- Ребята, о ком мы с вами сегодня на классном часе будем говорить? Верно, мы поговорим о школьном учителе. И не случайно. Кто догадался почему? Верно и мы не просто поговорим об учителе. Мы выясним, когда же на земле появился первый учитель. А так же узнаем чему и как учили в разное время.Сценарий
Когда появилась профессия учителя
*Звучит мелодия о учитель читает стихотворение на экране меняются картинки
учителей…
Кто тебе всегда поможет,
Словом ласковым поддержит,
Что не понял – растолкует,
За успех тебя похвалит?
Кто с улыбкою поставит
Долгожданную пятерку?
Кто и сам не рад, расстроен,
Если ты заслужишь двойку?
Кто не любит ссор и шума,
Кто вранья не переносит?
Кто сердито хмурит брови,
Коль не выучишь урок ты?
Всю сокровищницу знаний
Без утайки открывает,
Радость первых начинаний
Дарит школьный вам Учитель! (Говорят дети)
Ребята, о ком мы с вами сегодня на классном часе будем говорить? Верно, мы
поговорим о школьном учителе. И не случайно. Кто догадался почему? (Заканчивается год,
объявленный годом Учителя). Верно и мы не просто поговорим об учителе. Мы выясним,
когда же на земле появился первый учитель. А так же узнаем чему и как учили в разное
время.
Для путешествия нам понадобится машина времени (на экране возникает
волшебный звездолет).
Волшебные слова, чтобы она смогла полететь (на экране появляются слова:
«Поехали!»).
А еще сундук для знаний, которые мы соберем с вами в пути (На стол
выставляется сундук).
Что, готовы отправиться в путешествие? И так мы с вами сейчас космическая
экспедиция. Вы – пилоты, а я – ваш командир. Чтобы не попасть в беду каждый должен
точно выполнять распоряжения командира.
ИГРА… (Звучит космическая мелодия и учитель отдает приказания:
Всем одеть защитные шлемы, зажмурить глаза и не открывать их пока не
приземлимся. По моей команде говорим волшебные слова.. И … Мелодия заканчивается.)
Это мы удачно приземлились.
(На экране картинка первобытнообщинного строя и надпись: «Первобытное общество».
Учитель одевает атрибут одежды того времени и становится жителем того времени)
В нашем времени дети воспитываются и обучаются в процессе своей
жизнедеятельности, участия в делах взрослых, в повседневном общении с ними. Они не
столько готовятся к жизни, сколько прямо включаются в доступную для них
деятельность, вместе со старшими и под их руководством приучаются к коллективному
труду и быту. Обучение ведется в так называемых «Домах молодежи» первых
учреждених для жизни и воспитания подрастающих людей, отдельные для мальчиков и
девочек, где под руководством старейшин рода дети готовятся к жизни и труду. Девочек
учат готовить, защищать свое жилище, а мальчиков охотиться. Вот эти «Дома молодежи»
потом станут школами. А первыми учителями были самые уважаемые люди племени
старейшины.
ПР.РАБОТА… У вас на столе лежит картинка с изображением мальчика и девочки.
Нарисуйте им те инструменты, с которыми их учили обращаться.*Учитель собирает работы и эти работы, «знания» складывает в сундук, снимает атрибут
и становится учителем.
Что, полетели дальше?
ИГРА… (Звучит космическая мелодия и учитель отдает приказания:
Всем одеть защитные шлемы, зажмурить глаза и не открывать их пока не
приземлимся. По моей команде говорим волшебные слова.. И … Мелодия заканчивается.)
Вот и приземлились. Мы с вами в Древней Греции.
(На экране картинка Древней Греции и надпись: «Древняя Греция». Учитель одевает
атрибут одежды того времени и становится жителем того времени)
Наши дети с 3 до 6 лет под руководством назначенных государством
воспитательниц занимаются на площадках играми.
С 7 до 12 лет дети посещают государственную школу, где обучаются чтению,
письму, счету, музыке и пению.
С 12 до 16 лет — школу физического воспитания—палестру с обычными
гимнастическими упражнениями. У девочек на этом образование заканчивалось.
С 16 до 20 лет — для юношей эфебия, т. е. военногимнастическая подготовка.
С 20 лет юноши, не проявившие склонности к умственным занятиям, делаются
воинами. Меньшая часть юношей, проявившая способности мышлению, проходит третью,
высшую ступень образования. Они готовятся к государственным должностям и с 35 – 50
лет становятся правителями государства.
В наше время образованный человек – в почете, а тем более тот, кто эти знания
несёт – учитель!
ПР.РАБОТА… Сейчас мы выясним, кто из вас смог бы в наше время стать
правителем… перед вами лежит карточка с примером. Ниже примера, написанного
арабскими цифрами составьте такой же пример из римских цифр.
*Учитель собирает работы и эти работы, «знания» складывает в сундук, снимает
атрибут и становится учителем.
