Тема: Исследовательская деятельность обучающихся на уроке окружающего мира «Когда улица становится опасной» 2 класс.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения урока: урок-исследование.
Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательский), технология
проблемного обучения, технология проблемного диалога.
Роль и место темы в курсе: данный урок входит в раздел «Как уберечь себя
от беды» и является уроком данного раздела по изучению правил поведения на
улице.
Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим
планированием): «Чистота – залог здоровья», «Твоя безопасность дома».
Формы организации учебной деятельности:
· групповая;
· индивидуальная;
· фронтальная.
Цель урока: организовать исследовательскую деятельность учащихся по теме
урока.
Задачи урока для учителя
· Образовательная: дать возможность учащимся самостоятельно вывести правила поведения на улице.
· Воспитательная: выработка чувства гражданственности; стимулировать работу учащихся по дальнейшему формированию умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.
· Развивающая: создать условия для развития: самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности.
Оборудование урока и ресурсное обеспечение:
· компьютер, мультимедийный проектор.;
· программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word.;
· окружающий мир: учебник для 2 класса: в 2 ч. Ч. 2. – М.: Академкнига/учебник, 2012. – (Перспективная начальная форма) – с.80-86;
· раздаточный материал – карточки «Найди соответствия …», обозначение столов цветными карточками (зеленая, желтая);
· рабочая тетрадь.
Особенности урока: урок с
применением информационно-коммуникационных технологий.
Здоровьесберегающие технологии: физминутка для глаз, гимнастические упражнения,
смена видов деятельности на уроке, работа в группах, парах.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Мотивация обучения
– Рассмотрите картинки.
– Чем похожи картинки? Что изображено на
всех картинках? (Улица и дети)
– Разделите на две группы?
– Какие две группы получились? (Улица в хорошем настроении и опасная улица).
Докажите (Ученики высказывают свою точку зрения)
– Определите тему нашего урока. (Улица и дети)
III. Формулирование проблемы
– Как вы считаете, улица является местом,
где можно очень здорово проводить время или улица – это опасность?
– Какую проблему решим сегодня на уроке? (Когда улица опасна, а когда не
опасна)
IV. Составление плана исследования
1. Выдвижение гипотезы решение проблемы (является местом для приятного проведения времени, потому что …; является опасностью, потому что…)
– Кто считает, что улица – это опасность,
займите зеленый стол, кто считает, что улица – это место для приятного
проведения времени, займите желтый стол. (Обучающиеся поделены на группы
для того, чтобы работать в группах и подтвердить или опровергнуть свою точку
зрения)
2. Выбор методов исследования
– Как и где можно проверить высказывания? (словарь, учитель, взрослые, Интернет, учебник)
3. План последовательности проведения
исследования
– Составим план работы, чтобы доказать свои высказывания?
План
А) прочитать фразы;
Б) найти соответствие;
В) постараться ответить на поставленный вопрос гипотезы.
Г) информация о полученном результате. Вывод.
V. Проведение исследования
1. Сбор, обработка информации
“Сестрица Аленушка и братец
Иванушка” слушай старших
“Красная Шапочка”, “Кот, петух и
лиса”
чрезмерное доверие к незнакомцам
Мой веселый, звонкий мяч |
Мальчик не знал,
Чем бы утром заняться.
Стал он собаку дразнить – развлекаться.
Собака рычала, скулила
И не удержалась – его укусила.
Не дразни собак
1. Анализ и обобщение полученных материалов
Структурирование собранного материала, выделение главных идей и второстепенных, удаление информации, не относящейся к теме исследования.
2. Подготовка отчета исследования
- Ответы двух групп одинаковые. Улица опасна.
Физминутка для глаз
VI. Работав группах
1 группа: Проблемное задание. Разбирает понятие «незнакомые люди». Дети отвечают на вопросы учебника стр. 81-82 и разбирают ситуации:
а) Незнакомый человек предлагает
прокатиться на машине и показать ему, где находится почта.
б) Незнакомый человек говорит, что ваши родители попросили забрать вас из
школы.
в) Незнакомый человек говорит, что у его кошки родились котята, он предлагает
вам их посмотреть и даже обещает подарить одного.
г) Незнакомый человек говорит, что потерял кошелёк и просит помочь ему в
поисках.
