Дополнительная общеобразовательная программа "Литературная гостиная"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 07.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа "Литературная гостиная" относится к дополнительному образованию(кружковой форме работы) краеведческой направленности.
Иконка файла материала доп.обр. (2).docx

Ф.И.О. автора/авторов, составителя

Серова Наталья Александровна

Учреждение

МКОУ "Коровинская средняя общеобразовательная школа"

Наименование программы

"Литературная гостиная"

Тип программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

Направленность

Краеведческая

Образовательная область

Литература

Вид программы

Модифицированная

Возраст учащихся

13-17 лет

Срок обучения

1 год

Объём часов

34 часа

Уровень освоения программы

Ознакомительный

Цель программы

Формирование у учащихся ценностного отношения к культурному наследию своего края: села, района, области.

С какого года реализуется программа

Сентябрь 2021

    Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)      программа    "Литературная гостиная"                                                                     

                                             

                                        Паспорт программы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             1. Комплекс основных характеристик программы

                                 1.1.   Пояснительная записка.

     Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Литературная гостиная» разработана в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:

 - Конвенцией ООН о правах ребенка и другими международными - правовыми актами;

- Декларацией прав ребенка (Провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года);

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;

- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196.

- Санитарно – эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14;

     Направленность программы: краеведческая.

     Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Литературная гостиная» -  это своеобразный симбиоз литературного краеведения, краеведения, музееведения, этнографии, фольклора. Краеведение – одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Литературное краеведение представлено чтением произведений поэтов и писателей зауральской литературы, Мишкинского района, встречами с самодеятельными поэтами  сёл, творческими мастерскими, знакомством с жанрами, с использованием фольклора в сценических представлениях.

    С краеведением связана этнография, поэтому в программе предусмотрено изучение истории материальной и духовной культуры родного края.

    Цели и задачи данной программы направлены на развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение к истории родного края посредством формирования навыков поисковой, экскурсионной работы, формирования коммуникативных и организаторских навыков.

    Актуальность программы заключается в отражении в ее содержании комплексно-системного подхода к родному краю как некой целостности, представленной во всем многообразии составляющих ее процессов и явлений.

    Данная программа реализуется по краеведческой направленности и предполагает удовлетворение познавательного интереса детей в области литературного краеведения, приобретение знаний о малой Родине посредством экскурсионных занятий, творческих мероприятий. Интегрированный курс сориентирован на расширение кругозора, возбуждение интереса ребенка к окружающей жизни, развитие личностных качеств, чему способствуют:

 - туристско-экскурсионные походы, путешествия с тематикой расширения кругозора детей, привития живого интереса к окружающей среде, как формы культурно-оздоровительного отдыха;

 - изучение истории края через аспект истории, фольклора, этнографии;

 -знакомство с темами православного краеведения позволит удовлетворить духовные и воспитательные потребности;

 -групповая и индивидуальная творческая работа позволит развить способности детей в области исследования, организации и проведения творческих дел.

    Отличительная особенность программы в том, что она носит интегрированный характер и включает в себя следующие разделы: историческое краеведение (история Зауралья), литературное краеведение, Изобразительное искусство Зауральского края, «исследовательская деятельность учащихся», «подготовка, проведение мероприятий и экскурсий» и др.

     Срок освоения программы : программа рассчитана на 1 год.

     Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

     Цель программы – формирование у учащихся ценностного отношения к культурному наследию своего края: села, района, области.

     Задачи:

Образовательные: Формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и усвоение основ народной культуры, быта, языка и литературы. Ознакомление с удмуртским народным творчеством.         Воспитательные: Развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства. Формирование чувства толерантности и толерантного поведения в детском коллективе и социуме. Способствование укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только детей, но и родителей; наличие богатых возможностей для изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; односельчан; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы.

