Кодификатор предметных универсальных учебных действий для учителей химии
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся 7-9 класс,
В структуре раздела 1 кодификатора выделены пять содержательных блоков (1 - Вещество, 2 - Химическая реакция, 3 - Элементарные основы неорганической химии.Представления об органических веществах , 4- Методы познания веществ и химических явлений.Экспериментальные основы химии, 5 - Химия и жизнь),
В структуре раздела 2 кодификатора содержится перечень требований к уровню подготовки обучающихся.
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся 79 класс
Кодификатор предметных УУД
В структуре раздела 1 кодификатора выделены пять содержательных блоков (1, 2, 3, 4, 5).
содержательного
контролируемого
Код
блока
Код
элемента
1
2
1.1.
1.2.
1.2.1
1.2.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
Элементы содержания
Вещество
Строение атома. Строение электронных оболочек
атомов первых 20 элементов Периодической системы
Д.И. Менделеева
2Периодический закон и Периодическая система
химических элементов Д.И. Менделеева
Группы и периоды Периодической системы.
Физический смысл порядкового номера химического
элемента
Закономерности изменения свойств элементов и их
соединений в связи с положением в Периодической
системе химических элементов Д.И. Менделеева
Строение веществ. Химическая связь: ковалентная
(полярная и неполярная), ионная, металлическая.
4 Валентность химических элементов. Степень
окисления химических элементов.
Чистые вещества и смеси
Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и
сложные вещества. Основные классы неорганических
веществ. Номенклатура неорганических соединений
Химическая реакция
Химическая реакция. Условия и признаки протекания
химических реакций. Химические
уравнения. Сохранение массы веществ при химических
реакциях
2Классификация химических реакций по различным
признакам: числу и составу исходных и полученных
веществ, изменению степеней окисления
химических элементов, поглощению и выделению
энергии
Электролиты и неэлектролиты
Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация
кислот, щелочей и солей (средних)
Реакции ионного обмена и условия их
осуществления
Окислительновосстановительные реакции.
Окислитель и восстановитель3
Элементарные основы неорганической химии.
Представления об органических веществах
4
3.1.
3.1.1.
3.1.2.
3.2.
3.2.1.
3.2.2.
3.2.3.
3.2.4.
3.3.
3.4.
3.4.1.
3.4.2.
3.4.3.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
4.5.1.
4.5.2.
4.5.3.
Химические свойства простых веществ
Химические свойства простых веществметаллов:
щелочных и щелочноземельных металлов,
алюминия, железа
Химические свойства простых веществнеметаллов:
водорода, кислорода, галогенов, серы, азота,
фосфора, углерода, кремния
Химические свойства сложных веществ
Химические свойства оксидов: осн вных, амфотерных,
кислотных
Химические свойства оснований
Химические свойства кислот
Химические свойства солей (средних)
Взаимосвязь различных классов неорганических
веществ
ό
Первоначальные сведения об органических веществах
Углеводороды предельные и непредельные: метан, этан,
этилен, ацетилен
Кислородсодержащие вещества: спирты (метанол,
этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная и
стеариновая)
Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы
Методы познания веществ и химических явлений.
Экспериментальные основы химии
Правила безопасной работы в школьной лаборатории.
Лабораторная посуда и оборудование. Разделение
смесей и очистка веществ. Приготовление растворов
Определение характера среды раствора кислот и
щелочей с помощью индикаторов. Качественные
реакции на ионы в растворе (хлорид, сульфат,
карбонатионы, ион аммония)
Получение газообразных веществ. Качественные
реакции на газообразные вещества (кислород, водород,
углекислый газ, аммиак)
Получение и изучение свойств изученных классов
неорганических веществ
Проведение расчетов на основе формул и уравнений
реакций
Вычисления массовой доли химического элемента в
веществе
Вычисления массовой доли растворенного вещества в
растворе
Вычисление количества вещества, массы или объема5
5.1.
5.2.
5.3.
вещества по количеству вещества, массе или объему
одного из реагентов или продуктов реакции
Химия и жизнь
Проблемы безопасного использования веществ и
химических реакций в повседневной жизни
Химическое загрязнение окружающей среды и его
последствия
Человек в мире веществ, материалов и химических
реакций
Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся
Описание требований к уровню подготовки,
Знать/понимать:
химическую символику: знаки химических элементов, формулы
химических веществ, уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом,
молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, катион,
анион, химическая связь,
электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная
масса, молярный объем, растворы, электролиты и неэлектролиты,
электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и
восстановление, тепловой эффект реакции, основные типы реакций в
неорганической химии;
характерные признаки важнейших химических понятий;
о существовании взаимосвязи между важнейшими химическими понятиями;
смысл основных законов и теорий химии: атомномолекулярная теория;
законы сохранения массы веществ, постоянства состава; Периодический
закон Д.И. Менделеева
первоначальные сведения о строении органических веществ
Уметь:
Называть:
химические элементы;
соединения изученных классов неорганических веществ;
органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен,
ацетилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота,
глюкоза, сахароза
Объяснять:
физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента,
номеров группы и периода в Периодической системе Д.И. Менделеева, к
Код
требований
1
1.1.
1.2.
1.2.1.
1.2.2.
1.3.
1.4.
2
2.1
2.1.1
2.1.2
2.1.3
2.2
2.2.12.2.2
2.2.3
2.3
2.3.1
2.3.2
2.3.3
2.3.4
2.4
2.4.1
2.4.2
2.4.3
2.4.4
2.4.5
2.4.6
2.4.7
2.5
2.5.1
2.5.2
2.5.3
2.6
2.7
2.7.1
2.7.2
2.7.3
2.7.4
2.7.5
2.8
2.8.1
2.8.2
2.8.3
2.9
2.9.1
2.9.2
2.9.3
которым элемент принадлежит;
закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах
малых периодов и лавных подгрупп, а также свойства образуемых ими
высших оксидов;
сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного
обмена
Характеризовать:
химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в
Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и
особенностей строения их атомов;
взаимосвязь между составом, строением и свойствами неорганических
веществ;
химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов,
кислот, оснований и солей);
взаимосвязь между составом, строением и свойствами отдельных
представителей органических веществ
Определять/классифицировать:
состав веществ по их формулам;
валентность и степень окисления элемента в соединении;
вид химической связи в соединениях;
принадлежность веществ к определенному классу соединений;
типы химических реакций;
возможность протекания реакций ионного обмена;
возможность протекания реакций некоторых представителей органических
веществ: с кислородом, водородом, металлами, водой, основаниями,
кислотами, солями
Составлять:
схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И.
Менделеева;
формулы неорганических соединений изученных классов;
уравнения химических реакций
Обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием
Проводить опыты / распознавать опытным путем:
подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических
веществ;
по получению, собиранию и изучению химических свойств неорганических
веществ;
газообразные вещества: кислород, водород, углекислый газ, аммиак
растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;
кислоты, щелочи и соли по наличию в их растворах хлорид, сульфат,
карбонатионов и иона аммония
Вычислять:
массовую долю химического элемента по формуле соединения;
массовую долю вещества в растворе;
количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества,
объему или массе реагентов или продуктов реакции
Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни
и грамотного оказания первой помощи при ожогах кислотами и щелочами;
объяснения отдельных фактов и природных явлений;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту