Коллективные учебные занятия-залог завершенности знаний
Оценка 4.6

Коллективные учебные занятия-залог завершенности знаний

Оценка 4.6
doc
17.04.2020
Коллективные учебные занятия-залог завершенности знаний
Коллективные учебные занятия.doc

Коллективные учебные занятия - залог завершенности знаний.

                                                                            Баишева Елизавета Николаевна

                                                                               учительница начальных классов

Республика Саха(Якутия)

Мегино-Кангаласский район

МБОУ «Тюнгюлюнская СОШ им.А.С.Шахурдина»

      Обучение есть взаимодействие, а взаимодействие обучающих и обучаемых есть общение. А это  общение между теми, кто имеет знание и опыт, и теми, кто их приобретает, может осуществляться при реализации новой формы организации учебных занятий, а именно коллективных.

       Некоторый опыт организации коллективных учебных занятий подтвердил на практике несомненную важность реализации принципа завершенности обучения и всех последующих принципов обучения педагогической технологии КСО.

      Так как в нашем селе начальная школа одна,  она рассчитана на всех детей  и призвана готовить их к реальной жизни, сотрудничать, и жить, и работать приходится со всеми: и со способными, одаренными детьми, и с детьми со средними способностями, и с теми, кому очень трудно дается учеба. И коллектив нашей школы,  с помощью мастеров своего дела Говоровой Агафьи Илларионовны и Уваровой Анны Егоровны, нашел «ключ» к более успешной организации педагогического процесса.

      Введение коллективных учебных занятий – это качественное изменение всего учебного процесса, это принципиально новый этап его развития. Коллективные учебные занятия разрушают традиционную и создают новую структуру учебного процесса. При реализации таких занятий  рекомендуется проводить сдвоенные (парные) занятия. Сдвоенные занятия могут иметь такой примерный строй: на первом уроке – опрос, актуализация знаний, изложение нового материала (чаще блоками, большими порциями), его закрепление, а на следующем уроке – индивидуальная работа на 9-10 минут и на  30-35 минут коллективные занятия - работа в парах сменного состава. Внешне как бы сохраняется классно-урочная структура процесса обучения, но сами занятия в организационном и методическом отношении уже не традиционные, так как занятия строятся на четырех формах обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной. 

       А такая реструктуризация учебного процесса не может сдвинуться с места , если учебный материал не преподнести, как было выше сказано, большими порциями, блоками. Привлекая детей в мир математики, с коллегами начали   работу с изучения программы всего материала, учебников за весь начальный курс обучения по предмету. Весь материал разделили на блоки, где использовали работу П.М. Эрдниева «Укрупненные дидактические единицы как технология обучения», которая представляет самобытную, приоритетную и конкурентоспособную технологию обучения. Блочное планирование материала каждого класса может иметь такую примерную структуру:

Блок 1 – Нумерация

Блок 2 – Величины

Блок 3 – Сложение и вычитание

Блок 4 – Умножение и деление

Блок 5 – Геометрический материал

Блок  6 – Повторение

    В каждом блоке имеются 8-10, логически правильно построенных,  тем. От этого зависит успешность, завершенность, качество обучения. Как пример, берем материал планирования блока 1 –Нумерация во 2-3 разновозрастной группе. В этой группе учатся 23 ученика, из них 11- второклассники, 12-третьеклассники. Вначале рассмотрим программу, что должны усвоить, какие требования к знаниям, умениям, навыкам стоят перед учащимися 2 и 3 классов по данной теме.

2 класс (1-4)

-Знание последовательности  чисел от 1-100.

-Умение читать и записывать эти числа.

-Сравнение чисел в пределах 100.

3 класс (1-4)

-Знание последовательности чисел до 1000, умение читать, записывать и сравнивать эти числа.

-Поместное значение цифр в записи трехзначного числа.

-Представление трехзначного числа в виде суммы сотен, десятков, единиц.

      Дальше рассмотрим организацию  работы учащихся 2-3 разновозрастной группы во время коллективных учебных занятий. Блок «Нумерация» рассчитан на 15 часов, значит, со 2 сентября по 19 сентября примерно должны проходить и закончить тему. На первых занятиях - повторение, закрепление нумерации. Выявляется, кто на каком концентре находится, какие знания имеет по этому концентру. Затем, когда картина прояснилась, приступаем к вводной лекции по блоку. За два часа излагаем весь материал блока: образование, последовательность, чтение и запись чисел, понятие о классах и разрядах, сравнение чисел. Это в пределах 100, 1000, 1000000. Используется при этом много наглядных материалов: таблицы, картинки, карточки, палочки, стопки книг, тетрадей и т.д. Детям дается возможность задавать вопросы по блоку. Объяснение же идет, основываясь на знания учащихся, при их активном участии в процессе, можно, если так сказать-идет диалоговая лекция. Затем учащиеся приступают к самостоятельной отработке тем блока.

