Книжные традиции в российской семье
Сегодня вы познакомитесь с традициями семейного чтения. Сначала рассмотрим само понятие слова традиция. В переводе с латинского оно означает «передача». Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений: взгляды, вкусы, идеи, обычаи. (Словарь русского языка С. И. Ожегова).
Если Вы перенесетесь в свое детство, то наряду с любимыми людьми, родными стенами в сознании возникнет что-то особенное, присущее только вашей семье. Это «что-то» и есть семейная традиция. А запоминается она потому, что много раз повторялась и прочно поселилась в детской памяти.
Семейные традиции — это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей.
В каждой семье свои традиции, например: совместные чтения интересной книги; парадный сервиз на семейном празднике; сказка на ночь; семейный выход на парад в День Победы; яблочный пирог, испеченный бабушкой; вечер, когда все собирались к чаю и рассказывали друг другу о событиях дня; подарки, сделанные своими руками для членов семьи.
Существует также прекрасный обычай называть ребенка в честь кого-нибудь из членов семьи, есть так называемые «семейные имена». Кроме того, нашей уникальной традицией считается присвоение отчества. У нас у каждого человека есть отчество. Отчество проливает свет на родство (сын-отец) и выражает почтение. Называть кого-то по отчеству – значит, быть с ним вежливым.
Давней русской традицией можно назвать передачу и хранение вещей, принадлежащих далеким (и не очень) предкам, своим потомкам. Например, прабабушкина шкатулка или прадедушкины часы, дедушкин полевой бинокль, бабушкина самодельная кукла – семейные реликвии, которые хранятся долгие годы и передаются подрастающему поколению. История вещей становится не только достоянием отдельно взятой семьи, но и историей народа и всей Родины в целом.
Когда появились фотоаппараты, люди стали составлять, а потом и хранить семейные альбомы. Этот обычай успешно дошел и до наших дней – наверное, у большинства имеются старые альбомы с фотокарточками дорогих сердцу родных, может быть, уже ушедших из жизни.
Традиции семейного чтения уходят корнями в далёкое прошлое нашей истории. Следует отметить: несмотря на то, что традиция семейного чтения в России была практически утрачена, именно в нашей стране семейное чтение имеет удивительную историю развития.
О семейном чтении можно говорить, начиная примерно с IX века, с процесса воспитания в семьях древних восточных славян. Большинство населения занималось земледелием и охотой. Воспитанию в семье придавалось всё большее значение, так как требовался сильный и умелый работник: пахарь, охотник, воин. Эти и другие жизненно важные качества формировались в семьях в результате целенаправленного воспитания.
К древнейшим видам устного народного творчества относят заговоры, в которых переплетались сказки, реальность и мечты. У восточных славян использовались пословицы, поговорки, сказания, рассказы о мифических персонажах: волхвах, летучих змеях, где говорилось о героях, которым следовало подражать, о моральных нормах.
Миф — это повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.
Вот пример одного мифа: славяне верили, что первыми богами были Мать-Земля и Отец-Небо. В начале мира не было ни суши, ни неба, а только синее море. Отец-Небо, у которого было имя Див, птицей нырнул на дно моря и достал со дна комок земли. Из этого комка земли Див сделал сушу, а позже и ее обитателей. Див сотворил небо и стал управлять им, а сушу отдал во владение своей жене, Матери-Земле. На суше благодаря плодородной Земле разрослись растения и расплодились животные. Див и Мать-Земля вступили в брак и произвели на свет трех богов-братьев: бога ветров Стрибога, бога неба Сварога и бога грозы Перуна. Сварог выковал в своей кузнице небесный свод и установил законы, которые должны были исполняться и на небе, и на земле. Он стал защищать законы и правила и наказывать тех, кто их нарушал. Перун стал разъезжать по небу на колеснице и пасти стада дождевых туч.
Этот миф показывает нам, что славяне очень уважали законы. Славяне считали, что законы появились задолго до самих людей, в те давние времена, когда создавался мир. Законы установил сам бог Сварог, и он же наказывает за их нарушение. Миф учит исполнять закон и поклоняться богам, чтобы не навлечь на себя божью кару.
Славяне почитали также и других богов: жизни и смерти, плодородия и растительного царства, небесных светил и огня, неба и войны; олицетворялись не только солнце или вода, но и многочисленные домовые и лесные духи.
Немного позднее стали создаваться русские богатырские былины, они могут быть поставлены в ряд с героическими мифами. Былина - это особый жанр русского фольклора, который относится к народной эпической песенной поэзии. Основным сюжетом былины являлось какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории.
Герои былин - Илья Муромец, Вольга, Микула Селянинович, Василий Буслаев и другие воспринимаются не только как личности, имеющие отношение к определенной исторической эпохе, но и прежде всего - как герои, защитники. Отсюда - их единство с природой и волшебная сила, их непобедимость: практически нет былин о гибели богатырей или о поигранных ими сражениях.
