Ключевые понятия, которыми оперирует педагог по эстрадному вокалу.
-Диапазон-совокупность всех звуков от низшего до высшего предела, воспроизводимых данным голосом или музыкальным инструментом (муз.). Диапазон человеческого голоса равняется в среднем двум октавам.
-Тембр - важнейшее качество и выразительное средство голоса, особенно певческого. Характеризуя тембр, обычно определяют его как - «Эстрадный вокал» - эстрадное пение сочетает в себе множество песенных направлений, объединяет всю палитру вокального искусства. Эстрадный вокал, прежде всего, подразумевает пение с эстрады, но понятие эстрадного вокала, как правило, связывают с лёгкой и доступной к пониманию музыкой. В эстрадном вокале можно услышать и народные мотивы, и элементы джаза, это так же и авторская песня и элементы рок музыки. Эстрадный вокал отличается от академического вокала более открытым и более естественным звуком. Однако, певческие навыки, правильная позиция и опора звука так же необходимы в эстрадном вокале, как и в академическом.
- Джазовый вокал – прежде всего, подразумевает идеальное чувство ритма и гармонии, а так же подвижность голоса и умение импровизировать. В джазовом пении необходимо чувствовать форму произведения, уметь преподнести своё понимание мелодической темы, видоизменяя её но, не покидая нужной гармонии. Так же важно чуткое партнёрство музыкантов, умение импровизировать на ходу.
- Постановка голоса – применение вокальной методики на практике. Прежде всего, к постановке голоса относится постановка дыхания. Навыки дыхательной методики необходимы вокалисту. Диафрагма – грудобрюшная перегородка, на которую опирается грудная клетка. Правильная работа диафрагмы определяет правильное вокальное дыхание и подачу звука.
- Голосовой аппарат- представляет собой сложную систему, в которую входят многие органы.
Основное значение в производстве звука принадлежит гортани. Непринужденное свободное положение гортани считается наиболее "благоприятным" для пения. Здесь воздух, выталкиваемый легкими, встречает на своем пути сомкнутые голосовые связки и приводит их в колебательное движение. Голосовые связки могут быть длинными и короткими, толстыми и тонкими.
Колеблющиеся голосовые связки образуют звуковую волну. Но для того, чтобы человек произнес букву или слово, необходимо деятельное участие губ, языка, мягкого неба и т.д. Только слаженная работа всех органов голосообразования обеспечивает правильное пение.
-Певческие резонаторы- в, основном, это полости, которые в результате физического явления совпадения частот колебаний (физическое
его явление резонанса) увеличивают силу первичного звука, рождаемого на связках, и окрашивают. В вокальной практике используются понятия грудного и головного резонаторов. Природой данные человеку приспособления позволяют певцу использовать акустическое пространство, не прибегая к усиливающим голос и придающим ему новые качества приборам .
-Дикция- является средством донесения текстового содержания произведения, и одним из важнейших средств художественной выразительности раскрытии музыкального образа (Если гласная имеет полетность, согласная “полетит” вслед за ней). В понятие дикции входят: культура, орфоэпия и логика речи.
"приятный", "мелодический", "металлический", "глухой", "мягкий" и т. д. Формируется тембр благодаря сопутствующим основному тону призвукам — обертонам (гармоникам). Они возникают как в голосовой щели при колебаниях голосовых складок, так и при прохождении звука через резонаторные полости
-Приемы звуковедения—в эстрадном вокале существует много приемов звуковедения, но все эти приемы сводятся к основным формам звуковедения: легато, нон легато и стаккато.
1. Легато (legato, uтал. – связанно) – непрерывное, связанное, плавное пение без толчков, без прерывания дыхания на гласных, с перенесением согласных, заканчивающих слог, к следующему слогу, а также “пропевание” звучащих (л, м, н, р) согласных. При легато все согласные должны быть плотно “сцеплены” между собой. Произношение согласных производится быстро, без нарушения единого потока звука. Прием звуковедения легато является одним из важнейших средств выразительного исполнения мелодии, так как он отражает главное в процессе пения: плавность, напевность.