Что, полетели дальше?
ИГРА… (Звучит космическая мелодия и учитель отдает приказания:
Всем одеть защитные шлемы, зажмурить глаза и не открывать их пока не
приземлимся. По моей команде говорим волшебные слова.. И …Мелодия заканчивается.)
Вот и приземлились. Ой, где это мы? Птицы какието… Куда нас занесло? (дети
говорят, что эти птицы пингвины)
Ребята, а ведь мы не случайно попали сюда. Пингвины самые лучшие из птиц
родители и воспитатели. Это единственные птицы у которых есть ясли, в которых
воспитывается потомство. Давайте поиграем вместе с ними.
ФИЗМИНУТКА.
Что, полетели дальше?
ИГРА… (Звучит космическая мелодия и учитель отдает приказания:
Всем одеть защитные шлемы, зажмурить глаза и не открывать их пока не
приземлимся. По моей команде говорим волшебные слова.. И … Мелодия заканчивается.)
Вот и приземлились. Древняя Русь.
(На экране картинка Древняя Русь и надпись: «Древняя Русь». Учитель одевает атрибут
одежды того времени и становится жителем того времени)
На Руси первые известные нам школы были созданы в 988 году, после крещения
Руси. В них преподавали не только письмо, счет и церковное пение, но и греческий и
латинский языки, философию, историю, грамматику, давали знания по истории,
географии и естествознанию. Обучение вели монахи. В 1113 веках грамотность была
широко распространенным явлением, причем учились не только мальчики, но и девочки.
Быть грамотным было престижно, владели письменной речью немногие. Образованный
человек был в почете.
ПР.РАБОТА… Сейчас мы посмотрим, кого из нас уважали бы в это время. перед
вами текст, в котором не хватает нескольких слов. Слова есть в конверте. Приклейте в
пустые места подходящие слова. Какие слова у вас остались?
(Едем, назад, в будущее) Составьте из этих слов пердложение Едем, назад, в будущее.
Что, полетели?
ИГРА… (Звучит космическая мелодия и учитель отдает приказания:
Всем одеть защитные шлемы, зажмурить глаза и не открывать их пока не
приземлимся. По моей команде говорим волшебные слова.. И … Мелодия заканчивается.)
Вот и приземлились.
На дворе ХХI век. Век расцвета науки и техники. Теперь уже каждый ребенок 7
лет может не только читать, писать и считать, может владеть компьютерной грамотой.
Человек исследовал свою землю, изучает космос и другие цивилизации. И только одно
остается неизменным… Остаются люди, которые несут ему знания. Кто же эти люди?
(Учителя).
Мы с вами, ребята, побывали в разных мирах в разное время, но куда бы мы с
вами не попадали, везде нас встречали старшие наставники, которые нас чемуто
обучали. И пусть в разное время их называли поразному мы с вами их можем назвать
одним словом. Каким? (Учителя)
*Звучит шум, треск, рассыпался «сундук знаний».
Вот незадача… Как же это так? Где теперь будут храниться знания, добытые
нами? (Учитель рассматривает сундук и достает от туда книгу, на которой написано
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ О ПЕРВЫХ УЧИТЕЛЯХ. Учитель показывает книгу детям.)
А ведь правильно рассыпался сундук. Это он от старости. Ведь это раньше
грамоты хранили в сундуках. А теперь все знания и научные труды хранят в специальных
книгах – энциклопедиях. Сегодня мы с вами узнали о тех людях, которые были первыми
учителями. А кто мог учить других в прошлом? (Подвести к тому, что это мог быть любой
образованный человек.)
Ребята а в вашей семье есть учителя?
Кто из вас сам хочет стать учителем? (На экране по одной возникают фотографии
ребят, а потом в центре фото учителя)
Профессия учителя очень трудна. Быть настоящим учителем не легко, но почетно
и приятно. Особенно когда тебя окружает такое количество замечательных, пытливых
глаз. Сегодня мы с вами составили замечательную книгу «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ О ПЕРВЫХ
УЧИТЕЛЯХ» и в честь завершения года учителя давайте подарим ее самому любимому
вашему педагогу… (Книга под музыку вручается кл. руководителю. Музыка продолжает
звучать)
Ребята, вы сегодня узнали чтото новое? Мне очень понравилось с вами работать,
я научилась у вас дружбе и взаимовыручке, значит каждый из вас немного тоже немного
учитель и, возможно мы станем коллегами. Чтобы этот кл. час вам запомнился я хочу
сделать каждому небольшой подарок. Я дарю вам частичку своего сердца, а вас прошу
сделать подарок мне. У меня есть букет цветов, где каждый из вас ромашка, но эти
ромашки молчат. Если вам понравилось наше общение, нарисуйте у вашей ромашки
улыбку, если не понравилось – опустите ротик вниз, а если не то, не сё – нарисуйте ротик
прямым.