Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр внешкольной работы Промышленного района
города Ставрополя»
Методическая разработка
«КОГДА ЧУЖАЯ БОЛЬ СТАНОВИТСЯ СВОЕЙ»
(сценарий часа памяти)
Подготовила:
Овчинникова Н.Д.,
педагог-организатор
г. Ставрополь, 2021г.
Пояснительная записка
«Трагедия в Беслане навсегда останется
общей болью для России»
В.В. Путин
На планете всегда были войны. За последние пять тысяч лет зафиксировано около 15000 войн, в которых погибло несколько миллиардов человек. Продолжаются локальные войны, военные конфликты, связанные с религиозными, территориальными и национальными спорами. В мирную жизнь вторгается зловещее явление - терроризм. Терроризм - это насилие, уничтожение, война. Терроризм - это тяжкое преступление, когда организованная группа людей стремиться достичь своей цели при помощи насилия. Террористы - это люди, которые захватывают в заложники, организуют взрывы в многолюдных местах, используют оружие. Часто жертвами терроризма становятся невинные люди, среди которых есть и дети.
Семнадцать лет назад в сентябре 2004 года произошла страшная трагедия в городе Беслан (Республика Северная Осетия). В течение двух суток в спортзале школы №1 удерживались преподаватели, ученики и их родители - всего более 1200 человек. В результате взрыва погибло 334 человека, в том числе 186 детей, более 900 человек получили ранения. Это страшные страницы истории на уроке памяти, посвященный жертвам трагедии в Беслане.
Цель: Формирование у обучающихся гражданско-патриотических, нравственных чувств, представления о воинском долге, верности Отечеству, неприятия жестокости и насилия на примере трагедии в городе Беслане в сентябре 2004 года.
Задачи:
- дать определение понятия «терроризм»;
- показать на конкретных фактах, как неразрывно переплетались в этот период трагедия и мужество, боль и героизм;
- воспитывать у обучающихся чувство сострадания (милосердия), к людям, активную жизненную позицию, гуманность, толерантность;
- содействовать формированию понимания сущности и принятия обучающимися следующих ценностей: ценность человеческой жизни, свободы, равноправия и достоинства людей, уважительных отношений с окружающими, негативного отношения к жестокости, насилию, нарушению прав личности, экстремизму во всех его проявлениях;
- формировать позицию нравственного и правового отрицания терроризма как явления, как метода решения социальных проблем;
- воспитывать чувства патриотизма, уважения к Отечеству.
Участники: детский коллектив «Детской студии «Мои приоритеты».
Ведущие: воспитанники детской студии, педагог-организатор.
Оборудование:
- ноутбук, демонстрационный экран, проектор, динамики, микрофоны.
Оформление: плакаты по безопасности, рисунки детей, белые бумажные
голуби и шары.
Предварительная работа: разработка сценария, подбор музыкальных произведений и мелодий, оформление помещения, репетиция выступления детей (чтение стихов), изготовление белых бумажных голубей.
Ход мероприятия:
Педагог:
Ребята, предлагаю Вам начать наш час памяти с
игры «Антонимы». Я буду называть Вам слова, а Вы мне - слова противоположные
им по смыслу.
Высоко – …. (низко),
Далеко – … (близко),
Толстый – … (тонкий),
Белое – … (чёрное),
Мир – … (война),
Добро – … (зло).
Педагог: Внимание на демонстрационный экран!
(На
демонстрационном экране с помощью проектора появились
слова: «ДОБРО и ЗЛО»).
Педагог:
Мы в данный
момент поговорим о добре и зле. Ребята, закройте, пожалуйста, глаза.
Представьте и скажите, какие чувства возникают у Вас, когда Вы слышите слово:
«Добро». (Звучит
мелодия).
Обучающиеся
по очереди отвечают: возникают чувства
радости, тепла, добра, мира, душевности, веселья, понимания и т. д.
Педагог:
Теперь снова закройте глаза и скажите, какие чувства возникают, когда Вы слышите слово: «Зло». (Звучит мелодия).
Обучающиеся по очереди отвечают: грусть, печаль, тоска, чернота, опустошение, горе и т. д.
Педагог:
Послушайте внимательно ещё ряд мелодий и скажите, что Вы представляете, какие чувства у Вас возникают при прослушивании этих музыкальных произведений.
