Классный вокальный ансамбль как форма обучения на уроках по специальности на дирижерско-хоровых отделах учебных заведений СПО
Оценка 4.6

Классный вокальный ансамбль как форма обучения на уроках по специальности на дирижерско-хоровых отделах учебных заведений СПО

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
музыка
Взрослым
11.01.2019
Классный вокальный ансамбль как форма обучения на уроках по специальности на дирижерско-хоровых отделах учебных заведений СПО
Современные Федеральные государственные образовательные стандарты ставят перед обучающимся по специальности 53.02.06 «Хоровое дирижирование» высокие требования. В списке профессиональных компетенций указано целостное и грамотное восприятие и исполнение музыкальных произведений, зафиксировано умение вести репетиционную деятельность в хоровых и ансамблевых коллективах. Если первый из указанных пунктов комплексно развивается на всех дисциплинах профессионального цикла, то вопрос о подготовке студентов к правильному подходу в репетиционной работе с хором и ансамблем вызывает ряд вопросов. Учебные планы среднего профессионального образования по специальности 53.02.06 как правило не содержат дисциплины «Методика репетиционной работы» или подобные курсы. Следовательно, знания о принципах построения репетиции обучающийся может получить лишь в рамках «Производственной (исполнительской) практики». Учебных часов, выделяемых для работы студента с хором, в большинстве случаев оказывается недостаточно для качественной подготовки специалистов. Вывод напрашивается сам собой – в современных условиях необходимо изыскивать дополнительные возможности для передачи опыта работу с певческим коллективом обучающимся.
Стоянова Л.Э. статья.docx
Классный вокальный ансамбль как форма обучения на уроках по специальности на дирижерско­хоровых отделах учебных заведений СПО. Л.Э. Стоянова Заслуженный работник культуры  Российской Федерации Современные   Федеральные   государственные   образовательные стандарты ставят перед обучающимся по специальности 53.02.06 «Хоровое дирижирование»   высокие   требования.   В   списке   профессиональных компетенций   указано   целостное   и   грамотное   восприятие   и   исполнение музыкальных   произведений,   зафиксировано   умение   вести   репетиционную деятельность   в   хоровых   и   ансамблевых   коллективах.   Если   первый   из указанных   пунктов   комплексно   развивается   на   всех   дисциплинах профессионального цикла, то вопрос о подготовке студентов к правильному подходу в репетиционной работе с хором и ансамблем вызывает ряд вопросов. Учебные планы среднего профессионального образования по специальности 53.02.06   как   правило   не   содержат   дисциплины   «Методика   репетиционной работы» или подобные курсы. Следовательно, знания о принципах построения репетиции обучающийся может получить лишь в рамках «Производственной (исполнительской)   практики».   Учебных   часов,   выделяемых   для   работы студента   с   хором,   в   большинстве   случаев   оказывается   недостаточно   для качественной подготовки специалистов. Вывод напрашивается сам собой – в современных условиях необходимо изыскивать дополнительные возможности для передачи опыта работу с певческим коллективом обучающимся. Один   из   вариантов   решения   –   авторские   методики   обучения дисциплинам,   входящим   в   профессиональный   модуль:   дирижирование, хоровой   класс,   хоровое   сольфеджио,   вокальный   ансамбль   и   др.   В   данной методической   разработке   обобщен   и   изложен   многолетний   опыт   работы   в специальном   классе   на   дирижерско­хоровом   отделе   учреждений   СПО. Предлагаемая   методика   уже   более   40   лет   применяется   в   Ставропольском краевом музыкальном колледже имени В.И. Сафонова (г. Минеральные Воды). И за это времянеоднократно обсуждалась на конференциях регионального и всероссийского значения1, и, безусловно, на практике доказала свою высокую эффективность. Изучение   сложной   технологии   репетиционного   процесса   необходимо осуществлять   под   пристальным   вниманием   педагога   по   специальности. Однако, к сожалению, в большинстве случаев уроки в специальном классе сводятся к обучению технологическим навыкам дирижирования, а «живой» исполнительский коллектив заменен звучанием фортепиано. Таким образом, сместились   целевые   установки   обучения.   Выпускники   образовательных учреждений СПО могут прекрасно владеть мануальной техникой, но иметь весьма   расплывчатые   представления   о   том,   как   репетировать   с   хором,   а вопросы организационной и воспитательной работы в хоровых коллективах, зачастую   вообще   остаются   за   пределами   их   профессиональных   навыков. Вероятно, именно такой дисбаланс между требованиями, предъявляемыми к   и   всей   логикой ежедневной   работе   специалиста   хормейстера, образовательного   процесса   и   подготовки   специалистов   в   данной   области привел   к   значительному   сокращению   числа   самодеятельных   хоровых коллективов, в других случаях – к снижению исполнительского мастерства существующих хоров.  1В 1977 г. об этой работе было рассказано на факультете повышения квалификации в Ленинграде,  в 1979 г. в РГМПИ (ныне:РГК им. С.В. Рахманинова) одобрена на методической конференции  преподавателей дирижерско­хоровых отделов музыкальных училищ зоны Северного Кавказа.  В  1982 г. в РГМПИ был дан открыты урок занятия классного вокального ансамбля. В 1992 году на  Ставропольском краевом телевидении транслировался концерт классного ансамбля преподавателя  Л.