Ключевые компетенции как цель и результат начального общего образования
Оценка 4.7

Ключевые компетенции как цель и результат начального общего образования

Оценка 4.7
Лекции +1
docx
чтение
3 кл
31.03.2017
Ключевые компетенции как цель и результат начального общего образования
В данной статье речь пойдет об одной из ключевых компетенций школьников - коммуникативной. На каждом этапе развития общества перечень ключевых компетенций зависит от тех ценностей, которые считаются значимыми в данный момент. Чаще всего выделяют те ключевые компетенции, которые ориентированы на долгосрочную перспективу. В этот минимум входит коммуникативная компетенция, без которой невозможна социальная адаптация учащегося. Именно поэтому главной задачей школы становится формирование коммуникативной компетенции школьников на протяжении всех лет обучения средствами учебных предметов.
статья Ключевые компетенции как цель и результат начального общего образования.docx
Поздравляем! Ваш материал успешно опубликован! Вы можете получить свидетельство редакционной экспертизы. Для получения свидетельства: 1. Запомните, а лучше запишите номер Вашего заказа: 51059 2. Оплатите Заказ любым удобным для Вас способом. Стоимость  свидетельства 230 руб. 3. На странице получения документов, перейти на которую можно, нажав  кнопку "Документ"  в верхнем меню сайта, введите необходимые данные и скачайте  свидетельство. Ключевые компетенции как цель и результат начального общего образования Все компетенции классифицируются по уровню и по виду. По   уровню   выделяют   ключевые   (универсальные,   базовые, элементарные), метапредметные (общепрофессиональные, надпредметные) и предметные (специальные) компетенции. Ключевые   компетенции   –   «наиболее   общие   (универсальные) способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях возрастающего динамизма современного общества».  Универсальные   способы,   методы,   приёмы   достижения   значимых   для человека целей представляют собой ключевые компетенции, которые носят надпредметный   характер.   Следовательно,   можно   сделать   вывод,   что овладение ключевыми компетенциями должно быть целью любого человека. Усвоение ключевых компетенций обеспечивает функциональную грамотность, социализацию, потенциальную эффективность в деятельности. Совет   Европы   определил   5   ключевых   компетенций:   политические   и социальные, межкультурные, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией,   связанные   с   возрастанием   информатизации   общества, способность   учиться   на   протяжении   жизни   как   основа   непрерывного обучения. В   российских   классификациях   представлены   ценностно­смысловая, общекультурная, учебно­познавательная, информационная, коммуникативная, социально­трудовая   компетенции   и   компетенция   личностного самосовершенствования.  Образовательные компетенции А.В. Хуторским дифференцируются по тем же уровням, что и содержание  образования: - ключевые   (реализуемые   на   метапредметном,   общем   для   всех предметов содержании); - общепредметные (реализуемые на содержании, интегративном для совокупности предметов, образовательной области); предметные (формируемые в рамках отдельных предметов). - На каждом этапе развития общества перечень ключевых компетенций зависит от тех ценностей, которые считаются значимыми в данный момент. Чаще всего выделяют те ключевые компетенции, которые ориентированы на долгосрочную   перспективу.   В   этот   минимум   входит   коммуникативная компетенция,   без   которой   невозможна   социальная   адаптация   учащегося. Именно   поэтому   главной   задачей   школы   становится   формирование коммуникативной компетенции школьников на протяжении всех лет обучения средствами учебных предметов. Г.А. Сергеев выделяет четыре ключевые компетенции: - - - ролевые (трудовые, социальные, политические); информационные (отбор информации и передача информации); коммуникативные (языковые и речевые); - самосовершенствования   (интеллектуального,   духовного, физического, эмоционального развития). - Общими   для   ключевых   компетенций   является   социальная   и личностная  значимость,  смысловая  ценность  компетенции, её практическая обусловленность.   Очевидно,   что   без   этих   ключевых   компетенций   невозможна   жизнь   в обществе.   Именно   они   формируют   высший,   личностный   уровень   развития учащегося, и в начальной школе им должно уделяться большое внимание, так как в младшем школьном возрасте человек формируется как личность. Характерные   признаки   ключевых   компетентностей,   определенные   в Стратегии   модернизации   содержания   общего   образования   ­   это   надпредметность   и   междисциплинарность, многофункциональность, многомерность. А.В.   Хуторской   выделяет   семь   групп   ключевых   компетенций: учебно­познавательные, ценностно­смысловые, информационные,   коммуникативные,   социально­трудовые,   личностного общекультурные,     самосовершенствования.   Причем   каждая   группа   содержит   элементы самостоятельной учебной деятельности.  Применительно к школьному образованию Лебедев О.Е. под ключевыми компетентностями   понимает   способность   учащихся   самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. Эта способность может быть реализована и за рамками школьного образования.  Исходя   из   вышесказанного,   можно   сделать   вывод,   что   основным результатом   образовательной   деятельности   становится   формирование ключевых компетентностей.  Краевский   В.В.,   Хуторской   А.В.   относят   ключевые   образовательные компетентности к верхнему, общепредметному содержанию образовательных стандартов. Под   ключевыми   Иванова   Т.В.  понимает  «наиболее   универсальные   по своему характеру и степени применимости компетенции», их формирование осуществляется   в   рамках   каждого   учебного   предмета,   то   есть,   они надпредметны.  Перечень   ключевых   компетенций   и   соответствующих   им компетентностей определяется требованиями Федеральных государственных образовательных   стандартов   и   отражает   комплексность   представляемого   в нём   содержания   с   точки   зрения   вклада   каждого   учебного   предмета   в формирование планируемых результатов.  