Ключи успеха по формированию у обучающихся понимания исторического прошлого в рамках программы ФГОС ООО
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №17 городского округа Вичуга
Ивановской области
История в школе – важнейший мировоззренческий и образовательный предмет. Знание истории даёт возможность выстроить стройную систему понятий, целостную картину мира, осознать взаимосвязь событий и явлений. История учит мыслить глобально. Знание прошлого помогает разобраться в настоящем и предсказать будущее, оберегает отдельных людей и целые народы от повторения давно уже совершённых ошибок. История помогает найти в прошлом ответы на поставленные сегодня вопросы.
Фактически – это ответ на вопрос моим ученикам - зачем нужно изучать историю? Опираясь на свою практику, вижу существующее противоречие между низким уровнем мотивации к изучению истории и предъявляемыми требованиями к выпускнику согласно ФГОС. Но больше всего беспокоит беспомощность учащихся, их неумение разбираться в море информации, которой они окружены. В нашем обществе, где долгое время почти воткрытую провозглашался принцип «каждый сам за себя», основной ценностью становится поиск удовольствий. Потребитель (ученик, ребенок), получивший доступ к социальным сетям, ищет что-то интересное и находит различного рода пересказы истории, подчас сознательно фальсифицированные или какие-либо фейки, искажающие действительную информацию. Знания, полученные таким путем, порою приводят подростков к агрессии, недоверию к авторитетам, в том числе и государственной власти, вовлечению в экстремистские течения. Фальсификация истории ведет к искажению исторического сознания и разрушению идентичности народа России. А эта проблема может рассматриваться как угроза безопасности государства.
Поэтому эти два фактора повлияли на мой выбор темы методической разработки «Ключи успеха по формированию у обучающихся понимания исторического прошлого в рамках программы ФГОС ООО».
Цель: Апробировать методы, приемы и технологии, с помощью которых можно успешно формировать у обучающихся понимание исторического прошлого.
Задачи:
1. Выявить наиболее эффективные приемы, методы, формы и технологии по формированию у обучающихся понимания исторического прошлого.
2. Развить интерес и уважение к истории и культуре своего и других народов.
3. Сформировать у обучающихся чувство гражданской ответственности, любви и уважения к Родине на основе единых патриотических ценностей, гордости за собственную страну, ее историю и культуру, достижения в экономике, науке и спорте, готовности к служению Отечеству и созидательной защите интересовРоссийской Федерации.
Время создания и апробации МР.
Таблица 1
Дата |
название |
содержание |
|
2019 |
Подготовительный
|
Изучение теоретических и методологических аспектов преподавания истории Поиск методического инструментария в рамках проблематики «Активные формы работы на уроках»
|
|
|
Освоение ИКТ-технологий, проектно-исследовательского метода, теории проблемного обучения Разработка рабочих листов.
|
||
2020г. |
Изучение педагогического опыта по теме: «Мотивация к изучению истории», «Познавательная активность на уроках истории» |
||
|
|||
Разработка модели рабочей тетради для учителя «Нескучные уроки» |
|||
2021-2023 |
реализация |
Реализация на практике нескучных уроков. Проведение открытых уроков на базе школы и города Участие в муниципальных конкурсах среди педагогов « Мой лучший урок».
|
|
2022-2023 |
апробация |
Выступление на педагогическом совете школы с мастер-классом. Представление методической разработки на областном конкурсе «Педагог года 2022» |
|
Обоснование особенностей и авторства (личный вклад)
Сущность методической разработки заключается в повышении уровня обученности и качества образования обучающихся на основе применения в обучении современных технологий, способствующих пониманию истории.
Личная концепция автора:
1. вариативность и личностная ориентация образовательного процесса;
2. отбор содержания учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
3. внедрение в процесс обучения ИКТ, обеспечивающих доступ к различным информационным ресурсам и способствующих обогащению содержания обучения, придающих ему логический и поисковый характер;
4. использование приемов, технологий, личностно значимых для обучающихся.
В своей работе я выделяю две основные плоскости когнитивной (то есть мыслительной деятельности, приводящей к пониманию истории) деятельности учащихся:
· формирование широкого круга исторических знаний (понятия, события, личности, явления, факты и т.д.)
· и развитие ключевых компетенций, позволяющих самостоятельно оперировать этими знаниями (поиск, анализ, обобщение, выявление связей, структурирование и систематизация, сопоставление и т.д.)
Основные теоретические и методические идеи.
Вопросы познания исторической науки многоаспектны и исследуются с различных точек зрения. Оговорюсь, что меня интересует педагогическая точка зрения на проблему воспитания у обучающихся стремления понимания истории своей страны, а так же Всемирной истории. Уверена, что многие мои коллеги задаются вопросом: какие методы и приёмы можно использовать для того, чтобы ученики, живущие в условиях информационной перегруженности, высоких учебных нагрузок, с интересом воспринимали исторические знания, впитывали национальную культуру, становились достойными гражданами современной России?
