Классный час «ЖИЗНЬ ОДНА».
Оценка 4.7

Классный час «ЖИЗНЬ ОДНА».

Оценка 4.7
Культурные мероприятия
docx
психологическая работа +1
8 кл—11 кл
14.03.2017
Классный час «ЖИЗНЬ ОДНА».
Целью классного часа является профилактика подросткового суицида, сокращение его случаев. В разработке сделана попытка разобраться в том, что такое суицид и суицидальная попытка, как научиться распознавать признаки надвигающейся опасности, что нужно делать, чтобы не испугаться и суметь помочь другу или просто знакомому сверстнику отыскать способ выхода из кризиса, именно выхода, а не ухода.Классный час «ЖИЗНЬ ОДНА».
Классный час Жизнь одна.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное Крюковская средняя общеобразовательная школа учреждение х. Крюково 2017 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА: 1. Актуальность, педагогическая целесообразность классного часа  «ЖИЗНЬ ОДНА». Суицид. Это слово пугает не только родителей и педагогов, но и многих педагогов­психологов. Это понятно, мало кто из них получал достаточную подготовку   для   работы   с   этой   проблемой   нашего   времени.   Но   жизнь складывается так, что знания о подростковом суициде и его профилактике сегодня   должны   быть   актуализированы.   Педагог­психолог   и   классный руководитель   не   только   должны   все   знать   об   этом,   одной   из   задач   их деятельности становится профилактика суицида среди детей и подростков. 1 Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде   случаев   подростки   решались   на   самоубийство   с   целью   обратить внимание   родителей,   педагогов   на   свои   проблемы   и   протестовали   таким страшным   образом   против   бездушия,   безразличия,   цинизма   и   жестокости взрослых.   Решаются   на   такой   шаг,   как   правило,   замкнутые,   ранимые   по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, из­ за   стрессов   и   утраты   смысла   жизни.   Своевременная   психологическая поддержка,   доброе   участие,   оказанное   подросткам   в   трудной   жизненной  По   данным   официальной ситуации,   помогли   бы   избежать   трагедии. статистики   от   самоубийства   ежегодно   погибает   около   2800   детей   и подростков   в   возрасте   от   5   до   19   лет,   и   эти   страшные   цифры   не учитывают случаев попыток к самоубийству. Количество   самоубийств   за   последнее   десятилетие   уменьшилось, однако всё еще остается высоким. Чаще всего суициды совершают подростки в  возрасте  от 15до 18  лет. Это  связано с  низкой субъективной  ценностью жизни в этот период, недостаточным пониманием необратимости смерти. Причем мальчики­подростки совершают самоубийства чаще. Но частота суицидальных попыток у девочек в 2­3 раза больше в сравнении с мальчиками. Девочки чаще страдают депрессией, им легче поделиться своими проблемами и обратиться за помощью, что предотвращает смертельный исход. Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства, часто, не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются   последней   каплей   в   чаше   постепенно   ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75 % тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что 3/4 тех, кто совершает самоубийства, посещают врачей, психологов,   педагогов,   работников   социальных   служб,   до   этого   по какому­либо поводу в течение ближайших недель и месяцев. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто врачи, учителя и семья не слушают их. Не следует слушать тех, кто утверждает, будто к суициду склонны лишь   дети   из   неблагополучных   семей.   Давно   замечено,   что чаще кончают с собой внешне вполне благополучные ребята из семей среднего и высокого достатка. Они умны, начитанны, впечатлительны и порой крайне эмоциональны. Дети же из неблагополучных семей, как правило, обладают  высокой  психологической  выносливостью. Хотя  и им  порой никаких   сил   не   хватает   выдержать   все   несовершенство   этого   мира, которое обрушивается на их головы. 2 С детьми о суициде вести беседы необходимо с позиции их помощи товарищу, который оказался в трудной жизненной ситуации. Известно, что подростки в трудной ситуации чаще всего обращаются за помощью и советом к своим друзьям, чем к взрослым. Именно поэтому подростки должны быть осведомлены   о   том,  что   суицид   это   уход,  уход   от   решения   проблемы,  от наказания   и   позора,   унижения   и   отчаяния,   разочарования   и   утраты, отвергнутости и потери самоуважения... словом, от всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных ее проявлениях. Прежде чем   оказать   помощь   другу,   который   собирается   совершить   суицид,   важно располагать   основной   информацией   о   суициде   и   о   суицидентах.   Особенно важно быть в курсе дезинформации о   суициде, которая распространяется гораздо   быстрее,   чем   информация   достоверная.   Дети   должны   получить достоверную информацию о суициде, которую необходимо знать для оказания эффективной помощи, оказавшемуся в беде другу или знакомому. 2. Цель   (общее   направление   работы,   желаемый   результат, конкретизированные в задачах):   Целью классного часа  является профилактика подросткового суицида, сокращение его случаев. В разработке сделана попытка разобраться в том,   что   такое   суицид   и   суицидальная   попытка,   как   научиться распознавать   признаки   надвигающейся   опасности,   что   нужно   делать, чтобы   не   испугаться   и   суметь   помочь   другу   или   просто   знакомому сверстнику отыскать способ выхода из кризиса, именно выхода, а не ухода.  3. Задачи:   Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.  Привитие   существующих   в   обществе   социальных   норм   поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме. 4. Форма   мероприятия/занятия   (классный   час,   «литературная гостиная»,   КВН,   диспут,   тренинг,   лекция,   семинар,   урок,   акция, родительское собрание и т.д.):  Классный час с элементами тренинга. 5. Целевая аудитория (обучающиеся: возраст/класс; родители; семьи):  13­17 лет, учащиеся 8­11 классов. 3 6. Пространственно­временные   условия   проведения   классного   часа (количество   времени,   режим   работы,   требования   к   помещению (площадь, оснащённость, изолированность и т.д.)):  кабинет (актовый зал), удаленный от основных учебных классов;  достаточное электрическое и естественное освещение;  жалюзи для обеспечения затемнения при показе видеоматериала;  достаточное количество электрических розеток.  время проведения классного часа: 1,5 часа 7. Материально­техническое обеспечение и специальное оборудование (стулья   по   количеству   участников   группы,   столы,   бумага, карандаши,   краски,   фломастеры,   мел,   учебная   доска,   плакаты,   музыкальное   сопровождение раздаточный   материал,   ковёр,   видеокамера, (название мультимедийный доска,   аудиовидеосистема):    музыкальных произведений), интерактивная       проектор,    столы (17 шт.);  комфортные  стулья по числу участников;  АРМ (автоматизированное рабочее место): компьютер,  мультимедийный проектор, интерактивная доска; гуашь или тушь и кисточки по числу учащихся;  Ручки  по числу участников;   бумага формата 4А;  буклеты с комплектом информационных материалов по теме;  плакаты;  весы;  небольшие шарики или небольшие сувениры для каждого учащегося; Методические материалы:    стихотворение С.В.Михалкова «Завидное упорство»  карточки   с   текстами   «Таблица   Робинзона   Крузо»   и   «Философское завещание матери Терезы». 8. Требования   к   ведущему   (образование,   профессиональная подготовка, профессиональные навыки):    Педагог­психолог, социальный педагог (1­2 чел.), имеющий первую или высшую квалификационную категорию. 9. Ожидаемые результаты: 4  Осуществить   социальную   и   психологическую   защиту   детей,   снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток,   организовать   работу   по   оптимизации   взаимоотношений   в подростковой  среде.   Также   позволит   продуманно   планировать   готовность   действовать   в острых   кризисных   ситуациях,   периодах   преодоления   последствий ситуаций кризиса, пост кризисного сопровождения.  Научить учащихся понимать   и помогать своим друзьям, близким, а может даже самому себе не переступить так рано грань между жизнью и смертью. 10.Этапы подготовки и проведения классного часа «ЖИЗНЬ ОДНА»: Подготовительный этап:  Изучение общественного мнения;  Изучение литературы и интернет­ресурсов;  Подготовка анкеты для участников классного часа;  Проведение и анализ предварительной анкеты   (проводится за неделю до классного часа);  Подготовка карточек с таблицей, составленной Робинзоном Крузо;  Подготовка карточек с философским завещанием матери Терезы;  Подготовка   плакатов   с   высказываниями   знаменитых   людей   по проблеме;  Подготовка сувениров; Основной этап:  Предоставление теоретической информации по теме;  Работа в группах. Заключительный этап: (формы подведения итогов, рефлексия (вопросы рефлексии), оценка мероприятия):  Подведение итогов, рефлексия. 