Когда чужая боль становится своей
Оценка 4.9

Когда чужая боль становится своей

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
7 кл—11 кл
14.07.2022
Когда чужая боль становится своей
Цель: Формирование у обучающихся гражданско-патриотических, нравственных чувств, представления о воинском долге, верности Отечеству, неприятия жестокости и насилия на примере трагедии в городе Беслане в сентябре 2004 года.
Методическая разработка_Когда чужая боль становится своей (4).docx

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр внешкольной работы Промышленного района

 города Ставрополя»

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

«КОГДА ЧУЖАЯ БОЛЬ СТАНОВИТСЯ СВОЕЙ»

 (сценарий часа памяти)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Подготовила:

                                                Овчинникова Н.Д.,

                                                   педагог-организатор

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Ставрополь, 2021г.

 

Пояснительная записка

«Трагедия в Беслане навсегда останется

общей болью для России»

В.В. Путин

 

На планете всегда были войны. За последние пять тысяч лет зафиксировано около 15000 войн, в которых погибло несколько миллиардов человек. Продолжаются локальные войны, военные конфликты, связанные с религиозными, территориальными и национальными спорами. В мирную жизнь вторгается зловещее явление - терроризм. Терроризм - это насилие, уничтожение, война. Терроризм - это тяжкое преступление, когда организованная группа людей стремиться достичь своей цели при помощи насилия. Террористы - это люди, которые захватывают в заложники, организуют взрывы в многолюдных местах, используют оружие. Часто жертвами терроризма становятся невинные люди, среди которых есть и дети.  

Семнадцать лет назад в сентябре 2004 года произошла страшная трагедия в городе Беслан (Республика Северная Осетия). В течение двух суток в спортзале школы №1 удерживались преподаватели, ученики и их родители - всего более 1200 человек. В результате взрыва погибло 334 человека, в том числе 186 детей, более 900 человек получили ранения. Это страшные страницы истории на уроке памяти, посвященный жертвам трагедии в Беслане.

 

Цель: Формирование у обучающихся гражданско-патриотических, нравственных чувств, представления о воинском долге, верности Отечеству, неприятия жестокости и насилия на примере трагедии в городе Беслане в сентябре 2004 года.                            

Задачи:

- дать определение понятия «терроризм»;

- показать на конкретных фактах, как неразрывно переплетались в этот   период трагедия и мужество, боль и героизм;

- воспитывать у обучающихся чувство сострадания (милосердия), к людям, активную жизненную позицию, гуманность, толерантность;

- содействовать     формированию   понимания сущности и принятия обучающимися следующих ценностей: ценность человеческой жизни, свободы, равноправия и достоинства людей, уважительных отношений с окружающими, негативного отношения к жестокости, насилию, нарушению прав личности, экстремизму во всех его проявлениях;

- формировать позицию нравственного и правового отрицания терроризма как явления, как метода решения социальных проблем;

- воспитывать чувства патриотизма, уважения к Отечеству.

Участники: детский коллектив «Детской студии «Мои приоритеты».

Ведущие: воспитанники детской студии, педагог-организатор.

Оборудование:

- ноутбук, демонстрационный экран, проектор, динамики, микрофоны.


Оформление: плакаты по безопасности, рисунки детей, белые бумажные голуби и шары.

Предварительная работа: разработка сценария, подбор музыкальных произведений и мелодий, оформление помещения, репетиция выступления детей (чтение стихов), изготовление белых бумажных голубей.

 

Ход мероприятия:

Педагог: 

Ребята, предлагаю Вам начать наш час памяти с игры «Антонимы». Я  буду  называть  Вам  слова, а Вы  мне -  слова  противоположные  им  по смыслу.
Высоко – …. (низко),
Далеко – … (близко),
Толстый – … (тонкий),
Белое – … (чёрное),
Мир – … (война),
Добро – … (зло).
Педагог: Внимание на демонстрационный экран!
(На демонстрационном экране с помощью проектора появились

 слова: «ДОБРО и ЗЛО»).

Педагог: 

Мы в данный момент поговорим о добре и зле. Ребята, закройте, пожалуйста, глаза. Представьте и скажите, какие чувства возникают у Вас, когда Вы слышите слово: «Добро». (Звучит мелодия).
Обучающиеся по очереди отвечают:
 возникают чувства радости, тепла, добра, мира, душевности, веселья, понимания и т. д.
Педагог:

Теперь снова закройте глаза и скажите, какие чувства возникают, когда Вы слышите слово: «Зло». (Звучит мелодия).

Обучающиеся по очереди отвечают: грусть, печаль, тоска, чернота, опустошение, горе и т. д.

Педагог: 

Послушайте внимательно ещё ряд мелодий и скажите, что Вы представляете, какие чувства у Вас возникают при прослушивании этих музыкальных произведений.

(Дети слушают и отвечают на поставленный вопрос).