В процессе создания своей методической разработки я опиралась на исследования известных специалистов в области педагогики: на учебники, монографии и статьи, методические пособия, лекции преподавателей российских ВУЗов, статьи по методике преподавания истории, которые размещены в сети Интернет. Ознакомилась с теорией свободного обучения (С.Т.Шацкий), с идеями экспериментального направления в обучении А.П. Нечаева и В.М.Бехтерева; с теорией взаимосвязи обучения и развития Л.С.Выготского и П.П. Блонского; с подходами к изменению методики обучения Ю.К Бабанского, М.Н.Скаткина.
Главным нормативным источником, которым я руководствовалась при написании данной работы, является Федеральный государственный образовательный стандарт, в котором прописаны общие требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы.
Научить детей понимать историю, для меня как для педагога, – это значит знать методы и приемы обучения пониманию истории.
Есть разные классификации методов обучения.
В рамках традиционной классификации (Перовский Н.П.) выделяют следующие методы:
1.практические (опыты, упражнения, учебная практика и др.);
2 наглядные (иллюстрация, демонстрация, наблюдение и др.);
3. словесные: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия и др.);
4. работа с книгой (чтение, конспектирование, цитирование, составление плана.
5. видеометоды (просмотр, обучение через Интернет, контроль).
Одной из наиболее известных классификаций является классификация И. Я. Лернера и М. Н. Скатнина. Согласно данной классификации по характеру познавательной деятельности методы обучения подразделяются следующим образом: (эвристические, исследовательские; объяснительно-иллюстративные, проблемные, репродуктивные).
Существует деление на традиционные методы, новые и новейшие. Традиционные методы обеспечивают функцию трансляции (лекции, семинары, практические занятия); новые (имитационные) – обеспечивают усиление роли мышления и развитие мотивации обучающихся; новейшие (инновационные игры, организационно- деятельностные игры, организационно-мыслительные игры) - обеспечивают формирование интеллектуальной культуры и культуры саморазвития (по О.С. Анисимову).
Есть интерактивные методы обучения, к которым относят ролевые игры, «мозговые штурмы», дискуссии, проектную деятельность и т.д. (А.К. Адильбекова).
Изучив методы по преподаванию и пониманию истории, я пришла к выводу, чтов чистом виде методы на уроке не встречаются, так как любое действие – многоаспектное; методы всегда ориентированы на цель урока; метод – не сама деятельность, а способ её осуществления, который учитель проектирует заблаговременно.
С понятием «метод» тесно связано понятие «приёмы». Приёмы – это действия, направленные на решение конкретных задач. Заинтересовать обучающихся, вовлечь в активную деятельность на уроке позволяет применение различных приемов.
Основные методические идеи:
1. Активная деятельность на уроке обучающихся
2. Дифференциация обучения
3. Создание ситуации успеха у ребенка.
Технологичность инструментария.
Методическая разработка создана на основе концепции исторического образования, которая призвана стать важным фактором в достижении целей преподавания истории, прежде всего для воплощения идей гражданственности, патриотизма и общероссийского единства, а также построена на линейной системе изучения истории. Главная идея - научить целостному восприятию истории.
Деятельность по воспитанию у обучающихся потребности понимания истории строится в соответствии с важнейшим дидактическим принципом системности, обеспечивающим целостность процесса обучения. Под технологичностью инструментария понимаю - удобство, целесообразность и совместимость функционирования конкретных педагогических технологий, методов и приемов в соответствии с целями и задачами МР.
В практической педагогической деятельности для меня на первый план вышли проблемы подачи исторического материала, приемы формирования образов главных исторических фактов, приёмы изучения хронологических и статистических данных на уроке истории, работа с историческими источниками. Поэтому, передо мной встала задача – решить данные проблемы через диагностическое целеполагание, планирование, проектирование процесса обучения, поэтапной диагностики, а также варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Достигнуть определенных результатов мне помогают три ключа к пониманию истории:
1. Ключ №1. Говорить о сложном - просто и понятно.
2. Ключ №2. Изучай историю, выходя за рамки учебника
3. Ключ № 3. Через деятельность - к познанию и пониманию.
Каждый ключ предполагает использование современных технологий:
ü ИКТ-технологии в интеграции с игровыми технологиями;
ü технологию активного обучения по работе с большим объемом информации;
ü технологию изучения понятийного аппарата;
ü проектную технологию,
а также – совокупность различных приемов, способствующих пониманию истории:
· Творим образ изучаемого
· Проводим аналогию через призму личного социального опыта
· Рисуем понятие
· Интеллект-карта или древовидная схема
· Мозговой штурм
· Пошаговое объяснение – алгоритм
· Инфографика
· Рабочие листы и др.
