Классный час-Ыбрай Алтынсарин
Оценка 5

Классный час-Ыбрай Алтынсарин

Оценка 5
Библиография
docx
классное руководство
2 кл
24.02.2017
Классный час-Ыбрай Алтынсарин
При подготовке к классному часу я подключила учащихся к сбору информации, подборке произведений. Считаю, что на этапе подготовки смогла заинтересовать уч-ся, увлечь интересным делом. Решались творческие, поисковые , частично исследовательские задачи. Изучалась теория, посвященная данной тематике. В доступной форме проводились анализ и обобщение. В ходе классного часа доступно и оптимально были реализованы все поставленные цели. Коллективная работа, имеющая общую направленность была успешно представлена на данном мероприятии.
класснчас ЫБРАЙ.docx
Классный час «Творчество Ибрая Алтынсарина» Цель: Образовательные: пробуждение у учащихся интереса к творчеству И.  Алтынсарина; пропаганда педагогических  идей И. Алтынсарина, развитие интереса к книге,  поэтическому слову; создание соответствующих условий, позволяющих  школьникам проявить свою индивидуальность и творческие  способности;формирование правильного отношения к общечеловеческим  ценностям Развивающие: развитие у школьников эмоционально­ценностных ориентиров через осмысление истории и культуры своего государства. Воспитательные: формирование духовных и эстетических ценностей,  убеждений и модели поведения, развитие творческих способностей;  формирование потребности в общении, творческой деятельности и  самоорганизации; развитие художественного и эстетического  вкуса;формирование нравственной культуры, основанной на самовоспитании  и самосовершенствовании;укрепление чувства любви и уважения к Родине,  развитие  стремления говорить на государственном языке; укрепление чувства национальной гордости, национального самосознания Ход классного часа I. Организационный момент ­ Если вы по утрам с радостью идете в школу, помашите правой рукой. ­ Если вы цените в людях честность и порядочность, сделайте шаг вперед. ­Если уверены в своих силах, топните ногой. ­ Если вы считаете, что мы должны уважать права людей, независимо от их  национальной и социальной принадлежности, сделайте шаг назад. ­ Если вас волнует судьба нашей страны, хлопните в ладоши. ­ Если вы считаете себя патриотами, поднимите обе руки вверх. ­ Если вы верите в то, что наша страна займет достойное место в мире,  протяните обе руки вперед.  ­ Если вы верите, что будущее страны зависит от вас, возьмитесь за руки. – Мне хочется, чтобы на классном часе вы были внимательны, находчивы, а  главное — чтобы вы показали, что знаете и как умеете работать. II. Вступление 1. Вступительное слово классного руководителя (в сопровождении  презентации) Сегодняшний урок хочется начать с замечательных строк, зовущих к  упорству, трудолюбию, радости жизни, творчеству. Пусть они станут и вашим девизом: Знаний увидев свет, Дети, в школу идите! В памяти крепко, навек Прочитанное сохраните. Учение даст вам счастье, Оно озарит, как свет, Каждое ваше желание, Яркий оставит след. Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о жизни и творчестве выдающегося  казахского педагога­просветителя, общественного деятеля, писателя, одного  из основоположников казахской письменности — Ыбрае Алтынсарине. Ыбрай (Ибрагим) Алтынсарин родился 20 октября (1(2) ноября) 1841 года  в ауле Жанбурчи Кустанайской области. Он принадлежал к знаменитому роду «кипчак». Отец его Алтынсары Балгожин умер, когда Ыбраю не исполнилось  и четырех лет. Мальчик воспитывался в доме своего деда, известного бия  Балгожи Жанбурчина. Балгожа был в то время одним из самых авторитетных  биев во всей Средней Орде и пользовался большим влиянием среди  господствующей верхушки казахского общества. В 1850 году, когда Ыбраю  исполнилось 9 лет, в Оренбурге — административном центре Тургайской  области, открылась первая