Э. Стояновой. Возросшие   требования   к   музыкантам   и   в   частности   к   дирижерам­ хоровикам   на   сегодняшний   день   требуют   осуществления   подлинной комплексности в образовательном и воспитательном процессе. Роль педагога по специальности при этом исключительно важна и ответственна. Пожалуй, именно в эффективности работы, творческому подходу в своей деятельности педагога по специальности  следует искать резервы для совершенствования обучения хормейстерскому мастерству.  Одной   из   форм   такого   комплексного   обучения   и   вместе   с   тем интересным   творческим   решением   проблемы   воспитания   педагога­ хормейстера становится организация классных вокальных ансамблей.  В классных ансамблях может быть от 8 до 12 человек. Руководитель ансамбля – педагог класса, помощники – учащиеся старших курсов. Ансамбль представляет   подобие   творческих   мастерских   театральных   училищ. Подобная   организация   занятий   способствует   интенсификации   процесса обучения,   углублению   освоения   изучаемого   материала,     обогащению междисциплинарных связей, дает новый тип соотношения индивидуальной и групповой (ансамблевой) работы в классе по специальности.  Организации   вокального   ансамбля   является   примером   воплощения развивающегося метода обучения. В отличие от  сообщающегося метода здесь делается  акцент не на приобретении знании, умении  и навыков как таковых, а на методах их приобретения, причем наиболее активных, пробуждающих в ученике   способность и желание мыслить. Важная роль здесь принадлежит планомерному созданию проблемных ситуаций – ученик под руководством педагога учится выдвигать перед собой и решать все более разнообразные и сложные задачи, в результате чего обучение превращается для него в цепь беспрерывных художественных открытий.  Система   занятий   ансамбля   позволяет   осуществлять   репетиционную работу     в   форме   собеседования,   где   по   ходу   работы   в   устной   форме анализируется   услышанное.   Это   развивает   способность   суждения   о правильном звучании (при этом полезно сравнивать правильно и неправильно сформированное звучание). Педагогу не всегда следует сразу подсказывать учащимся пути исправления неверно прозвучавших интонации или аккорда, а дать   возможность   учащимся   самим   найти   верный   ответ.   В   коллективном обсуждении поставленного перед учащимися вопроса, почти всегда рождается правильный   ответ.   И   в   случае   его   отсутствия   объяснение   педагога воспринимается   не   как   должное,   но   как   ответ   на   насущный   вопрос,   а следовательно, обостряется момент восприятия. Положительным   в   работе   классного   ансамбля   становится   факт   того, что педагог может практически наблюдать за каждым поющим, выявлять его недостатки,   что,   в   свою   очередь,   в   дальнейшем   позволяет   более   детально планировать   индивидуальную   работу   со   студентами.   Кроме   того, преподаватель     может   активно   развивать   педагогические   навыки старшекурсников, обозначая перед ними задачи по выявлению и исправлению ошибок в пении младших участников ансамбля. Учащимся IVкурса при этом поручается   разучивание   партий   со   студентами  Iи  II  курсов.   Педагог анализирует эту работу, сам активно занимается с новичками, чтобы учащиеся старших курсов могли определить источник допущенных ошибок и методику их исправления. В конце занятий важно обсудить ход занятия, его основные этапы, выявить общие закономерности репетиционного процесса. Одна из ведущих задач педагога – создание атмосферы коллективного творчества,   которая   способствует   не   только   приобретению   учащимися профессиональных навыков, но и воспитанию их художественных взглядов, убеждений, музыкального вкуса. При   работе   с   ансамблем   большую   практическую   роль   приобретает анализ   произведения,   единство   образа,   его   воплощения   техническими средствами (пение­дирижирование). Дирижерское искусство в этом смысле приобретает особую значимость: оно становится средством воплощения языка данного   стиля,   основным   способом   в   репетиционном   и   концертном исполнении.   В   репетиционном   процессе   педагогу   приходится   пользоваться различными   дирижерскими   приемами,   которые   помогают   ему   достигать поставленных   на   определенном   этапе   работы   над   произведением   задач. Например, в работе с ритмом часто применяется прием дробления в быстром темпе, разучивается «на два», «на пять­шесть» и т.д. Работая   над   интонацией,   хормейстер   должен   уметь   жестами предупредит   те   или   иные   интонационные   трудности,   исправить   ошибки. Средствами   дирижерского   жеста   он   также   управляет   дыханием, интонационной, ансамблевой, вокальной и другими сторонами  исполнения. Следующий   этап   работы   над   произведением   –   это   динамика,   темп, агогика,   определение   смысловых   акцентов   музыкальной   речи.   Здесь   у хормейстера иные задачи, хотя проблема управления интонацией, вокальной и прочими сторонами исполнения не должна ускользать от внимания дирижёра. Исполнительская   ответственность   участника   ансамбля   несравненно выше   по   сравнению   с   хором,   это   формирует   внутреннюю   собранность, усиливает внимание, слуховой контроль поющих. Многолетняя практика показала, что организация классных ансамблей является   фактором,   стимулирующим   интерес   обучающихся   к   хоровой деятельности, а это в свою очередь способствует эффективности процесса воспитания   музыканта,   позволяет   интерпретировать   произведения   разных стилей, эпох и жанров.  