 Развивающие: Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические конкурсы, экскурсии и т.д. Развитие навыков общения, оформления творческих работ. Формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

 Результаты освоения курса внеурочной деятельности "Литературная гостиная " :

Метапредметные.  Познавательные: находить достоверную информацию из дополнительной литературы, во Всемирной сети Интернет; владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать в художественном тексте концептуальную информацию, анализировать и обобщать предоставленную информацию; сравнивать объекты (художественные произведения на одну тему); устанавливать причинно-следственные связи; предоставлять информацию в разных формах (в виде презентации, фотографии, устного выступления). Регулятивные: определять цели, выделять проблемную ситуацию или проблемный вопрос в учебной и жизненно-практической деятельности; выбрать средства достижения цели в группе; работать по алгоритму (маршрутному листу); оценивать степень достижения цели занятия; усовершенствовать умение привлекать знания из различных областей для решения поставленной задачи. Коммуникативные: излагать свое мнение (в диалоге, полилоге), аргументируя его документальной и литературно-художественной информацией; организовать работу в группе (распределять роли участников группы, определять задачи каждого члена коллектива, задавать вопросы, выработать стратегию команды для успешного достижения цели); находить компромисс при выполнении задания в группе; использовать ИКТ для достижения своих целей.

 Личностные. Обучающиеся научатся вырабатывать бережное отношение к природе; осознавать себя патриотом своей малой родины; осознавать целостность мира через эстетическое восприятие художественных текстов и красоты природы родного края; вырабатывать уважительно-доброжелательное, толерантное отношение друг к другу.

Предметные.  Обучающиеся научатся:

 • строить короткое монологическое высказывание: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя;

• слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;

 • называть имена родных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;

 • перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;

 • определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);

 • оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;

• анализировать смысл названия произведения;

 • пользоваться Толковым словарем для выяснения значений слов.         Предполагаемый результат:

1.Участие в проектной деятельности.

2.Помощь школьному музею в оснащении раздела истории культуры родного края.

 3. Участие в районных краеведческих чтениях.

     Знание истории родного края является неотъемлемой частью формирования полноценной личности и гражданина. Одной из важнейших сторон краеведения является ознакомление с литературным наследием нашего родного края. Обращение к фактам культуры нашего родного края на занятиях литературного краеведения вызывает у учащихся вначале удивление, а затем радость открытия. А в конечном итоге – любовь к своему городу, гордость за свою страну. Материалы, собранные в ходе работы, впоследствии могут быть использованы на уроках, во внеклассных мероприятиях, в работе школьной библиотеки.

Ожидаемые результаты формирования УУД.  В области познавательных общих учебных действий - обучающиеся научатся:

 • работать с несколькими источниками информации (хрестоматией; книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).

В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

 а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

 • работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

 • выполнять работу по цепочке; б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

 • видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;

• находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

 В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться:

• подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;

• понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.

 

                           

 

 

                               1.2. Учебно-тематический план

 

№ п/п

Тема

Количество часов

Практикумы

1

Литература Зауралья - составная часть со­временного литературного процесса страны. Обзор современной литературы Зауралья.

1

1

2

Судьбы-преодоления зауральских писателей

3

3

3

Тема исторической памяти в творчестве за­уральских писателей

4

4

4

Современная поэзия Зауралья

4

4

5

Творчество В.Ф.Потанина

6

6

6

Творчество В.И.Юровских

2

2

7

Тема войны в современной литературе Заура­лья

7

7

8

Авторская песня в современной литературе Зауралья

1

1

9

Современная публицистика Зауралья

3

3

10

Современная литература района, где живут обучающиеся.

1

1

11

Учебная конференция «Что мне открыла ли­тература родного края»

2

2

 

Итого:

34

34

 

                                       1.3. Содержание

Теми первая. Литература Зауралья - составная часть современного

литературного процесса страны. Обзор современней литературы

Зауралья (1час - практ.)

Литература Зауралья - составная часть современного литературного про­цесса страны. Обзор современной литературы Зауралья. Современная литера­турная ситуация в Зауралье: наличие организаций, объединяющих творческих людей: союз писателей России, союз литераторов.

Интеграция с основным курсом литературы.

Литература Зауралья - составная часть современного литературного про­цесса страны. Обзор современной литературы. Изучается после «Литература начала XX века» (программа под ред. В.Я.Коровиной).

Примерные темы исследовательских работ.

1.  Проводите исследование, к какой писательской организации относятся писа­тели, поэты, которых вы знаете.

2.Определите, почему существует раздел среди творческих людей Зауралья.

3. Ваше отношение к такому разделу.

 

Тема вторая. Судьбы-преодоления зауральских поэтов (писателей) (по выбору учителя и обучающихся) (3 часа - практ.)

