Очень в среднем (для климатической зоны Северной Европы и Северо-Запада России) возраст подросткового кризиса — с 11 до 16 лет у девочек и с 12 до 18 у мальчиков.
Но на практике все происходит сугубо индивидуально. Между прочим, подростку Достоевского из одноименного романа — двадцать один год. Не слабо, как говорят сами подростки, не правда ли?
Когда он начинается и когда заканчивается подростковый возраст?
Очень в среднем (для климатической зоны Северной Европы и СевероЗапада
России) возраст подросткового кризиса — с 11 до 16 лет у девочек и с 12 до 18 у
мальчиков.
Но на практике все происходит сугубо индивидуально. Между прочим, подростку
Достоевского из одноименного романа — двадцать один год. Не слабо, как
говорят сами подростки, не правда ли?
Общие закономерности следующие.
Чем южнее, тем раньше подростковый возраст начинается и заканчивается. В
среднем, подростки в Италии слегка моложе, чем подросткискандинавы. Но
если испанец или армянка родились и живут в СанктПетербурге, то весьма
высока вероятность того, что «голос крови» предпочтет помолчать и
подростковый возраст южанина наступит тогда же, когда и у его северных
сверстников.
Далее. У перенесших травму, операцию или тяжелую болезнь, больных или
просто ослабленных детей наступление подросткового возраста часто
запаздывает на одинтри года. Организму нужно окрепнуть, подкопить сил,
чтобы во всеоружии встретить многоплановую перестройку. Таким детям в
предподростковом возрасте (9–11 лет) особенно необходимо полноценное
питание, посильные занятия спортом, спокойная атмосфера в семье.
Довольно часто наступление подросткового возраста запаздывает и у детей,
избалованных вниманием взрослых, прочно усвоивших выгодную роль «милого
ребенка». Таким детям совершенно не нужна свобода, за которую воюет
сверстник подросток. Все необходимое «милое дитя» получает и так, умело
спекулируя на своей воображаемой слабости и детскости.
У детей, с самого раннего возраста предоставленных самим себе, у «детей
улицы», подростковый возраст часто наступает раньше сверстников или вообще
не определяется. В этом проявляется сходство их жизненных условий и позиций
с детьми из традиционных обществ. Такие дети рано научаются сами заботится о
себе, добиваться своих целей, полагаясь только на себя и свои силы. Но, в
отличие от детей из традиционных обществ, адаптация детей улицы никогда не
бывает полноценной, так как наше сегодняшнее общество, в котором им в конце
концов приходится жить, существенным образом отличается и от первобытного
племени, и от крестьянской общины.
В целом, у девочек подростковый кризис протекает в более мягкой форме,
наступает раньше и кончается быстрее, чем у мальчиков. Может быть, это
связано с тем, что требования к самоопределению юношей и мужчин в нашем
обществе традиционно жестче, чем аналогичные позиции для девушек и женщин.
Но, повторяю еще раз, и начало, и конец — дело сугубо индивидуальное, и
любые точные предсказания здесь неизбежно будут носить характер
спекуляции.