Ф.И.О.: Абасова Наида Асадулаевна, учитель истории и обществознания
Предмет: история Класс:8
Конкурс «Колесо истории» на тему: «Россия в 18 веке»;
Цель конкурса: обобщить и систематизировать накопленные знания по темам: «Эпоха Петра I», «Эпоха дворцовых переворотов» «Эпоха Екатерины 2» и Павла 1.
Задачи мероприятия:
1. Создать условия для развития внутренней мотивации учащихся к повторению и систематизации знаний; прививать интерес к предмету;
2. Развивать навыки работы в группе; формирование целостности и сплоченности коллектива класса;
3. Проверка и корректировка имеющихся знаний по пройденным темам.
4. средствами игры способствовать развитию интереса к предмету и чувства патриотизма.
Аудитория: 4 команды от параллели 8 классов
Длительность: 60 минут
…Самое, на мой взгляд, тягостное
и трудное на свете дело –
это достойно царствовать.
Монтень Мишель. Опыты.
Ход мероприятия.
1. Вступительное слово учителя.
- Добрый день, дорогие ребята!
Сегодня мы с вами проводим историческую викторину «Колесо истории» на тему «Россия в XVIII веке». Этот век богат историческими событиями, речь пойдёт о деятельности правителей из династии Романовых. Мне приятно, что все команды сегодня здесь собрались, это значит, вас не оставляет равнодушными славная эпоха нашей истории, эпоха триумфа и величия Российского государства, эпоха ведущей мировой державы. Надеемся, что сегодня вы не только блеснёте знаниями, но узнаете и что-то новое.
Конкурсы:
1. «Приветствие»
Теперь приступим к знакомству с командами. Первый этап нашего конкурса «Приветствие». Для того чтобы определить порядок выступления команд я брошу между командами жребий (приглашаются капитаны).
Порядок выступления команд будет меняться в соответствии с № конкурса. В первом конкурсе оценивается внешний вид участников, название команд, текст приветствия, эмблема. Максимальный балл за данный конкурс 5 баллов.
Для приветствия приглашается команда…
Слово предоставляется жюри.
2. «Разминка»
Следующий конкурс называется «Разминка». Он посвящен историческим понятиям. В этом конкурсе участвуют все члены команды. Задача определить события и назвать его. Время на выполнение 3 минуты. За каждый правильный ответ начисляется по одному баллу.
Жюри засекает время и считает правильные ответы.
Приготовились! Начали! Стоп!
Вопросы 1-ой команде:
1. Избрание Михаила Романова царём (1613 г.)
2. Основание Санкт- Петербурга (1703 г.)
3. Северная война (1700-1721 гг.)
4. Смерть Петра I (1725 г.)
5. Фамилия Петра I (Романов)
6. Столица Российской империи (Санкт-Петербург)
7. Политика покровительства отечественной промышленности (протекционизм)
8. Военно-морская база России (Севастополь)
9. Кто не платил налог за бороду (духовенство)
10.Имя отца Петра I (Алексей)
11.Высший воинский чин в армии (генералиссимус)
12.Военачальник, занимавшийся основанием Крыма (Потёмкин)
13.Год основания Академии наук России (1725)
14.Годы правления Павла (1796-1801гг)
15.Кумир Петра III (Фридрих II)
16.Как называли призывников в регулярную армию Петра I? (Рекруты)
Вопросы 2-ой команде:
1. Ближайший друг и соратник Петра I (А. Меньшиков)
2. За кого выдавал себя Е. Пугачёв (Петр III)
3. Название первого музея России (Кунсткамера)
4. Племянница Петра I, ставшая императрицей (Анна Ивановна)
5. Город, где подписан вечный мир со Швецией (Ништадт)
6. Война за выход в Балтийское море (Северная)
7. Война за выход в Черное море(русско-турекцкая 1768-1774гг)
8. Имя сестры Петра I (Софья)
9. Закон об изменении порядка о престолонаследии Павла 1(5 апрель 17970
10.Год Открытия Московского университета (1755 г.)
11.Переход церковных земель во владение государства (секурялизация)
12.Дочь Петра I, ставшая императрицей (Елизавета Петровна)
13.Начальное количество губерний при Петре I (8)
14.Турецкая крепость, взятая Суворовым (Измаил)
15.Год присоединения Крыма (1783)
Вопросы 3-ой команде:
1. Страна, разделенная европейскими государствами (Польша)
2. Имя жены Петра III (Екатерина II)
3. Шведы потерпели поражение под … (Полтавой)
4. Король Швеции, воевавший против России (Карл XII)
5. Высший государственный орган управления при Петре I (Сенат)
6. Пётр I потерпел поражение под … (Нарвой)
7. Год основания Санкт-Петербурга (1703)
8. Годы Семилетней войны. (1756-1763г.г.)