    Образовываются группы - ученики, которые изучают нумерацию до 100, до 1000, до 1000000. В нашем случае 9 учеников второго класса сначала изучают нумерацию до 100, двое второклассников, предварительно, сдав зачеты до 100, приступают вместе с четырьмя третьеклассниками к изучению концентра 1000. А остальные - восемь учащихся третьего класса изучают концентр 1000000, закрепив нумерацию чисел до 1000, которую изучили в прошлом году.  Далее дети, работая в парах сменного состава, по разным методикам КСО, добывают знания. При этом учащиеся третьего класса, которые изучают концентр «миллион», становятся консультантами для обучающихся по теме «Сотня» и «Тысяча». Кроме этого при организации коллективных занятий используются методики «Взаимопередача тем»- при прохождении новой темы,  «Взаимообмен заданиями»-кто начинает повторять, закреплять тему, также на этих занятиях проводятся «взаимодиктанты», работа с вопросниками, разные приемы работы в парах сменного состава.   Одним эффективным приемом работы при контроле знаний, умений, навыков учащихся является зачет «Вертушка». Этот вид зачета очень подходит к организации работы в разновозрастных группах, но и также удачно можно использовать при работе в одновозрастных классах.  «Экзаменаторами» становятся лучшие ученики класса, они принимают зачет у второклассников по пройденным темам. У каждого «экзаменатора» разные темы по блоку. Значит, 1 ученик сдает 4 темы блока. Парты можно расставить таким образом, где «экзаменаторы» оказались посередине, а экзаменуемые снаружи.

 

К-4

 

 

К

3

 

К

1

 

 

К-2

 

          Экзаменуемые выполняют в тетради задания зачета с                            

          комментированием, а экзаменаторы внимательно слушают

          ответы, задают дополнительные вопросы, делают замечания.

         В своих листах учета делают пометки. Такая работа нравится           

         учащимся. Они становятся ответственными за свои знания и 

        за знания  товарищей, что должно иметь немаловажное значение и во взрослой жизни.

Излагая свою мысль о преимуществах коллективных учебных занятий в разновозрастных группах, хочу привести в качестве примера наблюдение за процессом работы двух учеников по блоку «Нумерация» : ученики 3 класса Стручков Кеша и 2 класса Ноговицын Петя. Оба мальчика учатся на «отлично» по математике. Кеша в прошлом году закончил нумерацию чисел до 1000. Вначале повторив пройденную тему, заслушав вводную лекцию, получил план работы по изучению нумерации до 1000000 за 4 класс. В процессе работы мальчик ни разу не подходил к учителю, т.е. самостоятельно работал  по такому плану.

                    

Индивидуальный план работы ученика 2-3 «б» рвг

по Б-1 «Нумерация» Стручкова Кеши

Название темы

Упражнения

оценка

подпись

1.

Повторение

Нумерация до 1000

 

 

2.

Вводный урок

Сделай пометки в тетради

 

 

3.

Образование чисел

повтори

 

 

4.

Чтение и запись чисел до

1 000 000

№1,2,3,7,10,11,24,25,45,53,60,66,

67,68,92,2с25, 111с76,17,18,23с24, 10,32,34,75с24, с211№110,115,116

 

 

5.

Разрядные слагаемые

С11№37,39,46,54,69

 

 

6.

Сравнение чисел

№5,74,77,82,81, с19№85, 5с25

 

 

7.

Контрольная работа

 

 

 

8.

Зачет

 

 

 

9.

Тест

 

 

 

       Мальчик в прошлом году отлично усвоил концентр «Тысяча», разбирался во всех классах, разрядах, поэтому никаких трудностей в образовании новых чисел, последовательности, чтении, записи чисел не встретил. Во время занятий общался по теме с третьеклассниками, которые также проходили эту тему, давая консультации второклассникам, объясняя новую для них тему. Так  Кеша , закончив все требуемые упражнения, контрольную работу, сдав устный зачет, тему завершил 13 сентября. Дальше на двух занятиях помогал товарищам и начал работу по другому блоку.

       А Петя, предварительно сдав зачет, по концентру «Сотня», также выслушав вводную лекцию по блоку, начал работу вместе с учениками 3 класса нумерацию до 1000. Работал по карточкам  взаимопередачи тем, взаимообмена заданиями,  взаимодиктанта в парах сменного состава, много общался, спрашивая непонятные вопросы. Никаких трудностей в общении с третьеклассниками не встретил, даже обошел некоторых учеников 3 класса, помогал им. Поработав в парах сменного состава, обучаясь со всеми, Петя закончил блок 19 сентября. И приступил к изучению нового блока.

      Отсюда вытекает еще одно преимущество-это готовность учащихся к усвоению нового материала за будущий год, т.к. слушая объяснение учителя и учащихся старших классов, дети уже улавливают смысл той или иной темы, что несомненно может привести к прочности знаний учащихся. И главное – это взаимообучение, взаимопомощь, взаимоконтроль.

     Самым важным компонентом организации учебного процесса является учет и контроль работы учащихся. Учитель каждого ученика пропускает через себя. В этом случае сомнений на незавершенность знаний не может быть. Бывают случаи, когда ученики, недовольные своими оценками, пересдают, еще раз отработав и сдав зачет, поработав по вопросникам.

      Неоценимое преимущество коллективных учебных занятий в том и заключается, что каждый ученик на этих занятиях получает возможность работать совместно со многими своими товарищами, с людьми старшими и младшими, совместно получать знания из учебников, книг, здесь же, не допуская забывания этих  знаний, приобретает ум и навыки, передавать их другим, обучать других.


Коллективные учебные занятия - залог завершенности знаний

Коллективные учебные занятия - залог завершенности знаний

Знание последовательности чисел от 1-100

Знание последовательности чисел от 1-100

В процессе работы мальчик ни разу не подходил к учителю, т

В процессе работы мальчик ни разу не подходил к учителю, т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2020