11.  Результативность   представленного   материала   (количество проведённых   мероприятий,   количество   человек,   принявших участие в мероприятиях, достижение целей и задач (по результатам опроса/тестирования участников)):  В классном часе приняли участие  34 учащихся 8­11 классов.  Проведено два классных часа.  По результатам опроса поставленные цели и задачи выполнены.  5 С помощью упражнений ребята:  По­другому   посмотрели   на   данную   проблему,   на   жизнь   и взаимоотношения с близкими и друзьями:  Поняли,   что   многие   незначительные   конфликты,   проблемы   или неприятные ситуации можно не доводить до крайности, и что любая проблема решаема.  Убедились, что даже из неприятной ситуации можно извлечь полезную выгоду для себя.  Осознали,   что   они   не   одиноки   в   этом   мире,   что   они   не   должны оставаться со своими проблемами один на один.   Вспомнили   упражнения,   направленные   на   снятие   нервно­ психологического напряжения.  Научились расслабляться,  видеть главное на своём жизненном пути.  И самое главное, осознали, что с одной стороны « Вся наша жизнь – это борьба!», а с другой  «ЖИЗНЬ – это  самое дорогое, на планете Земля!» 12.     Сценарий классного часа для учащихся 8­11 классов  «ЖИЗНЬ ОДНА»: На доске плакаты с высказываниями:  1. «Лошади   никогда   не   кончают   самоубийством,   потому   что, будучи лишены дара речи, они не имеют возможность выяснять отношения». (В. Маяковский). 2. «Мы не можем вырвать ни одной страницы из нашей жизни, хотя легко можем бросить в огонь саму книгу» (Ж. Санд).  3. «Самоубийца – человек, погибший при попытке бегства от себя самого» (Веслав Брудзиньский). 4. «Убийца   убивает   человека,   самоубийца   –   человечество»  (Г. 5. Честертон).  «Самоубийство – мольба о помощи, которую никто не услышал» (Р. Алев). 6. Из   всех   созданий,   живущих   на   земле,   только   человек   может изменить   себя.   Только   человек   является   архитектором   своей судьбы.   В. Джеймс. 6 Для проведения данного классного часа желательно предварительно провести ряд классных часов по профилактике конфликтов.  Вначале урока раздаются анкета и карточки с текстами: 1 Предварительная анкета (проводится за неделю до классного часа)  (Приложение №1). 2 Таблица Робинзона Крузо (Приложение №2). 3 Философское завещание матери Терезы (Приложение №3). 4 По одному чистому листу. Педагог­психолог:  Меня   всегда   удивляли   люди,   которые   кончали   жизнь   самоубийством. Особенно молодые. Пойти на самоубийство, когда у тебя за плечами 15­16 лет? Когда жизнь только­только начинается? Это немыслимо.… Почему же подростки,   молодежь   видят   в   самоубийстве   единственный   выход   из затруднительного   положения?   "Суициды   вообще­то   были   всегда",   ­   кто­то скажет мне в ответ. Да, я согласна. Но в наше время число таких случаев растет   и   растет,   особенно   среди   подростков.  За   последние   пять   лет самоубийством   покончили   жизнь   14   157   несовершеннолетних.   За   каждым таким   случаем   стоит   личная   трагедия,   катастрофа,   безысходность,   когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств и   причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств   несовершеннолетних   связано   с   семейными   конфликтами   и неблагополучием,   боязнью   насилия   со   стороны   взрослых,   бестактным поведением   отдельных   педагогов,   конфликтами   с   учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.  Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев   подростки   решались   на   самоубийство   с   целью   обратить   внимание родителей,   педагогов   на   свои   проблемы   и   протестовали   таким   страшным образом   против   бездушия,   безразличия,   цинизма   и   жестокости   взрослых. Решаются   на   такой   шаг,   как   правило,   замкнутые,   ранимые   по   характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, из­за стрессов и утраты смысла жизни. часто романтизируют   Подростки   способного к суицидальному поведению.   попытка самоубийства свидетельствует о силе   чувств,   силе   воли,   характера,   смелости.   Они   не думают   о   здоровый, благополучный человек никогда так не поступит.  