Традиционно студенты старших курсов имеют практику работы с хором и в течение двух лет разучивают до 5 произведений, включая дипломные. К тому же, наверное, было бы целесообразно экзамен по специальности на  IIIи IVкурсах (7 семестр) проводить как в традиционной форме, так и включать непосредственную практическую деятельность – работу с хором в пределах 20 мин. с заранее подготовленными произведениями.  Остальные   учащиеся,   поющие   в   хоре   в   момент   разучивания   их коллегами   произведений,   могут   быть   не   просто   исполнителями,   но   и «строгими   судьями».   Логичным   представляется   проведение   анкетирования среди участников хорового коллектива, перечень вопросов при этом должен помочь   всестороннему   анализу   работы   экзаменуемого   студента.   Баллы, выставляемые   по   всем   критериям   анализа   работы   с   хором,   проверяются преподавателем   по   хороведению   и/или   специальности   и   оцениваются   как результат практической работы хормейстера. Дисциплины   общепрофессионального   цикл:   «Элементарная   теория музыки»,   «Гармония»   должны   помогать   развитию   творческих   навыков обучающихся, овладению основ импровизации и композиции. Изучение этих предметов   должно   явиться   логическим   продолжением   творческого осмысления   и   применения   полученных   знаний   на   практике.   В   этой   связи, наверное,   было   бы   целесообразно   дополнить   программу   по   изучению школьного репертуара такими формами работы как: 1. создание обработки детской   одноголосной   песни   для   младших   классов;   2.   сочинение   на предложенные   детские   стихи;   3.   написание   инструментальных   жанровых миниатюр   для   детей   таких   («Марш»,   «Вальс»,   «Колыбельная»   и   т.д.). Перечень подобных заданий можно продолжить. Видимо, воспитанием таких способностей следует заниматься весь период обучения, разработав для этого соответствующие   рабочие   программы.   Такой   путь   обучения   будет способствовать активизации всех художественных задатков учащихся.  Результатом   отсутствия   опыта   практической   деятельности репетиционной   и   организационной   работы   становится   тот   факт,   что выпускники   учреждений   СПО   предпочитают   преподавание   в   музыкальных школах   таких   дисциплин   как   сольфеджио,   фортепиано,   и   лишь   затем решаются браться за руководство хором учащихся ДМШ и ДШИ. Хормейстер должен не только глубоко чувствовать музыку, но и уметь глубоко   осознавать   весь   исполнительский   процесс.   Понимать   и   глубоко чувствовать не только, как и что должно звучать, но и какими средствами возможно достигнуть цели.  Между пониманием  музыкального произведения и умением раскрыть его и воплотить в живом звучании – дистанция огромных размеров.   Путём   сокращения   этой   дистанции   должен   стать   планомерный учебный процесс, прежде всего, уроки специальности. Именно здесь учащиеся должны   усвоить   комплекс   технологических   навыков,   необходимых   им   в становлении как специалистов­хормейстеров. В свете это особенно актуальна оказывается   организация   в   классе   (у   каждого   преподавателя   отдела) камерного вокального ансамбля во главе с художественным руководителем­ педагогом  класса.  В   течение   многих   лет   в   СКМК   им.   В.И.   Сафонова   используется методика обучения дирижированию, при которой сочетаются индивидуальные занятия   с   групповыми   (ансамблевыми).   Сразу   же   хотим   оговориться,   что учащимся  I  курса необходим в основном индивидуальный метод обучения, хотя,   присутствуя   на   всех   групповых   занятиях   старшекурсников,   они являются   полноценными   участниками   классного   ансамбля.   В   среднем   у каждого учащегося в месяц – восемь уроков специальности, четыре из них можно использовать для индивидуальной работы, взяв два­три произведения из   программы.   На   этих   уроках   проверяется   разбор   партитуры,   сделанный учащимся дома, проводится тщательный анализ изучаемого произведения. К четвёртому   уроку   ученик   обязан   знать   произведение   на   память   уметь тактировать его, а также петь голоса по нотам. Оставшиеся четыре урока можно   посвятить   коллективному   разучиванию   данного   произведения   с классным ансамблем. При составлении расписания на отделе можно скоординировать работу так, чтобы для учащихся дирижерско­хорового отдела оставлять «зоны» по времени свободные от других занятий, чтобы преподаватели по специальности могли использовать данное время для работы с ансамблями. В   работу   с   ансамблем   включается   одно   из   двух   разучиваемых   с учащимся произведений. Это можно проследить на следующих примерах: у учащегося IIкурса в программу входит удобное для ансамблевого исполнение произведение М. Анцева «Осень»; из программы учащегося  IIIкурса можно включить в работу с ансамблем хор М. Коваля «Ой, земля­земелюшка» из оратории «Емельян  Пугачёв»;  из программы  учащегося  IV  курса – хор  В. Шебалина «Зимняя дорога» на стихи А.С Пушкина. Иногда   в   работу   с   ансамблем     берётся   часть   какого­нибудь   хора, довольно масштабного по форме, например, хора Э.