Урок по профориентации «Знакомство с профессией Учитель»
Слайд 1
Здравствуйте, ребята и подписчики группы!
День учителя – один из самых теплых трогательных праздников. Это праздник для всех, кто ценит и уважает труд учителя и наставника подрастающего поколения, и в этот день мы спешим отдать дать уважения тем педагогам, которые вложили в нас частичку себя.
Сегодня мы с вами поговорим о профессии Учитель.
Слайд 2
Учитель считается одной из древнейших профессий, но продолжает оставаться востребованной и на сегодняшний момент.
Профессия учителя является уникальной в своём роде. Как известно, практически во все времена существования человечества была потребность в педагогах.
Учителя не только передают свои знания новым поколениям, воспитывают своих учеников и прививают им полезные качества, жизненный опыт, культуру, традиции как национальные, так и общечеловеческие. Учителя, как и родители, связывают поколения людей.
Но как же появилась эта необходимая всем нам профессия, и кто же был первым учителем на нашей планете? Давайте узнаем об этом подробнее.
История образования, история учительства началась вместе с историей человечества. Профессия педагога по праву считается одной из наиболее древних в мире
.• Согласитесь, что для каждого человека на любом этапе его существования необходим человек, который мог бы объяснить ту или иную проблему, ситуацию или просто событие.
Историки считают, что основы профессии учителя появились во времена, когда человек впервые начал охотиться на диких зверей, так как именно в это время старшее поколение начинало обучать молодых всем приёмам этого незатейливого занятия. При этом человек, который обучал подростков и детей, был высокоуважаемым членом племени.
Так, воспитание и обучение стало сферой деятельности и сознания человека. Согласитесь, что общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать всё сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.
Постепенно стали выделяться люди, отличающиеся особыми успехами в общении и обучении детей, но прошло довольно много времени, прежде чем это занятие стало выделяться в специальный вид деятельности.
Первые школы возникли в странах Древнего мира. В Древнем Шумере, Вавилоне, Египте, Ассирии, Финикии первыми учителями стали преимущественно жрецы, которые были очень образованными людьми своего времени. Потом знания передавались не только от родителей к детям, но и в специальных учебных заведениях при храмах.
Слайд 3
В шумерских источниках, датированных 3500 г. до н. э., было зафиксировано первое упоминание о школе. В Древнем Шумере учебное заведение называли «домом табличек», а учителя — «отцом дома табличек». И такие названия совершенно не случайны. Дело в том, что древние шумеры писали по мокрой глине на глиняных табличках, отсюда и название заведения для обучения.
Большое значение для формирования учительской профессии имел античный период с его высокоразвитой культурой и искусством. В это время от человека, занимавшегося педагогической деятельностью, уже требовалось обладание многими знаниями и умениями: красноречием, письмом, музыкой, воинским искусством и многим другим.
Слайд 4
В период раннего Средневековья в области просвещения безраздельно господствовала церковь. И образование подрастающего поколения происходило, как правило, при церквях и монастырях.
Учителями в таких школах обычно назначались монахи, имевшие склонность к педагогической профессии.
Как таковых уроков в средневековой школе не было. Отсутствовало также привычное для нас сегодня деление на классы в соответствии с возрастом учеников с 1 по 11 класс.
Все ученики занимались с учителем одновременно, но каждый из учеников читал и писал разное: одни лишь начинали заучивание азбуки, другие заучивали слоги, третьи уже начинали читать, четвёртые — писать, пятые — считать и так далее. Учитель подзывал к себе учеников по очереди и занимался с ними индивидуально.
Но церковные учителя не могли удовлетворять растущие потребности городского населения в грамотности и элементарных знаниях, и постепенно в городах начинают появляться светские школы, а затем и университеты.
Слайд 5
В Европе появились первые регламентирующие деятельность учителя документы. Например, учителя экзаменовались в Государственном совете Кастилии (регион в Испании). Право экзаменовать учителей предоставлялось властям и специальным инспекторам, которые бы «ходили каждые четыре месяца и наблюдали за обучением детей и (преподаванием) грамоты в школах и следили бы за тем, чему учат. И если бы это их не удовлетворило, пусть бы они это прекратили и наложили штраф в шесть тысяч дукатов, чтобы больше не было такого обучения».
Та же грамота предписывала дать учителям значительные привилегии:
• жалобы учителей рассматривать в первую очередь;
• право иметь оружие для своей защиты;
• учителям, хорошо прослужившим в течение сорока лет, предоставлялись привилегии, которыми пользовались знатные люди.
Так, постепенно учителей появлялось всё больше и больше, и в XVIII—XIX веках учитель как официально признанная профессия стала массовым явлением в Европе и во всём мире.
Слайд 6
Учителя занимают штатные должности в многочисленных школах и училищах различных типов. Наряду с этим в XVIII—XIX веках в дворянских и буржуазных семьях получило распространение воспитание и начальное обучение детей с помощью домашних наставников, домашних учителей, например, в России это были в основном иностранцы.
Кстати, в XIX — начале XX века жизнь учителей, особенно женского пола, была сильно регламентирована. И им нельзя было делать многое из того, что было позволено представителям других профессий.
Итак, если бы вы преподавали в школе в это время в США, то вам строго-настрого было бы запрещено:
• посещать мороженщиков в центре города;
• выезжать за пределы города без разрешения от председателей правления;
• красить волосы;
• одеваться в яркие цвета
Может быть, поэтому 5 октября 1966 на Международной конференцией ЮНЕСКО и Международной организацией труда была принята Рекомендация «О положении учителей» — это первый международный документ, определяющий условия труда учителей.
Кстати, именно 5 октября принято отмечать Всемирный день учителя, который входит в систему всемирных и международных дней ООН.
В 1994 году Всемирный день учителя отмечался в этот день впервые, и с тех пор праздничные мероприятия неизменно проходят 5 октября, хотя в некоторых странах праздник отмечается и в другие дни, близкие к этой дате.
Слайд 7
Учителя — это люди, которые по-настоящему любят свою работу. Ведь неслучайно принято говорить, что учитель — это не профессия, а призвание.
По-разному приходит к человеку людская любовь и известность. Одни завоёвывают её быстро, совершая героические подвиги, полные отваги и необычайного мужества, и такая слава, ослепительно сияя, облетает мир. Другие добывают славу незаметным кропотливым трудом, целиком отдаваясь ему. Слава о таких людях медленно идёт от человека к человеку, от селения к селению, проходят годы и она распространяется далеко, далеко. И такая слава светит ровным, спокойным светом.
Слайд 8
Профессия учителя – это дар, который дается человеку.
Дорогие подписчики, предлагаю вам в комментариях поздравить своих учителей с прекрасным праздником «День Учителя».
Спасибо за внимание! До свидания!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.