Приведу конкретные примеры
Ключ1. Говорить о сложном – просто и понятно.
Урок повторения и обобщения по истории в 7 классе. Тема: Почему так говорят, что хуже грозного царя только междуцарствие?
Используя полученные знания в ходе изучения темы, прошу детей положить на одну сторону кирпичики, на которых написаны добрые дела царя Ивана IV Грозного, а на другую - кирпичики, на которых написано, что плохого он сделал страны и народа (работа учащегося или группы ребят на доске наглядно). В результате, ребята самостоятельно делаю вывод на основе сложившейся образной картины, о том, что в период правления Ивана Грозного страна пришла в экономический и политический упадок.
Изучая тему Смутное время, на карту вывешивали цепочку с именами правителей начала 17 века, а также цепочку событий, влиявших на жизнь страны. Получилось:
Иван Грозный - это эпидемия, грабители – опричники, закрепощение крестьян, голод.
Междуцарствие – это эпидемии, бунты, грабители, слабела вера, самозванцы, захват земель, голод, бояре предатели, страна «ничья»
Страна была беззащитной перед грабителями и иноземными захватчиками. Она могла потерять независимость. Делаем вывод о том, какие бедствия стране принесло Смутное время. Их больше, чем во время правления Ивана Грозного. Вот почему так говорят, что хуже грозного царя только междуцарствие.
Домашнее задание: Что мы празднуем 4 ноября в День народного единства? И почему? (через родительский комитет привлекаю родителей к оказанию помощи ребенку).
Пытаясь понять сегодня происходящее, мы обращаемся к прошлому. И, наверное, неслучайно появление нового праздника 4 ноября – Дня народного единства, который совпал с праздником Иконы Казанской Богоматери. Единение, единство и согласие – это то, что нужно нашему народу, который переживает тяжелые времена. Это то, что нужно нашей стране, которая имеет многострадальную историю, чтобы стать великой страной, великой державой, имя которой – Россия.
Единение, единство и согласие нужно и сегодня - единодушное желание низвергнуть неофашизм, распространившийся на территории Украины в целях безопасности государственности России.
Данный пример показывает изучение сложной темы «Смутное время» через наглядное образное восприятие и личностное восприятие событий начала 17 века (домашняя работа), а также продемонстрировано, как уроки прошлого находят отражение в сегодняшнем дне.
Ключ 2. Изучай историю, выходя за рамки учебника.
Главной особенностью детей в 21 веке – это то, что они не представляют свою жизнь без телефонов и социальных сетей. У них есть кумиры-блогеры. Дети активно смотрят Tik-tok, Инстаграмм, ВКонтакте, RUTUBE и др. Я задалась себе вопросом: неужели блогер может быть интереснее учителя? И я решила быть на одной волне со своими учениками:
1. Ознакомила своих подопечных с функцией Рилс в социальных сетях для создания и публикации коротких видео на историческую тему. Многие ребята откликнулись на это предложение. Так, например, родились ролики о денежной реформе 1538 года, о Петре I, об Иване Грозном, о подвиге Ивана Сусанина, императоре АлександреI и др.
2. Мы с ребятами научились работать в жанре «Косплей». Ученик создает фото в образе исторического деятеля с помощью программы Photoshop. Под картинку сам пишет короткий текст, который бы отражал события из его жизни, эпохи. Главное условие – не допускать фактических ошибок, как грамматических, так и исторических. Например, ученик в образе Петра I написал: «Воевал с турками, шведами, стал плотником, играл в солдатиков, а теперь я – император!».
3. Считаю, что сегодня для учеников восприятие текста категорически уступает визуальному. Многие ребята не читают, а воспроизводят информацию с помощью фото, видео, билборда и т.д. (Билборд – это рекламный щит, в переводе с английского «доска объявлений»). Это ассоциативная и имиджевая реклама. Используя этот интерес, удалось привлечь ребят к городскому конкурсу социальных роликов. Лаврина Алина и 5 класс заняли 3 место в номинации «Социальный ролик» в 2020 году, а также 8 класс занял 1 место в 2022 году.
4. Задание для ребят «Фото исторического объекта или с историческим объектом» пробуждает интерес к истории, формирует ценностные ориентиры человека и гражданина. Цель - рассказать историю фотографируемого объекта. Это может быть что угодно — монеты, старинные вещи, памятники. Важно, чтобы фото было сделано самими учеником. Особенно ярко этот прием отражается в изучении локальной истории родного края.