необратимости факта смерти,   психически   образ человека,     По   их   мнению, 7 Подобный   поступок   свидетельствует   о   слабости,   эгоизме, безответственности,   неумении   решать   проблемы,   нарушениях   психического здоровья. Что же думаете вы, старшеклассники о проблеме суицида?  Вы отвечали на вопросы анкеты (Приложение №1).  Послушайте результаты (результаты анкетирования) Педагог­психолог:  Сегодня   мы   будем   с   вами   «охотиться»   за   очень   сложным   феноменом   – авитальной   активностью,   а   конкретно   за   одной   ее   составляющей   – суицидальной активностью, но давайте все по порядку. Авитальная активность – это активность, направленная против себя: суициды, наркомания,   токсикомания,   необдуманный   экстрим,   т.е.   это   действия,   при которых можно получить увечья, болезнь, в худшем случае смерть. Суицид   –   акт   преднамеренной   смерти,   это   способность   человека самостоятельно   прекращать   собственное   существование.   Самоубийство   – убить себя. По   статистике   суициды   вышли   на   третье   место   среди   причин   смерти   у подростков после несчастных случаев и убийств.  И   главная   наша   цель   сегодняшнего   урока   понять   и   помочь   своим друзьям, близким, а может даже самому себе не переступить так рано грань между жизнью и смертью. От безбожья до Бога – мгновение одно От нуля до итога – мгновенье одно, Береги драгоценное это мгновенье: Жизнь ни мало, ни много – мгновенье одно.                                                 (О. Хаям) Какие   же   причины   двигают   человеком,   что   он   решается   на   столь необдуманный шаг – покончить жизнь самоубийством. 1 Депрессивное состояние возникает у человека очень часто. Меняется часто   настроение,   человек   становится   пассивным,   его   перестает волновать   какие­то   очень   важные   проблемы,   которыми   он   раньше интересовался,   перестает   общаться   с   друзьями,   часто   таких   людей гложет вина за какие­то поступки, а иногда все может быть наоборот: человек становится чрезвычайно весел, подвижен, может шутить, когда шутки совсем неуместны и т.д. 8 2 Конфликты (с родителями, друзьями, учителями, соседями, с любимым человеком и т.д.).                                                         Не   столь   страшен   конфликт,   как   его   последствия.   Человек   в   таких ситуациях   видит   картинку   как   бы   в   перевернутом   виде.   Он   полностью сосредоточен на своем обидчике, часто мысленно прокручивает одну и ту же ситуацию по нескольку раз. Упражнение «КАПЛЯ»: Цель: показать учащимся, что многие незначительные конфликты, проблемы или   неприятные   ситуации   можно   не   доводить   до   крайности,   и   что   любая проблема решаема. Ход упражнения. Учитель  каждому  учащемуся  кисточкой  капает  на  чистый  лист  бумаги  по одной капле гуаши или туши.   Условие: каждый может делать с этой каплей все, что захочет: может подуть на   нее,   чтобы   получилось   какое­то   изображение,   может   из   нее   что­то нарисовать или оставить в прежнем состоянии. Анализ:  если   из   маленькой   капли   получилась   огромная   клякса,   можно сделать вывод: Не делать из мухи слона!  Снятие   нервно­   психологического   напряжения   (желательно,   чтобы учащиеся вспомнили сами):    спортивные занятия  контрастный душ (баня)  стирка белья  скомкать газету и выбросить  мытье посуды  погулять на свежем воздухе  послушать музыку  посчитать зубы языком с внутренней стороны  вдохнуть глубоко до 10 раз  постараться переключиться на другую деятельность.  Но если вы видите, что в нервно­психологическом напряжении пребывает ваш друг или подруга, постарайтесь отвлечь его от мрачных мыслей, вовлеките его в какую­нибудь деятельность и не выпускайте из поля зрения пока ситуация не изменится в лучшую сторону. Делать это нужно тактично, ненавязчиво. 9 Педагог­психолог: Когда люди не могут справиться с какими­то жизненными ситуациями или хотят   доказать   что­то   хотя   бы   таким   образом,   т.е.   своей   смертью,   как последним и веским аргументом, иногда это просто желание привлечь к себе внимание   –   все   это   может   происходить   на   уровне   фантазии,   мыслей, высказываний, демонстративных попыток. Но при одних обстоятельствах – это   может   быть   только   демонстрация,   а   при   других   –   целенаправленное суицидальное действие. У   китайцев   многие   столетия   существовала   традиция:   в   случаях незаслуженной обиды вешаться перед домом или прямо на воротах обидчика. Как хорошо, что эта традиция не сохранилась до нашего времени. Ведь из всех   живых   существ   только   человек   может   разумно   и   трезво   оценить ситуацию. Жизнь   состоит   из   черных   и   белых   полос.   