Судьбы-преодоления Л.Куликова, И.Анисимовой, Л.Тумановой. Судьбы, наполненные противоречиями: физический недуг и высота духа, физическая немощь и свет, обаяние их произведений. Желание быть полезными. Любовь читателей к Л.Куликову, И.Анисимовой, Л.Тумановой.

Интеграция с основным курсом литературы. Судьбы-преодоления за­уральских поэтов (писателей) (по выбору учителя и обучающихся). Изучается после темы «А.И.Куприн» (программа под ред. В.Я.Коровиной).

Примерные темы исследовательских работ.

Продолжите галерею поэтов с судьбой-преодолением. Может быть, в этом вам поможет цитата из статьи С.М.Одинцовой о современной литературе Зауралья: «Надежду Моторину и Людмилу Туманову объединяет драматически сложившаяся судьба. Их жизнь освещает поэзия. Но поэтические голоса их раз­личны...

Надежда Моторина в сборнике «Души моей распахнутая дверь» (Куртамыш, 2003) одушевляет мир природы. У леса, как и у лирической героини, ра­нимая душа, жадно впитывающая свет и надежду. Жизнь ее души и жизнь при­роды переплетаются, переливаются: из чуткой и одинокой души - в чудо при­роды, из животворной природы - в душу, в которой живет Бог».

Инсценировка произведений Н.Моториной.

Тема третья. Тема исторической памяти в литературе Зауралья (4часа - практ.)

Дилогия А.К.Югова «Шатровы», «Страшный суд» - повествование о ре­волюции и гражданской войне. Урал и Зауралье во время революции и граж­данской войны.

Поэма С.А.Васильева «Коля Мяготин» - повествование в стихах о траги­ческих событиях в деревне.

Коробейников И.Т. «Голубая елань» - судьба зауральской деревни в пе­риод коллективизации.

А.А.Базаров «Хроника колхозного рабства», «Кулак и агрогулаг», «Дурелом, или господа колхозники» - изображение трагической судьбы крестьян Урала и Зауралья в годы коллективизации

В. И. Еловских «Спецпереселенцы» - повесть о трагических последствиях коллективизации.

Посещение музея. Экскурсия о коллективизации в Зауралье.

Интеграция с основным курсом литературы. Тема исторической памя­ти в литературе Зауралья. Изучение после темы «А.П.Платонов» (программа под ред. В.Я. Коровиной).

Теория литературы: сюжет и фабула эпического произведения.

Примерные темы исследовательских работ.

Исследуйте историческую основу поэмы «Коля Мяготин». Определите, соответствует ли она реальным событиям.

Подготовьте и представьте сообщение «Тема исторической памяти в творчестве (в произведении)...

 

Тема четвертая. Современная поэзия Зауралья

(по выбору учителя и обучающихся) (4 часа - практ.)

Современная поэзия Зауралья.

Г.С. Артамонов. Мотив памяти: стихотворение «Урок» - посвящение па­мяти учителя-словесника Л.В. Крючковой. Поэтический сборник «Признание в любви» (2004) - объединение лирики Г.С. Артамонова и Н.И. Балашенко. Детство, юность, первая любовь - предметы лирики Г.С. Артамонова.

А. Львов («Эхо дней») - духовная опора в любимой женщине (Любимая, здравствуй!..), памяти о детстве: «Дымком и прошлым вдруг потянет...»

Е. Ситникова, Философская поэзия. «Сонеты». Жанр сонета. Стихи, по­священные поэтам, музыкантам. «Нотная тетрадь XX века», стихи, посвящен­ные пианисту и дирижеру М. Плетневу, В. Спивакову («Но бесконечно взрыва­ется сердце...»).

Посещение художественного музея. Экскурсия «Акварели Г. Травникова».

Конкурс чтецов «Современная поэзия Зауралья».

Интеграция с основным курсом литературы.

Современная поэзия Зауралья. Изучается после темы «М.И.Цветаева»

(программа под   ред. В.Я. Коровиной).

Теория литературы: углубление понятия о лирическом герое.

Примерные темы исследовательских работ.

Тема любви в поэзии А.Львова.

«Сонеты» Е.Ситниковой.

Музыка в поэзии Е.Ситниковой.