Сейчас я вам зачитаю фрагмент былины «Добрыня и змей»:
Добрынюшке-то матушка говаривала,
Да и Никитичу-то матушка наказывала:
- Ты не езди-ка далече во чисто поле,
На тую гору да сорочинскую,
Не топчи-ка младыих змеенышей,
Ты не выручай-ка полонов да русскиих,
Не купайся, Добрыня во Пучай-реке,
Та Пучай-река очень свирепая,
А середняя-то струйка как огонь сечет!
А Добрыня своей матушки не слушался.
Как он едет далече во чисто поле,
А на тую на гору сорочинскую,
Потоптал он младыих змеенышей,
А й повыручил он полонов да русскиих.
Богатырско его сердце распотелося,
Распотелось сердце, нажаделося -
Он приправил своего добра коня,
Он добра коня да ко Пучай-реке,
Он слезал, Добрыня, со добра коня,
Да снимал Добрыня платье цветное,
Да забрел за струечку за первую,
Да он забрел за струечку за среднюю
Как видно, былины сложены стихами, слог в былинах отличается богатством поэтических оборотов. Русские былины являются эпическими песнями о русских богатырях; именно здесь мы находим отражение общих для них свойств и историю их жизни, подвиги и стремления, чувства и мысли.
Постепенно семейное чтение входит в быт русской семьи. Замечательный этап в развитии семейного чтения и расширении его традиций начинается с середины XVIII века. К этому времени особую роль в русской культуре начинает играть женщина-мать, которая чётко улавливала общественные настроения и потребности. С большой долей вероятности можно сказать, что именно она поняла роль семейного чтения в детской жизни и воспитании. В то время женщины часто сами сочиняли сказки для своих детей.
Ярким примером может служить то, что Императрица Екатерина II сочинила две сказки — «Сказка о Царевиче Хлоре» (1781) и «Сказке о Царевиче Февее» (1783). Эти сказки предназначались её внукам — Александру (будущему императору) и Константину — и отразили взгляды Екатерины на проблему воспитания государя.
Сюжет «Сказки о Царевиче хлоре»: царевич гуляет в саду и видит сидящего у ворот нищего - переодетого киргизского Хана. Хлор захотел сам отдать деньги, но его похищают. Царевич необычайный ребенок: он не по годам умен и сметлив, полон чувства собственного достоинства, поражает Хана своею благовоспитанностью. Вот строки из сказки: «…вошед в ханскую кибитку всем поклонился; во-первых, Хану, потом около стоящим направо и налево, после чего встал перед Ханом с почтительным, учтивым и благопристойным таким видом, что всех Киргизцев и самого Хана в удивление привел». Екатерине удается описать не сказочного героя, а создать образ живого мальчика, идеального ребенка, каким она рисует его в своих «Наставлениях».
Маленькому Хлору помогает вдруг появившаяся дочь Хана Фелица. Она дает в помощники Хлору своего сына - Рассудка. Рассудок помогает царевичу вырваться из сборища молодых людей, лежащих в праздности на траве, уйти от Лентяги Мурзы, который соблазняет Хлора мягким диваном и покойной жизнью.
Царевич встречается с разными людьми, делает ошибки (идет на звук волынки и попадает к «пьянствующим»), но в конце концов Рассудок приводит его к горе, где встречают их два старца: Честность и Правда, которые и помогают им найти розу без шипов, которая не колется.
Как видим, сюжеты сказок строятся на нравоучениях, нацеливающих на воспитание честного, правдивого, справедливого и добродетельного Человека, прежде всего правителя.
Примерно в это же время автором первых русских литературных сказок стал Василий Алексеевич Левшин (1746 — 1826). Он был русским литератором, автором многочисленных наставлений по домоводству и ветеринарии. Василий Алексеевич происходил из дворянского рода Левшиных, получил домашнее образование, позднее участвовал в русско-турецкой войне.
Первой книгой В. А. Лёвшина стали «Загадки, служащие для невинного разделения праздного времени». Большим успехом пользовался его сборник Лёвшина «Русские сказки», в котором собрано множество сказок. Известно, что в сборнике сказок автор использовал фольклорные сюжеты, сказки были написаны по мотивам былин.
Сказки, но уже в русском народном духе писал Александр Сергеевич Пушкин (1799 —1837) на протяжении почти всего своего творчества. Однако самым существенным отличием пушкинских сказок от народных сказок была стихотворная форма.
Такие сказки как «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке» написаны литературным, равномерным стихом, Пушкин употребляет в них иной раз чисто литературные поэтические выражения и обороты, хотя по общему духу, мотивам и образам они полностью сохраняют свой народный характер.
Например, отрывок «Сказки о золотом петушке»:
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Также в XVIII веке Петр Павлович Ершов написал сказку «Конек-Горбунок», Сергей Тимофеевич Аксаков написал «Аленький цветочек». Из зарубежных сказочников того времени наиболее известен Шарль Перро со сказками: «Кот в сапогах», «Золушка», «Ослиная шкура», «Пряничный домик» и так далее.
