классный час Воспитание толерантности

  • Мероприятия
  • doc
  • 04.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный классный час поможет сформировать у учащихся понятие о толерантности и развивать критическое мышление, навыки групповой работы. Также поможет развивать умение учащегося аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем. Формировать у учащихся уважение к своим правам и правам других людей. Я надеюсь что данный материал поможет классному руководителю.
Иконка файла материала классный час толерантность.doc
Классный час Воспитание толерантности Цели: 1. сформировать у учащихся представление о толерантности; 2. развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать   свою   позицию,   находить   компромиссные   решения обсуждаемых проблем; 3.   формировать   у   учащихся   толерантность   мышления,   уважение   к   своим правам и правам других людей. Основные   понятия:  толерантность,   различия   между   людьми,   терпение, компромисс. Класс   делится   на   группы   –   историки,   филологи,   политологи,   педагоги, психологи. Классный руководитель: ­   Сегодня   мы   нередко   слышим   с   телеэкранов,   от   ведущих   политиков незнакомое   нам   до   недавнего   времени   слово   “толерантность”.   По предложению   ЮНЕСКО   первое   десятилетие   нового   века   было   объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты. Как вы думаете, почему эта проблема особенно актуальна сегодня?  (Ученики высказывают свои точки зрения на поставленный вопрос). Участившиеся   в   последние   годы   акты   насилия,   терроризма, нетерпимости,   обострили   межрелигиозные,   межнациональные   и   другие конфликты. Люди все больше приходят к пониманию того, что бескомпромиссность и   непримиримость   должна   уступить   место   более   высоким   ценностям   – умению находить взаимоприемлемые решения,   предотвращать   назревающие   и   преодолевать   существующие конфликты. Насколько  терпимо  современные   школьники  относятся  друг  к другу и к представителям других национальностей? Чего можно ожидать в ближайшем будущем от подростков в плане их этносоциального поведения? Кто   должен   воспитывать   толерантную   личность?   Эти   и   другие   вопросы интересуют сегодня ученых, педагогов, психологов, родителей. Их решением мы займемся на заседании нашего “круглого стола”. Каждая группа готовится к   публичному   выступлению,   затем   высказывает   свое   мнение   по рассматриваемой проблеме. Историки.  Давайте   обратимся   к   истории   понятия   “толерантность”.   Его появление связано с эпохой религиозных войн. По своему первоначальному содержанию   оно   выражает   компромисс,   на   который   вынуждены   были согласиться   католики   и  протестанты.  Позднее   толерантность,  как   принцип согласия,   проникает   в   либеральное   сознание   эпохи   Просвещения.Выдающиеся   ученые   XVII–XVIII   веков   –   Гоббс,   Локк,   Вольтер,   Руссо   – выступили   против   жестоких   религиозных   столкновений   и   религиозной нетерпимости.   Итогом   деятельности   просветителей   стало   постепенное проникновение   в   общественное   сознание   идеи   толерантности   в   качестве всеобщей ценности, фактора согласия между религиями и народами. В 1789 году – через 11 лет после смерти Вольтера – во Франции была принята Декларация   прав   человека   и   гражданина.   Она   стала   предвестницей современных   деклараций   о   правах   человека,   в   том   числе   Всеобщей декларации   прав   человека   1948   года,   провозгласившей   принципы   мира, демократии,   ненасилия   во   взаимоотношениях   между   народами   и государствами. Филологи.  Попробуем   обратиться   к   этимологии   понятия   “толерантность”. Оно   происходит   от   латинского   глагола  tolerate  (переносить,   выдерживать, терпеть).   При   этом   перевод   и   трактовка   слова   “толерантность”   в   разных культурах неоднозначны. Сравнительный анализ данного понятия позволяет сделать следующие выводы. В  английском   языке  понятие   “толерантность”   имеет   три   значения: устойчивость, выносливость; терпимость; допуск, допустимое отклонение. Во  французском языке  “толерантность” – “уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов”. В китайском языке “быть толерантным” – “позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других”. В  арабском   языке  “толерантность”   определяется,   как   “снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим”. В  русском   языке  “толерантность”   означает   “способность,   умение   терпеть, мириться   с   чужим   мнением,   быть   снисходительным   к   поступкам   других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам”. В.