особая школа для казахских детей, куда Балгожа  отдал своего внука. Одаренный, живой и прилежный, он с первых же дней  школьной жизни резко выделялся среди своих сверстников. Преподаватели  сразу обратили внимание на одаренного мальчика, который старательно  воспринимал все, что они объясняли, глубоко вникая в каждый изучаемый  предмет. Ыбрай быстро и хорошо овладел русским языком, изучению  которого обращалось особое внимание. В 1857 Ыбрай Алтынсарин окончил школу и как лучший ученик получил  похвальный отзыв. При распределении он был оставлен переводчиком  Правления Оренбургской губернии. Два последующих года Ы.Алтынсарин  упорно самостоятельно занимается, значительно углубляя свои знания  в области русской литературы. Изучает историю своего народа. Летом 1860 года Ы.Алтынсарину разрешают открыть начальную школу  в городе Тургае, а затем преподавать в ней. Именно с этого времени  Ы.Алтынсарин начинает свою просветительскую деятельность, которой  посвятит всю свою жизнь. Литературная деятельность Ы.Алтынсарина  началась с написания им «Казахской хрестоматии», которой он посвятил три  i ода (1876 ­1879). Почти 20 лет он занимал руководящие должности  в системе народного просвещения, долгое время был инспектором  по народному образованию. Именно на этом посту Ы.Алтынсарин проявил себя выдающимся организатором, талантливым педагогом, известным  писателем и крупным общественным деятелем. Ыбрай Алтынсарин умер 17  июля 1889 года. 2. Просмотр видео об Ыбрае Алтынсарине III. Основная часть 1. Стихотворения Ы.Алтынсарина Знаний увидев свет, Дети, в школу идите! В памяти крепко, навек Прочитанное сохраните. Учение даст вам счастье, Оно озарит, как свет, Каждое ваше желание, Яркий оставит след. Классный руководитель:Это отрывок из стихотворения «Посвящение»,  которое было напечатано в первой «Казахской хрестоматии» для школьников, полностью составленной самим И. Алтынсариным. Стихотворение сыграло  большуюроль в воспитании подрастающего поколения. Оно быстро облетело  казахскую степь дойдя до самых отдаленных районов и аулов, помогая  привлечь детвору в школу. Сам факт, что в среде отсталого кочевого народа  его прогрессивно мыслящий представитель более века назад мечтал воспитать настоящих граждан своей страны, говорит о беспредельной любви Ы.  Алтынсарина к родине. В своем стихотворении «Народы со знаниями  и науками» поэт наглядно показывает пользу от научных и технических  достиженийу передовых народов. Чтец 1  Строит дивные дворцы Умный знающий народ. Сильный знанием своим, Он уверенно живет. … Средь пустынь вода звенит. Корабли — в морях любых, Люди мир весь обошли, Лень и скуку позабыв. Классный руководитель: Ы. Алтынсарин убежден, что если казахская молодежь — будущее народа —  всерьез возьмется за овладение наукой, она вполне сможет много достичь.  В этом же стихотворении Ыбрай специально обращается к юношеству  с горячим призывом: Чтец 2 Молодежь! Мои друзья! Зелень свежая полей! Сверстников своих догнать Постарайтесь поскорей. То, что сделать не смогли Мы, седые старики, Вы теперь должны достичь, Вы грядущего ростки! Ыбрай Алтынсарин ясно осознавал, что от подрастающего поколения зависит  будущее общества. Он глубоко верил в молодежь, которая сможет  осуществить его мечты — вывести казахский народ из средневековой  темноты. Несколько своих стихотворений Ы. Алтынсарин посвятил описанию  природы. Важно отметить, что такие лирические стихи в казахской  литературе до Ы. Алтынсарина почти не встречались. В своих поэтических произведениях Ы.Алтынсарин показал себя  замечательным художником родной природы. В своих стихотворениях  «Лето», «Река» и других он описывает природу Казахстана во всем  разнообразии ее красок, с той непосредственностью и глубиной, которые  доступны только талантливому мастеру. Описания природы точны,  выразительны и глубоко эмоциональны, они согреты искренним чувством  патриотической гордости, с которым поэт говорит о своей родине.  