(Дети слушают и отвечают на поставленный вопрос).
На демонстрационном экране возникает слово «Беслан» и географическая карта Осетии. (Приложение 1)
Педагог:
Сегодня мы поговорим о страшных явлениях, как терроризм и экстремизм. Слово «терроризм» пришло из латинского языка: terror - страх, ужас и очень близко к таким понятиям, как «держать в повиновении, в страхе», «запугивать», «совершать расправу. Экстремизм, как и терроризм, относится к числу самых опасных явлений современности. В настоящее время экстремизм приобретает самые разнообразные формы и угрожающие масштабы: на начало 21 века в мире насчитывалось приблизительно 500 террористических организаций и групп экстремистской направленности. За последние десятилетия совершено более 6600 актов международного терроризма, от которых погибли десятки тысяч мирных людей и более 12000 пострадало. Участники экстремистских групп - люди в возрасте от 16 до 30 лет. Не случайно, именно в этот День борьбы против терроризма, мы вспоминаем о трагедии 2004 года.
Вот уже семнадцать лет людям на нашей планете знакомо это слово - БЕСЛАН. Беслан - это название города в Республике Северная Осетия, в котором 1 сентября 2004 года произошла страшная трагедия, унёсшая жизни сотен детей и взрослых.
Расскажу о Беслане. Это город
в России, а точнее - административный центр Правобережного района Северной Осетии.
Расположен на высоте 484 метра над уровнем моря, на правом берегу реки Терек,
16 км севернее Владикавказа, и в 10 км от границы с Ингушетией. Беслан - важный
железнодорожный узел. По своей величине Беслан - третий город Северной Осетии
после Владикавказа и Моздока.
По официальным данным в результате
террористического акта 1-3 сентября в г. Беслан погибли 334 человека, из них 186 детей, 15 учителей, более 900
человек получили ранения разной степени тяжести…
А было это так. 1 сентября 2004 года группа вооружённых людей в масках подъехала к зданию школы № 1 в Беслане на нескольких автомобилях и прямо со школьной линейки захватила в качестве заложников 1128 человек - детей и их родителей, - загнав их в спортзал школы.
Террористы потребовали от властей освобождения боевиков, ранее задержанных по подозрению в участии в нападении на Ингушетию 21-22 июня 2004, и вывода российских войск из Чечни.
Одновременно террористы пригрозили взорвать здание школы в случае штурма и убивать по 50 заложников за каждого ликвидированного террориста, и по 20 – за раненого.
В первый день террористы расстреляли 14 мужчин, оказавшихся в числе заложников.
В ночь на 2 сентября состоялись переговоры террористов с доктором Рошалем. Представители спецслужб передали террористам, что готовы предоставить им возможность безопасного выезда в Ингушетию и Чечню. Кроме того, было предложено заменить заложников-детей на взрослых. Ответа на эти предложения не последовало. Террористы также отказались принять воду, еду, медикаменты для захваченных в заложники.
2 сентября захваченную школу посетил бывший президент Ингушетии Руслан Аушев. По его просьбе боевики освободили группу заложников из 26 человек (мамы с детьми грудного возраста).
3 сентября в 12.40 - оперативному штабу удалось договорится с террористами об эвакуации из школы тел убитых заложников.
В 12.55 - к школе выдвигаются сотрудники МЧС, которые должны забрать тела убитых.
В 13.03-13.05 - в здании школы раздаются два взрыва, из школы стали выбегать заложники. После чего спецподразделения российской армии и ФСБ предприняли штурм. В результате штурма потери понесли как террористы, так и штурмующие (погибло 10 спецназовцев).
Потери среди заложников: 331 погибший, из них 186 детей, более 900 раненых.
1-й
ведущий:
Сентябрь в гости постучался,
День знаний наступил.
Открыла школа детям двери,
А террорист закрыл.
2-й
ведущий:
Спортзал увешанный взрывчаткой,
Обвалы крыши, взрывы, дым...
И этот день пожаром ярким
Мы - люди в памяти храним.
3-й ведущий:
Ах, сколько жизней оборвали
Невинных маленьких детей.
Ребята жизни потеряли,
А школьники - учителей.