Рассмотрим традиции чтения, которые прочно закрепились в XIX веке. Семейные чтения происходили в основном дворянских семьях, где чтению вообще уделялось первостепенное внимание. Идеалом для дворян служила крепкая, дружная семья, которая формировалась благодаря обращению к книге.
В XIX веке не было другой возможности социализировать детей, и именно чтение помогало закладывать основы нравственности и духовности, которые были определяющими для человека того времени. Такой стиль воспитания был достаточно распространен. Книги в доме собирались несколькими поколениями, в результате чего тематика домашних книжных собраний становилась обширной и разнообразной. Значительным явлением в русской народной традиции явились вечера семейных чтений.
О семейных чтениях, о привычке собираться вместе и читать новые произведения вслух есть сведения в воспоминаниях всех дворян. О домашнем семейном чтении как примечательной особенности в становлении русских традиций сообщали Н.С. Лесков, И.А. Бунин, А.И. Куприн, Л.Н. Толстой и другие писатели.
Дневники и воспоминания дают обильный материал для демонстрации того, какую роль играло чтение вслух в дореволюционную эпоху. Как уже было отмечено, была широко распространена практика коллективного чтения, когда в кругу семьи или дружеской компании (или наедине с другом, возлюбленной) довольно большие по объему произведения читались вслух лицом, способным прочесть текст наиболее четко и выразительно, либо текст читался по очереди.
Вот как эмоциональную атмосферу таких вечеров описывает Игорь Васильевич Бестужев-Лада (род. 1927, сейчас 87 лет) - российский учёный, историк: «Вечер. Семья в сборе. Ужин и разные домашние хлопоты позади. Все сидят на своих любимых местах в уютном покое. Горит лишь одна лампа, под которой кто-то из членов семейства — чаще всего, понятно, глава семьи, но это совсем не обязательно, — читает вслух книгу. А все слушают и затем обсуждают услышанное».
Подобные семейные чтения проходили в семьях Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Дети рассматривали их как светлые, счастливые моменты духовного общения с родителями, как этапы своего роста.
Рассмотрим пример семейного чтения в семье Толстых. Лев Николаевич Толстой (1829 – 1910гг.) - граф, русский писатель. В семье Льва Николаевича воспитывалось девять детей.
В качестве примера можно сослаться на высказывания старшего сына Льва Николаевича Толстого Сергея: «Отец читал нам путешествия Жюль Верна “80 дней вокруг света”. Книга, по которой он читал, не была иллюстрирована. И он сам чертил к ней иллюстрации, приводившие нас в восторг. Рисовал он довольно плохо, но у него бывали характерные штрихи. Мы очень любили эти рисунки отца и с нетерпением ждали следующего вечера».
…………..
Аксаковы являются ярким примером такой русской дворянской семьи, которая берегла традиции национального быта и сословного уклада. По мнению В.А. Кошелева, феномен аксаковской семьи в высшей степени показателен для отечественной культуры. Как известно, дом Аксаковых в Москве был центром славянофильства. Сам Сергей Тимофеевич считал себя истинно русским человеком и берег в своем доме дух русской старины и патриархальный уклад.
«Дом Аксаковых, – вспоминает И.И. Панаев, – с утра до вечера был полон гостями. В столовой ежедневно накрывался длинный и широкий стол по крайней мере на 20 кувертов [Куверт (фр. couvert) – столовый прибор]. Хозяева были так просты в обращении со всеми посещавшими их, так бесцеремонны и радушны, что к ним нельзя было не привязаться. Я по крайней мере полюбил их всей душой» (31. 9).
Естественно, что в семье Аксаковых следовали традициям семейного чтения. Широко известны Аксаковские «субботы», на которые собирались знаменитые актеры, писатели, приятели писателя. На этих вечерах велись активные дискуссии, читались вслух новые произведения, шло их бурное обсуждение, собеседники делились впечатлениями и мыслями. Примечательно, что в этих вечерах наравне со взрослыми участвовали и дети С.Т.Аксакова, впитывая в себя дух истинной культуры.
Сейчас я познакомлю вас с традициями чтения семьи Достоевских. Вот как вспоминает семейные вечера Анна Григорьевна Достоевская (1846-1918 гг.), вторая жена Федора Михайловича Достоевского: их гостиная оживлялась тогда, когда в ней устраивали музыкальные вечера. Но особенно памятными были семейные чтения, проходившие при свечах за овальным столом. Читали вслух Н. Карамзина, биографию М. Ломоносова, стихи Г. Державина, В. Жуковского, романы М. Загоскина, И. Лажечникова, А. Пушкина.