Бывают   трудные   жизненные ситуация, но есть люди, которых не сломали жизненные трудности (ветераны ВОВ; люди, пережившие блокаду Ленинграда; инвалиды, которые занимаются спортом и занимают призовые места на олимпиадах, а также пример тому герой   романа   Даниэля   Дефо   «Двадцать   миль   под   водой»,   когда   Робинзон Крузо остался на необитаемом острове)  (Приложение №2). Упражнение «Плохо – хорошо» Цель: убедить подростков, что даже из неприятной ситуации можно извлечь полезную выгоду для себя. Ход упражнения: Учащимся предлагается любая малоприятная   ситуация: например, ссора с любимым человеком. Учащиеся должны сами сказать, что хорошо и что плохо для  них в данной ситуации. Можно под  диктовку учащихся написать ответы на доске. Хорошим блокирующим действием  суицидального поведения у подростков является воображение ситуации – собственных похорон.  Учащимся можно предложить вообразить и проанализировать неприятную для них   ситуацию   –   их   собственные   похороны.     Причина   может   быть   разная. Главное   представить   ритуал   похорон   и   проанализировать   все   варианты дальнейшей судьбы всех героев, причастных к вашему самоубийству и сделать вывод.   Вывод   может   быть   таким:   через   какое­то   время   боль   утраты притупляется, вас вспоминают все реже и реже. Ваши родители, знакомые, подруги,   любимый   человек   продолжают   жить,   ходят   в   гости,   посещают 10 спортивные   секции,   дискотеки   и   т.д.,   но   вас   среди   них   нет   и   не   будет! (Хорошо, если выводы сделают сами дети). Педагог­психолог: Даже   церковь   к   самоубийцам   относится   отрицательно.   С   точки   зрения верующего человека «жизнь дается Богом, и только он может распоряжаться судьбой человека. Человек не вправе определять свой последний час. Чем более   человек   мужественнее   справляется   с   трудностями,   тем   больше   ему воздастся   после   смерти».   Самоубийц   не   отпевают   в   церкви.   По   словам верующего человека, душа самоубийцы попадает в ад. Часто можно увидеть кадры из фильмов или прочитать в книгах как погибают герои:   красиво,   быстро,   без   боли.   Но   в   жизни   все   происходит   гораздо прозаичнее…  Многие молодые люди выбирают тот способ самоубийства, который ведет к наименьшему   обезображиванию   тела   или   представляют   какие   переживания вызовет их вид тела у окружающих.   При принятии токсических веществ, в том числе таблеток в больших количествах,   в   подавляющем   большинстве   случае   приводит   к непроизвольной   рвоте,   даже   в   бессознательном   состоянии.   Человек остается,   жив,   но   сохранность   его     психики   после   выраженной интоксикации   никто   уже   гарантировать   не   может.   Человек   может остаться  душевно больным, а также получает отравление желудка.  При утоплении (труп  синий,  тело  разбухшее),  если  человек остается жив, то повреждает при таких действиях шейный отдел позвоночника, страдают легкие.  При повешивании   (мозг человека может обойтись без кислорода пять минут). Если человека спасают, повреждается гортань, шейный отдел позвоночника,   нарушается   психическое   состояние   человека.   При сильном   сопротивлении   организма   к   таким   действиям,   в непроизвольной форме могут выделяться каловые массы. Педагог­психолог: Самый   лучший   пример   для   подростков,   особенно   девочек,   ­   героиня одноименного художественного фильма, созданного по роману «Унесенные ветром», Скарлетт. В самые тяжелые жизненные моменты она всегда говорила себе:  «Я не буду думать об этом сегодня – я подумаю об этом завтра». Действительно утром приходит всегда хорошее, разумное решение. Недаром русская пословица гласит: «Утро вечера мудренее». 11 Но если вы не нашли хорошего мудрого решения сами, то это не значит, что его не знает никто.  