Мысль о том, что моторное обучение включает когнитивные учебные процессы, то есть связано с усвоением теоретических положений и знаний, после всего нами сказанного, не должна выглядеть неожиданной. Поэтому уже сейчас в противовес раз¬личным устаревшим предрассудкам мы можем утверждать, что занятия спортом, которые всегда предполагают или делают воз¬можным процесс обучения, отнюдь не являются деятельностью, осуществляемой инстинктивно, без привлечения духовных спо¬собностей человека.
1. Мы неоднократно пытались показать, что спортивная дви¬гательная активность является деятельностью, подчиняющейся определенным правилам и нормам. Занятия спортом становятся возможными лишь благодаря наличию правил. Отсюда ясно, что усвоение правил игры происходит в ходе когнитивных процессов обучения, требующих интеллектуальных усилий.
2
КОГНИТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Мысль о том, что моторное обучение включает когнитивные учебные процессы, то есть
связано с усвоением теоретических положений и знаний, после всего нами сказанного, не
должна выглядеть неожиданной. Поэтому уже сейчас в противовес различным устаревшим
предрассудкам мы можем утверждать, что занятия спортом, которые всегда предполагают
или делают возможным процесс обучения, отнюдь не являются деятельностью,
осуществляемой инстинктивно, без привлечения духовных способностей человека.
1. Мы неоднократно пытались показать, что спортивная двигательная активность
является деятельностью, подчиняющейся определенным правилам и нормам. Занятия
спортом становятся возможными лишь благодаря наличию правил. Отсюда ясно, что
усвоение правил игры происходит в ходе когнитивных процессов обучения, требующих
интеллектуальных усилий.
Довольно часто высказываемое мнение, согласно которому моторная и интеллектуальная
деятельность представляют собой две совершенно различные, противостоящие друг другу
сферы, можно опровергнуть, указав на значение тактических и стратегических действий для
занятий спортом. Хотя человеку, занимающемуся спортом от случая к случаю, нерегулярно
бегающему трусцой по дорожкам парка, как и женщине, увлекающейся аэробикой, мало дела
до тактических соображений, спортсмен, посвятивший себя настоящему спорту, участвующий
в состязаниях, должен знать и изучать тактику спортивного поведения.
2. Пожалуй, излишне напоминать, что тактическое поведение подразумевает
необходимость когнитивного обучения. О том, насколько многосторонним может быть
обучение тактике, свидетельствуют работы по теории тренировок. Так, например, Бернхардт,
совершенно явно опираясь на труды 'классика" Харре, разделяет обучение спортивной
тактике на три области:
а) теоретические знания (тактические знания) по организации и проведению
соревнования;
б) практические навыки и умения (тактические навыки), необходимые для создания
тактического плана действий;
в) интеллектуальные способности (тактические способности) для объединения всех
возможностей, позволяющих вести успешную борьбу.
То что именно спорт, ориентированный на борьбу, соревнование (хотя и не только он
один), делает необходимым когнитивное обучение, направленное на овладение тактикой,
доказали, в частности, размышления о "ментальных упражнениях и тренировках'. И здесь сам
термин уже говорит о сути дела, ибо обозначение "ментальный" невольно указывает на
когнитивные компоненты, что также явствует из определения понятия "ментальный тренинг":
'Если рассматривать теорию тренировок в самых общих чертах, то здесь мы в отличие от
методов во главу угла ставящих повторение или вариации определенных движений, имеем
дело с методами, делающими главный акцент на развитие мыслительных способностей, речи
и языка, представлений и воображения'. Ментальный тренинг как частный случай тренинга,
ставший предметом научного обсуждения, особенно в конце 60х годов, предъявляет высокие
требования к способности не только представить себе те или иные движения, но и
предвидения, предвосхищения тех или иных явлений, поскольку этот процесс происходит не
в реальной действительности, а в воображении. Когнитивная сторона ментального тренинга
неоспорима, хотя о возможностях ее рационального использования можно спорить.
3. Выходя за рамки описанного нами контекста, когнитивные моменты выступают в
последнее время в виде теории спорта, рассматривающей проблемы преподавания
физкультуры. В настоящее время, пожалуй, трудно найти более убедительное дока
зательство связи когнитивных компонентов со спортивной практикой, чем требование
обращаться за помощью к теории спорта, прислушиваться к ее указаниям и рекомендациям.Хотя уже много десятилетий и даже столетий существуют различные теории спорта и
физических упражнений, мы, говоря о теории спорта, имеем в виду такую теорию, которая
была принята в качестве обязательной для преподавания физкультуры на основе
соглашения от 7 июля 1972 г. в связи с реорганизацией старших классов гимназии. Введение
в школьную программу такого предмета, как физкультура и спорт, ознаменовало рождение
теории спорта в рамках преподавания физкультуры. Она основана, вопервых, на постулате о
необходимости учитывать индивидуальные интересы и специфические склонности учеников
и, вовторых, на принципе научно обоснованного обучения, что отражает проникновение
науки во все сферы современной жизни.