Сам же Федор Михайлович Достоевский (1821 — 1881гг.), как вы знаете, великий русский писатель, вспоминая своё детство, писал: «Я вынес из этих чтений столько прекрасного и возвышенного». Не случайно к двенадцати годам им были прочитаны все произведения Пушкина, Купера и Скотта, а Шиллера вся семья знала наизусть.
О большой начитанности будущего писателя свидетельствует и Григорович Дмитрий Васильевич (1822—1899 гг.) — видный представитель дворянской лит-ры 40-х годов 19 века, соученик Достоевского по Инженерному училищу: «Достоевский знал любое произведение западной и русской литературы».
Обычным материальным достатком семья Достоевских не отличалась, но в ней был культ книги, и на книгу часто тратились последние деньги. И ещё интересный факт: ко дню рождения в семье в качестве подарка читали наизусть любимые стихи, отрывки из произведений. Например, Фёдор Михаилович, будучи ребёнком, прочитал в день рождения мамы «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина.
Чтению уделялось большое внимание, и поэтому оно выполняло функцию развивающую и воспитывающую. Для дворян работа с книгой становилась серьезным занятием, страницы воспоминаний и личных дневников были наполнены переживаниями и раздумьями о прочитанном. Работа с книгой была ежедневным трудом, к которому подключались молодое поколение, их родители и учителя.
Для дворянских детей издавались журналы: «Детский отдых», «Семейные вечера» и «Детское чтение». Содержание этих журналов было чрезвычайно интересным и также обсуждалось в ходе совместного чтения.
В 1869 году в Петербурге начинает выпускаться журнал «Детское чтение». Полное название журнала - «Детское чтение для сердца и разума» - это детский журнал выдающегося русского просветителя, журналиста, писателя и издателя Николая Ивановича Новикова. Как считали критики, журнал был лучшим среди аналогичных детских изданий. Каждый номер состоял из рассказа или повести, очерка о природе, о жизни животных, в нем находились советы начинающим садоводам, размещались рецензии книг, давались советы воспитателям и родителям, содержались игры и загадки.
Сейчас на дворе XXI век, а журнал, в лучших традициях века восемнадцатого, учит нас доброму и вечному. В журнале можете найти как рассказы известных писателей, классику жанра, так и произведения авторов, делающих лишь первые шаги на литературном поприще.
«Семейные вечера» — детский ежемесячный журнал с картинками, выходивший в Санкт-Петербурге в 1864-1892 годы. Издание выходило ежемесячно двумя книжками для старшего и младшего возрастов. Позже к отделу для детей младшего возраста прибавился еще отдел для самых маленьких детей. Детский отдел состоял преимущественно из рассказов, повестей и сказок; в отделе для юношества повести и рассказы чередовались со статьями научного содержания. В журнале были также статьи, приспособленные для семейного чтения, чтобы все члены семьи нашли в этом отделе тексты, которые были прочитаны бы с большим интересом и пользой.
Пожалуй, самое яркое, запоминающееся воспоминание о роли и значении семейного чтения в детские годы в то время даёт отечественная писательница И. Грекова, это её литературный псевдоним, настоящее имя - Елена Сергеевна Ве́нтцель (1907-2002 гг.). Она пишет, что детство было всякое: и горе, и бедность, и голод, но детство было «праздничное, насквозь пронизанное литературой, искусством слова, духом слова». Семейные вечера были ежедневными: «Каждый вечер мы трое, накормленные, умытые, приготовленные к предстоящему торжеству, лежали в своих кроватях, мама пристраивалась рядом со своим рукоделием, а папа брал книгу… и начинал читать». Это было систематическое чтение — «чтение-ритуал, который нельзя было нарушить, несмотря ни на какие бытовые трудности, а они сопровождали нас постоянно… Даже в тяжёлые времена гражданской войны, голодного и холодного «военного коммунизма» вечернее чтение не отменялось… Эти, год за годом, чтения вслух были, как я теперь понимаю, настоящим подвигом».
Очень интересно сказал об искусстве чтения русский писатель Яков Борисович Княжнин (1740-1791 гг.): «Читается трояким образом: 1-е, читать и не понимать; 2-е, читать и понимать; 3-е, читать и понимать даже то, что не написано». Правда, ведь заманчиво уметь так читать? Это способ понять тонкий намёк писателя. Один из приёмов такого чтения – это перечитывание. Оно позволяет, зная основное, углубиться в те детали произведения, которые нередко составляют особую прелесть, главную суть написанного.
Перечитыванием увлекались великие люди России. Вот как они высказывались.
Александр Иванович Герцен (1812-1870 гг.) писатель, философ: «У меня страсть перечитывать. Казалось бы, зачем читать одно и то же? Да в том-то и дело, что это не одно и то же; в промежутки какой-то дух меняет очень многое в вечно живых произведениях».
Лев Николаевич Толстой (1828-1910 гг.) русский писатель, мыслитель: «Я с восторгом, давно уже мною не испытываемым, читал «Повести Белкина» Пушкина, в седьмой раз в моей жизни».