Упражнение «Я НЕ ОДИН». Цель: помочь взрослеющему человеку понять, что он не одинок в этом мире, что он не должен оставаться со своими проблемами один на один. Ход упражнения:  Педагог­психолог: Сейчас я предлагаю вам взяться за руки и почувствовать теплоту рук ваших одноклассников,   почувствовать   их   сильное   плечо   и   одобряющий   взгляд. Чувствуете, какая крепкая у вас поддержка? А теперь оглянитесь вокруг, и вы увидите поддержку и понимание со стороны учителей. Теперь мысленно выйдите   в   коридор,   на   улицу,   зайдите   в   свой   дом,   загляните   к   друзьям, соседям, поговорите даже с незнакомым человеком. Я думаю, что в таком большом  окружении людей, вы  непременно найдете  поддержку и  хороший совет. Вся наша жизнь – это борьба И тому подтверждение стихотворение С.В.Михалкова «Завидное упорство» Хозяйка в кладовушке, на окне Оставила сметану в кувшине. И надо ж было. Чтоб тот кувшин прикрыть она забыла! Два малых лягушонка в тот же час Бултых!­ В кувшин, не закрывая глаз, И ну барахтаться в сметане!... и понятно, Что им из кувшина не выбраться обратно,­ Напрасно лапками они по стенкам бьют: Чем больше бьют, тем больше устают… И вот уже один, решив, что все равно Самим не вылезти, спасенья не дождаться,­ Пуская пузыри, пошел на дно… Но был второй во всем упорней братца­ Барахтаясь во тьме, что было сил, Он из сметаны за ночь масло сбил 12 И оттолкнувшись, выскочил к рассвету. Педагог­психолог: И сейчас вам предстоит небольшое испытание. Но предупреждаю сразу оно не из легких. Кто к этому готов, кто хочет его пройти, встаньте.  Игра «ВЫРВИСЬ ИЗ КРУГА» Педагог­психолог: Я   прошу   вас   образовать   круг,   взяться   за   руки,   в   середину   круга   прошу впустить хорошего борца. За пределами круга – жизнь. Ваша задача выйти в жизнь. Доказать нам, что вы действительны достойны этого. Но если вы не сделайте этого за одну минуту, то погибните. Любой из вас в любой момент может   разомкнуть   руки   и   без   всяких   проблем   выпустить   этого   хорошего человека, но это слишком легко. Ваша задача выпустить в жизнь человека, который   действительно   хочет   жить,   будет   полезен   для   общества,   будет выкладываться на пределе своих возможностей. Педагог­психолог: Подобные ситуации встречаются и в жизни: наглядный пример тяжелобольные люди, страдающие неизлечимыми заболеваниями, когда человек хватается за любую спасательную «соломинку», чтобы выжить. Это люди, которые знают в чем смысл жизни. (Можно предложить учащимся написать мини сочинение «Жизнь для меня это… или зачитать уже готовые). ­Смысл жизни для меня – это никогда не унывать и идти всегда вперед, что бы ни случилось. ­ Если я и думаю о смерти, то очень редко, тогда, когда мне бывает плохо. Но я всегда знаю, что на смену неблагоприятным дням приходят хорошие. ­ Смысл жизни для меня – это окончить школу и поступить в институт, а там видно будет. ­ Я хочу стать фотомоделью и уехать за границу. А само слово «Смерть» меня пугает, я не хочу думать об этом. ­ Смысл жизни я вижу в том: чтобы жить и быть полезным другим, особенно в своей семье. ­ Я не знаю в чем заключается смысл жизни, каждый человек определяет это по­разному, но умирать я точно не хочу. ­ Смысл жизни – жить, а не умирать! 13 ­ Жизнь человеку дается один раз и нужно прожить ее красиво, достойно, а главное подольше. Педагог­психолог: На столе у меня стоят весы ­ это весы жизни.  Одну   чашу   весов   назовем   строчкой   из   песни  «Я   люблю   тебя   жизнь!»  а другую чашу, также строчкой из песни «А нам все равно…».  Я хочу, чтобы вы свой шарик, назовем его шарик разума (каждому учащемся раздается по небольшому шарику или маленькому сувениру) положили на ту чашу   весов,   на   которую   вам   подсказывает   ваше   сердце,   ваше   внутренне состояние, ваше будущее. Свое решение прошу прокомментировать. Педагог­психолог: И  закончить сегодняшний урок я хотела бы философским завещанием матери Терезы (Приложение №3) Жизнь – это возможность. Воспользуйся ею. Жизнь – это красота. Увлекайся ею. Жизнь – это мечта. Осуществи ее. Жизнь – это вызов. Прими его. Жизнь – это обязанность твоя насущная. Исполни ее. Жизнь – это игра. Стань игроком. Жизнь – это богатство. Не разбазаривай его. Жизнь – это приобретение. Охраняй его. Жизнь – это любовь. Насладись ею сполна. Жизнь – это тайна. Познай ее. Жизнь – это долина слез. Преодолей все. Жизнь – это песня. Допой ее до конца. Жизнь – это бездна неизвестного. Входи в нее без страха. Жизнь – это удача. Ищи это мгновение. Жизнь такая интересная – не растрать ее.  ЭТО ТВОЯ ЖИЗНЬ! ЗАВОЮЙ ЕЕ! 14 13.