3
Школа должна стать заведением, ориентирующимся на науку. Понимание этой
необходимости, порождающее целый ряд различных вопросов дидактического и
педагогического характера, неминуемо приводит к включению в программу преподавания
физкультуры курса спортивной теории, на который, как правило, из шести часов в неделю,
предоставляемых преподаванию физкультуры, приходится два часа. Благодаря этой мере
предмет "физкультура" вошел в желанный круг "научных предметов", поднявшись над
уровнем чисто "технических" дисциплин.
Обретение физкультурой статуса школьной дисциплины,
что
примечательно, традиционное моторное обучение теоретическими сведениями, означает не
только повышение престижа этого предмета, но и его духовные контакты со спортом,
становящиеся важным элементом школьного спорта. Характерная для науки рационализация
проникает и в школьную физкультуру, в результате чего могут возникнуть некоторые
проблемы, связанные с опасностью интеллектуализации этой дисциплины.
дополняющей,
Если мы отвлечемся от этих и прочих сложных проблем, связанных с физкультурой, то
должны будем констатировать, что физкультура, преподаваемая в школе, представляет
собой предмет, в котором когнитивное обучение, связанное с развитием умственных
способностей и задатков учеников, занимает совершенно особое место. Этот предмет
официально объявлен сферой когнитивного обучения. Спорт поднялся до уровня
рефлексии, став средством формирования мыслительных навыков и умений. Теория спорта,
преподаваемая на уроках физкультуры, предусматривает обучение школьников умению
представить себе мир спорта во всем многообразии его постоянно множащихся и
расширяющихся проблем. Эти высокие требования не позволяют свести когнитивные про
цессы обучения к усвоению и передаче правил и норм, тактикостратегических указаний или
к знакомству с различными видами спорта.
ВЫВОДЫ
Обучение — процесс, родственный по своему содержанию таким феноменам, как
образование, воспитание и социализация, — является еще одной основной темой педагогики
спорта. Обучение также тесно связано с развитием личности, которое в значительной мере
определяется процессами обучения, в силу чего развитие можно назвать и обучением,
причем развитие не является "только" одной из функций обучения.
Обучение можно охарактеризовать как относительно продолжительный процесс усвоения
новых навыков, представлений и умений, равно как и их изменения.
Обучение — очень сложный процесс, исследовать который можно только косвенным
путем.
Создав некую идеальную модель обучения, мы выявили отдельные стороны спортивно
педагогического понятия "обучение", отделив обучение двигательным навыкам и умениям в
узком смысле слова от социального, нравственного и когнитивного обучения.
Эти разновидности обучения отличаются друг от друга теми навыками и представлениями,
усвоению которых они служат — если моторное обучение, понимаемое в узком смысле слова,
направлено на приобретение и закрепление спортивномоторных качеств, таких, как сила,4
выносливость, скорость, ловкость и проворство, то социальное обучение ставит перед собой
задачу обучить учеников технике межличностного общения, а нравственное обучение
стремится выработать в учениках такие качества, как порядочность, честность и т.д. Целью
когнитивных процессов в узком смысле слова является получение учениками знаний,
различных сведений и т.п., распространяющихся на различные области (например, знание
правил, тактики и т.д.).
Особенно важно то обстоятельство, что обучение двигательным навыкам и умениям
может вообще представлять собой парадигму обучения человека, поскольку оно касается
всего объема его возможностей и опыта. Хотя обучение двигательным навыкам и умениям
служит в первую очередь развитию моторных качеств, оно выполняет еще и дополнительные
функции, активизируя и реализуя различные потенции человека.
Обучение двигательным навыкам и умениям включает различные формы обучения,
взаимосвязанные друг с другом. "Рука — сердце — голова", эта, известная еще по работам
Песталоцци, триада участвует в процессе обучения, причем значение и роль составляющих
ее компонентов постоянно меняются.
При обосновании и исследовании понятия "обучение", имеющего отношение к педагогике
спорта, следует учитывать прежде всего специфические сведения, полученные из области
психологии, теории двигательной активности. Поэтому педагогика спорта в этой сфере, как и
при исследовании всех ее главных проблем, должна стремиться к междисциплинарным
контактам и сотрудничеству с другими науками.