И. Даль отмечает, что по   смыслу   толерантность   (терпимость)   связана   с   такими   человеческими качествами,   как   смирение,   кротость,   великодушие.   А   нетерпимость проявляется   в   запальчивости,   опрометчивости,   требовательности   и   других действиях,   которые   носят   оттенок   непродуманности,   импульсивности, незрелости. Объяснение тому, что такое терпимость, Даль дает на примерах терпимости   личных   убеждений,   терпимости   к   иной   вере.   Как   мы   видим, толерантность – это достаточно сложный термин с целым рядом нюансов. Политологи.  Одним   из   аспектов   толерантности   является   этническая толерантность.   Межнациональные   проблемы   стали   сегодня   постоянным спутником российской действительности. Нагорный Карабах, Чечня – это тысячи погибших людей, разрушенные семьи, беспризорные   дети   –   вот   цена   межнациональной   нетерпимости   и противостояния. На протяжении веков в решении международных проблем традиционно срабатывало желание подчинить того, кто слабее, кто не можетотстоять   свою   непохожесть.   К   сожалению,   эта   традиция   сохранилась   и сегодня,   даже   при   решении   общечеловеческих   проблем.   Пример   тому   – борьба с таким вселенским злом, как международный терроризм, ведущаяся под   эгидой   США   и   организованная   при   явном   доминировании   их национальных   интересов.   Не   меньшую   озабоченность   вызывает   устойчивая ориентация российского руководства на силовые способы решения вопроса взаимоотношений России с Чечней, без должного учета тех самых особенных интересов чеченского народа. Педагоги.  Особую ответственность в формировании навыков толерантного поведения   у   школьников   несет   школа.   Но   готовы   ли   сегодня   школьные учителя к этому? Обладают ли они достаточными знаниями и практическими навыками в этой области, являются ли сами образцами для подражания? К   сожалению,   наши   школы   в   течение   десятилетий   осуществляла   прямо противоположную систему воспитания нескольких поколений людей в духе нетерпимости ко всем, кто не разделял “единственно правильную” идеологию. Эта проблема актуальна еще и потому, что воспитание толерантности через школу – это одновременно и работа с родителями, а значит, существенное расширение поля толерантного сознания у значительной части российского населения. Психологи.  Возможна ли реализация принципа толерантности на практике? Мы   считаем,   что   да.   Это   предполагает   соблюдение   некоторых   несложных условий. Вот они: 1. Не стремиться подчинить себе другого, т.е. толерантность строится только на основе некоторого равенства позиций. Это понятие обязательно включает уважение достоинства каждого, право на наличие и сохранение индивидуальности. 2. Изучать другого. Незнание, как известно, нередко порождает непонимание. Знакомство с культурой, традициями, образом жизни представителей других национальностей   позволит   перевести   присущую   многим   людям   оценочную деятельность в познавательную. 3.   Принимать   другого   таким,   какой   он   есть.   Это   условие   означает,   что субъекты по взаимодействию   должны   стремиться   не   переделывать   друг   друга,   а воспринимать другого как нечто целое со всеми индивидуальными особенностями. 4.   Акцентировать   внимание   на   объединяющих   факторах.   Для   достижения толерантного взаимодействия важно найти то, что объединяет партнеров, а не разъединяет их. Поэтому необходимо сначала выделять общее и лишь потом фиксировать внимание на противоположном.5.   Чувство   юмора.   Способность   посмеяться   над   собой   –   важная   черта толерантной   личности.   У   того,   кто   может   посмеяться   над   собой,   меньше потребность чувствовать превосходство над другими. Я   попрошу   каждого   из   вас   назвать   хотя   бы   по   одному   качеству толерантной личности, которым бы вы хотели обладать. В каких случаях этот качество вам необходимо? Итак, что же такое толерантность?