В   качестве   метапредметных   результатов   начального   общего образования   выделяют   такие   ключевые   компетенции   как   социальные, коммуникативные, информационные, образовательные и толерантность.  Каждая  из  них  основывается   на определенных  видах  деятельности   и выступает в качестве ведущей в отдельных учебных предметах. Требования к метапредметным результатам отражены во ФГОС НОО, они   включают   освоение   обучающимися   коммуникативных   универсальных учебных действий, «обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями» и   соответствующими   им   компетентностями.   Среди   коммуникативных универсальных   действий   в   качестве   метапредметных   результатов   в   ФГОС НОО названы такие как: «готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права   каждого   иметь   свою;   излагать   свое   мнение   и   аргументировать   свою точку   зрения   и   оценку   событий;   умение   договариваться   о   распределении функций   и   ролей   в   совместной   деятельности,   готовность   конструктивно разрешать   конфликты   посредством   учета   интересов   сторон   и сотрудничества».  Чтобы достичь результатов начального образования, в соответствии с ФГОС НОО, нужно формировать коммуникативную компетенцию младших школьников и коммуникативных УУД. Необходимость   формирования   ключевых   компетенций   как планируемого результата начального общего образования закреплена в таких государственных   документах,   как   ФГОС   НОО,   Федеральная   целевая программа развития образования на 2011­2015 годы, Стратегия модернизации содержания общего образования, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».  На   основании   вышеизложенного   можно   говорить   о   ключевых компетенциях как цели и результате начального общего образования, среди которых   особое   значение   имеют:   образовательная,   коммуникативная, информационная, социальная и толерантность.  Выводы Проанализировав литературу по теме, стало очевидным что, имеются различия   в   содержании   понятий   компетенция   и   компетентность,   но   и прослеживается их взаимосвязь. Компетентность представлена как свойство личности, которая определяется ее внутренними особенностями протекания психологических процессов. Можно сделать вывод, что компетентность ­ это внутреннее   психическое   образование,   характеризующие   развитие   личности. Следовательно,   если   у   личности   имеется   возможность   проявления компетенций   в   соответствующей   деятельности,   то   можно   говорить   о компетентности.  Очевидно, что компетенция – это условие формирования и проявления компетентности, а компетентность является условием успешной реализации соответствующей   ей   компетенции.   Компетентность   отличается   от компетенции   тем,   что   компетентность   является   внутренним   психическим образованием,   уникальным   свойством   личности,   а   компетенция   –   это социальная роль. Можно сделать вывод, что любая компетенция предполагает наличие соответствующей   ей компетентности,  а любая компетентность   может  быть реализована при наличии соответствующей компетенции.  В   ФГОС   НОО   в   портрете   выпускника   представлены   полномочия, которые определяют овладение младшим школьником социальной ролью. Эти полномочия названы ключевыми и определяют основные сферы деятельности (компетенции), в которых ученик должен проявить свою компетентность.  Компонентами   компетенции   являются   представления,   мотивы, предметные и универсальные учебные действия, позитивный опыт реализации компетенции. Специфическими   особенностями   ключевых   компетенций   младших школьников,   как   планируемых   результатов   ФГОС   НОО   являются: многофункциональность, интеллектуальные умения.    надпредметность   и   междисциплинарность, Список литературы: 1. Баранников, А.В.. Самообразование и компетентностный подход ­ качественный ресурс образования: Теория и практика ­ М.: Московский центр качества образования, 2009. ­ 496 с., С. 72­73,74  2. Ананьев,  Б.Г.  Анализ   трудностей   в  процессе   овладения   детьми чтением и письмом. // Психология чувственного познания. М. : АПН РСФСР. 1960. С.399­459  3. Иванов,  Д.А.  Компетентности  и  компетентностный  подход  в современном образовании / Д.А. Иванов. – М. : Чистые пруды, 2007. 4. Иванова, Е.О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево­ ориентированным  и  культурологическим  /  Е.О.  Иванова  //  Эйдос  :  Интернет­ журнал. – 2007. – [Электронный ресурс].  5. Ладыженская, Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения. – М.: Флинта: Наука, 1998. – 136 с. 6. Ушаков,   Д.Н.   Большой   толковый   словарь   русского   языка. Современная редакция – М.: ООО «Дом Славянской книги», 2008. – С. 130  7. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт начального общего образования. ­ М.: Просвещение, 2010. – 31 с.

Ключевые компетенции как цель и результат начального общего образования

Ключевые компетенции как цель и результат начального общего образования

Ключевые компетенции как цель и результат начального общего образования

Ключевые компетенции как цель и результат начального общего образования

Ключевые компетенции как цель и результат начального общего образования

Ключевые компетенции как цель и результат начального общего образования

Ключевые компетенции как цель и результат начального общего образования

Ключевые компетенции как цель и результат начального общего образования

Ключевые компетенции как цель и результат начального общего образования

Ключевые компетенции как цель и результат начального общего образования

Ключевые компетенции как цель и результат начального общего образования

Ключевые компетенции как цель и результат начального общего образования

Ключевые компетенции как цель и результат начального общего образования

Ключевые компетенции как цель и результат начального общего образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017