Антон Павлович Чехов (1860-1904 гг.): «Каждую ночь просыпаюсь и читаю «Войну и мир». Читаешь с таким любопытством и с таким наивным удивлением, как будто раньше не читал».
Николай Васильевич Гоголь (1809-1852 гг.) русский прозаик, драматург, поэт: «Я отказываю себе даже в самых крайних нуждах, чтобы иметь возможность удовлетворить моей жажде видеть и чувствовать прекрасное. Я с трудом величайшим собираю всё годовое жалование, откладывая малую часть на нужнейшие издержки. За Шиллера, которого я выписал из Лемберта, дал я 40 рублей - деньги весьма немаловажные, по моему состоянию, но я награждён с излишком, и теперь несколько часов в день провожу с величайшей приятностью» (выдержки из письма Гоголя-лицеиста матери).
Вот как о Михаиле Юрьевиче Лермонтове (1814-1841 гг.), русском поэте вспоминал Александр Матвеевич Меринский, его одноклассник по Школе юнкеров: «Всякий раз как я заходил в дом к Лермонтову, почти всегда находил его с книгой в руках…».
Таким образом, можно предположить, что описанные в ранее семейные чтения 19 века были сродни сегодняшнему «смотрению» телевизора по вечерам. Длинные романы с продолжением заменяли сериалы, вечерняя газета — выпуск новостей, фельетон из еженедельника — выступление юмористов. Неудивительно, что с появлением телевидения семейные чтения вслух, существовавшие ещё в 1950-х во многих семьях, почти окончательно исчезли.
Есть данные, что если до 90-х годов XX века 50 % родителей читали своим детям книжки, то сегодня это делают только 7 процентов, а 37 % населения не читают совсем. Самые читающие страны сегодня- это Италия и Швейцария, России нет в «десятке самых читающих стран мира».
Итак, россияне перестали быть самой читающей нацией. По статистике, приведенной одной из десяти ведущих мировых компаний, исследующих книжный рынок, (NOP World)- россияне перестали быть самой читающей нацией, уступив пальму первенства не только индийцам и китайцам, но и таиландцам, филиппинцам и египтянам.
Весь мир в настоящее время озабочен проблемой интереса к чтению. Неутешительные результаты наших детей в международном тестировании на понимание текста: наша страна заняла 33 место среди 40 стран.
Также неутешительные результаты по проверке техники чтения, наши старшеклассники занимают лишь 43 место из 45 стран мира.
Согласно опросу, проведенному фондом "Общественное мнение", более или менее регулярно что-либо читают три четверти россиян. Каждый второй читает газеты (52% ответов), каждый третий - книги (35%), каждый четвертый - журналы (24%), а 2% - некие иные виды печатной продукции. Четвертая часть (24%) респондентов заявила, что ничего не читает.
Как видим, самое популярное чтение в настоящее время – это газеты.
К сожалению, в настоящее время традиция семейного чтения несколько утрачена, т.к. из-за развития техники и компьютерных технологий у людей практически пропал стимул обращаться к книге. Возродить
……………..
В.А. Инсарский, сын уездного чиновника, так вспоминал о жизни в Пензе в 1820-х гг.: «Если случались зимние <.> вечера, когда мы не ходили в гости и к нам не приходили гости, когда мы не давали балов <.> и когда не давалось таких балов ни у кого из наших знакомых – тогда вечера эти посвящались чтению». Бывало это и в тесном семейном кругу. Отец вечерами «усаживал всю семью» вокруг большого круглого стола, за которым обедали и пили чай, читал вслух и разъяснял непонятные места.
П.П. Семенов-Тян-Шанский писал в своих мемуарах о жизни в помещичьей усадьбе в 1830-х гг.: «Собравшиеся к нам гости заслушивались отца, когда он читал громко приходившие к нам сочинения Пушкина, Жуковского, а также произведения тогдашнего драматического искусства».
И.М. Сеченов писал: «"Мертвые души" мне удалось слышать вскоре по их выходе в свет в чтении большого приятеля нашего дома курмышского судьи Павла Ильича Скоробогатого. Он славился умением читать и, очевидно, любил читать в обществе. По крайней мере, каждый раз, что он приезжал к нам, его упрашивали прочитать что-нибудь новое, и он охотно делал это, привозя иногда даже с собою литературные новости. Таким образом в один из его приездов и были прочитаны им "Мертвые души"» .
Зоолог и писатель Н.П. Вагнер, увлекавшийся в детстве (в середине 1840-х гг.) романами А. Дюма, П. Феваля, А. Вельтмана и др., вспоминал, что «впечатление, производимое этими романами, еще усиливалось от того, что они читались, как новинки, в семейном кругу, где общий интерес захватывал каждого и увеличивался общим настроением».