На демонстрационном экране возникает слово «Беслан» и географическая карта Осетии. (Приложение 1)

Педагог: 

Сегодня мы    поговорим о страшных явлениях, как терроризм и экстремизм.  Слово «терроризм» пришло из латинского языка: terror - страх, ужас и очень близко к таким понятиям, как «держать в повиновении, в страхе», «запугивать», «совершать расправу. Экстремизм, как и терроризм, относится к числу самых опасных явлений современности. В настоящее время экстремизм приобретает самые разнообразные формы и угрожающие масштабы: на начало 21 века в мире насчитывалось приблизительно 500 террористических организаций и групп экстремистской направленности. За последние десятилетия совершено более 6600 актов международного терроризма, от которых погибли десятки тысяч мирных людей и более 12000 пострадало. Участники экстремистских групп - люди в возрасте от 16 до 30 лет. Не случайно, именно в этот День борьбы против терроризма, мы вспоминаем о трагедии 2004 года.

Вот уже семнадцать лет людям на нашей планете знакомо это слово - БЕСЛАН. Беслан - это название города в Республике Северная Осетия, в котором 1 сентября 2004 года произошла страшная трагедия, унёсшая жизни сотен детей и взрослых.

Расскажу о Беслане. Это город в России, а точнее - административный центр Правобережного района Северной Осетии. Расположен на высоте 484 метра над уровнем моря, на правом берегу реки Терек, 16 км севернее Владикавказа, и в 10 км от границы с Ингушетией. Беслан - важный железнодорожный узел. По своей величине Беслан - третий город Северной Осетии после Владикавказа и Моздока.
По официальным данным в результате террористического акта 1-3 сентября в г. Беслан погибли 334 человека, из них 186 детей, 15 учителей, более 900 человек получили ранения разной степени тяжести…

А было это так. 1 сентября 2004 года группа вооружённых людей в масках подъехала к зданию школы № 1 в Беслане на нескольких автомобилях и прямо со школьной линейки захватила в качестве заложников 1128 человек - детей и их родителей, - загнав их в спортзал школы. 

Террористы потребовали от властей освобождения боевиков, ранее задержанных по подозрению в участии в нападении на Ингушетию 21-22 июня 2004, и вывода российских войск из Чечни. 

Одновременно террористы пригрозили взорвать здание школы в случае штурма и убивать по 50 заложников за каждого ликвидированного террориста, и по 20 – за раненого. 

В первый день террористы расстреляли 14 мужчин, оказавшихся в числе заложников. 

 В ночь на 2 сентября состоялись переговоры террористов с доктором Рошалем. Представители спецслужб передали террористам, что готовы предоставить им возможность безопасного выезда в Ингушетию и Чечню. Кроме того, было предложено заменить заложников-детей на взрослых. Ответа на эти предложения не последовало. Террористы также отказались принять воду, еду, медикаменты для захваченных в заложники. 

 2 сентября захваченную школу посетил бывший президент Ингушетии Руслан Аушев. По его просьбе боевики освободили группу заложников из 26 человек (мамы с детьми грудного возраста). 

3 сентября в 12.40 - оперативному штабу удалось договорится с террористами об эвакуации из школы тел убитых заложников. 

В 12.55 - к школе выдвигаются сотрудники МЧС, которые должны забрать тела убитых. 

В 13.03-13.05 - в здании школы раздаются два взрыва, из школы стали выбегать заложники. После чего спецподразделения российской армии и ФСБ предприняли штурм. В результате штурма потери понесли как террористы, так и штурмующие (погибло 10 спецназовцев). 

Потери среди заложников: 331 погибший, из них 186 детей, более 900 раненых.  

1-й ведущий:
Сентябрь в гости постучался,
День знаний наступил.
Открыла школа детям двери,
А террорист закрыл.

2-й ведущий:
Спортзал увешанный взрывчаткой,
Обвалы крыши, взрывы, дым...
И этот день пожаром ярким
Мы - люди в памяти храним.
3-й ведущий:
Ах, сколько жизней оборвали
Невинных маленьких детей.
Ребята жизни потеряли,
А школьники - учителей.

4-й ведущий:
Мы будем помнить тех детей,
Которые погибли в школе:
Из слёз сольются ручейки,
Из ручейков святое море.

5-й ведущий:
И это море забурлит,
Восстанет, закипит,
Утонет в море террорист,
Убийца, вор, бандит.
6-й ведущий:
А мы не будем забывать
День первый сентября,
Когда умолкли навсегда
Ребячьи голоса.

Педагог:
Над всей Россией пронеслась гроза.
Рыдали над бедою небеса...
Ребята, что вы испытываете, когда слышите слово «терроризм»?
(Ответы детей)

 

Педагог: 

То, что случилось с 1-го по 3-е сентября в школе №1 г. Беслана - это горе, постигшее Россию. 334 ребёнка и взрослых погибли в нечеловечных условиях.

Не забыть тех учеников, пришедших на торжество, родителей и родственников, сотрудников спецназа, освобождавших заложников, которые не вернулись домой после тех страшных событий. И тех 18 первоклассников, которые в этом году уже поступали бы в институты, но в тот роковой день для них прозвенел последний первый звонок.

