Курс "Хочу все знать" 1 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа курса "Хочу все знать" общеинтеллектуальной направленности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Методический конструктор"/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М: Просвещение, 2010г. Данная образовательная программа составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы», с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ, 2012 г.
Программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, для обучения решению различных задач творческого и поискового характера, подготовки их к участию в интеллектуальных играх, а также позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
Актуальность данной программы предназначена для развития интеллектуальных способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное "открытие", знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволяет обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои Содержание и методы обучения программы “Хочу все знать” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках математике и русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Общая характеристика.
Цели программы: создать условия для формирования интеллектуальной активности; расширить и углубить знания по математике и русскому языку. Задачи программы:
-способствовать расширению кругозора;
-развивать мотивацию к познанию и творчеству;
-развивать любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
-формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся;
-воспитывать чувства справедливости, ответственности;
-обучать младших школьников работе с различными источниками информации; -развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу.
Отличительные особенности программы:
В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников. В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют. Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок, заинтересовывают детей.
При этом идет развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить. Также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас. В каждом занятии прослеживаются три части:
· игровая;
· теоретическая;
· практическая
Основные виды деятельности:
-решение логических задач по разным отраслям знаний;
-работа с различными источниками информации;
-составление собственных логических задач, ребусов, головоломок.
Предполагаемые результаты:
-повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся; -формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации;
-развитие коммуникативной компетентности детей.
Формы проверки результативности занятий:
-выпуск книг-самоделок собственных логических заданий; -подготовка и проведение детьми "Минуток смекалки" на уроках;
-участие в интеллектуальных играх.
Содержание программы соответствует общеинтеллектуальному направление. На изучение данной программы в первом классе выделяется 56 часов (2 часа в неделю, 28 недель)
Описание ценностных ориентиров содержания программы:
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Особенности организации учебного процесса.
Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них.
Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения; - задания на развитие логического мышления.
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути.
Включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды); - выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел). Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Основные принципы распределения материала:
1)системность: задания располагаются в определенном порядке;
2)принцип "спирали": задания повторяются;
3)принцип "от простого - к сложному": задания постепенно усложняются;
4)увеличение объема материала;
5)наращивание темпа выполнения заданий; 6)смена разных видов деятельности.
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
• Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития; • Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
• Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся; Контрольные задания.
• Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержание программы: В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. Методы и приемы организации деятельности третьеклассников ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Большое внимание уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, осуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.
Задания открывают широкие возможности для развития у учеников наблюдательности, воображения, логического мышления.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения заданий.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки.
1 класс
Содержание программы
Раздел 1. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.
Раздел 2. Развитие познавательных процессов: восприятия, мышления, воображения, слуховой и зрительной памяти, внимания, речи.
1. Развитие концентрация внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.
2. Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
3. Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
4. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.
5. Совершенствование воображения. Задания по прикладыванию спичек. Рисуем по образцу.
6. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.
7. Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Тренировка внимания.
8. Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.
Раздел 3. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических.
1. "Прятки с предлогами". Обучение решению и составлению ребусов.
2. "Что скрывает сорока?" Обучение решению и составлению ребусов, содержащие числа.
3. "Что бы это значило?" Обучение разгадыванию и составлению рисуночных ребусов.
4. "Карусель загадок". Обучение разгадыванию и составлению загадок.
5. "Путешествие в сказку". Решение логических задач о сказочных героях.
6. Секреты анаграммы.
7. Крылатые слова.
8. Пословица недаром молвится.
9. Антонимы.
10. Веселая арифметика. Решение задач-шуток.
11. Синонимы.
12. Игра "Найди лишнее". "Умные цепочки". Обучение составлению логических цепочек.
13. "Волшебный квадрат". Обучение решению и составлению "магических" квадратов.
14. Игра со спичками (знакомство с римской нумерацией, решение геометрических задач)
15. Игра "Что? Где? Когда?"
16. Веселая арифметика. Решение и составление задач-шуток.
17. Что увидел Шерлок Холмс? Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связей.
18. Игра "Самый умный".
Раздел 4. Выявление уровня развития внимания, восприятия воображения, памяти и мышления на конец учебного года.
Тематическое распределение часов
№ |
Название раздела |
Кол-во Часов. |
1. |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. |
1ч. |
2. |
Развитие познавательных процессов: восприятия, мышления, воображения, слуховой и зрительной памяти, внимания, речи. |
13ч. |
3. |
Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр. |
41ч. |
4 |
Выявление уровня развития внимания, восприятия воображения, памяти и мышления на конец учебного года. |
1ч. |
Итого: |
|
56 ч. |
Календарно-тематическое планирование 1 класс.
