Ф.И.О. автора/авторов, составителя |
Серова Наталья Александровна |
Учреждение |
МКОУ "Коровинская средняя общеобразовательная школа" |
Наименование программы |
"Литературная гостиная" |
Тип программы |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая |
Направленность |
Краеведческая |
Образовательная область |
Литература |
Вид программы |
Модифицированная |
Возраст учащихся |
13-17 лет |
Срок обучения |
1 год |
Объём часов |
34 часа |
Уровень освоения программы |
Ознакомительный |
Цель программы |
Формирование у учащихся ценностного отношения к культурному наследию своего края: села, района, области. |
С какого года реализуется программа |
Сентябрь 2021 |
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Литературная гостиная"
Паспорт программы
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Литературная гостиная» разработана в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:
- Конвенцией ООН о правах ребенка и другими международными - правовыми актами;
- Декларацией прав ребенка (Провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года);
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196.
- Санитарно – эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14;
Направленность программы: краеведческая.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Литературная гостиная» - это своеобразный симбиоз литературного краеведения, краеведения, музееведения, этнографии, фольклора. Краеведение – одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Литературное краеведение представлено чтением произведений поэтов и писателей зауральской литературы, Мишкинского района, встречами с самодеятельными поэтами сёл, творческими мастерскими, знакомством с жанрами, с использованием фольклора в сценических представлениях.
С краеведением связана этнография, поэтому в программе предусмотрено изучение истории материальной и духовной культуры родного края.
Цели и задачи данной программы направлены на развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение к истории родного края посредством формирования навыков поисковой, экскурсионной работы, формирования коммуникативных и организаторских навыков.
Актуальность программы заключается в отражении в ее содержании комплексно-системного подхода к родному краю как некой целостности, представленной во всем многообразии составляющих ее процессов и явлений.
Данная программа реализуется по краеведческой направленности и предполагает удовлетворение познавательного интереса детей в области литературного краеведения, приобретение знаний о малой Родине посредством экскурсионных занятий, творческих мероприятий. Интегрированный курс сориентирован на расширение кругозора, возбуждение интереса ребенка к окружающей жизни, развитие личностных качеств, чему способствуют:
- туристско-экскурсионные походы, путешествия с тематикой расширения кругозора детей, привития живого интереса к окружающей среде, как формы культурно-оздоровительного отдыха;
- изучение истории края через аспект истории, фольклора, этнографии;
-знакомство с темами православного краеведения позволит удовлетворить духовные и воспитательные потребности;
-групповая и индивидуальная творческая работа позволит развить способности детей в области исследования, организации и проведения творческих дел.
Отличительная особенность программы в том, что она носит интегрированный характер и включает в себя следующие разделы: историческое краеведение (история Зауралья), литературное краеведение, Изобразительное искусство Зауральского края, «исследовательская деятельность учащихся», «подготовка, проведение мероприятий и экскурсий» и др.
Срок освоения программы : программа рассчитана на 1 год.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Цель программы – формирование у учащихся ценностного отношения к культурному наследию своего края: села, района, области.
Задачи:
Образовательные: Формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и усвоение основ народной культуры, быта, языка и литературы. Ознакомление с удмуртским народным творчеством. Воспитательные: Развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства. Формирование чувства толерантности и толерантного поведения в детском коллективе и социуме. Способствование укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только детей, но и родителей; наличие богатых возможностей для изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; односельчан; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы.
Развивающие: Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические конкурсы, экскурсии и т.д. Развитие навыков общения, оформления творческих работ. Формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности "Литературная гостиная " :
Метапредметные. Познавательные: находить достоверную информацию из дополнительной литературы, во Всемирной сети Интернет; владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать в художественном тексте концептуальную информацию, анализировать и обобщать предоставленную информацию; сравнивать объекты (художественные произведения на одну тему); устанавливать причинно-следственные связи; предоставлять информацию в разных формах (в виде презентации, фотографии, устного выступления). Регулятивные: определять цели, выделять проблемную ситуацию или проблемный вопрос в учебной и жизненно-практической деятельности; выбрать средства достижения цели в группе; работать по алгоритму (маршрутному листу); оценивать степень достижения цели занятия; усовершенствовать умение привлекать знания из различных областей для решения поставленной задачи. Коммуникативные: излагать свое мнение (в диалоге, полилоге), аргументируя его документальной и литературно-художественной информацией; организовать работу в группе (распределять роли участников группы, определять задачи каждого члена коллектива, задавать вопросы, выработать стратегию команды для успешного достижения цели); находить компромисс при выполнении задания в группе; использовать ИКТ для достижения своих целей.