Грига «Олаф Тригвассон», так   как   эта   часть   является   наиболее   трудной   по   своей   ладовой   и гармонической структуре, а также в интонационном и вокальном плане.  В   процессе   самостоятельной   работы   над   произведением   учащийся должен сделать часть аннотации на разучиваемый хор. Аннотация на этом этапе работы должна включать в себя сведения о композиторе, авторе текста, анализ   формы,   гармонический   анализ,   вокально­хоровой,   наметить   план работы над произведением. В процессе разучивания ансамблем произведения, как   правило,   возникает   масса   непредвиденных   «трудностей»:   вокальных, ансамблевых, интонационных и т.д., о которых учащийся и не подозревал, вникая   в   партитуру   с   «теоретической»   точки   зрения.   После   практической работы   над   произведением   классным   ансамблем   аннотация   должна пополняться   сведениями,   отражающими   описание   практического   освоения партитуры   и   преодоление   тех   или   иных   трудностей   в   работе   над   данным произведением. Практическое освоение партитуры позволяет учащимся услышать хор в вокальном звучании. Конечно, в ансамблевой работе преподаватель остаётся основным   руководителем,   но,   исправляя   недочёты,   необходимо   постоянно нацеливать   учащихся   на   анализ   допущенных   ими   ошибок,   будь   то интонационные, ансамблевые, дикционные и прочие погрешности. Пожалуй, самое главное и заключается в том, чтобы выявить природу ошибки. зачин», Например,   при   работе   над   «Весенняя   кантатой»   Г.В.   Свиридова   мы сталкиваемся   с   рядом   трудностей   в   освоении   ладо­гармонического   языка произведения.Вникая   в   музыкальное   содержание   первой   части   кантаты   – «Весенний     выявляем   наличиеполиладовостиg­moll–B­durна протяжении всей части. В цифре 5 на словах «хорошо, светло в мире божием», в партиях теноров и басов — «гроздья» секунд, а в женских голосах –Es­ dur’ное   трезвучие.   В   этом   гармоническом   наслоении   и   заключается интонационная сложность исполнения аккордово­гармонического комплекса хоровой фактуры данной части произведения. Ключ к освоению и осмыслению этой   гармонической   структуры   в   выработке   ансамбля   не   только   между однородными голосами (1 и 2 тенора), сколько в своеобразном ансамблевом объединении (выстраивании) 1­х басов и 2­х теноров, поющих кварту  g­c, а также 2­х басов и 2­х теноров, поющих кварту  f­b. На этом фоне женская группа   должна   самостоятельно   ощутить   аккордово­гармонический комплексEs­dur’ного трезвучия.   где   женская   группа   хора   поёт Аналогичная сложность возникает в каденционной области этой части (последние   четыре   такта),  g­ moll’ныйквартсекстаккорд, а мужская группа хора —  B­dur’ное трезвучие. Если перед разучиванием этой части кантаты не проанализировать хор и не сориентировать учащихся отдельно на звучание каждой группы хора, то вряд ли   они   качественно   отразят   интонационную   сторону   звучания.   Ключ   в освоении   полиладовости   в   том,   что   учащиеся   должны   осознавать   как отдельное   звучание   каждого   лада,   так   и   наложение   этих   двух   ладо­ гармонических комплексов. Гармоническая особенность структуры  второй части кантаты «Песня» в своеобразии взаимодействия тонической функции намечается в одноголосном запеве.   Заканчивается   эта   часть   кантаты   на   субдоминанте,   что   создаёт ощущение   «потерянной»   тоники.   Поэтому   при   разучивании   произведения следует нацелить учащихся на равнозначность этих двух функций в данном хоре.   Без   этой   ориентировки   могут   возникнуть   сложности   вокально­ интонационного плана при освоении гармонического последования аккордов на протяжении всей части. Так на границе 3 и 4 тактов после цифры 18 аккорд IIдорийского c­moll (т.е. d­a­d) сменяется субдоминантовой гармонией (f­as­ c).   Таким   образом,   гармоническую   смену   на   словах   «я   не   в   золоте…» исполнителям   необходимо   мыслить   не   столько   в   чисто   мелодическом движении,   сколько   в   ладо­гармоническом   комплексе   движения   к субдоминанте в минорной тональности.  На основе анкетирования студентов было выяснено, что большинство студентов дирижерско­хорового отдела занимаются в среднем около часа в день. Сравнивая эту цифру с ответами на аналогичный вопрос для студентов отдела «Инструментальное искусство», приходим к выводу о том, что объем самостоятельной домашней работа, выполняемой будущими хормейстерами явно недостаточен. При этом достаточно очевиден и тот факт, что не все учащиеся   занимаются   ежедневно,   в   основном   они   выполняют   задания   для самостоятельно работы лишь накануне урока.  Безусловно,   ансамблевые   занятия   увеличивают   время   пребывания обучающихся на уроках по дирижированию. Вместо 2­х академических часов в   неделю   они   бывают   заняты   до   6­8   часов.   В   среднем   у   ведущих преподавателей   отдела   по   8­10   студентов,   которые   аккуратно   посещают ансамблевые занятия. Соотношение индивидуальных и ансамблевых занятий координируется   преподавателем   в   зависимости   от   целого   ряда   причин: подготовленности учащихся к уроку, от состояния их здоровья и т.д. В ряде случаев ансамблевые занятия могут проводиться и неполным составом и/или с сокращением времени на групповую часть урока. Учитывая все факторы в среднем в течение семестра  (18­20 недель) ансамблем   возможно   освоить   10­12   произведений.   Приведем   список сочинений изученных классным ансамблем в течение 2­го семестра 2017­2018 учебного года: 1. К, Касциолини, мотет «Vieni Creator Spiritus» 2. О. Лассо, фроттола «Тик­так» 3. В.А. Моцарт, «Азбука» 4. В.А.   Моцарт,   Терцет   из   оперы   «Волшебная   флейта»   –   “Откуда приятный и нежный тот звон” 5. В.А. Моцарт «Вечерняя песня» 6. Р. Шуман, канон «В живом веселье мы проводим время» 7. С.И. Танеев, кантата «Иоанн Дамаскин», IIч. – “Но вечным сном…” 8. Русская  народная  песня  в обработке   И.  Пономарькова  «Ни  что  в полюшке не колышется» 9. Русская народная песня в обработке Н.А. Римского­Корсакова «Со вьюном я хожу…» 10.Русская народная песня в обработке Р. Щедрина «Колыбельная» 11. Болгарская народная песня­скороговорка «Посадил полынь я» В круг вокально­технических навыков, которыми студенты дирижерско­ хоровых отделов должны владеть в совершенстве входят: а) управление дыханием; б) выработка ровности звуковедения; в) овладение различными звуковыми (тембровыми) красками; г)   овладение   техническими   приемами   использования   филировки, твердой и мягкой атаки, прикрытия звука и т.д. Классные   ансамблевые   занятия   дают   возможность   преподавателя осуществлять   более   детальный,   четкий   контроль   над   исполнительским дыханием.   У   студентов   (особенно   младших   курсов)   зачастую   очевидным оказывается   неумение   экономного   распределения   дыхания,   что   в   свою очередь   не   позволяет   ровно   (на   одном   дыхании)   исполнить   целую   фразу. Знания и навыки, получаемые на дисциплине «Постановка голоса», должны практически   закрепляться   и   развиваться   на   уроках   специальности.   Это основополагающий принцип междисциплинарных связей.  Одна   из   трудностей   работы   хормейстера   состоит   в   том,   что   перед руководителем   стоит   коллектив   исполнителей,   не   обладающий   едиными приемами   дыхания   и   пения.   Ансамблевое   пение   позволяет   с   большей легкостью   обнаружить   и   исправить   недочеты   и   ошибки   дыхания   и звуковедения.  Студентам старших курсов, исходя из музыкального образа, характера исполняемого   сочинения,   поручается   определять   тип   дыхания,   которое целесообразно использовать в том или ином произведении: легкое или более глубокое,   спокойное   или   активное.   Активное   дыхание   необходимо   при широких   интервальных   ходах   снизу   вверх   и   при   использовании   крупных длительностей,   в   быстром   же   темпе,   напротив,   сильное   активное дыханиебудет мешать легкости. Приступая к разучиванию произведения с ансамблем, студент должен четко следовать заранее составленному исполнительскому плану: определить не   только   цезуры   и   характер   дыхания,   но   и   вокальную   штриховку исполняемого   произведения,   найти   нужный   звук   данного   произведения. «Степень округления звука будет обуславливать тембр звучания» – говорит профессор   В.Г.   Соколов   в   книге   «Работа   с   хором».[1]   Естественно, дирижируя   хоровое   произведение   «под   фортепиано»   студент   вряд   ли научится   определять   необходимую   степень   округления   звука,   находить верный тембр для максимально точной передачи музыкального содержания произведения.  Ансамблевое пение значительно интенсивнее развивает так называемый «вокальный   слух»   –   разновидность   музыкального   слуха,   отличающуюся особой   чуткостью   по   отношению   к   звучанию   человеческого   голоса   в   его тембровых,   динамических   и   интонационно­психологических   оттенках   и градациях.Вокальных   слух   позволяет   отличить   «закрытый   звук»   от «перекрытого», красивый, округлый – от плоского, «белого». [2] Пение   произведения   ансамблем   исключает   формальный   подход   к изучению   программы   по   специальности   и   ставит   перед   студентами   много практических   творческих   задач.   «Нотнаязаись   не   имеет   пока   средств   для обозначения всех тонкостей, присущих природе каждого штриха, между тем как именно от этого зависит подлинно художественное раскрытие образности музыкальной речи. Так staccatoможет быть и более, и менее колючим, острым, воздушным,   прыгающим.   Связность   звуков   может   быть   более   и   менее заметной,   звуки,   связанные   лигой,   могут   исполняться   с   разной   степенью певучести и экспрессивности». [2] Подбор   программы   для   каждого   студента   должен   осуществляться   с учетом   не   только   дирижерских   задач,   но   и   в   равной   мере   вокально­ ансамблевых   требований.   Это   следует   учитывать   на   всех   курсах   при составлении индивидуальных планов работы.  Iкурс   является   для   студентов   этапом   посвящения   в   трудное, многогранное  и зачастую  мало  им  известное  дело.  Уже в начале учебного процесса педагогу необходимо заниматься вопросами исправления вокальных, интонационных   и   прочих   недостатков   (в   случае   их   наличия)   каждого   из студентов,   подобно   вопросам   постановки   аппарата   на   исполнительских специальностях.   Можно   возразить,   что   есть   уроки   вокала   и   хор,   где руководитель осуществляет обучение пению, формирует навыки хоровго и ансамблевого исполнительства. Но все же только на уроках специальности возможен в полной мере индивидуальный одход к каждому обучающемуся.  В   этой   связи   рассмотрим   следующий   пример.   