Правдивостью изображения родной природы особенно показательно  стихотворение «Лето». Чтец 3 Вот и лето пришло, нет чудеснее этой поры. И деревья, и травы могучей становятся, краше. Землянику, смородину с песней на склонах горы Собирают аульные девушки наши. …Так бывает всегда: позабыв о суровой зиме, Погружаемся мы в золотистое жаркое лето. Все живое цветет. И потоки в зеленой кайме Звонко мчатся, как песня степного поэта. Классный руководитель: Насыщенные великолепным содержанием, совершенные по форме, его  стихотворения открывают определенный этап в истории казахской  литературы. С особенной проникновенностью он осветил различные стороны казахской  жизни путем умелого подбора поэтических образов и сравнений, Чтец 4 Сверкает солнца пламенный венец… Все примечает жадный слух и взгляд: Игривый бег задорных жеребят, Верблюда шаг медлительный вдали, Отары отдыхающих овец. Потоки вод в серебряной пыли… Классный руководитель: Поэта волнует не только весенняя заря и высочайшие горы, но и резвящиеся  кони, проходящий караван, виды кочевья — словом вся повседневная жизнь  крестьянина и скотовода. Ыбрая Алтынсарина смело можно назвать народным поэтом, его произведения реалистично отражают подлинную жизнь народа.      Будучи настоящим педагогом, Ыбрай Алтынсарин посвятил казахской  молодежи цикл поэтических произведений, воспевающих высокие чувства  патриотизм, гуманизм, уважение к братским народам. К ним относятся  стихотворения «Наставление», «Друзья мои!», «Дурной человек» и др. Чтец 5 Живущие всюду народы для радости сотворены, Всем ласково светит солнце, всем светят лучи луны. Мы друг перед другом с детства Во всем должны быть равны… Классный руководитель: Воспевая братство, призывая к единству во имя достижения прогресса, поэт­ просветитель мечтал в первую очередь о благополучии своего народа. Имея  за плечами богатый жизненный опыт, поэт дает подрастающему поколению  несколько добрых советов, таких, как например, в стихотворении «Ой,  джигиты!». Чтец 6 Не берите пример, джигиты, с нехороших людей и злых, Отходите от них подальше, в стороне держитесь от них. Не мешайте тому, кто славу по достоинству завоевал, Кто на ваших глазах почетным, уважаемым всеми стал. Классный руководитель: Еще ярче поэт выражает эти мысли  в стихотворении «Друзья мои»: Чтец 7 Если можете, добрым делом помогайте народу вы. На поклон ни к кому не ходите, чтобы не было злой молвы. У хорошего человека на лице лучится привет, Научитесь с первого взгляда узнавать, каков ваш сосед. Классный рук: С уважением, даже с благоговением описывает Ы.  Алтынсарин в стихотворении «Любовь матери» вековые обычаи казахской  семьи. Образ матери ассоциируется в нем с образом Отчизны. Чтец 8 Кто ласкает нежно младенца, Просыпаясь ночью от сна. …Кто малыша осторожно сажает на коня… …Чтоб не беспокоил ребенка холод, прикрывает его Мягким одеялом… 2. Рассказ «Умный мальчик» Классный руководитель: Перу И.Алтынсарина принадлежат рассказы и новеллы «Кибитка и дом»,  «Кыпчак Сейит», «Мать и сын», «Чистый родник». – Послушайте, пожалуйста, старинную историю. Сравните точки зрения трех  путников и подумайте, какая из позиций вам ближе и почему.  По ходу рассказа на доске изречение: «Путник, будь чистым, как этот  родник».  Три путника встретились у одного родника. Родник вытекал из каменистого  места. Вокруг него рос густой лес, ветви, листья которого затеняли русло.  Вода в роднике была чистая, холодная, как лёд, и блестела, как стекло. У  самого источника кто­то положил камень с котёл величиной, просверлил и  обтесал его, а в том месте, где стекала вода, высек надпись: «Путник, будь  чистым, как этот родник».  