Информационно­демонстрационное обеспечение (список  используемой литературы; видеоматериалы на электронных  носителях; презентации, памятки, раздаточный материал в  бумажном варианте; фото плакатов, стендов): 1. Вагин Ю.Р. Авитальная активность (злоупотребление психоактивными  веществами и суицидальное поведение у подростков). Пермь: Изд­во  ПРИПИТ, 2001.­292 с. 2. Воспитание индивидуальности: Учебно­методическое пособие / Под ред. Е.Н.Степанова.­ М...:Т Ц Сфера, 2005.­224с         3. Журнал «Основы безопасности жизни», №11 2000         4. Классные часы.10­11 классы / авт.­ сост. А.М.Байбаков и др.­ Волгоград: Учитель, 2006.­135с.         5. Дитя человеческое. Журнал. ­ 2012г. — №2. Тема номера «Страшная беда – детский суицид».         6. Методические рекомендации по профилактике суицидов в образовательном учреждении     Адрес доступа: http://nsportal.ru).                 7.  Программа   по   первичной   профилактике   суицидального   поведения подростков   14­17   лет   (Ценность   жизни.   Центр   психолого­педагогической реабилитации и коррекции,  г. Ханты – Мансийск).                 8.  Профилактика   детских   и   подростковых   суицидов:   Методические рекомендации. – АСОУ, 2011. – 44 с.         9. Спаси жизнь (Адрес доступа:   http://spasizhizn.com)   работников   образования. (Социальная   сеть 15 Предварительная анкета (проводится за неделю до классного часа) Приложение №1     1) Знаешь ли ты что такое суицид? 2) Актуальна ли эта проблема на сегодняшний день или нет? 3) Как ты думаешь, почему вообще человек может покончить жизнь  самоубийством? 4) Приходила ли тебе когда­нибудь мысль о самоубийстве? 5) Как ты думаешь, ты мог бы попасть в такую ситуацию, чтобы покончить  жизнь самоубийством? 6) А как ты думаешь, почему суицид находит особенно частое проявление в  подростковой среде, а не среди взрослых? 7) Как ты думаешь, что на сегодня толкает людей, например выпрыгнуть с  девятого этажа? 8) Представь такую ситуацию: в твоей компании появляется человек с ярко  выраженным суицидальным поведением. Как бы ты поступил? 9) Можно ли предотвратить самоубийство? 10) Как ты думаешь, передаётся ли суицид по наследству? 11) Можно ли оправдать самоубийство? 12) Удовлетворены ли вы тем, как складывается ваша жизнь?  13) Если не секрет, с каким чувством вы смотрите в будущее?  14) Уверены ли вы в осуществлении своих жизненных планов?  16 Таблица, составленная Робинзоном Крузо. Приложение №2                 Зло Я   заброшен   судьбой   на   мрачный необитаемый   остров   и   не   имею никакой надежды на избавление. Я как бы выделен и отрезан от всего мира и обречен на горе. Я   отдален   от   всего   человечества;   я отшельник,   изгнанный   из   общества людей Я   беззащитен   против   нападения людей и зверей. Мне не с кем перемолвиться, словом и некому утешить меня. Добро Но я жив, я не утонул, подобно всем моим товарищам. Но   зато   я   выделен   из   всего   нашего экипажа:   смерть   пощадила   оного меня,   и   тот,   кто   столь   чудесным образом спас меня от смерти. Может спасти меня и от моего безотрадного положения. Но я не умер с голоду и не погиб в этом пустынном месте, где человеку нечем питаться. Но остров, куда я попал, безлюден, и я не видел на нем ни одного хищного зверя,   как   на   берегах   Африки.   Что было   бы   со   мной,   если   бы   меня выбросило на Африканский берег? Но бог чудесно пригнал наш корабль так близко к берегу, что я не только 17 успел   запастись   всем   необходимым для   удовлетворения   моих   текущих   но   и   получил потребностей,   возможность   себе пропитание до конца моих дней. Ноя   живу   в   жарком   климате,   где можно обойтись и без одежды. добывать У   меня   мало   одежды,   и   скоро   мне будет нечем прикрывать свое тело. Философское завещание матери Терезы Жизнь – это возможность. Воспользуйся ею. Жизнь – это красота. Увлекайся ею. Жизнь – это мечта. Осуществи ее. Жизнь – это вызов. Прими его. Жизнь – это обязанность твоя насущная. Исполни ее. Жизнь – это игра. Стань игроком. Жизнь – это богатство. Не разбазаривай его. Жизнь – это приобретение. Охраняй его. Жизнь – это любовь. Насладись ею сполна. Жизнь – это тайна. Познай ее. Жизнь – это долина слез. Преодолей все. Жизнь – это песня. Допой ее до конца. Жизнь – это бездна неизвестного. Входи в нее без страха. Жизнь – это удача. Ищи это мгновение. Жизнь такая интересная – не растрать ее. Приложение №3 18 ЭТО ТВОЯ ЖИЗНЬ! ЗАВОЮЙ ЕЕ! 19