Тема пятая, Творчество В.Ф.Потанина «Приезд к матери», «Снег», «Белые сугробы», «Охранник», «Украденная жизнь» (6 часов - практ.)

В.Ф.Потанин - глубокий современный прозаик, отразивший сложные процессы народной жизни. Верность нравственным принципам, вера в спаси­тельность добрых чувств и близость природной жизни.

Герои В.Ф. Потанина - люди с обеспокоенными сердцами, бескорыстные, трудолюбивые, мужественно переносящие тяготы жизни.

Проблема совести - «сквозная» в творчестве В.Ф.Потанина.

Композиция произведений В.Ф.Потанина.

Интеграция с основным курсом литературы. Творчество В.Ф. Потани­на «Приезд к матери», «Снег», «Белые сугробы», «Охранник», «Украденная Жизнь». Изучение после темы «М.А.Шолохов» (программа под ред. В.Я. Коро­виной).

Теория литературы: художественное время и пространство (углубление понятий).

 

Примерные темы исследовательских работ.

Тема совести в произведениях В.Ф.Потанина.

Примерные темы творческих работ.

Напишите сочинение «Размышляя над страницами В.Ф.Потанина...»

Напишите эссе «Чем мне близки герои В.Ф.Потанина?»

 

          Литература.

1. Бондаренко М. «Только бы не остыла душа...». О писателе Викторе Потанине/А Литература в школе, 2003.- № 5.

2.Клитко А.Продолжение пути//Наш современник, 1970. - №10.

З.Лобанов М.Ценности народного характера. Литературные замет-ки//Огонек, 1971. - № 30.

4. Панков В. Письма из деревни//Комсомольская правда, 1971. - 12 июля.

5.Петелин В.Нравственный компас писателя//Правда, 1971.- 23 июня.

6.Чалмаев В. Осознание родства//Наш современник, 1971. - №8.

Тема шестая. Творчество В.И.Юровских (2часа - практ.)

        Утверждение нравственных ценностей человека-труженика: «Хлебушко» - хлеб - основа жизни. «Натаха и Анна», «Горькие стручки» - военное детство.

Композиция произведений В.И.Юровских.

Интеграция с основным курсом литературы.

Творчество В.И.Юровских. Изучение после темы «М.А.Шолохов» (про­грамма под ред.      В.Я. Коровиной).

       Теория литературы: художественное время и пространство (углубление понятий).

       Примерные темы исследовательских работ.

Военное детство в произведениях В.И. Юровского.

Тема седьмая. Тема войны в современной литературе Зауралья

(7 часов — практ.)

Судьба ветеранов Великой Отечественной войны в творчестве В.Ф.Потанина: «Снег», «Лунные поляны», «Голубые открытки». Тема войны в произведениях В.И.Юровского: «Юровская бомба», «Военрук», «Юра Артист». Стихи современных поэтов о Великой Отечественной войне (по выбору учите­ля и обучающихся). К. Сульдин «У вечного огня», Т. Лепихина «Старое письмо» и др.

Литература Зауралья о современных войнах. Г.П. Устюжанин «Он с Ро­диной себя не мыслил врозь», повесть «Жестокий ветер афганец» - преклонение перед солдатами, воевавшими в Афганистане.

В. Носков. Книга очерков «Любите нас, пока мы живы». Документаль­ность прозы В. Носкова. Искренность, в изображении чеченской войны. Состра­дание к гибнущим в расцвете лет.

Стихи участников афганской войны: А. Каныкина «Мы ранены Афгани­станом», В. Верстакова «Нас в горах не найдет».

Интеграция с основным курсом литературы. Тема войны в современ­ной литературе Зауралья. Изучение после темы «Литература Великой Отечест­венной войны» (программа под   ред. В.Я.Коровиной).

Примерные темы исследовательских работ.

Чеченская война в изображении Г.Бакланова и В. Носкова.

Современная поэзия о войне.

 Конкурс чтецов «Современная поэзия о войне».

Тема восьмая. Авторская песня в литературе Зауралья

 (по выбору учителя и обучающихся) (1час - практ.)

Особенности авторской песни как литературного жанра. Авторская песня в литературе Зауралья: Л.Туманова, А.Киреев и др.