Личностные. Обучающиеся научатся вырабатывать бережное отношение к природе; осознавать себя патриотом своей малой родины; осознавать целостность мира через эстетическое восприятие художественных текстов и красоты природы родного края; вырабатывать уважительно-доброжелательное, толерантное отношение друг к другу.
Предметные. Обучающиеся научатся:
• строить короткое монологическое высказывание: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя;
• слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;
• называть имена родных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;
• перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;
• определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);
• оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;
• анализировать смысл названия произведения;
• пользоваться Толковым словарем для выяснения значений слов. Предполагаемый результат:
1.Участие в проектной деятельности.
2.Помощь школьному музею в оснащении раздела истории культуры родного края.
3. Участие в районных краеведческих чтениях.
Знание истории родного края является неотъемлемой частью формирования полноценной личности и гражданина. Одной из важнейших сторон краеведения является ознакомление с литературным наследием нашего родного края. Обращение к фактам культуры нашего родного края на занятиях литературного краеведения вызывает у учащихся вначале удивление, а затем радость открытия. А в конечном итоге – любовь к своему городу, гордость за свою страну. Материалы, собранные в ходе работы, впоследствии могут быть использованы на уроках, во внеклассных мероприятиях, в работе школьной библиотеки.
Ожидаемые результаты формирования УУД. В области познавательных общих учебных действий - обучающиеся научатся:
• работать с несколькими источниками информации (хрестоматией; книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
• работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
• выполнять работу по цепочке; б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
• видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
• находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться:
• подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
• понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.
1.2. Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Практикумы |
1 |
Литература Зауралья - составная часть современного литературного процесса страны. Обзор современной литературы Зауралья. |
1 |
1 |
2 |
Судьбы-преодоления зауральских писателей |
3 |
3 |
3 |
Тема исторической памяти в творчестве зауральских писателей |
4 |
4 |
4 |
Современная поэзия Зауралья |
4 |
4 |
5 |
Творчество В.Ф.Потанина |
6 |
6 |
6 |
Творчество В.И.Юровских |
2 |
2 |
7 |
Тема войны в современной литературе Зауралья |
7 |
7 |
8 |
Авторская песня в современной литературе Зауралья |
1 |
1 |
9 |
Современная публицистика Зауралья |
3 |
3 |
10 |
Современная литература района, где живут обучающиеся. |
1 |
1 |
11 |
Учебная конференция «Что мне открыла литература родного края» |
2 |
2 |
|
Итого: |
34 |
34 |
1.3. Содержание
Теми первая. Литература Зауралья - составная часть современного
литературного процесса страны. Обзор современней литературы
Зауралья (1час - практ.)
Литература Зауралья - составная часть современного литературного процесса страны. Обзор современной литературы Зауралья. Современная литературная ситуация в Зауралье: наличие организаций, объединяющих творческих людей: союз писателей России, союз литераторов.
Интеграция с основным курсом литературы.
Литература Зауралья - составная часть современного литературного процесса страны. Обзор современной литературы. Изучается после «Литература начала XX века» (программа под ред. В.Я.Коровиной).
Примерные темы исследовательских работ.
1. Проводите исследование, к какой писательской организации относятся писатели, поэты, которых вы знаете.
2.Определите, почему существует раздел среди творческих людей Зауралья.
3. Ваше отношение к такому разделу.
Тема вторая. Судьбы-преодоления зауральских поэтов (писателей) (по выбору учителя и обучающихся) (3 часа - практ.)
