Данный классный час поможет сформировать у учащихся понятие о толерантности и развивать критическое мышление, навыки групповой работы. Также поможет развивать умение учащегося аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем. Формировать у учащихся уважение к своим правам и правам других людей. Я надеюсь что данный материал поможет классному руководителю.
Классный час
Воспитание толерантности
Цели:
1. сформировать у учащихся представление о толерантности;
2. развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести
диалог и
аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения
обсуждаемых проблем;
3. формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим
правам и правам
других людей.
Основные понятия: толерантность, различия между людьми, терпение,
компромисс.
Класс делится на группы – историки, филологи, политологи, педагоги,
психологи.
Классный руководитель:
Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков
незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”. По
предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено
Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты. Как вы думаете,
почему эта проблема особенно актуальна сегодня? (Ученики высказывают
свои точки зрения на поставленный вопрос).
Участившиеся в последние годы акты насилия, терроризма,
нетерпимости, обострили межрелигиозные, межнациональные и другие
конфликты.
Люди все больше приходят к пониманию того, что бескомпромиссность
и непримиримость должна уступить место более высоким ценностям –
умению находить взаимоприемлемые
решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие
конфликты. Насколько терпимо современные школьники относятся друг к
другу и к представителям других национальностей? Чего можно ожидать в
ближайшем будущем от подростков в плане их этносоциального поведения?
Кто должен воспитывать толерантную личность? Эти и другие вопросы
интересуют сегодня ученых, педагогов, психологов, родителей. Их решением
мы займемся на заседании нашего “круглого стола”. Каждая группа готовится
к публичному выступлению, затем высказывает свое мнение по
рассматриваемой проблеме.
Историки. Давайте обратимся к истории понятия “толерантность”. Его
появление связано с эпохой религиозных войн. По своему первоначальному
содержанию оно выражает компромисс, на который вынуждены были
согласиться католики и протестанты. Позднее толерантность, как принцип
согласия, проникает в либеральное сознание эпохи Просвещения.Выдающиеся ученые XVII–XVIII веков – Гоббс, Локк, Вольтер, Руссо –
выступили против жестоких религиозных столкновений и религиозной
нетерпимости. Итогом деятельности просветителей стало постепенное
проникновение в общественное сознание идеи толерантности в качестве
всеобщей ценности, фактора согласия между религиями и народами.
В 1789 году – через 11 лет после смерти Вольтера – во Франции была принята
Декларация прав человека и гражданина. Она стала предвестницей
современных деклараций о правах человека, в том числе Всеобщей
декларации прав человека 1948 года, провозгласившей принципы мира,
демократии, ненасилия во взаимоотношениях между народами и
государствами.
Филологи. Попробуем обратиться к этимологии понятия “толерантность”.
Оно происходит от латинского глагола tolerate (переносить, выдерживать,
терпеть). При этом перевод и трактовка слова “толерантность” в разных
культурах неоднозначны. Сравнительный анализ данного понятия позволяет
сделать следующие выводы.
В английском языке понятие “толерантность” имеет три значения:
устойчивость, выносливость; терпимость; допуск, допустимое отклонение.
Во французском языке “толерантность” – “уважение свободы другого, его
образа мыслей,
поведения, политических и религиозных взглядов”.
В китайском языке “быть толерантным” – “позволять, допускать, проявлять
великодушие в отношении других”.
В арабском языке “толерантность” определяется, как “снисхождение,
мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим”.
В русском языке “толерантность” означает “способность, умение терпеть,
мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других
людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам”. В.И. Даль отмечает, что
по смыслу толерантность (терпимость) связана с такими человеческими
качествами, как смирение, кротость, великодушие. А нетерпимость
проявляется в запальчивости, опрометчивости, требовательности и других
действиях, которые носят оттенок непродуманности, импульсивности,
незрелости. Объяснение тому, что такое терпимость, Даль дает на примерах
терпимости личных убеждений, терпимости к иной вере. Как мы видим,
толерантность – это достаточно сложный термин с целым рядом нюансов.
Политологи.
Одним из аспектов толерантности является этническая
толерантность. Межнациональные проблемы стали сегодня постоянным
спутником российской действительности.
Нагорный Карабах, Чечня – это тысячи погибших людей, разрушенные семьи,
беспризорные дети – вот цена межнациональной нетерпимости и
противостояния. На протяжении веков в решении международных проблем
традиционно срабатывало желание подчинить того, кто слабее, кто не можетотстоять свою непохожесть. К сожалению, эта традиция сохранилась и
сегодня, даже при решении общечеловеческих проблем. Пример тому –
борьба с таким вселенским злом, как международный терроризм, ведущаяся
под эгидой США и организованная при явном доминировании их
национальных интересов. Не меньшую озабоченность вызывает устойчивая
ориентация российского руководства на силовые способы решения вопроса
взаимоотношений России с Чечней, без должного учета тех самых особенных
интересов чеченского народа.
Педагоги. Особую ответственность в формировании навыков толерантного
поведения у школьников несет школа. Но готовы ли сегодня школьные
учителя к этому? Обладают ли они достаточными знаниями и практическими
навыками в этой области, являются ли сами образцами для подражания?
К сожалению, наши школы в течение десятилетий осуществляла прямо
противоположную систему воспитания нескольких поколений людей в духе
нетерпимости ко всем, кто не разделял “единственно правильную” идеологию.
Эта проблема актуальна еще и потому, что воспитание толерантности через
школу – это одновременно и работа с родителями, а значит, существенное
расширение поля толерантного сознания у значительной части российского
населения.
Психологи. Возможна ли реализация принципа толерантности на практике?
Мы считаем, что да. Это предполагает соблюдение некоторых несложных
условий. Вот они:
1. Не стремиться подчинить себе другого, т.е. толерантность строится только
на основе
некоторого равенства позиций. Это понятие обязательно включает уважение
достоинства
каждого, право на наличие и сохранение индивидуальности.
2. Изучать другого. Незнание, как известно, нередко порождает непонимание.
Знакомство с культурой, традициями, образом жизни представителей других
национальностей позволит перевести присущую многим людям оценочную
деятельность в познавательную.
3. Принимать другого таким, какой он есть. Это условие означает, что
субъекты по
взаимодействию должны стремиться не переделывать друг друга, а
воспринимать другого
как нечто целое со всеми индивидуальными особенностями.
4. Акцентировать внимание на объединяющих факторах. Для достижения
толерантного
взаимодействия важно найти то, что объединяет партнеров, а не разъединяет
их. Поэтому
необходимо сначала выделять общее и лишь потом фиксировать внимание на
противоположном.5. Чувство юмора. Способность посмеяться над собой – важная черта
толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше
потребность чувствовать превосходство
над другими.
Я попрошу каждого из вас назвать хотя бы по одному качеству
толерантной личности, которым бы вы хотели обладать. В каких случаях этот
качество вам необходимо?
Итак, что же такое толерантность?