Классный час "Знай свои права. Соблюдай. Не нарушай" 4 класс

  • Мероприятия
  • Особые потребности
  • docx
  • 10.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ТЕМА: Знай свои права. Соблюдай. Не нарушай. ЦЕЛЬ. Закрепить знания учащихся о правах ребёнка, учить применять их в жизненных ситуациях; сформировать представление о правонарушениях, познакомить с видами правонарушений; учить высказывать своё мнение; воспитывать отрицательное отношение к нарушениям норм морали и прав человека. МЕТОДЫ: ПРИЁМЫ: Беседа Активизация жизненного Метод наглядности опыта Рассказ Тестирование ИграКлассный час "Знай свои права. Соблюдай. Не нарушай" 4 класс
Иконка файла материала конспект.docx
1ТЕМА: Знай свои права. Соблюдай.               Не нарушай.   ЦЕЛЬ. Закрепить знания учащихся о правах ребёнка, учить                 применять их в жизненных ситуациях;              сформировать представление о правонарушениях,              познакомить с видами правонарушений;               учить высказывать своё мнение;               воспитывать отрицательное отношение к нарушениям               норм морали и прав человека. МЕТОДЫ:                                                             ПРИЁМЫ:  Беседа                                                         Активизация жизненного      Метод наглядности                                   опыта                             Рассказ                                                       Тестирование                                                                       Игра                                                                                                                                                              ЛЕКСИКА ДЛЯ УСВОЕНИЯ:  правонарушение, проступок, 2преступление, Декларация, Конвенция,                               неприкосновенность.  ОБОРУДОВАНИЕ. Плакаты – части «карты» для поиска клада.  ТИП УРОКА: изучение нового материала. Ход урока. 1.Организационный момент. Сегодня, ребята, мы кладоискатели. Нам не просто клад найти, Испытанья ждут в пути. Чтоб подсказки все собрать, Нужно дружно отвечать!                           Человеку много нужно,                           Чтобы счастливо прожить.                           Нужен дождь и даже лужи,                           Нужно с кем­нибудь дружить.                           Нужен ветер нужно море,                           Нужно солнце и леса,                           Нужно счастье, нужно горе                           И родные голоса.                           Невозможно без природы,                           Без сияющих небес.                           Хорошо иметь свободу,                           Мир загадок и чудес.                           Чтобы жить на белом свете,                           Чтоб остался рядом друг, 3Надо главное заметить,                           Всё почувствовать вокруг.                                                 (М.Знобищева)  2. Мотивация учебной деятельности.  Давным­давно, тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними  появились и главные вопросы: * Что люди могут делать и что не могут? * Что они обязаны делать и что не обязаны? * На что они имеют право и на что не имеют? Без  ясного  ответа   на   эти   вопросы   жизнь   казалась   монотонна   и   скучна.   И  люди взялись за решение этих главных вопросов в беседах между собой; с помощью различных религий; путём международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках… В конце концов людям удалось разрешить эти проблемы и на свет появилась «Всеобщая декларация прав человека»   (   1959   г.).   Если   в   точности   соблюдать   всё,   что   в   ней   указано,   то   порядок   на   земле восстановится. Правда, только в этом случае, если соблюдать… А немного позднее, в 1989 году вышла Конвенция по вопросам прав ребёнка. Сегодня мы не раз будем возвращаться к этим важным законам. 