М.К. Морозова так вспоминает о чтении вслух: «После детских книг – «Истории маленькой девочки», «Хижины дяди Тома», «Робинзона Крузо» – я читала и без конца перечитывала «Багрова-внука» и «Семейную хронику» С.Т. Аксакова, потом Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Тараса Бульбу»… немного позже пришло увлечение Тургеневым, Гончаровым, Лермонтовым» [16, 93].
………….
Современное общество нуждается в возрождении интереса к книжному чтению. Конечно, изменился его формат: появились аудиокниги, электронные тексты и т.п., но сама книга как достижение человеческой культуры не может уйти из обихода, в том числе и семейного. Домашнее чтение по-прежнему остается важнейшим фактором семейного воспитания и образования.
…………..
У Зубовых «зачастую папа и мама читали вслух детские рассказы и повести из журналов: «Детский отдых», «Семейные вечера» и «Детское чтение» . Любопытно представить себе содержание одного из этих журналов. Для примера обратимся к «Семейным вечерам» - иллюстрированному журналу для семейного чтения, состоящем под Высочайшим покровительством государыни императрицы Марии Федоровны». В «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Эфрона» есть следующие сведения об этом журнале: «Семейные вечера - детский журнал с картинками. Основан в СПб. в 1864 г. М.Ф. Ростовскою и В.Н. Майковым; с 1865 г. издательницею-редактором была одна М.Ф. Ростовская, с 1870 г., в течение 21 г. — С.С. Кашпирева»140. Журнал этот выходил ежемесячно двумя книжками для старшего и для младшего возраста. Позже к отделу для детей добавили еще один, для самых маленьких детей. Таким образом, детский отдел состоял преимущественно из рассказов, повестей и сказок, в юношеском же отделе повести и рассказы чередовались со статьями научного содержания.
В яснополянской библиотеке музея-усадьбы Л.Н. Толстого хранятся несколько номеров журнала «Семейные вечера». Возьмем для примера № 7 за 1884 г. В журнале — повесть О. Хмелевой «Без роду, без племени», очерк из жизни галлов «Основание Парижа» О.П. Цухановой. Кроме того, в нем же советы любителям цветов, а также как сделать искусственный состав морской воды для аквариума. В журнале к разделу «Рукоделие» есть литографическое приложение с изображением шести вариантов отделок каймы и для вышивания крестом сцены охоты. В конце журнала редактор - издатель С.С. Кашпирева обещает: «Статьи будут тщательно распределяться таким образом, чтобы первый отдел издания, состоящий из 12 книг, украшенных картинами, распадался на две половины, из которых первая составила бы вполне пригодное чтение для детей от 8-ми до 14 лет, а вторая — для детей от 5-ти до 8-ми лет. Другой же отдел заключал бы в себе по преимуществу статьи, приспособленные для семейного чтения, так, чтобы члены семьи нашли в этом отделе вещи, которые прочлись бы с одинаковым интересом и пользой.... К отделу для «Семейного чтения», как и в 1883 г., будут рассылаться приложения рисунков новейших рукоделий, а к отделу для детей — рисунки технических искусств и различные игры и занятия, а также награды подписчикам, приславшим определенное редакцией количество задач и решений. Рассрочка в оплате допускается, рассылка и за прежние годы. Пересылка каждого отдела за 4 фунта по расстоянию»141. «Чтение книг вслух, а затем чтение книг из собственной домашней библиотеки — таков путь, по которому пройдут будущие литераторы, воины и политики»142 - писал Ю.М. Лотман, скрупулезно изучавший быт и традиции русского дворянства XVIII - XIX века. Для молодых дворян, воспитанных с детства на любви к чтению, работа с книгой становилась серьезным трудом, страницы их дневников были заполнены настойчивыми раздумьями о том, что и как читать. Это был ежедневный труд, и подключались к нему не только родители, но и учителя. О. Воронова (усадьба Рівня Белгородской губ.) вспоминала: «После ужина мы обычно сидели за рукоделием, а учителя читали нам вслух»143.
В системе приобщения дворян к чтению своих детей существовал гармоничный подход. Одним из возможных способов усиления эффекта восприятия книги в дворянском доме являлись музыкальные вечера. В связи с этим дворянские библиотеки пополнялись нотными изданиями.
Музыка, как и театр, была неотъемлемой частью жизни усадьбы. Она сопровождала разнообразные праздничные увеселения, услаждая слух гостей лирическими мелодиями. Если в XVIII в. наибольшее распространение в усадьбах получили крепостные оркестры, чаще всего, под руководством приезжих иностранцев, то к XIX в. на смену показной роскоши оркестровой музыки пришла музыка камерная, со своей скромностью и простотой. В первой трети XIX века в усадьбах получила распространение любительская инструментальная и вокальная музыка, процветало домашнее музицирование. Помещики — любители учились играть на клавикордах, виолончели, скрипке, арфе. Необходимой принадлежностью каждой усадьбы стало фортепиано.