№ заня тия п/п |
№ заня тия в разде ле |
Тема занятия. |
Характеристика основных видов деятельности учащихся. |
Дата план |
Дата факт |
Прим ечан ие |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. (1ч) |
||||||
1 |
1 |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок) |
Внимательно слушать и понимать задание. Наблюдать. Действовать по инструкции. Ориентироваться на плоскости листа. |
|
|
|
Развитие познавательных процессов: восприятия, мышления, воображения, слуховой и зрительной памяти, внимания, речи. (13ч) |
2. |
1. |
Развитие концентрация внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. |
Узнавать предмет по заданным признакам. Сравнивать геометрические фигуры. Задание: «Чем отличаются линейка и треугольник? |
|
|
|
3. |
2. |
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. |
Тренировать слуховую память. Сравнивать, находить общие и отличительные признаки предметов, цифр, букв. Классификация. Задание: «Выдели несколько групп». |
|
|
|
4. |
3. |
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. |
Учимся давать определения понятиям. Развивать мыслительные операции анализа и синтеза. |
|
|
|
5. |
4. |
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. |
Называть предметы по описанию. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание. |
|
|
|
6. |
5. |
Совершенствование воображения. Задания по прикладыванию спичек. Рисуем по образцу.
|
Называть предметы по описанию. Различать предметы по форме. |
|
|
|
7. |
6. |
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. |
Выделять закономерности, завершать схемы. Сравнивать предметы. |
|
|
|
8. |
7. |
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Тренировка внимания.
|
Демонстрировать способность переключать, распределять внимание. |
|
|
|
9. |
8. |
Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. |
Демонстрировать целенаправленное, осмысленное наблюдение.
|
|
|
|
10. |
9. |
Тренировка зрительной памяти. Развитие |
Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство |
|
|
|
|
|
мышления. Тренировка внимания. |
времени, веса, расположенности в пространстве.
|
|
|
|
11. |
10. |
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. |
Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве. |
|
|
|
12. |
11. |
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. рисуем по образцу. |
Называть предметы по описанию. Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.
|
|
|
|
13. |
12. |
Развитие логического мышления. Совершенствование логических операций. |
Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.
|
|
|
|
14. |
13. |
Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. |
Учимся давать определения понятиям. Решать логические задачи, составлять и преобразовывать предметы.
|
|
|
|
Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр. (33ч) |
||||||
15. |
1 |
Игра "Прятки с предлогами". Обучение решению и составлению ребусов. |
Точно выполнять действия под диктовку. Сравнивать, устанавливать закономерности. |
|
|
|
16 |
2 |
Обучение решению и составлению ребусов. |
Точно выполнять действия под диктовку. Сравнивать, устанавливать закономерности. |
|
|
|
17. |
3 |
Игра "Что скрывает сорока?" |
Делать умозаключения из двух суждений. Называть последовательность простых действий. |
|
|
|
18 |
4 |
Обучение решению и составлению ребусов, содержащие числа. |
Делать умозаключения из двух суждений. Называть последовательность простых действий. |
|
|
|
19 |
5 |
Обучение решению и составлению ребусов, содержащие числа. |
Делать умозаключения из двух суждений. Называть последовательность простых действий. |
|
|
|
20 |
6 |
"Что бы это значило?" Обучение разгадыванию и составлению рисуночных ребусов. |
Решать задачи, раскодировать слова, отгадывать и составлять ребусы. |
|
|
|
21. |
7 |
"Что бы это значило?" Обучение разгадыванию и составлению рисуночных ребусов. |
Решать задачи, раскодировать слова, отгадывать и составлять ребусы. |
|
|
|
22 |
8 |
"Карусель загадок". Обучение разгадыванию и составлению загадок. |
Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. |
|
|
|
23 |
9 |
"Карусель загадок". Обучение разгадыванию и составлению загадок. |
Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. |
|
|
|
24 |
10 |
"Путешествие в сказку". Решение логических задач о сказочных героях. |
Составлять небольшие рассказы, сочинять сказки. |
|
|
|
25. |
11 |
"Путешествие в сказку". Решение логических задач о сказочных героях. |
Составлять небольшие рассказы, сочинять сказки. |
|
|
|
26 |
12 |
Секреты анаграммы. |
Решать задачи, раскодировать слова. |
|
|
|
27 |
13 |
Секреты анаграммы. |
Решать задачи, раскодировать слова. |
|
|
|
28 |
14 |
Крылатые слова. |
Подбирать фразеологизмы. |
|
|
|
29 |
15 |
Пословица недаром молвится. |
Объяснять смысл крылатых метафорических выражений. |
|
|
|
30. |
16 |
Пословица недаром молвится. |
Объяснять смысл крылатых метафорических выражений. |
|
|
|
31 |
17 |
Антонимы. |
Называть противоположные по смыслу слова, решать задачи на смекалку. |
|
|
|
32 |
18 |
Антонимы. Синонимы. |
Называть противоположные и близкие по смыслу слова, решать задачи на смекалку. |
|
|
|
33 |
19 |
Веселая арифметика. Решение задач-шуток. |
Решать арифметические ребусы и числовые головоломки. |
|
|
|
34. |
20 |
Веселая арифметика. Решение задач-шуток. |
Решать арифметические ребусы и числовые головоломки. |
|
|
|
35 |
21 |
Веселая арифметика. Решение задач-шуток. |