Судьбы-преодоления Л.Куликова, И.Анисимовой, Л.Тумановой. Судьбы, наполненные противоречиями: физический недуг и высота духа, физическая немощь и свет, обаяние их произведений. Желание быть полезными. Любовь читателей к Л.Куликову, И.Анисимовой, Л.Тумановой.
Интеграция с основным курсом литературы. Судьбы-преодоления зауральских поэтов (писателей) (по выбору учителя и обучающихся). Изучается после темы «А.И.Куприн» (программа под ред. В.Я.Коровиной).
Примерные темы исследовательских работ.
Продолжите галерею поэтов с судьбой-преодолением. Может быть, в этом вам поможет цитата из статьи С.М.Одинцовой о современной литературе Зауралья: «Надежду Моторину и Людмилу Туманову объединяет драматически сложившаяся судьба. Их жизнь освещает поэзия. Но поэтические голоса их различны...
Надежда Моторина в сборнике «Души моей распахнутая дверь» (Куртамыш, 2003) одушевляет мир природы. У леса, как и у лирической героини, ранимая душа, жадно впитывающая свет и надежду. Жизнь ее души и жизнь природы переплетаются, переливаются: из чуткой и одинокой души - в чудо природы, из животворной природы - в душу, в которой живет Бог».
Инсценировка произведений Н.Моториной.
Тема третья. Тема исторической памяти в литературе Зауралья (4часа - практ.)
Дилогия А.К.Югова «Шатровы», «Страшный суд» - повествование о революции и гражданской войне. Урал и Зауралье во время революции и гражданской войны.
Поэма С.А.Васильева «Коля Мяготин» - повествование в стихах о трагических событиях в деревне.
Коробейников И.Т. «Голубая елань» - судьба зауральской деревни в период коллективизации.
А.А.Базаров «Хроника колхозного рабства», «Кулак и агрогулаг», «Дурелом, или господа колхозники» - изображение трагической судьбы крестьян Урала и Зауралья в годы коллективизации
В. И. Еловских «Спецпереселенцы» - повесть о трагических последствиях коллективизации.
Посещение музея. Экскурсия о коллективизации в Зауралье.
Интеграция с основным курсом литературы. Тема исторической памяти в литературе Зауралья. Изучение после темы «А.П.Платонов» (программа под ред. В.Я. Коровиной).
Теория литературы: сюжет и фабула эпического произведения.
Примерные темы исследовательских работ.
Исследуйте историческую основу поэмы «Коля Мяготин». Определите, соответствует ли она реальным событиям.
Подготовьте и представьте сообщение «Тема исторической памяти в творчестве (в произведении)...
Тема четвертая. Современная поэзия Зауралья
(по выбору учителя и обучающихся) (4 часа - практ.)
Современная поэзия Зауралья.
Г.С. Артамонов. Мотив памяти: стихотворение «Урок» - посвящение памяти учителя-словесника Л.В. Крючковой. Поэтический сборник «Признание в любви» (2004) - объединение лирики Г.С. Артамонова и Н.И. Балашенко. Детство, юность, первая любовь - предметы лирики Г.С. Артамонова.
А. Львов («Эхо дней») - духовная опора в любимой женщине (Любимая, здравствуй!..), памяти о детстве: «Дымком и прошлым вдруг потянет...»
Е. Ситникова, Философская поэзия. «Сонеты». Жанр сонета. Стихи, посвященные поэтам, музыкантам. «Нотная тетрадь XX века», стихи, посвященные пианисту и дирижеру М. Плетневу, В. Спивакову («Но бесконечно взрывается сердце...»).
Посещение художественного музея. Экскурсия «Акварели Г. Травникова».
Конкурс чтецов «Современная поэзия Зауралья».
Интеграция с основным курсом литературы.
Современная поэзия Зауралья. Изучается после темы «М.И.Цветаева»
(программа под ред. В.Я. Коровиной).
Теория литературы: углубление понятия о лирическом герое.
Примерные темы исследовательских работ.
Тема любви в поэзии А.Львова.
«Сонеты» Е.Ситниковой.
Музыка в поэзии Е.Ситниковой.
Тема пятая, Творчество В.Ф.Потанина «Приезд к матери», «Снег», «Белые сугробы», «Охранник», «Украденная жизнь» (6 часов - практ.)