4-й
ведущий:
Мы будем помнить тех детей,
Которые погибли в школе:
Из слёз сольются ручейки,
Из ручейков святое море.
5-й
ведущий:
И это море забурлит,
Восстанет, закипит,
Утонет в море террорист,
Убийца, вор, бандит.
6-й
ведущий:
А мы не будем забывать
День первый сентября,
Когда умолкли навсегда
Ребячьи голоса.
Педагог:
Над всей Россией пронеслась гроза.
Рыдали над бедою небеса...
Ребята, что вы испытываете, когда слышите слово
«терроризм»?
(Ответы
детей)
Педагог:
То, что случилось с 1-го по 3-е сентября в школе №1 г. Беслана - это горе, постигшее Россию. 334 ребёнка и взрослых погибли в нечеловечных условиях.
Не забыть тех учеников, пришедших на торжество, родителей и родственников, сотрудников спецназа, освобождавших заложников, которые не вернулись домой после тех страшных событий. И тех 18 первоклассников, которые в этом году уже поступали бы в институты, но в тот роковой день для них прозвенел последний первый звонок.
Третье сентября - День Памяти жертв Беслана, жертв терроризма. Памяти жертв бесланской трагедии и памяти всех жертв терроризма - минута молчания.
(Звучит
метроном)
Педагог:
Захват школы №1, оборвавшийся праздник, последний звонок для тех, кто не выжил в этой страшной трагедии. Всё это вечное напоминание о том, что терроризм - это горе, это разрушение, это зло, и ему не место в нашем современном мире. Слёзы, ненависть, горе… Такой короткий промежуток от счастья, праздника к своей гибели. Забывать эти страшные даты нельзя!
Страшная трагедия Беслана: погибли дети и взрослые, которые так хотели быть сейчас вместе с нами, учиться, работать, заводить семьи и просто жить дальше. Зло терроризма не имеет прощенья, ибо оно посягает на самое святое и дорогое, что есть у человека - его жизнь, его будущее… Жизнь любого человека свята и бесценна, как и сохранение мира на Земле.
Мы говорим: нет бесчеловечности и ужасу терроризма и войны! Мы говорим: нет насилию и страданию! Никакая цель не может быть оправдана гибелью людей, а тем более гибелью невинных детей. И это не только Беслан, это не только Осетия и наша страна в целом, это касается всего мира. Наше общее дело сохранить мирные отношения между народами и остановить жестокость терроризма, нам нужно мирное будущее, мирное голубое небо, мирная и цветущая Земля, общее благополучие и безопасность.
Память о жертвах теракта в Беслане живёт в монументах и памятниках, установленных в разных городах мира.
Вот некоторые из них:
Памятник «Древо скорби» на мемориальном кладбище
Беслана, где захоронены жертвы теракта. Четыре бронзовых фигуры женщин, которые
символизируют четыре стороны света, а над ними парят 50 бронзовых ангелов
Памятная стела во Владикавказе, на территории Мемориала Славы, спроектированная по рисункам бесланских школьников
.
Площадь Девочек и Мальчиков Беслана во Флоренции
Работа скульптора Васко Монтекки в парке, окружающем здание школы итальянского города Кастельново-ди-Сотто
Памятник «Детям Беслана» (скульптор — Виктор Шувалов) в Санкт-Петербурге. В основание заложены капсулы с землёй, привезённой из Северной Осетии, с мемориального кладбища на территории школы № 1. Монумент установлен в сквере Храма Успения Пресвятой Богородицы на Малоохтинском проспекте
Памятник погибшим спецназовцам
Есть такая традиция: выпускать в небо белых
голубей в знак мирных намерений, в знак того, чтобы был МИР во всём мире.
(Участники мероприятия выходят на улицу.
Дети отпускают в
небо шары, к которым привязаны белые бумажные голуби, сделанные своими руками).
Литература и источники:
Борисов Т. Послесловие к Беслану / Т. Борисов// Российская газета. - 2005. - 16 марта. - С.7-10
Боташева А.К. Терроризм как фактор современных политических процессов: детерминация, проявления, стратегия противодействия: автореферат . докторской диссертации: 23.00.02 / А. К. Боташева; Ставрополь. Гос. ун-т . - Краснодар
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.