Клавирное творчество И. С. Баха
Оценка 4.7

Клавирное творчество И. С. Баха

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
музыка +1
Взрослым
20.09.2018
Клавирное творчество И. С. Баха
Среди величайших композиторов прошлого Бах – явление исключительное. Этот художник и сегодня кажется нам неисчерпаемым, его творчество – всеобъемлющим. Именно глубиной и всеохватностью баховского искусства, был потрясен Бетховен, когда воскликнул: «Не ручей, а море должно быть имя ему» . Высказывание советского исследователя музыки академика Бориса Владимировича Асафьева повествует о том, что Иоганн Себастьян Бах сделал много, что воспринимается не как личность, а как целая «творческая лаборатория».
ИЗМ2.docx
1. КЛАВИРНОЕ ТВОРЧЕСТВО И. С. БАХА Заметный подъем клавирного искусства наблюдается в первой половине XVIII  века;   он   связан   с   деятельностью   выдающихся   мастеров:   Франсуа Куперена (1668 – 1733), Доменико Скарлатти (1685­1757), Георга Фридриха Генделя (1685 – 1759), Иоганна Себастьяна Баха (1685 – 1750) и других. Не умаляя исторической роли Куперена, Скарлатти, Генделя, следует особенно выделить   значение   Баха   как   величайшего   новатора   в   области   клавирного творчества. Огромная любовь Иоганна Себастьяна Баха к органу не исключала его постоянного   интереса   и   к   другим   инструментам.  Особое   место   среди   них занимает клавир. Бах один из первых по­настоящему оценил потенциальные возможности   этого   инструмента,   его   универсальность.   В   своей   работе композитор   ориентировался   на   разные   типы   существовавших   в   его   время инструментов. Он писал для звонкого клавесина с несколькими мануалами и небольшого   клавикорда   с   менее   яркой,   но   певучей   звучностью.   Многие баховские   сочинения   не   «помещаются»   в   современный   ему   клавир,   они кажутся   написанными   для   инструмента,   которого   ещё   нет,   но   появление которого композитор безошибочно предчувствует. Всем своим творчеством он   как   бы   подсказывает   пути   развития   и   усовершенствования     самого инструмента.  В творческих поисках композитор отталкивался от существовавших в его   время   традиций.   В   первой   половине  XVIII  века   клавир   был   по преимуществу   инструментом   для   домашнего   музицирования,   а   так   же инструментом учебным. Круг его возможностей представлялся ограниченным. Его образной сферой были жанровые сценки, иногда лирика – тонкая, хотя не всегда глубокая. Новаторство Баха заключается прежде всего в обогащении содержания клавирной музыки, в смелом расширении её образного диапазона. Композитор доказал, что клавирная музыка может выражать  разнообразные аффекты: и лирические   настроения,     и   глубокие   философские   мысли,   и   праздничную приподнятость чувств, и душевную смятенность.  Звонкий,   четкий   и   довольно   быстро   угасающий   звук   клавесина побуждал   композиторов   –   современников   Баха   к   созданию   музыки подвижной, украшенной мелизмами, часто – энергичной, моторной, но всегда основанной   на   четком   пальцевом   ударе.     Бах   ощутил   иные   возможности инструмента – доносить смысл каждой интонации, важной в образном смысле детали. Именно на этом основаны клавирные темы Баха.  Новаторский подход Баха к клавиру проявился в разносторонности его трактовки. Композитор доказал, что этот инструмент может быть не только камерным,   но   и   ярким,   концертным,   пригодным   для   исполнения   как   в домашней обстановке, так и перед большой публикой. Не ограничиваясь жанрами, традиционными для этого инструмента, Бах обращается также к тем, которые сложились в музыке органной, скрипичной. Под   непосредственным   воздействием   итальянского   скрипичного   концерта возникли   клавирные   концерты   Баха   –   он   явился   родоначальником   этого жанра.  Клавирная музыка Баха вобрала в себя и некоторые черты оперного стиля.   Они   выявляются   прежде   всего   в   своеобразных   инструментальных речитативах.  Именно в области клавирной музыки, где композитор менее всего был связан с традицией (не столь богатой, как, например, в органной музыке), он особенно   много   экспериментировал.   Поиски   нового   были   направлены,   в частности,   на   углубленную   разработку   самого   музыкального   языка, закономерностей   формы.   В   клавирном   творчестве   он   особенно   смело разрабатывал такую новую область музыкального языка, как гармония. Здесь получила свое законченное, классическое выражение фуга – наиболее сложная и совершенная из полифонических форм. Клавирные   произведения   композитор   писал   на   протяжении   всего творческого пути. Первые клавирные произведения И. С. Баха появились в Арнштадте   и   Веймаре   –   «Каприччио   на   отъезд   возлюбленного   брата», токкаты,   прелюдии   и   фуги,   фантазии,   сюиты,   ария   с   вариациями   в итальянской   манере,   концерты.   Его   ранние   произведения   охватывают практически все жанры его клавирного творчества, а вместе с тем и жанры клавирной музыки, характерные для эпохи барокко. Итогом раннего периода явились   «Английские   сюиты»   (1714).   Особой   интенсивностью   клавирного творчества отмечен кётенский период: «Хорошо темперированный  клавир» (I том,   1722),   15   инвенций   (1723),   «французские   сюиты»   (пять   из   шести) (1725), партиты (1726), «Хроматическую фантазию   и фугу» (окончательная версия   1729),   «Итальянский   концерт»   и   «Французскую   увертюру»   (1735), концерты для клавесина с оркестром (1738), «Гольдберт­вариации» (1741), «Хорошо темперированный клавир» (II том 1742). Этот список произведений, расположенный в хронологическом порядке, свидетельствует о том, что  клавирное творчество не имело   перерывов,  что оно действительно охватывает все периоды жизни композитора, и главное о неодолимой   внутренней   потребности   Баха   писать   для   этого   любимого   им инструмента.  Искусство   Баха­исполнителя   на   клавире   не   уступало   его   искусству органиста.   В   его   творчестве   есть   произведения,   явно   ориентированные   на концертную   специфику   клавесина   ­   «Хроматическую   фантазию     и   фугу», «Итальянский концерт», концерты для клавесина с оркестром,   «Гольдберт­ вариации».   Другие   сочинения,  по   всей   вероятности,  для   клавикорда   с   его более   камерным,   интимным   и   певучим   тоном   –   инвенции,   аллеманды, прелюдии. По мнению М. С. Друскина, «клавесин и клавикорд, друг друга взаимодополняя, в равной степени вдохновляли Баха».

Клавирное творчество И. С. Баха

Клавирное творчество И. С. Баха

Клавирное творчество И. С. Баха

Клавирное творчество И. С. Баха

Клавирное творчество И. С. Баха

Клавирное творчество И. С. Баха
Скачать файл