Одной   из распространенных проблем у выпускников ДМШ и ДШИ является отсутствие должной   координации   между   слухом   и   голосом,   результатом   становится недостаточно чистое интонирование при хорошем музыкальном слухе. Причин фальшивой   интонации   может   быть   несколько:   форсирование   звука,   вялое дыхание, низкая певческая позиция, недостатки звукообразования, отсутствие самоконтроля   и   т.д.   Именно   в   задачи   педагога   по   специальности   входит правильно   установить   причину   некачественной   интонации   и   определить способы её исправления, т.к. внутри большого хорового коллектива дирижер не   может   уделить   должное   время   каждому   конкретному   исполнителю. Следует   отметить,   что   непрерывное   напоминание   о   данном   недостатке, стремление  исправить   его в короткие сроки  вызывает  у новичков  стойкий отрицательный рефлекс, затрудняющий борьбу с этим недостатком. Помощь в устранении детонации может оказать пение упражнений без фортепианного сопровождения,   пение   хоровых   партий   без   подыгрывания   на   инструменте. Также полезно петь «стаккатированные» гласные в небыстром темпе, заостряя внимание   студентов   на   ансамбле   вокальной   партии   с   аккомпанементом. Вырабатывать навык внутреннего слуха, самоконтроля и самоанализа полезно пение без сопровождения, а также можно чередовать пение нескольких тактов «вслух»   с   пением   нескольких   тактов   «про   себя».   Студентам,  страдающим таким   недостатком,   не   следует   на   первых   уроках   включать   в   программу произведения в быстром темпе, а наоборот – сосредоточиться на сочинениях в умеренных   и   медленных   темпах,   т.к.   они   дают   возможность   лучше скоординировать слуховые представления с вокальным воспроизведением.  Другая распространенная проблема связана с неточной атакой звука, вялостью дыхания, «подъездами» в звуке. Все это не должно ускользать от внимания преподавателя по специальности. Он должен требовать от ученика повышенного внимания и самоконтроля, не пропускать на уроках ни одной неправильно   спетой   ноты.   Таким   студентам   необходимы   специальные упражнения на гласные и согласные с четкой и яркой ритмикой, петь которые нужно в быстром темпе на staccato.  Кроме   того,   всем   студентам   первого   курса   полезны   дикционные упражнения,   прежде   всего   –   скороговорки,   и   выполнение   их   следует оценивать   в   общем   контексте   самостоятельной   работы   по   специальности. Целесообразно   включать   на   начальном   этапе   обучения   произведения патриотического содержания, яркие по эмоциональному содержанию.  Для   студентов   с   плохим   гармоническим   слухом   пение   в   ансамбле становится   насущной   необходимостью,   так   как   развитие   музыкального осознания   вертикали   проще   и   естественнее   происходит   при   коллективном пении  acapella.   Только   при   этих   условиях   каждый   певец   исполняет   совю партию в полном слуховом контакте с другими партиями, с опоро на реально звучащую гармонию.  У   студентов   старших   курсов   должен   закрепляться   навык самостоятельного   разбора   вокальной   технологии   изучаемых   произведений. Поэтому полезно в домашней работе нацеливать их на подробный вокальный анализ, сочинений включенных в программу. При этом важно побуждать их к инициативному, творческому подходу в изучении. В качестве примера можно предложить им подготовить, сочинить распевку к одному из произведений. Возможно также усилить соревновательный момент, предложив своего рода конкурс   на   создание   лучших   распевок   к   одному   и   тому   же   произведению сразу   нескольким   студентам.   Итог   конкурса   –   высший   балл   студенту, предложившему   лучшую   распевку,   и   включение   этого   упражнения   в ансамблевую работу.  На наш взгляд, в ряде случаев требуется изменение критериев оценки по   специальности.   Ведь   в   данном   случае   большую   роль   играет   не   только собственно   дирижирование,   но   и   непосредственное   пение   в   ансамбле. Возможность пропеть, а следовательно услышать спетое позволяет студентам значительно глубже  и тщательнее освоить  изучаемое произведение. К тому же   передача   и   усвоение   знаний   при   методе   ансамблевого   обучения происходит   значительно   интенсивнее.   Ведь   каждый   студент   фактически изучает не только собственную программу, но и программу своих соучеников, тем самым расширяются знания хоровой литературы в целом, приобретается больше   практических   навыков,   т.к.   каждое   произведение   ставит   перед исполнителями различные художественные и технические задачи.    способность     Студенты приобретают внутреннего предслышаниязвучания,   к   которому   хотят   добиться   в   конечном   итоге. Начинают   ставить   перед   певцами­исполнителями   конкретные   задачи, выдвигать строго определенные требования. Таким образом, приобретается необходимый опыт ведения репетиционной работы параллельно с повышением качества   собственного   пения   в   вокальном   ансамбле.   Студенты   постигают меру   труда   и   усилий   для   достижения   той   или   иной   технической   задачи, необходимой для исполнения конкретного хорового произведения.  В   процессе   обучения   нельзя   ограничиваться   лишь   кругом   узко профессиональных   вопросов,   следует   стараться   расширять   кругозор студентов,   обращаясь   к   смежным   видам   искусства:   истории,   литературе, живописи, театру. Необходимо заботиться о том, чтобы студент всесторонне вникал в произведение в том числе с точки зрения музыкально­исторического контекста его создания. Это вырабатывает по­настоящему профессиональное отношение к интерпретации сочинений.  