовать благодарности за то, что вы сделали для гостя, не жаловаться на трудности и заботы, связанные с его приходом, не рассчитывать на ответный приём, угощение и подарки. • Быть тактичным – значит не замечать невольных промахов и ошибок гостя, не затягивать разговора на неприятную для него тему. • Быть воспитанным хозяином – быть вежливым и, что бы ни случилось, не показывать гостям плохого настроения и недовольства. Как нельзя вести себя в гостях • Не приходи в гости без приглашения. • Не опаздывай к назначенному часу. • Не приводи с собой друзей, если их не приглашали. • В гостях не критикуй еду. • Береги вещи хозяев. • Не засиживайся в гостях слишком долго. • Не упрямься в гостях. • Не скандаль и не капризничай. • Не отвлекай внимание хозяина только на себя. 34. Разыгрывание речевых ситуаций. - В жизни бывают ситуации, когда необходимо зайти в гости без приглашения. Вы зашли к товарищу за книгой и застали его семью за столом, обедающими. Составьте диалог, как должны вести себя гость и хозяин в этой ситуации. - У вас праздник, и вы пригласили гостей. Один гость пришел первым, другие еще не подошли. Как должны вести себя гость и хозяин? Разыграйте ситуацию. - В день рождения друзья пришли поздравить тебя. На столе – угощение. Но вдруг твой лучший друг нечаянно разбил красивую чашку из сервиза. Все расстроились. Как ты поступишь и что скажешь огорченному товарищу. 5. Обратимся к стиховорению Самуила Яковлевича Маршака «Урок вежливости». Давайте подумаем над вопросом – почему мишка до конца не сумел стать вежливым? Медведя лет пяти-шести Учили, как себя вести: - В гостях, медведь, Нельзя реветь, Нельзя грубить и чваниться. Знакомым надо кланяться, Снимать пред ними шляпу, Не наступать на лапу, И не ловить зубами блох, И не ходить на четырех. Не надо чавкать и зевать, А кто зевает всласть, Тот должен лапой прикрывать Разинутую пасть. Послушен будь, и вежлив будь, И уступай прохожим путь, А старых уважай И бабушку-медведицу В туман и гололедицу До дома провожай! Так Мишку лет пяти-шести Учили, как себя вести... Хоть с виду стал он вежливым, Остался он медвежливым. Он кланялся соседям - Лисицам и медведям, Знакомым место уступал, Снимал пред ними шляпу, А незнакомым наступал Всей пяткою на лапу. Совал куда не надо нос, 4Топтал траву и мял овес. Наваливался брюхом На публику в метро И старикам, старухам Грозил сломать ребро. Медведя лет пяти-шести Учили, как себя вести. Но, видно, воспитатели Напрасно время тратили! Да, медведя учили правильным поступкам, но еще нужно время, чтобы мишка стал вежливым. 6. Итог. - Так зачем же нам необходимо знать и пользоваться правилами этикета? - Если как следует подумать, то поймёшь, что все правила этикета существуют для того, чтобы люди своими поступками не мешали и не вредили друг другу, не обижали и не оскорбляли друг друга. Но этому тоже надо учиться. Нужно вырабатывать у себя хорошие привычки. Правил этикета много. А вот основа у всех правил одна – здравый смысл уважение к другим людям и конечно же вежливость. А теперь мы закрепим то что узнали. Сейчас прочитаем как можно проявлять добрые чувства к окружающим. 1 Ежели вы вежливы В душе, а не для виду, В автобус вы поможете Взобраться инвалиду. 2 И ежели вы вежливы, То, сидя на уроке, Не будете с товарищем Трещать, как две сороки. 3 И ежели вы вежливы, Поможете вы маме И помощь ей предложите Без просьбы – то есть сами. 4 И ежели вы вежливы, То в разговоре с тетей, И с бабушкой, и с дедушкой Вы их не перебьете. 5 5И ежели вы вежливы, То вы в библиотеке Некрасова и Гоголя Возьмете не навеки. 6 И ежели вы вежливы, То книжечку вернете В опрятном, не измазанном И целом переплете. 7 И ежели вы вежливы, Тому, кто послабее, Вы будете защитником, Пред сильным не робея. 8 Давайте с вами будем всерьез, не для игры, Ко всем зверям и людям вежливы и добры. Чтоб стал наш мир похожим на яблоню в цвету. Дари, дари прохожим тепло и доброту. 9 Чтоб никого не обижать, Друг друга надо уважать. И не грубить, и не дразнить, И «здравствуй» говорить. 10 А если спросишь где-нибудь, То очень, очень вежлив будь, На плохую жизнь не жалуйся И говори волшебное «пожалуйста». 7. Задание на дом - Попробуйте вместе с родителями составить перечень правил этикета, которые должен соблюдать школьник. 6