Третье сентября - День Памяти жертв Беслана, жертв терроризма. Памяти жертв бесланской трагедии и памяти всех жертв терроризма - минута молчания.

 

(Звучит метроном)
https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/1348/0008b24f-3b6bf84e/3/img28.jpg

 

Педагог: 

Захват школы №1, оборвавшийся праздник, последний звонок для тех, кто не выжил в этой страшной трагедии. Всё это вечное напоминание о том, что терроризм - это горе, это разрушение, это зло, и ему не место в нашем современном мире. Слёзы, ненависть, горе… Такой короткий промежуток от счастья, праздника к своей гибели. Забывать эти страшные даты нельзя!

Страшная трагедия Беслана: погибли дети и взрослые, которые так хотели быть сейчас вместе с нами, учиться, работать, заводить семьи и просто жить дальше. Зло терроризма не имеет прощенья, ибо оно посягает на самое святое и дорогое, что есть у человека - его жизнь, его будущее… Жизнь любого человека свята и бесценна, как и сохранение мира на Земле.

Мы говорим: нет бесчеловечности и ужасу терроризма и войны! Мы говорим: нет насилию и страданию! Никакая цель не может быть оправдана гибелью людей, а тем более гибелью невинных детей. И это не только Беслан, это не только Осетия и наша страна в целом, это касается всего мира. Наше общее дело сохранить мирные отношения между народами и остановить жестокость терроризма, нам нужно мирное будущее, мирное голубое небо, мирная и цветущая Земля, общее благополучие и безопасность.  

 Память о жертвах теракта в Беслане живёт в монументах и памятниках, установленных в разных городах мира.

Вот некоторые из них:


Памятник «Древо скорби» на мемориальном кладбище Беслана, где захоронены жертвы теракта. Четыре бронзовых фигуры женщин, которые символизируют четыре стороны света, а над ними парят 50 бронзовых ангелов

 

 

 

 

Памятная стела во Владикавказе, на территории Мемориала Славы, спроектированная по рисункам бесланских школьников



 

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0dea/000a4719-a5a49351/2/img28.jpg

 

.
Площадь Девочек и Мальчиков Беслана во Флоренции

 

 

 

 

https://cs6.pikabu.ru/post_img/2017/09/01/8/og_og_1504267224270972730.jpg

Работа скульптора Васко Монтекки в парке, окружающем здание школы итальянского города Кастельново-ди-Сотто

 

 

Памятник «Детям Беслана» (скульптор — Виктор Шувалов) в Санкт-Петербурге. В основание заложены капсулы с землёй, привезённой из Северной Осетии, с мемориального кладбища на территории школы № 1. Монумент установлен в сквере Храма Успения Пресвятой Богородицы на Малоохтинском проспекте

 

 

Памятник погибшим спецназовцам

 

 

 

 

 


Есть такая традиция: выпускать в небо белых голубей в знак мирных намерений, в знак того, чтобы был МИР во всём мире.

(Участники мероприятия выходят на улицу.

https://ptet.ru/wp-content/uploads/2017/09/IMG_3260.jpgДети отпускают в небо шары, к которым привязаны белые бумажные голуби, сделанные своими руками).










 



 

 

 

 

 

 



 

 

 

Литература и источники:

Борисов Т. Послесловие к Беслану / Т. Борисов// Российская газета. - 2005. - 16 марта. - С.7-10

Боташева А.К. Терроризм как фактор современных политических процессов: детерминация, проявления, стратегия противодействия: автореферат . докторской диссертации: 23.00.02 / А. К. Боташева; Ставрополь. Гос. ун-т . - Краснодар


 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы

Пояснительная записка «Трагедия в

Пояснительная записка «Трагедия в

Оформление : плакаты по безопасности, рисунки детей, белые бумажные голуби и шары

Оформление : плакаты по безопасности, рисунки детей, белые бумажные голуби и шары

За последние десятилетия совершено более 6600 актов международного терроризма, от которых погибли десятки тысяч мирных людей и более 12000 пострадало

За последние десятилетия совершено более 6600 актов международного терроризма, от которых погибли десятки тысяч мирных людей и более 12000 пострадало

Ингушетии Руслан Аушев. По его просьбе боевики освободили группу заложников из 26 человек (мамы с детьми грудного возраста)

Ингушетии Руслан Аушев. По его просьбе боевики освободили группу заложников из 26 человек (мамы с детьми грудного возраста)

Рыдали над бедою небеса... Ребята, что вы испытываете, когда слышите слово «терроризм»? (Ответы детей)

Рыдали над бедою небеса... Ребята, что вы испытываете, когда слышите слово «терроризм»? (Ответы детей)

Слёзы, ненависть, горе… Такой короткий промежуток от счастья, праздника к своей гибели

Слёзы, ненависть, горе… Такой короткий промежуток от счастья, праздника к своей гибели

Работа скульптора Васко Монтекки в парке, окружающем здание школы итальянского города

Работа скульптора Васко Монтекки в парке, окружающем здание школы итальянского города

Литература и источники: Борисов

Литература и источники: Борисов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.07.2022