5. На уроке истории и обществознания на этапе контроля знаний я использую сайт http://kahoot.com/. Дети через логин и пароль подключаются онлайн с помощью своего телефона. На интерактивной доске отображаются вопросы, а на экранах телефонов обучающихся варианты ответов на эти вопросы. Промежуточно между вопросами появляется рейтинг лучшего показателя ответов на вопросы. Данный прием способствует сокращению времени при проверке домашнего задания, а также его можно использовать на этапе закрепления материала урока.
6. В урочной деятельности с целью повышения познавательного интереса использую собственно разработанные исторические игры «Мафия» - тема «Наполеон и Александр», «Мемори» - тема «Древнегреческая мифология, «Домино» - тема «Восточные славяне», «Исторические пазлы» - тема «Дворцовые перевороты», «Исторический календарь» - темы «Великая Французская революция». Цель игр - повторение и закрепление материала; создание исторических образов, углубление знаний по изученным темам, пробуждение интереса к изучаемому.
7. В 5,6,7 классах по итогам изучения тем использую квест-игры среди параллели классов, такие как «Государства Западной Европы 16-первой половины 17 века» 6 класс; «Торговля в средние века» 6 класс, 9-11 класс – «Ленинград. Блокада». Любая квест игра сопровождается интерактивной презентацией. Цель – систематизация знаний, развитие логики и коммуникативных навыков учащихся.
Ключ № 3 Через деятельность – к познанию и понимаю.
На мой взгляд, очень важно при изучении истории использовать проектно-исследовательскую технологию. Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, а для меня, как учителя, это возможность акцентирования внимания старшеклассников к вопросам истории. Ребята знакомятся с Интернет-ресурсами, программным обеспечением, облачными сервисами для работы с информацией. В распоряжении старшеклассников современные девайсы: ноутбуки, планшеты, фотокамеры, позволяющие сделать процесс обучения индивидуальным и групповым одновременно. На занятиях ребята монтируют свои видео и фото, хранят их в общем облачном сервисе. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Так, в апреле 2021 года ребята защитили 24 проекта. Темы были самыми различными: «Зависимость от социальных сетей», «Исследование 3Д технологий на примере создания и печати шахматных фигур»; туристический маршрут «Дорогами памяти»; Банковские карты и другие. В марте 2022 году успешно защитились 27 проектов на школьной конференции.
Практика показывает, что использование ИКТ в интеграции с игровыми технологиями, технологийактивного обучения по работе с объемным материалом, изучения понятийного аппаратав процессе обучения и воспитания способствует формированию у обучающихся ценностных ориентиров, чувства национальной идентичности в соотношении с исторической памятью, а также повышает эффективность усвоения материала и интерес к пониманию исторического прошлого.
Технологичность инструментария на уроке по МР
Уровни |
Содержание |
Педагогические технологии |
• ИКТ-технологии • Технологии активного обучения по работе с объемным материалом • Технология изучения понятийного аппарата • Проектная технология • Игровые технологии |
Методы |
· Метод проектов · Метод сотрудничества · Интерактивный метод · Коммуникативный метод · Игровой метод обучения · ИКТ · Наглядный метод, · частично-поисковый (эвристический) |
Методические приемы |
Приемы для развития познавательной деятельности: § Точка удивления § Распределить/классифицировать § Соотнести § Что? Где? Когда? и почему? § Предположить § Да/нет § Яркое пятно Приемы для развития регулятивных учебных действий § Определение темы урока по визуальному ряду § Формулировка цели урока, исходя из темы и проблемы § Формулировка задач урока по плану содержания темы для достижения цели урока § Составление плана работы на уроке § Работа с рабочими листами § Принятие учащимися форм и организации работы на уроке § Самооценивание, взаимооценивание, оценивание по эталону, оценивание по критерию
Приемы для развития коммуникативных учебных действий: § Мозговой штурм § Работа в команде § Взаимопроверка § Взаимооценивание Приемы для развития личностных результатов: § Ответ на проблемный вопрос § Личное отношение к сути проблемного вопроса § Рефлексия поднятием «ладошки» § Творческое домашнее задание по выбору § Подведение итогов урока. |
Психологическая комфортность взаимодействия всех участников процесса |
1. «Несерьезная нотка» (игра в ДАРТС) 2. Соблюдение правил в команде: закон правой руки – поднял руку – говори, тебя слушают; Работай с самоотдачей на результат; Не понял- спроси!
|
Продуктом моей методической разработки
стала тетрадь для учителя «Нескучные уроки», в которой собраны
около 1500 комбинаций уроков.
Данная тетрадь может быть использована
любым педагогом. Приемы разработаны для
каждого этапа урока.
Эффекты внедрения
Эффектами внедрения данной МР является практическая реализация ФГОС ООО. Непосредственным эффектом является повышение мотивации учащихся к истории России. Это выражается в качестве знаний по предмету; в желании участвовать в олимпиадах различного уровня по предмету, в предметной неделе по истории, в различные рода исследовательских исторических проектах и конкурсах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.