Среди величайших композиторов прошлого Бах – явление исключительное. Этот художник и сегодня кажется нам неисчерпаемым, его творчество – всеобъемлющим. Именно глубиной и всеохватностью баховского искусства, был потрясен Бетховен, когда воскликнул: «Не ручей, а море должно быть имя ему» .
Высказывание советского исследователя музыки академика Бориса Владимировича Асафьева повествует о том, что Иоганн Себастьян Бах сделал много, что воспринимается не как личность, а как целая «творческая лаборатория».
ИЗМ2.docx
1. КЛАВИРНОЕ ТВОРЧЕСТВО И. С. БАХА
Заметный подъем клавирного искусства наблюдается в первой половине
XVIII века; он связан с деятельностью выдающихся мастеров: Франсуа
Куперена (1668 – 1733), Доменико Скарлатти (16851757), Георга Фридриха
Генделя (1685 – 1759), Иоганна Себастьяна Баха (1685 – 1750) и других. Не
умаляя исторической роли Куперена, Скарлатти, Генделя, следует особенно
выделить значение Баха как величайшего новатора в области клавирного
творчества.
Огромная любовь Иоганна Себастьяна Баха к органу не исключала его
постоянного интереса и к другим инструментам. Особое место среди них
занимает клавир. Бах один из первых понастоящему оценил потенциальные
возможности этого инструмента, его универсальность. В своей работе
композитор ориентировался на разные типы существовавших в его время
инструментов. Он писал для звонкого клавесина с несколькими мануалами и
небольшого клавикорда с менее яркой, но певучей звучностью. Многие
баховские сочинения не «помещаются» в современный ему клавир, они
кажутся написанными для инструмента, которого ещё нет, но появление
которого композитор безошибочно предчувствует. Всем своим творчеством
он как бы подсказывает пути развития и усовершенствования самого
инструмента.
В творческих поисках композитор отталкивался от существовавших в
его время традиций. В первой половине XVIII века клавир был по
преимуществу инструментом для домашнего музицирования, а так же
инструментом учебным. Круг его возможностей представлялся ограниченным.
Его образной сферой были жанровые сценки, иногда лирика – тонкая, хотя не
всегда глубокая.
Новаторство Баха заключается прежде всего в обогащении содержания
клавирной музыки, в смелом расширении её образного диапазона. Композитор
доказал, что клавирная музыка может выражать разнообразные аффекты: и лирические настроения, и глубокие философские мысли, и праздничную
приподнятость чувств, и душевную смятенность.
Звонкий, четкий и довольно быстро угасающий звук клавесина
побуждал композиторов – современников Баха к созданию музыки
подвижной, украшенной мелизмами, часто – энергичной, моторной, но всегда
основанной на четком пальцевом ударе. Бах ощутил иные возможности
инструмента – доносить смысл каждой интонации, важной в образном смысле
детали. Именно на этом основаны клавирные темы Баха.
Новаторский подход Баха к клавиру проявился в разносторонности его
трактовки. Композитор доказал, что этот инструмент может быть не только
камерным, но и ярким, концертным, пригодным для исполнения как в
домашней обстановке, так и перед большой публикой.
Не ограничиваясь жанрами, традиционными для этого инструмента, Бах
обращается также к тем, которые сложились в музыке органной, скрипичной.
Под непосредственным воздействием итальянского скрипичного концерта
возникли клавирные концерты Баха – он явился родоначальником этого
жанра.
Клавирная музыка Баха вобрала в себя и некоторые черты оперного
стиля. Они выявляются прежде всего в своеобразных инструментальных
речитативах.
Именно в области клавирной музыки, где композитор менее всего был
связан с традицией (не столь богатой, как, например, в органной музыке), он
особенно много экспериментировал. Поиски нового были направлены, в
частности, на углубленную разработку самого музыкального языка,
закономерностей формы. В клавирном творчестве он особенно смело
разрабатывал такую новую область музыкального языка, как гармония. Здесь
получила свое законченное, классическое выражение фуга – наиболее сложная
и совершенная из полифонических форм.
Клавирные произведения композитор писал на протяжении всего
творческого пути. Первые клавирные произведения И. С. Баха появились в
Арнштадте и Веймаре – «Каприччио на отъезд возлюбленного брата», токкаты, прелюдии и фуги, фантазии, сюиты, ария с вариациями в
итальянской манере, концерты. Его ранние произведения охватывают
практически все жанры его клавирного творчества, а вместе с тем и жанры
клавирной музыки, характерные для эпохи барокко. Итогом раннего периода
явились «Английские сюиты» (1714). Особой интенсивностью клавирного
творчества отмечен кётенский период: «Хорошо темперированный клавир»
(I том, 1722), 15 инвенций (1723), «французские сюиты» (пять из шести)
(1725), партиты (1726), «Хроматическую фантазию и фугу» (окончательная
версия 1729), «Итальянский концерт» и «Французскую увертюру» (1735),
концерты для клавесина с оркестром (1738), «Гольдбертвариации» (1741),
«Хорошо темперированный клавир» (II том 1742).
Этот список произведений, расположенный в хронологическом порядке,
свидетельствует о том, что клавирное творчество не имело перерывов, что
оно действительно охватывает все периоды жизни композитора, и главное о
неодолимой внутренней потребности Баха писать для этого любимого им
инструмента.
Искусство Бахаисполнителя на клавире не уступало его искусству
органиста. В его творчестве есть произведения, явно ориентированные на
концертную специфику клавесина «Хроматическую фантазию и фугу»,
«Итальянский концерт», концерты для клавесина с оркестром, «Гольдберт
вариации». Другие сочинения, по всей вероятности, для клавикорда с его
более камерным, интимным и певучим тоном – инвенции, аллеманды,
прелюдии. По мнению М. С. Друскина, «клавесин и клавикорд, друг друга
взаимодополняя, в равной степени вдохновляли Баха».
Клавирное творчество И. С. Баха
Клавирное творчество И. С. Баха
Клавирное творчество И. С. Баха
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.