9. Кто первым принял летоисчисление на Руси от Рождества Христова?(Петр I).
10. Какой город был основан Петром I в 1703 году? (Санкт-Петрбург).
11. Что такое табель о рангах? (классный список военных рангов и гражданских чинов)
12. Какая битва состоялась 27 июня 1709 г.? (Полтавская битва)
13. Какую битву Петр I назвал «матерью полтавской битвы? (битва при д. «Лесной»)
14. Назовите имя ближайшего соратника Петра I, который был выходцем из низов? (А.Д. Меншиков)
15. Что запретил делать необразованным дворянам Петр I? (Жениться)
Как называют эпоху правления Екатерины II? (Просвященный абсолютизм)
Вопросы 4-ой команде:
1. Как стала называться река Яик, переименованная Екатериной II после восстания Пугачева? (УРАЛ).
2. Сколько было разделов Польши?( ТРИ)
3. Он уверял: «Науки юношей питают, отраду старцам подают…»(М.В. Ломоносов)
4. Как звали старшую сестру Петра? (Софья)
5. Скульптор, создавший знаменитый памятник "Медный всадник". (Фальконе)
6. Какой император любил играть в солдатики? (Пётр III)
7. Внук Петра I. (Пётр2)
8. Годы Северной войны. (1700-1721г.г.)
9. Годы правления Екатерины I. (1725-1727)
10. Ништадтский мирный договор (год). (1721г.)
11. Вождь Крестьянской войны 1773 - 1775г.г. (Е.И.Пугачёв)
12. Первые гвардейские полки. (Семёновский и Преображенский)
13. Какие страны вошли в Северный союз? (Дания, Саксония, Речь Посполитая, Россия)
14. Годы правления Анны Ивановны. (1730-1740г.г.)
15. Самое многочисленное сословие в России. (Крестьяне)
16. Сын Екатерины II. (Павел)
Подсчет правильных ответов)
3. конкурс «УГАДАЙ ГОСУДАРЯ ИЛИ ГОСУДАРЫНЮ»
1.При этой императрице отменили смертную казнь. После своей смерти оставила 15 тыс. новых платьев. Однажды, неудачно покрасив волосы, заставила сбрить волосы всех придворных дам и надеть парики. Кто это? (Елизавета Петровна)
2.«Не доверяя русским, поставила на службу своей безопасности кучу иностранцев, навезенных из Митавы. Немцы посыпались в Россию точно сор из дырявых мешков…» О правлении какой императрицы идет речь? (()())
Любила не женские привычки: охоту и верховую езду. Заснуть не могла, чтобы не выслушать страшную сказку про разбойников. Причудой её была свадьба её шута, сыгранная в великолепном ледяном дворце. (Анна Иоановна)
3.Кого из русских императриц звали Софья -Шарлотта-Августа-Фредерика Ангальт-Цербская?(Е 2)
4.Его звали Карл Пе́тер У́льрих Го́льштейн-Го́тторпский.Под каким именем он недолго правил в России?
Ему нравилась муштра и парады. Научился играть на скрипке и это увлечение пронес через всю жизнь. Играл, судя по всему неплохо: в России он выступал в составе дворцового оркестра. (Петр 3)
5. «…радел о народе, он до крайности напрягал его труд, тратил людские средства и жизни безрасчетно, без всякой бережливости…».
Особенно увлекался морским делом и фейерверками; досконально знал все мелочи морской службы и кораблестроения; любил токарное дело и мог часами работать на токарном станке.(Петр1)
О нем метко было сказано современниками, что тогда главным государственным учреждением была псарня.
4 конкурс «ИСТОРИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ»
Ассамблеи, Синод, меркантилизм, протекционизм, Сенат, коллегия, посессионные и приписные крестьяне, Полтава, император, Ништадтский договор.
5 конкурс «БЛЕФ-КЛУБ»
Наш следующий конкурс называется «Блеф-клуб». Команде необходимо на заданный вопрос ответить «верю или не верю». За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу.
Конкурс начинает команда…8 «--»класса
1. Верите ли вы, что в системе коллегий, созданных Петром I, была и такая, которая управляла церковью? (Да, и называлась она Священный Синод).
2. Верите ли вы, что во время первого азовского похода Петра (1695 г.) турки начисто разгромили российский флот? (Нет, во время первого азовского похода у России вообще не было военного флота)
3. Верите ли вы, что Императрица Анна Иоанновна внешне была хороша собой. Стройная, высокая, с красивым лицом.(Ложь. Всё с точностью наоборот.)
4.Верите ли вы, что слово «нос» на Руси означало «взятка»? (Да, в XVI веке с развитием приказной системы развилось и взяточничество. Взятка действительно означала «нос». В связи с этим возникла поговорка «Остался с носом» - это значит взятку не приняли и надежды на решение вопроса нет).