Уделяя большое внимание формированию вокально­хоровых навыков, нельзя упускать из вида развитие дирижерской технике – важного аспекта профессиональной   подготовки   специалиста.   Однако   дирижированиедолжно стать  как   бы  итогом  всей  той  работы,  о  которой  говорилось  выше.  Тогда мануальная   техника   приобретает   более   осмысленный,   целенаправленный характер.   Студент   начинает   понимать   какой   жест,   какие   дирижерские средства   использовать   для   того,  чтобы  добиться  необходимого  певческого эффекта. Зачастую,   выучив   со   студентом   партитуру,   на   уроках   специальности сразу   переходят   к   концертному   варианту   дирижирования.   Однако концертному   выступлению   предшествует   многотрудный   репетиционный процесс,   во   время   которого   необходимо   использование   различных дирижерских   приемов.   Например,   работая   над   интонацией,   хормейстер должен   предупредить   те   или   иные   интонационные   трудности   и   исправить ошибки. На этом этапе – жест дирижера должен помочь хору вслушаться в произведение,   а   сам   хормейстер   должен   корректировать   интонационную, вокальную,   ансамблевую   и   другие   стороны   исполнения.   Следующий   этап работы   над   произведением   –   динамика,   темп,   агогика   –   также   требует специфического дирижерского жеста.   Таким   образом,   необходимо   осмысление   студентами   всех   приемов дирижирования, усвоение их в каждом новом качестве, совершенствование мануальной техники параллельно с изучением особенностей хормейстерского искусства. С  Iкурса студенты должны на основе коротких упражнений научиться показу тех или иных технических приемов, при этом сразу же желательно отрабатывать   изученный   прием   в   репертуаре   классного   ансамбля,   дать возможность   студенту   продирижировать   хотя   бы   часть   произведения   для того,   чтобы   на   практике   ощутить   правильность   и   целесообразность приобретенного   навыка.   Ярким   примером   в  этом   смысле   является   умение показать резкую смену динамики. Студенты обычно «не готовят» хор к этому, что   безусловно   не   только   желательно,   но   и   обязательно.   Жестом,   рукой следует   показывать   и   потерю   ровности   в   звуковедении   ансамбля   или отсутствие   достаточной   округленности   звучания.   В   данном   случае   косить руки   должна   приобрести   форму   купола.   Если   же   поющие   недостаточно хорошо   реагируют   на   этот   жест,   то   необходимо   поработать   над   этим, обращаясь к поющим с конкретным требованием округления, сохраняя при этом соответствующий дирижерский жест. Ещё один пример: дирижируя «под рояль», студенты мало следят за показом концевых согласных в тексте произведения, а если и показывают, то не   «готовят»   их.   Этот   важный   дирижерский   прием   естественно   и   просто усваивается   благодаря   управлению   вокальным   ансамблем.   Студенты   сами начинают   искать   подчеркнуто   выразительный   жест,   в   том   числе   при самостоятельной работе дома. Приобретая опыт репетиционной работы, студенты начинают понимать основы   её   планирования,   рационального   использования   времени,   вопросы соблюдения   голосового   режима,   учатся   охранять   хороший   темп   работы   и творческую атмосферу в коллективе. Интересный пример соотношения работы в ансамбле и в хоре приводит Б.Тараканов, рассказывая о репетиционном процессе перед выступлением в 1962 г. в Советском Союзе Американского камерного хора под управлением Роберта Шоу. Автор работы «Хор вам в помощь» пишет, что коллектив из 34 певцов   был   развит   на   6   квартетов   (сопрано­альт­тенор­бас)   и   2   квинтета (квартет   с   удвоенным   басом)   и   расставлен   на   сцене   в   наиболее   ярких акустических точках, найденных дирижером заранее. В соответствии с этим каждая группа образовывала как свой внутренний ансамбль, так и становилась ячейкой Общего звучания, Общего ансамбля. [3] В заключение обобщим основные тезисы статьи. 1. Необходимо, чтобы уроки по специальности на дирижерско­хоровом отделении   кроме   собственно   дирижирования   включали   элементы подготовки специалиста­хормейстера, преподавателя пения; 2. Профессионализм   является   предпосылкой   исполнительской свободы. Подлинная свобода приходит лишь при полном владении «строительным   материалом»,   при   обладании   необходимыми техническими навыками и художественном осмыслении. 3. Работа вокального ансамбля в классе по специальности не только обеспечивает постоянную практическую деятельность студентов, но и   способствует   интенсификации   процесса   обучения,   расширению музыкального  кругозора будущих специалистов. Обозначенные   в   статье   проблемы   подготовки   хоровых   дирижеров требуют дальнейшей серьезной разработки как с точки зрения методического освещения,   так   и   в   практической   реализации   –   исправлении   недочетов   в существующей   системе   подготовке   специалистов,   выпускаемых учреждениями среднего и высшего профессионального образования.  Список литературы 1. Соколов В.Г. Работа с хором. М.: Музыка, 1967. 2. Пазовский А.М. Записки дирижера. М.: Советский композитор, 1968. 3. Тараканов   Б.,   или занимательноехороведение. Как в наше время создать хор и не сойти с ума. М.: Издательство РГГУ, 2017.   Федоров   А.   «Хор   вам   в   помощь!»,