Когда три путешественника, напившись вдоволь воды, прочитали надпись, то  один из них, по­видимому,  Купец, сказал: –Умные слова здесь высечены. Ручеек от родника бежит днём и ночью, не  переставая, и протекает в дальние земли, и чем дальше течёт, тем больше  вливается в него других ручейков. Так, протекая, превращается он в большую  реку. Из этого следует такой вывод: «Ты, человек, тоже, не переставая,  работай, никогда не останавливайся и не предавайся лени; если будешь  поступать так, то, в конце концов, станешь великим и достигнешь цели». Вот о чём говорит эта надпись, как я разумею. Второй путник был бедным муллой; он, качая головой, сказал: – Нет, я думаю не так. Смысл надписи куда более значительный, чем вы  предполагаете. Этот родник готов служить всем: кто изнывает от жары, тому  он даёт прохладу; кто хочет пить, тому утоляет жажду, и за всё это он ни от кого не ждёт награду. А если так, то смысл этой надписи таков: если делаешь  кому­то добро, то не возлагай на него обязанность ответить тебе тем же. Вот о чём говорит эта надпись. Третий путник, стройный красивый юноша, стоял молча. Товарищи спросили его, что думает он. Юноша ответил так: – Я думаю иначе. Если бы вода стояла спокойно на одном месте, то трава и  мусор замутили бы и загрязнили его. Но, так как вода течёт беспрестанно и  днём, и ночью, родник остаётся всегда чистым, и за это его любят. Если так,  то смысл надписи такой: душу и тело храни в чистоте, как этот родник.  Видишь, как в нём отражаются зелень и блеск солнца? И ты душу, как этот  родник, держи открытой для всех, пусть в ней видно будет всё. Вот о чём, по­ моему, говорит эта надпись. Я думаю, что главное в жизни каждого человека заключается в том, что он  родился, живет, может понимать и изменять мир и самого себя, ставить  интересные вопросы и находить на них ответы. Человек может размышлять,  чувствовать, действовать. Перед каждым человеком есть разные пути­дороги  жизни, и мы сами можем выбирать, кем нам быть, как нам жить, потому что  мы действуем разумно!  IV. Заключение 1. Вопросы викторины: 1. В каком году родился Ибрай Алтынсарин? (1841 год).  2. Место рождения И.Алтынсарина? (Аул Жанбурчи Кустанайской  области).  3. В каком году И.Алтынсарин был назначен на должность инспектора  школ?. (1879г.).  4. В каком городе были открыты женские училища? (г.Иргиз). 5. Сколько лет писал И. Алтынсарин свою знаменитую «Хрестоматию»?  (1876­1879).  6. В каком городе учился Ибрай Алтынсарин? (Оренбург).  7. Стихи каких поэтов переводил Ибрай Алтынсарин? (А.Пушкин,  М.Лермонтов, И.Крылов)  8. Сколько литературных произведений создано И.Алтынсариным? (Более  ста). 2. Вывод: Классный руководитель: Ы. Алтынсариным создано более ста больших и малых литературных  произведений. Среди них 35 стихотворений, 50 рассказов и много других  образцов казахского фольклора. Хорошо знал и ценил Ыбрая Абай Кунанбаев. В рукописях Абая, наряду  с переводами произведений Пушкина, Лермонтова включались и стихотворения Ыбрая Алтынсарина. Его стихотворения и рассказы по языку и содержанию глубоко народны. В них автор талантливо выражает,  общечеловеческие идеи, поэтому эти произведения близки и понятны  не только для его современников, но и для нас, потомков.

Классный час-Ыбрай Алтынсарин

Классный час-Ыбрай Алтынсарин

Классный час-Ыбрай Алтынсарин

Классный час-Ыбрай Алтынсарин

Классный час-Ыбрай Алтынсарин

Классный час-Ыбрай Алтынсарин

Классный час-Ыбрай Алтынсарин

Классный час-Ыбрай Алтынсарин

Классный час-Ыбрай Алтынсарин

Классный час-Ыбрай Алтынсарин

Классный час-Ыбрай Алтынсарин

Классный час-Ыбрай Алтынсарин

Классный час-Ыбрай Алтынсарин

Классный час-Ыбрай Алтынсарин

Классный час-Ыбрай Алтынсарин

Классный час-Ыбрай Алтынсарин

Классный час-Ыбрай Алтынсарин

Классный час-Ыбрай Алтынсарин
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2017