Музыкальные вечера в дворянской семье были не только самостоятельным явлением, зачастую ими логично завершали вечера чтения. Гостиные с роялями, наряду с картинными и гравюрными галереями, парадными столовыми, бальными залами и библиотеками становились обязательной частью усадебного дома. Будучи людьми высокой культуры и образованности, дворяне хорошо знали классическую музыку и музыкальный фольклор и увлекались ими, становясь не только исполнителями, но и авторами произведений. Они осознавали особое влияние музыки на чувства и психику человека, способное вызвать колоссальный взрыв чувств. Именно это свойство учитывали, делая музыкальные вечера продолжением семейного чтения. Музыка использовалась в процессе воспитания личности как способ обогащения и углубления разума человека.
Дворяне сознательно стремились использовать возможности музыки в различных сферах приложения своих творческих сил. Одна из них представляла область личной, домашней музыкальной практики. Почвой для нее служили музыкальные исполнительские навыки, приобретаемые в процессе домашнего обучения, и разностороннее художественное развитие, которое дворяне получали в соответствиями с традициями семейного воспитания начала XIX века. Именно в уединении и тишине загородной усадьбы сложились благоприятные условия для его развития. Общественное положение способствовало тому, что усадебный дом превращался в элитарный изысканный литературный и музыкальный салон, собиравший видных деятелей русской и европейской культуры.
В первой половине XIX века в виду дороговизны нот многие музыкальные страницы переписывались от руки. Обычно ноты приплетались к «Дамскому журналу» и «Мнемозине», откуда попадали в альбомы, сборники и тетради в рукописном виде. Популярна была нашумевшая опера Вебера «Freischutze» («Вольный стрелок»). Хозяйка усадьбы княгиня Вера Федоровна Вяземская следила за музыкальной жизнью в России и за границей; для неё присылал А.И. Тургенев клавир нашумевшей оперы Вебера «Freischutze» («Вольный стрелок»).
Для представления ассортимента нотных разделов дворянских библиотек обратимся к книге Б. Вольмана «Русские нотные издания XIX - начала XX века»163. В ней указывается причина быстрого распространения нотных изданий в книжных магазинах: 31 марта 1801 г. вышел указ, разрешающий ввозить иностранные книги и ноты, открывать частные типографии и без особых ограничений печатать книги и ноты. В книге отмечается, что иностранные ноты продавались только в иностранных книжных или музыкальных магазинах, причем их на русском языке было так много, что возникла конкуренция не только между продавцами, но и между иностранными музыкальными издателями, считавшими Россию выгодным местом сбыта164.
В Приложении приведена таблица 3, определяющая общую картину музыкального рынка с начала XIX века на первые четыре десятилетия165. Из нее видно, что преимущественное место в нотной печати в начале XIX века занимали произведения для фортепиано: сонаты, фантазии, рондо, танцевальная музыка. Популярны были выпущенные в России перепечатки с иностранных изданий: фортепианные пьесы Гайдна (сонаты, вариации f-moll и др.), Моцарта (сонаты, вариации), Дуссека, Плейеля. Первое же место по количеству изданных фортепианных пьес занимали сочинения И. Гесслера.
Помимо перечисленного в таблице, успехом у дворян пользовались нотные приложения к таким журналам, как «Северный Меркурий», «Соревнователь просвещения и благотворения», «Гирлянда», «Сын отечества и северный архив». Первые наиболее значительные нотные приложения были напечатаны в журнале «Аглая» (изд. князь П. Шаликов). В журнале «Северный меркурий» в 1809 г. систематически в виде ежемесячных приложений печатались романсы К. Кавоса, А. Буландта, А. Жилина, Имберха, г-жи Шнейдер. Самым же крупным нотным приложением оказалась баллада «Светлана» К. Арнольда на слова Жуковского, к журналу «Пантеон русского и всех европейских театров» за 1840 г.166
Таким образом, за сорок лет, начиная с 1800 г., в России было издано около 50 нотных журналов. Их выпуском занимались Дитмар, Дальмас, Пейрон, Вейсгербер, Гельд, Бриф и Вондерфур, Пец, Венцель, Затценховен, Рихтер, Бернард. Фортепианные вариации сочиняли и опубликовывали иностранные музыканты, занимавшиеся в России преподаванием: Беем, Куци, Фабр, Лорбер, Минелли, Грандмезон, Юстакио. Большинство журналов было рассчитано на домашнее музицирование. На основе анализа содержания нотных журналов можно сделать вывод, что общей их особенностью является соединение вокальной музыки с инструментальной, чаще всего, с фортепианной. Примером тому служат журналы: «Северная арфа», издававшийся в 1822-1829 гг. владельцем типографии Ф. Затценховеном, «Московский музыкальный журнал» 1829 г., содержащий фортепианные пьесы Д. Фильда и А. Есаулова, романсы Н. Кубишты, виолончельную пьесу А. Штаута. Обогащению и углублению музыкальных интересов дворян способствовали приобщение к культуре разных сословий и наций во время войн, походов и путешествий, а также возможность знакомства с лучшими музыкальными произведениями в области оперного, симфонического и камерно-вокального жанров в заграничных путешествиях. Отсюда — повсеместное увлечение дворянами французской и итальянской оперой.