3. Актуализация опорных знаний. Свои права должны мы знать И никогда не забывать! (После ответов детей вывешивается первая часть «карты», на которой написаны права детей.) ­ О каких правах ребёнка говорится в Конвенции? (Ответы детей.) * Право на жизнь. * Право на охрану здоровья. * Право на любовь и заботу. 4* Право на образование. * Право на свободное высказывание своей мысли, вероисповедание, совести.  * Право на полноценное питание и чистую воду. * Право на защиту от эксплуатации детского труда. * Право на отдых и развлечения. * Право на защиту от насильства, неприкосновенность личности. *  Особая забота о детях – инвалидах. Игра «Свободный микрофон». ­ Какие бы ещё права вам бы хотелось, чтобы внесли в Конвенцию  по вопросам прав ребёнка?   (Ответы детей.) 4. Сообщение темы и задач мероприятия. Сегодня мы с вами поговорим о нарушении прав ребёнка и о правонарушениях, которые происходят среди ваших сверстников. 5. Первичное восприятие и осознание нового материала. 1) Беседа о нарушениях прав ребёнка. Мир сказок всем задаст вопрос, Поверьте, будет он не прост. (После ответов детей вывешивается вторая часть «карты», на которой написана пословица: Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!) ­ О каких нарушениях прав говорится в данных сказках? (   Работа   по   иллюстрациям   к   сказкам:  Ш.Перро   «Золушка»,  А.Н.   Толстой   «Золотой ключик, или Приключения Буратино», Ш.Перро «Красная Шапочка», русская народная сказка «Гуси – лебеди», Г.Х. Андерсен « Снежная королева».) 5Викторина по сказкам: * Вспомните сказки, в которых было  нарушено право человека на жизнь и личную неприкосновенность.  (Д.Н. Мамин­Сибиряк «Серая Шейка», А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», Г.Х. Андерсен «Дюймовочка», русские народные сказки: «Колобок», «Волк и семеро козлят» и др.). *   Какие   литературные   герои   могут   пожаловаться,   что   было  нарушено   их   право   на неприкосновенность жилища? (Л.Н. Толстой «Маша и три медведя», Г.Х. Андерсен «Дюймовочка», Андерсен «Дюймовочка», русские народные сказки: «Ледяная избушка», «Теремок».) *Герои   каких   сказок   воспользовались  правом   свободного   передвижения   и   выбора места   жительства?  (В.М.   Гаршин   «Лягушка­путешественница»,   Г.Х.   Андерсен «Дюймовочка», «Бременские музыканты», русская народная сказка: «Колобок».) * В какой сказке нарушено право человека владеть своим имуществом? (А.Н. Толстой «Золотой   ключик,   или   Приключения   Буратино»,   Джанни   Родари   «Приключения Чипиллино», Г.Х. Андерсен «Снежная королева».) * В каких сказках нарушено право на отдых и досуг, была эксплуатация труда детей? (Ш.Перро «Золушка», С.Я.Маршак «12 месяцев».) ­ Кого призывать на помощь, если по отношению к вам происходит нарушение прав? 2) Знакомство с понятием «Правонарушение». ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Одно из сложных без сомнения Задание – правонарушение. Что плохо и что хорошо ? Должны мы постараться –  Во всём, ребята, разобраться! (После   ответов   детей   вывешивается   третья   часть   «карты»,   на   которой   написано определение понятия «Правонарушение».) 6Рассказ учителя с элементами беседы.  ­ Как вы думаете, как появилось слово «Правонарушение»? Слово «Правонарушение» состоит из двух слов – право и нарушение. Правонарушение – антиобщественный поступок, причиняющий вред обществу и другим людям. ­ Какие правонарушения чаще всего происходят среди ваших сверстников? (Ответы детей.) *Нарушение прав неприкосновенности личности. (Дерутся, обзываются.) ­ Что можно посоветовать тем детям, которые выясняют отношения при помощи кулаков? *Нарушение   прав   неприкосновенности   собственности.     (Берут   без   разрешения, воруют.) ­ Что можно посоветовать тем детям, которым трудно удержаться, чтобы не взять чужие вещи? *Подслушивают, подсматривают в чужие дневники, тетради. *Нарушают дисциплину в школе.  *Нарушают правила дорожного движения. ­   Как   вы   думаете,   все   эти   правонарушения   можно   назвать   проступками   или преступлением? ­ Чем проступок отличается от преступления? ­ Можно ли сказать, что проступок – младший брат преступления? ­ Как вы понимаете пословицу: «От проступка до преступления – один шаг?» Разбор ситуаций: Бывает   так,   что   кто­то   из   ваших   самых   лучших   друзей   предлагает   вам совершить некоторые поступки, и вы не знаете, как поступить, например: закурить или взять что – то в магазине, если нет по близости продавцов, если ругают взрослые за плохие  оценки –  убежать  из дома,  или подшутить  над  соседями  – позвонить  в квартиру   и   убежать   …     Согласиться   –   совершить   правонарушение,   отказаться   – обидится друг и перестанет с вами дружить. ­ Какие бы дали советы, как можно выйти из данной ситуации? 76. Закрепление и осмысление знаний учащихся. 1) Игра «Весёлые человечки». А  сейчас,  ребята,  мы  поиграем  в игру  «Весёлые  человечки»,  но  не забывайте  о правилах, которые мы разобрали на уроке. Повернитесь  друг к другу, приготовьте правую руку. Весёлые   человечки   увидели   друг   друга,   улыбнулись,   поздоровались   и   пошли   вместе гулять. Вдруг увидели друг у друга красивую игрушку – забрали скорей!...    (?) Многие   дети   не   захотели   забирать,   а   попросили   на   время   поменяться   и   поиграть. Вместе было весело, а потом они поссорились и … подрались!...    (?) Я очень рада, что не все дети подрались, а вместе вернулись с прогулки, поблагодарили друг друга за то, что вместе было весело, попрощались и разошлись по домам. 2)  Вот   теперь,   дети,   мне   нужна   ваша   честность   и   откровенность.   Мы   проведём тестирование.   Вам   не   нужно   подписывать   ваши   листочки,   необходимо   лишь   обвести выбранный ответ. 1. Взял (украл) бы я красивую ручку у своего одноклассника, если бы знал, что не попадусь? 2. Если   бы   у   меня   была   возможность   отомстить   моим   обидчикам   при   помощи друзей – старшеклассников, сделал бы я это? 3. Если   бы   не   было   машин,   побежал   бы   я   через   дорогу   на   красный   сигнал светофора? 4. Если бы у меня появилась возможность застрелить лося, продать мясо и купить то, о чём я так долго мечтал, так, чтобы никто не узнал, сделал ли я это или нет? 5. Если   бы   мои   друзья   предложили   мне   подшутить   над   жильцами   подъезда   – поджечь почтовые ящики или бросить дымовую шашку, сделал бы я это или нет? 3) Работа над пословицей: Таится в мудростях секрет А мы должны найти ответ! (Вывешивается четвёртая часть «карты», на которой написаны высказывания.) Есть замечательные слова:  «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – почнешь судьбу».  ­ Как вы их понимаете? 8Один из самых известных французских писателей ХVII века, философ­просветитель Вольтер сказал: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны». ­ Как вы понимаете эти слова?      7. Итог урока.             Встань смелее в красный круг, Оглянись скорей вокруг. Повернись к доске спиной И шагай скорей со мной. 7 шагов пройди вперёд, И направо поворот. 5 шагов ты пройдёшь И бесценный клад найдёшь! Очень трудный путь прошли И сокровища нашли. (Разворачивается лист – плакат, на котором  написаны мудрые советы. Учащиеся хором их  читают.)  СПОР УМЕЙ РЕШИТЬ УМОМ, А НЕ В ДРАКЕ С КУЛАКОМ. ЗАВИСТЬ, ЗЛОСТЬ – ЭТО БЕДА, НЕ БУДЬ ГРУБЫМ НИКОГДА. НЕ ХАМИ, НЕ ОБЗЫВАЙСЯ –  ЛУЧШЕ ЧАЩЕ УЛЫБАЙСЯ. БРАТЬ ЧУЖОЕ ТЫ НЕ СМЕЙ, И ПОДСЛУШИВАТЬ У ДВЕРЕЙ. СУМЕЙ ДРУГУ НЕ ПОДДАТЬСЯ – ОТ ПРОСТУПКА ОТКАЗАТЬСЯ. 9ПРАВИЛ ДОРОЖНЫХ –  ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ НЕСЛОЖНО. ЕСЛИ ИХ НЕ СОБЛЮДАТЬ –   МОГУТ ЛЮДИ ПОСТРАДАТЬ. ЕЩЁ ОДИН СОВЕТ ПРОСТОЙ –  ЧИСТ БУДЬ СЕРДЦЕМ И ДУШОЙ! Проблемная задача: ­ Ребята, а являются ли данные советы сокровищем? Выскажите своё мнение.  10