В.Ф.Потанин - глубокий современный прозаик, отразивший сложные процессы народной жизни. Верность нравственным принципам, вера в спасительность добрых чувств и близость природной жизни.
Герои В.Ф. Потанина - люди с обеспокоенными сердцами, бескорыстные, трудолюбивые, мужественно переносящие тяготы жизни.
Проблема совести - «сквозная» в творчестве В.Ф.Потанина.
Композиция произведений В.Ф.Потанина.
Интеграция с основным курсом литературы. Творчество В.Ф. Потанина «Приезд к матери», «Снег», «Белые сугробы», «Охранник», «Украденная Жизнь». Изучение после темы «М.А.Шолохов» (программа под ред. В.Я. Коровиной).
Теория литературы: художественное время и пространство (углубление понятий).
Примерные темы исследовательских работ.
Тема совести в произведениях В.Ф.Потанина.
Примерные темы творческих работ.
Напишите сочинение «Размышляя над страницами В.Ф.Потанина...»
Напишите эссе «Чем мне близки герои В.Ф.Потанина?»
Литература.
1. Бондаренко М. «Только бы не остыла душа...». О писателе Викторе Потанине/А Литература в школе, 2003.- № 5.
2.Клитко А.Продолжение пути//Наш современник, 1970. - №10.
З.Лобанов М.Ценности народного характера. Литературные замет-ки//Огонек, 1971. - № 30.
4. Панков В. Письма из деревни//Комсомольская правда, 1971. - 12 июля.
5.Петелин В.Нравственный компас писателя//Правда, 1971.- 23 июня.
6.Чалмаев В. Осознание родства//Наш современник, 1971. - №8.
Тема шестая. Творчество В.И.Юровских (2часа - практ.)
Утверждение нравственных ценностей человека-труженика: «Хлебушко» - хлеб - основа жизни. «Натаха и Анна», «Горькие стручки» - военное детство.
Композиция произведений В.И.Юровских.
Интеграция с основным курсом литературы.
Творчество В.И.Юровских. Изучение после темы «М.А.Шолохов» (программа под ред. В.Я. Коровиной).
Теория литературы: художественное время и пространство (углубление понятий).
Примерные темы исследовательских работ.
Военное детство в произведениях В.И. Юровского.
Тема седьмая. Тема войны в современной литературе Зауралья
(7 часов — практ.)
Судьба ветеранов Великой Отечественной войны в творчестве В.Ф.Потанина: «Снег», «Лунные поляны», «Голубые открытки». Тема войны в произведениях В.И.Юровского: «Юровская бомба», «Военрук», «Юра Артист». Стихи современных поэтов о Великой Отечественной войне (по выбору учителя и обучающихся). К. Сульдин «У вечного огня», Т. Лепихина «Старое письмо» и др.
Литература Зауралья о современных войнах. Г.П. Устюжанин «Он с Родиной себя не мыслил врозь», повесть «Жестокий ветер афганец» - преклонение перед солдатами, воевавшими в Афганистане.
В. Носков. Книга очерков «Любите нас, пока мы живы». Документальность прозы В. Носкова. Искренность, в изображении чеченской войны. Сострадание к гибнущим в расцвете лет.
Стихи участников афганской войны: А. Каныкина «Мы ранены Афганистаном», В. Верстакова «Нас в горах не найдет».
Интеграция с основным курсом литературы. Тема войны в современной литературе Зауралья. Изучение после темы «Литература Великой Отечественной войны» (программа под ред. В.Я.Коровиной).
Примерные темы исследовательских работ.
Чеченская война в изображении Г.Бакланова и В. Носкова.
Современная поэзия о войне.
Конкурс чтецов «Современная поэзия о войне».
Тема восьмая. Авторская песня в литературе Зауралья
(по выбору учителя и обучающихся) (1час - практ.)
Особенности авторской песни как литературного жанра. Авторская песня в литературе Зауралья: Л.Туманова, А.Киреев и др.