д) Старшеклассник просит у тебя телефон
В помощь можно предложить ответы: «Извините, я не могу поехать без разрешения взрослых», «Я очень спешу, меня ждут родители, я не могу вам помочь», «Оставьте свой адрес, я зайду позже со своими родителями», «Я не могу вам помочь, но вам поможет мой папа, я его сейчас позову».
2 группа: Выбирают проекты
для защиты на заседании клуба. Рассказывают, какие опасности подстерегают людей
на улице. Учебник стр. 82-85
работа с Толковым словарём. (Находят значение слов: террорист,
быть бдительным.
Отмечают опасные участки пути. (стр.49 в тетради).
(Представляют и защищают свою работу «Какие опасности подстерегают
на улице, что значит быть бдительным)
Группы с помощью «консультантов»
приступают к выполнению задания.
Каждая группа готовится к выступлению.
VII. Защита
1. Как только «консультанты» объявляют о готовности
групп выступить с сообщениями, учитель предоставляет слово каждой из групп.
По окончании первого сообщения учитель обращается к присутствующим, выясняя,
всё ли понятно, нет ли у присутствующих вопросов к выступающему?
2. (после выступления группы) – Хочу обратить внимание на ситуацию «забытые
вещи». Иногда это вовсе не забытые, а специально оставленные предметы,
начинённые взрывчаткой.
– Как надо поступать в такой ситуации?
(Не дотрагивайся до оставленных без присмотра вещей и игрушек. Немедленно
сообщи о них взрослым)
После того как выступила последняя группа,
учитель предлагает выслушать доклад на тему: «Твоя безопасность на улице»
В заключение заседания выступают гости, которые могут дополнить сообщения ребят
о безопасности на улице.
Физминутка
VIII. Cистематизация знаний
– Вернемся к гипотезе «Улица опасна или
является местом для приятного время проведения.
– Улица является местом для приятного проведения времени, только нужно
соблюдать правила безопасного поведения.
Самостоятельная работа парах
– Разбор психологической ситуации в парах
Например, ты видишь, что незнакомец посадил маленькую плачущую упирающуюся
девочку в свою машину и уехал. (На рисунке виден номер дома и название
улицы, около которой это произошло. Машина «Лада» красного цвета. Возможно,
запомнишь номер. У машины только две открывающиеся двери. На часах 3 часа дня.
Всё это очень важные «улики», которые надо немедленно сообщить по телефону 02
или знакомым взрослым. Телефон 02 набирается без оплаты во всех
телефонах-автоматах) Какой номер телефона вам ещё известен? При каких
обстоятельствах вы им воспользуетесь?(112)
Ты гуляешь о парку и нечем тебе заняться. Видишь незнакомую собаку, которая сит
в стороне. Тебе хочется ее погладить…
Ты видишь, что незнакомый человек поставил пакет возле дерева, ушел и больше не
вернулся…
IX. Рефлексия. Итог урока
1 строка – одно слово – название
стихотворения, обычно существительное.
2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы.
3 строка – три слова (глаголы). Действия относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова-предложение. Фраза, которая показывает отношение автора
к теме.
5 строка – одно слово-ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно
существительное.
Самостоятельная работа учащихся.
Проверка.
– Продолжите фразу:
– Я знаю…
– Я умею…
– Я научился…
Раздаю буклеты «Правила безопасного поведения на улице»
X. Домашнее задание дети выбирают сами
1) стр.49 нарисовать свой маршрут из дома
в школу, отметив опасные участки пути;
2) cтр.50 дорисовать дорожные знаки.
Список литературы
1. Азбука дорожной науки. 2 класс, Казань, «Элодея», 1998г.
2. Бабина Р. П. Увлекательное дорожное путешествие 1-4 классы. Учебное пособие. М.: «АСТ –ЛТД», 1997г.
3. Методическое пособие «Безопасность на улице», Казань, 2007г.
4. Окружающий мир: учебник для 2 класса: в 2 ч. Ч. 2. – М.: Академкнига/учебник, 2012. – (Перспективная начальная форма) – с.80-86;
5. Окружающий мир: тетрадь для 2 класса: в 2 ч. Ч. 2. – М.: Академкнига/учебник, 2012. – (Перспективная начальная форма) – с.50;
6. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Наш мир знакомый и загадочный. 3 класс: Хрестоматия. — М.: Академкнига /Учебник, 2010.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.