Формирование личности обучающихся с использованием средств внеурочной деятельности.
В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом общего начального образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Внеурочной деятельности новый Стандарт отводит особую роль. Она наряду с учебным планом школы выступает средством реализации Основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность вводится в целях необходимости обеспечения «духовно- нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности».
Основной целью внеурочной деятельности по ФГОС является:
Показать условия для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов в свободное время, развитие здоровой, творческой растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося.
Таким образом, главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование личности обучающегося, что является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.
Систематизируя внеурочную деятельность в своих классах для себя я выделила несколько направлений:
- я и мои знания,
- я и мое воспитание,
- я и мое творчество,
- я и мое здоровье,
- я и моя семья.
Ожидаемые результаты от внеурочной деятельности:
Общаясь с детьми, родителями отмечается, что внеурочная деятельность дает положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет представления ребенка об окружающем мире. Дети оживлённо общаются с педагогами и друг с другом. В классах складываются доброжелательные отношения, что является условием формирования здоровьесберегающей среды.
Внеурочная деятельность входит в учебный процесс, но не является уроками. Был проведён опрос, который показал, что 80% родителей учащихся начальной школы положительно относятся к внеурочной деятельности детей в школе.
Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение.
Посещение музея Автомотостарины дало возможность ребятам увидеть технику, подержать в руках оружие, был проведен квест. Такие знания будут более актуальнее и лучше запомнятся.
Шахматный турнир, организованный ребятами, кто уже умел играть объяснял правила, журили игру.
На первый взгляд увеселительное мероприятие – экскурсия для ребят стало настоящим открытием среды обитания паукообразных, рептилий и т.д. Каждая экскурсия помогает узнать что то новое, интересное. Это живые знания.
Содержанием экологического воспитания являются базовые национальные ценности: природа, родная земля, заповедная природная, планета Земля, экологическое сознание. Экологическое воспитание обеспечивает развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. День ТИГРА. У нас уже есть опыт участия в празднике День Тигра. Это мероприятие помогает не только прочувствовать необходимость защищать этого замечательного зверя, но и быть командой.
Экологическое воспитание это и интересные занятия в экоклассе. Мы зарегистрированы на платформе ЭКОКЛАСС. Разговоры о том, как продлить жизнь вещам, чтобы не было много мусора на планете. О вреде пластика. И у каждого ребенка получилась сумка, а так же учились сворачивать бумажные кульки.
Знания о своих традициях, изучение культуры позволили нам соприкоснуться в театральной студии. После посещения таких мероприятий из класса записались 8 детей в эту студию.
Народные традиции для детей целый клад идей. Как встречали весну, почему сжигали чучело Зимы – Масленицу и многое другое узнаем вживую.
Как закликать Весну, нужно испечь птичку, выучить закличку, позвать Весну.
А как вкусно рисовать на пряниках. Побывали в музее ВЛАД хлеба, познакомились с его 100 историей. Узнали много интересного.
Творить интересно не только на бумаге, в альбоме, но и на природе, Море, солнце и волшебные краски.
Наши дети – творческие натуры. Вдохновившись уроком Окружающий мир «Звезды и планеты», Сделали замечательные рисунки и поделки. Поучаствовали в Международном конкурсе! День космонавтики 2022. Итог из двух классов поучаствовали 57 учеников – из них 15- I мест, 21-II место, 8 – III мест.
В школе есть урок технологии, а мы с мальчишками отправились в столярную мастерскую. Работали инструментами.
Фольклорные жанры, музыка не только заключают в себе этическую и эстетическую функции, но и способствуют физическому и умственному развитию детей. На базе наших классов организован Вокальный ансамбль «Росинка» и Ансамбль ложкарей «Калинка». Эти ансамбли становились многократно победителями разных конкурсов регионального, городского, районного уровней. Дети с большим удовольствием занимаются в этих ансамблях.
Спортивно-оздоровительное – формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, реализуется через такие формы как физкультурные праздники и соревнования, факультативы, кружки.
Наши классы уже стали постоянными участниками спортивно – массовых мероприятий «Спортивная весна» и «Спортивная осень».
Одно из направлений Я И МОЯ СЕМЬЯ
Ни один поход не обходится без родителей, без их активной помощи. Поход – значит квест или веселые станции с заданиями.
Основной формой учёта внеурочных достижений обучающихся является портфолио.
Основными целями составления портфолио являются: повышение их конкурентоспособности; мотивация учащихся в достижении индивидуальных учебных результатов через активное участие во внеурочной деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками; переход на более объективную, справедливую и прозрачную форму оценивания достижений учащихся.
В младшем школьном возрасте достаточно заметно происходит формирование личности человека. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка: складываются новые отношения со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками).
Ребенок включается в целую систему коллективов (общешкольный, классный, кружковый). Включение в обучение, которое предъявляет ряд серьезных требований к ученику, заставляет его подчинить свою жизнь строгой организации, регламентации и режиму.
По словам В.А. Крутецкого, «в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.