Творчество Л.Тумановой - продолжение традиций женщин-бардов: А.Якушевой, Н.Матвеевой и др. Интонации, мотивы, образы в авторской песне Л.Тумановой. «Ко мне, Мухтар!», «Стюардесса» и др. — выражение авторского мировосприятия.
Интеграция с основным курсом литературы. Авторская песня в литературе Зауралья. Изучение после темы «Современная поэзия» (программа под ред. В.Я.Коровиной),
Теория литературы: углубление представления об авторской песне.
Примерные темы исследовательских работ.
Женщины-барды в современной литературе
Тема девятая. Современная публицистика Зауралья (3 часа - практ.)
Место публицистики в литературном процессе. Приметы публицистики: эмоциональность, призывность, страстность, диалог с читателем. Особенности публицистики в статьях А.К.Югова, В.Ф.Потанина. А.К.Югов «Изобразительная сила русского слова». В.Потанин «НАДО ЛИ ДУМАТЬ О ДУШЕ?».
Интеграция с основным курсом литературы. Современная публицистика Зауралья. Изучение после темы «Литература конца 20 -начала 21 века»
Примерные темы исследовательских работ.
Особенности публицистики А.К.Югова.
Особенности публицистики В.Ф.Потанина.
Тема десятая. Современная литература района, где живут обучающиеся
(по выбору учителя и обучающихся) (1час - практ.)
Конкурс чтецов «Современная поэзия нашего района»
Тема одиннадцатая. Учебная конференция «Что мне открыла литература Зауралья» (2 часа - практ.)
Примерные темы выступлений обучающихся.
1. Нравственные темы в творчестве В.Ф.Потанина.
2.Природа в творчестве В.И.Юровских.
3.Авторская песня Л.Тумановой
4.Публицистика А.К.Югова.
5.Тема исторической памяти в литературе Зауралья.
6.Основные мотивы современной поэзии.
7.Изображение современной войны в литературе Зауралья.
8.Тема подвига в литературе Зауралья.
9.Образ родного города в литературе.
10.Образы русских писателей в литературе Зауралья.
2. Организационно-педагогические условия
Методическое обеспечение программы
Форма организации образовательного процесса - с полным составом, групповая, индивидуально-исследовательская.
Занятия реализуются в следующих формах: беседы с игровыми элементами, конкурсы, сочинения, сюжетно-ролевые игры, игра-путешествие, мини-лекции, соревнования, экскурсии, тематические задания, выборочное чтение, викторины, встречи с писателями и поэтами, театрализованные обрядовые действа, экскурсии по родному краю.
Учащиеся по данной краеведческой программе могут быть участниками и помощниками в организации внеклассной и внешкольной краеведческой работы. Они могут проводить викторины, конкурсы, литературные и исторические вечера, экскурсии с учащимися начальных классов.
На занятиях используются элементы следующих педагогических технологий: группового обучения, развивающего обучения, исследовательской деятельности, проектной деятельности, коммуникативной технологии обучения, свободного воспитания, сотрудничества.
Формы контроля - проектная работа по итогам изучения курса.
Список литературы
1. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки: В 3-х томах.- М„ 1957.
2. Библиотека русского фольклора.- М.: Советская Россия, 1988.
3. Бирюков В.П. Дореволюционный фольклор на Урале.- Свердловск, 1936.
4. Бирюков
В.П. - ученый, писатель, краеведУ/Краеведческий сборник. Вып.7. -
Курган, 1994.
5. Бирюковское наследие. - Шадринск, 1998.
6.Омельчук А.К. К.Носилов. - Свердловск, 1989.
7. Осикцев Л.Л. Носиловские дачи. - Курган, 1993.
8. Рассказы и очерки дореволюционных писателей Урала. - Свердловск, 1956.
9. Русский
фольклор //История Курганской области.- Курган, 1996.Т.2. С. 371 -
427.
10.Уральские сказки / Сост. В.П.Бирюков. - Челябинск, 1940.
11.Янко М.Д. Очерки и рассказы К.Д. Носилова//Ученые записки
Курганского
пединститута, 1956,
12.Янко М.Д. Литературное Зауралье. - Курган, 1960.
13.Янко М.Д. Литературное краеведение в школе. - М., 1965.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.