Творчество Л.Тумановой - продолжение традиций женщин-бардов: А.Якушевой, Н.Матвеевой и др. Интонации, мотивы, образы в авторской песне Л.Тумановой. «Ко мне, Мухтар!», «Стюардесса» и др. — выражение авторского мировосприятия.

Интеграция с основным курсом литературы. Авторская песня в лите­ратуре Зауралья. Изучение после темы «Современная поэзия» (программа под ред. В.Я.Коровиной),

Теория литературы: углубление представления об авторской песне.

Примерные темы исследовательских работ.

Женщины-барды в современной литературе

Тема девятая. Современная публицистика Зауралья (3 часа - практ.)

Место публицистики в литературном процессе. Приметы публицистики: эмоциональность, призывность, страстность, диалог с читателем. Особенности публицистики в статьях А.К.Югова, В.Ф.Потанина. А.К.Югов «Изобразитель­ная сила русского слова». В.Потанин «НАДО ЛИ ДУМАТЬ О ДУШЕ?».

Интеграция с основным курсом литературы. Современная публици­стика Зауралья. Изучение после темы «Литература конца 20 -начала 21 века»

Примерные темы исследовательских работ.

Особенности публицистики А.К.Югова.

Особенности публицистики В.Ф.Потанина.

 

 

Тема десятая. Современная литература района, где живут обучающиеся

 (по выбору учителя и обучающихся) (1час - практ.)

 Конкурс чтецов «Современная поэзия нашего района»

Тема одиннадцатая. Учебная конференция «Что мне открыла литература Зауралья» (2 часа - практ.)

Примерные темы выступлений обучающихся.

1. Нравственные темы в творчестве В.Ф.Потанина.

2.Природа в творчестве В.И.Юровских.

3.Авторская песня Л.Тумановой

4.Публицистика А.К.Югова.

5.Тема исторической памяти в литературе Зауралья.

6.Основные мотивы современной поэзии.

7.Изображение современной войны в литературе Зауралья.
8.Тема подвига в литературе Зауралья.

9.Образ родного города в литературе.

10.Образы русских писателей в литературе Зауралья.

 

 

             2. Организационно-педагогические условия

 

                 Методическое обеспечение программы

 

    Форма организации образовательного процесса - с полным составом, групповая, индивидуально-исследовательская.  

     Занятия реализуются в следующих формах: беседы с игровыми элементами, конкурсы, сочинения, сюжетно-ролевые игры, игра-путешествие, мини-лекции, соревнования, экскурсии, тематические задания, выборочное чтение, викторины, встречи с писателями и поэтами, театрализованные обрядовые действа, экскурсии по родному краю.

    Учащиеся по данной краеведческой программе могут быть участниками и помощниками в организации внеклассной и внешкольной краеведческой работы. Они могут проводить викторины, конкурсы, литературные и исторические вечера, экскурсии с учащимися начальных классов.

    На занятиях используются элементы следующих педагогических технологий: группового обучения, развивающего обучения, исследовательской деятельности, проектной деятельности, коммуникативной технологии обучения, свободного воспитания, сотрудничества.

 

    Формы контроля - проектная работа по итогам изучения курса.

 

 

 

                                     

 

                                 Список литературы

 

 

1.  Афанасьев А.Н. Народные русские сказки: В 3-х томах.- М„ 1957.

2. Библиотека русского фольклора.- М.: Советская Россия, 1988.

3. Бирюков В.П. Дореволюционный фольклор на Урале.- Свердловск, 1936.

4. Бирюков В.П. - ученый, писатель, краеведУ/Краеведческий сборник. Вып.7. -
Курган, 1994.

5. Бирюковское наследие. - Шадринск, 1998.

6.Омельчук А.К. К.Носилов. - Свердловск, 1989.

7. Осикцев Л.Л. Носиловские дачи. - Курган, 1993.

8. Рассказы и очерки дореволюционных писателей Урала. - Свердловск, 1956.

9. Русский фольклор //История Курганской области.- Курган, 1996.Т.2. С. 371 -
427.

                                                  

10.Уральские сказки / Сост. В.П.Бирюков. - Челябинск, 1940.

11.Янко М.Д. Очерки и рассказы К.Д. Носилова//Ученые записки Курганского
пединститута, 1956,

12.Янко М.Д. Литературное Зауралье. - Курган, 1960.

13.Янко М.Д. Литературное краеведение в школе. - М., 1965.