Классный вокальный ансамбль как форма обучения на уроках по специальности на дирижерско-хоровых отделах учебных заведений СПО

Классный вокальный ансамбль как форма обучения на уроках по специальности на дирижерско-хоровых отделах учебных заведений СПО

Классный вокальный ансамбль как форма обучения на уроках по специальности на дирижерско-хоровых отделах учебных заведений СПО

Классный вокальный ансамбль как форма обучения на уроках по специальности на дирижерско-хоровых отделах учебных заведений СПО

Классный вокальный ансамбль как форма обучения на уроках по специальности на дирижерско-хоровых отделах учебных заведений СПО

Классный вокальный ансамбль как форма обучения на уроках по специальности на дирижерско-хоровых отделах учебных заведений СПО

Классный вокальный ансамбль как форма обучения на уроках по специальности на дирижерско-хоровых отделах учебных заведений СПО

Классный вокальный ансамбль как форма обучения на уроках по специальности на дирижерско-хоровых отделах учебных заведений СПО

Классный вокальный ансамбль как форма обучения на уроках по специальности на дирижерско-хоровых отделах учебных заведений СПО

Классный вокальный ансамбль как форма обучения на уроках по специальности на дирижерско-хоровых отделах учебных заведений СПО

Классный вокальный ансамбль как форма обучения на уроках по специальности на дирижерско-хоровых отделах учебных заведений СПО

Классный вокальный ансамбль как форма обучения на уроках по специальности на дирижерско-хоровых отделах учебных заведений СПО

Классный вокальный ансамбль как форма обучения на уроках по специальности на дирижерско-хоровых отделах учебных заведений СПО

Классный вокальный ансамбль как форма обучения на уроках по специальности на дирижерско-хоровых отделах учебных заведений СПО

Классный вокальный ансамбль как форма обучения на уроках по специальности на дирижерско-хоровых отделах учебных заведений СПО

Классный вокальный ансамбль как форма обучения на уроках по специальности на дирижерско-хоровых отделах учебных заведений СПО

Классный вокальный ансамбль как форма обучения на уроках по специальности на дирижерско-хоровых отделах учебных заведений СПО

Классный вокальный ансамбль как форма обучения на уроках по специальности на дирижерско-хоровых отделах учебных заведений СПО

Классный вокальный ансамбль как форма обучения на уроках по специальности на дирижерско-хоровых отделах учебных заведений СПО

Классный вокальный ансамбль как форма обучения на уроках по специальности на дирижерско-хоровых отделах учебных заведений СПО

Классный вокальный ансамбль как форма обучения на уроках по специальности на дирижерско-хоровых отделах учебных заведений СПО

Классный вокальный ансамбль как форма обучения на уроках по специальности на дирижерско-хоровых отделах учебных заведений СПО

Классный вокальный ансамбль как форма обучения на уроках по специальности на дирижерско-хоровых отделах учебных заведений СПО

Классный вокальный ансамбль как форма обучения на уроках по специальности на дирижерско-хоровых отделах учебных заведений СПО

Классный вокальный ансамбль как форма обучения на уроках по специальности на дирижерско-хоровых отделах учебных заведений СПО

Классный вокальный ансамбль как форма обучения на уроках по специальности на дирижерско-хоровых отделах учебных заведений СПО

Классный вокальный ансамбль как форма обучения на уроках по специальности на дирижерско-хоровых отделах учебных заведений СПО

Классный вокальный ансамбль как форма обучения на уроках по специальности на дирижерско-хоровых отделах учебных заведений СПО

Классный вокальный ансамбль как форма обучения на уроках по специальности на дирижерско-хоровых отделах учебных заведений СПО

Классный вокальный ансамбль как форма обучения на уроках по специальности на дирижерско-хоровых отделах учебных заведений СПО

Классный вокальный ансамбль как форма обучения на уроках по специальности на дирижерско-хоровых отделах учебных заведений СПО

Классный вокальный ансамбль как форма обучения на уроках по специальности на дирижерско-хоровых отделах учебных заведений СПО

Классный вокальный ансамбль как форма обучения на уроках по специальности на дирижерско-хоровых отделах учебных заведений СПО

Классный вокальный ансамбль как форма обучения на уроках по специальности на дирижерско-хоровых отделах учебных заведений СПО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2019