5. Верите ли вы, что цирюльников (парикмахеров) в XVI веке в России причисляли к медицинскому персоналу? (Да, он был парикмахер и лекарь, так как мог наложить повязку и пустить кровь).
6. Верите ли вы, что у древних славян был обычай: враги вместе варят и едят кашу в знак заключения мира, без этого мирный договор считался недействительным. (Да, так как у славян без каши не проходило ни одно событие. До сих пор о человеке, с которым трудно договориться говорят: «С ним каши не сваришь»).
7.Верите ли вы, что после «Нарвской конфузии» Петр I приказал снимать с церквей колокола и переплавлять их в пушки. (Да. В народе заговорили о «царе-антихристе»)
8. Верите ли вы, что Мюнхаузен служил в Кирасирском полку ея Величества во времена Елизаветы?
(Да. Дело в том, что барон Карл Фридрих Иеронимус фон Мюнхаузен - реальное лицо, и он действительно служил во Елизаветы в Кирасирском полку ея Величества, вышел полковником в отставку и уехал жить в Гановер.)
9.. Верите ли вы, что цирюльников (парикмахеров) в XVII в. причисляли к медицинскому персоналу?
(Да. Цирюльник был почти то же, что и парикмахер, но вместе с тем и лекарь, исполнявший фельдшерские и даже докторские операции.)
6 Конкурс «КОНКУРС КАПИТАНОВ»
Капитаны команд должны подойти к столу и взять карточку с событием и поставить к соответствующей дате на колесе истории, чем больше дат, тем больше баллов, каждый может поднять разом только одну карточку.
1700-1721гг,1735-1739,1741-1743,1756-1763,1768-1774,1787-1791гг
Русско-шведская война, русско-турецкая война, семилетняя война
7 конкурс « ЧЁРНЫЙ ЯЩИК»
1.Этот
предмет является символом борьбы с пережитками прошлого…..( ножницы ) .Если лично
отказывались это делать то, по указу
Петра I от 16 января 1705 г. во всех городах со всяких служилых чинов и
посадских велено брать по 60 руб. с человека... за уклонение от выполнения
определенной указом обязанности. За что именно бралась плата? (За разрешение
носить усы и бороду.)
2. Эта вещица напоминает о другой реформе
Петра, которая очень прижилась и мы с Вами с радостью следуем этим
наставлениям, ставшим традицией. (ёлочка, еловая ветка. «О праздновании нового года. В знак доброго
начинания и нового столетнего века поздравлять друг друга в веселии с Новым
Годом. По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение
из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших
пушечек и ружей...»
3.Это документ , изданный в России в начале 18 века, в котором была зафиксирована возможность продвижения по служебной лестнице независимо от происхождения человека.
(Табель о рангах)
4.Эта
книга была необычайно популярна и при Петре I издавалась трижды. Многие ее
наставления молодежи уместны и сегодня. Например, «всегда время проводи в
делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай». О какой книге идет
речь?
(«Юности честное зерцало».)
5. Этот предмет – младший собрат тех величественных , благодаря которым русская армия начинает одерживать победы в Северной войне.( колокольчик)
6. В самом начале Северной войны крепость Нотебург казалась неприступной. После отказа гарнизона капитулировать крепость подверглась двухнедельной бомбардировке и в результате 12-часового штурма была взята. Потом Пётр даст ей название - Шлиссельбург. То с чем Пётр сравнивал эту крепость и лежит в ящике. ( орех . Петр по этому поводу сказал: «Правда, что зело жесток сей орех был, однако, слава Богу, счастливо разгрызен».)
8 конкурс «Домашнее задание»
Показать сценку на заданную тему.
«ИСТОРИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ»
А…амблеи, С…нод, м...ркант…лизм, пр…текци…низм, С…нат, к…легия, п…ес…ионные и пр..п..сные крестьяне, П…лтава, имп…ратор, Н…шт…тский мир.
Вопросы для болельщиков
1.В первой половине XVIII века модным головным убором была треуголка, украшенная галуном и перьями, но обычно ее не надевали, а держали на сгибе левой руки. Почему? (Носить шляпу на голове мешал модный пудренный парик, но она была нужна, так как являлась необходимым аксессуаром для поклонов.)
2.Новорожденных мальчиков принято пеленать, используя голубые ленты, а девочек – розовые. Откуда пошел этот обычай? (При Петре I были учреждены ордена для новорожденных детей царской фамилии, которые прикреплялись на одежду детей. Мальчикам предназначался орден Андрея Первозванного на голубой ленте, девочкам – орден Святой Анны на розовой ленточке. Со временем цари и ордена ушли в небытие, а ленты остались.)
Награждается
команда 8 «__» класса,
занявшая I место
в историческом конкурсе
«Колесо истории»
Директор МБОУ «СОШ №4» Султанахмедов С.А.
Классный руководитель Абасова Н.А.
(Табель о рангах)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.