2.Нон легато (non legato) – прием звуковедения, предусматривающий разделение звуков, которые не связываются между собой, и некоторое подчеркивание каждого звука мелодии, но с сохранением ее непрерывности. Разделение звуков производится кратковременной задержкой (без возобновления) дыхания перед новым звуком. Подчеркивание звуков не должно переходить в нарочитые акценты и тем более – в цезуры или паузы.
3.Стаккато (staccato, итал. – оторванный, отделенный) – прием звуковедения, указывающий исполнять звуки отрывисто, короткими длительностями, легкими толчками, отделяя один звук от другого.
-Репертуар – звуковая карта, на которой видны творческие маршруты
коллектива. Вопрос формирования репертуара всегда был основным в творчестве
вокальных ансамблей. От умелого подбора репертуара зависят рост и
перспектива развития коллектива. Чтобы правильно подобрать репертуар,
руководитель должен помнить о задачах поставленных перед ансамблем и выбранное произведение так же должно быть направлено на отработку некоторых навыков.
Репертуар должен отвечать таким требованиям:
1)Носить воспитательный характер;
2) Быть высокохудожественным;
3) Соответствовать возрасту и пониманию детей ;
4) Соответствовать возможностям данного исполнительского коллектива;
5) Быть разнообразным по характеру, содержанию;
6) Подобранным трудностям, т.е. каждое произведение должно двигать
коллектив вперёд в приобретение тех или иных навыков, или закреплять их.
-Многоголосие и унисон:
1)Унисон-это слитное звучание двух или нескольких звуков, совпадающих по высоте.
2)Многоголосие-многоголосное пение составляет ценнейшую традицию русской хоровой культуры, эстрадного пения в частности.
Вся красота вокального исполнения открывается именно в многоголосии. Стремлением каждого детского вокального коллектива должно быть исполнение на несколько голосов.
Многоголосие является одним из наиболее выразительных средств в вокальной музыке, однако процесс его освоения достаточно сложен. Успех работы во многом зависит от того, как осуществлялось изучение основ многоголосного пения.
-Фонограммы(минусовка и плюсовка): Фонограмма - слово многозначное. И, конечно, разбираться в особенностях звукового сопровождения очень важно для исполнителя.
1)»Минусовка» (от слова «минус»)- это записанное на какой-либо носитель музыкальное сопровождение песни без вокальной партии. .«Минусовка», как правило, записывается в студии и обладает высоким качеством.
2)»Плюсовка»- музыка вместе с голосами. Это те песни, которые мы слушаем на компакт-дисках или в интернете.
Конечно, нежелательно, чтобы «плюс» звучал на концертах. Если аппаратура зала не позволяет воспроизвести качественный живой звук, можно использовать вариант «ДАБЛ-трека» - то есть
вживую петь вместе с негромко прописанными голосами. Они придадут «стабильность» звучанию и выступят своеобразной страховкой для исполнителей.
-Использование ТСО-разработка методики вокальной работы с учащимися, включающей в себя использование комплекса ТСО аудиовизуального типа, позволяющего активизировать их зрительное и слуховое восприятие звучания собственного голоса, а, следовательно, усиливать самоконтроль во время пения; -использование в качестве учебного репертуара образцов высокохудожественных произведений, отвечающих интересам и возрастным возможностям юных вокалистов; -организация эстрадно-сценической деятельности учащихся при использовании электронной техники и возможностей студии звукозаписи при подготовке к концертным выступлениям. Использование технических средств обучения, включающих в себя современную аппаратуру звукозаписи, позволяет создавать такие акустические условия, которые могут способствовать не только одномоментному улучшению звучания голоса певца, но и оптимизировать всю учебную работу в ансамбле.
-
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.