……………
В нашей стране традиция семейного чтения имеет глубокие корни.
«Богатыри» — Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович (Картина Виктора Васнецова, 1881—1898)
…………..
На протяжении всей истории России книги непременно шли рука об руку с нами. Легче всего эту взаимосвязь можно проследить по людям, стоявшим во главе государства. Например, еще сочинения Владимира Мономаха являются ярким памятником древнерусской литературы и могут служить фактом становления традиции семейного чтения.
Возможно, наиболее ярким примером силы книги можно назвать последние дни императора России Николая II. До последних часов семья императора не выпускала из рук книги - родители читали библию, дабы подготовить свою душу к уходу в иной мир, дочери императора читали легкий романы, чтобы как-то отвлечься от происходящего, а маленький сын был увлечен разглядыванием книги о паровозах.
В современном мире, традиция семейного чтения становится, как никогда, актуальна. Где, если ни в книгах, человек может найти утешение и ответы на многие вопросы. Книги, которые формируют «домашний круг» должны в первую очередь отличаться теплотой, объединять молодую семью.
…………….
Говоря о традициях, в первую очередь следует сказать о чтении в кругу семьи или друзей, в России девятнадцатого века это было, пожалуй, важнейшим занятием культурных людей - существовали салоны, где авторы читали свои новые произведения, образовывались литературные кружки. Чтение в кругу домочадцев было прерогативой исключительно взрослых людей, детям читали сказки отдельно, зачастую этим занимались не родители, а нянечки или гувернантки.
В русских семьях было принято читать друг другу книги вслух - стихи, прозу, порой и нехудожественные произведения, обмениваться мнением о прочитанном. Старшие члены семьи обращали внимание младших на книги, которые запомнились и полюбились им в детские и юношеские годы, и часто эти любимые книги хранили в домашних библиотеках. Домашние библиотеки собирали всей семьёй, обсуждая необходимость каждого нового приобретения. О семейных чтениях, о привычке собираться вместе и читать новые произведения, публикуемые в литературных журналах, пишут мемуаристы и писатели Н. С. Лесков, А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн и многие другие. Художественную литературу использовали и в тех случаях, когда деликатность мешала членам семьи открыто обсудить волнующие их проблемы.
Семейное чтение - традиция прекрасная. В среде просвещённого сословия семейные чтения не имели специальной целевой установки, а были естественным атрибутом духовного общения взрослых между собой с детьми, выражением нравственных исканий, столь характерных для сознания и души интеллигенции некоторых славянских стран.
XIX век стал свидетелем уже закрепившейся традиции семейного чтения. Значительным явлением в русской народной традиции явились вечера семейных чтений.
………….
Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас в стране была неоспорима и в 70-80 годы XX столетия Россия считалась «самой читающей страной», а сегодня многих родителей беспокоит нежелание детей читать книги.
Прежнее чтение на ночь, вечернее семейное чтение, собирательство книг, создание своих домашних библиотек - всё это способствовало чтению и подкрепляло наши представления о себе как читающей нации и читающей стране в целом. Но сегодня ситуация значительно изменилась. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки поменялись. Следует обратить внимание и на то, что во всем мире в ХХI веке книга перестала быть единственным средством получения информации и дети потеряли интерес к чтению. Книгу заменило телевидение, компьютеры и видеоигры, в них совмещены увлекательные клиповые формы и упрощенная реальность.
………..
"А вы знаете, какими книгами зачитывались в детстве ваши мамы и папы? Нет? Мы представляем вам коллекцию книг, которую с удовольствием читали ваши родители! Эти произведения учат не только верить в торжество добра и любви, но и совершать хорошие поступки. Их можно взять в нашей библиотеке и наслаждаться интересным чтением!"
……..
У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках.
Особое значение для каждой семьи имеют её обычаи и традиции. Издавна в русских семьях укоренились замечательная традиция, хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как память о родных и близких. Эти вещи, предметы дороги, передаются из поколения в поколение.
……….
В давние времена существовала замечательная традиция семейного чтения. Взрослые вместе с детьми читали рассказы, а потом обсуждали прочитанное.
……………
Раньше главной книгой была Библия, потом стали появляться произведения известных философов, классиков, которые были путеводителями человека по сложным лабиринтам судьбы. Сегодня эта семейная традиция несколько утрачена, т.к. из-за развития техники и компьютерных технологий у людей практически пропал стимул обращаться к книге. Однако чтение является не только источником знаний, а и тем духовным оплотом, который должен быть у каждой личности. Не важно, какой стиль литературы вы предпочитаете, главное, что в нем вы находите отдушину для реализации ваших мыслей.
………..
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.