Классный час «ЖИЗНЬ ОДНА».

Классный час «ЖИЗНЬ ОДНА».

Классный час «ЖИЗНЬ ОДНА».

Классный час «ЖИЗНЬ ОДНА».

Классный час «ЖИЗНЬ ОДНА».

Классный час «ЖИЗНЬ ОДНА».

Классный час «ЖИЗНЬ ОДНА».

Классный час «ЖИЗНЬ ОДНА».

Классный час «ЖИЗНЬ ОДНА».

Классный час «ЖИЗНЬ ОДНА».

Классный час «ЖИЗНЬ ОДНА».

Классный час «ЖИЗНЬ ОДНА».

Классный час «ЖИЗНЬ ОДНА».

Классный час «ЖИЗНЬ ОДНА».

Классный час «ЖИЗНЬ ОДНА».

Классный час «ЖИЗНЬ ОДНА».

Классный час «ЖИЗНЬ ОДНА».

Классный час «ЖИЗНЬ ОДНА».

Классный час «ЖИЗНЬ ОДНА».

Классный час «ЖИЗНЬ ОДНА».

Классный час «ЖИЗНЬ ОДНА».

Классный час «ЖИЗНЬ ОДНА».

Классный час «ЖИЗНЬ ОДНА».

Классный час «ЖИЗНЬ ОДНА».

Классный час «ЖИЗНЬ ОДНА».

Классный час «ЖИЗНЬ ОДНА».

Классный час «ЖИЗНЬ ОДНА».

Классный час «ЖИЗНЬ ОДНА».

Классный час «ЖИЗНЬ ОДНА».

Классный час «ЖИЗНЬ ОДНА».

Классный час «ЖИЗНЬ ОДНА».

Классный час «ЖИЗНЬ ОДНА».

Классный час «ЖИЗНЬ ОДНА».

Классный час «ЖИЗНЬ ОДНА».

Классный час «ЖИЗНЬ ОДНА».

Классный час «ЖИЗНЬ ОДНА».

Классный час «ЖИЗНЬ ОДНА».

Классный час «ЖИЗНЬ ОДНА».
Скачать файл