Решать арифметические ребусы и числовые головоломки. |
|
|
|
36 |
22 |
Синонимы. |
Отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков. |
|
|
|
37. |
23 |
Синонимы. |
Отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков. |
|
|
|
38. |
24 |
Игра "Найди лишнее". "Умные цепочки". Обучение составлению логических цепочек. |
Находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой -второму множеству. |
|
|
|
39 |
25 |
Игра "Найди лишнее". "Умные цепочки". Обучение составлению логических цепочек. |
Находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой -второму множеству. |
|
|
|
40 |
26 |
"Волшебный квадрат". Обучение решению и составлению "магических" квадратов. |
Заполнять магические квадраты. |
|
|
|
41 |
27 |
"Волшебный квадрат". Обучение решению и составлению "магических" квадратов. |
Заполнять магические квадраты. |
|
|
|
42 |
28 |
"Волшебный квадрат". Обучение решению и составлению "магических" квадратов. |
Заполнять магические квадраты. |
|
|
|
43. |
29 |
Игра со спичками (знакомство с римской нумерацией, решение геометрических задач) |
Объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и решением. |
|
|
|
44 |
30 |
Игра со спичками (знакомство с римской нумерацией, решение геометрических задач) |
Объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и решением. |
|
|
|
45 |
31 |
Игра со спичками (знакомство с римской нумерацией, решение геометрических задач) |
Объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и решением. |
|
|
|
46. |
32 |
Игра "Что? Где? Когда?" |
Развивать знания и кругозор ребенка. |
|
|
|
47 |
33 |
Игра "Что? Где? Когда?" |
Развивать знания и кругозор ребенка. |
|
|
|
48. |
34 |
Веселая арифметика. Решение и составление задач-шуток. |
Решать арифметические ребусы и числовые головоломки. |
|
|
|
49 |
35 |
Веселая арифметика. Решение и составление задач-шуток. |
Решать арифметические ребусы и числовые головоломки. |
|
|
|
50 |
36 |
Антонимы |
Отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков. |
|
|
|
51. |
37 |
Что увидел Шерлок Холмс? Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связей. |
Проходить числовые лабиринты, содержащие двое- трое ворот. |
|
|
|
52 |
38 |
Что увидел Шерлок Холмс? Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связей. |
Проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот. |
|
|
|
53. |
39 |
Игра "Самый умный". |
Находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи. |
|
|
|
54 |
40 |
Игра "Самый умный". |
Находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи. |
|
|
|
55 |
41 |
Игра "Самый умный". |
Находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи. |
|
|
|
Выявление уровня развития внимания, восприятия воображения, памяти и мышления на конец учебного года. (1ч) |
||||||
56. |
1. |
Выявление уровня развития внимания, восприятия |
Понимать и запоминать учебную задачу. |
|
|
|
|
|
воображения, памяти и мышления на конец учебного года. |
Применять полученные знания и умения. Действовать по инструкции. Объяснять и обосновывать выбор своего действия. Ориентироваться на плоскости листа. Контролировать результат своей деятельности (обнаруживать и устранять ошибки). |
|
|
|
Результаты освоения программы:
Личностными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих умений:
− Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
− В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
− Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
− Проговаривать последовательность действий .
− Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
− Учиться работать по предложенному учителем плану.
− Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
− Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
− Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
− Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
− Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
− Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
− Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
− Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
− Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
− Слушать и понимать речь других.
− Читать и пересказывать текст.
− Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. − Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; -выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Материально-техническое обеспечение:
УМК:
О.А. Холодова. " Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей", рабочие тетради в двух частях: 1-4 класс. Москва: РОСТ, 2012г..
О.А. Холодова. "Умным умникам и умницам", Методическое пособие для учителя 1 -4 класс.-
М.: РОСТ, 2012г.
УМК:
1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
6. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
7. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
8. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003
9. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
10. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991
11. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
12. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
13. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
14. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
15. Тарабарина Т.И. «50 игр на логику» издательство - Академия развития, Ярославль , 2001 г.
16. Стромчинская Е.М. Дидактический материал по математике. 1 класс: Волгоград, Учитель 2007г
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.