Организационная структура учебного процесса и стадии её развития
Вид общения | Организационная форма обучения | Способ обучения |
1. Опосредованное общение через письменную речь (один человек) | Индивидуально-обособленная самостоятельная работа с источником | Индивидуально - самостоятельный |
2. Общение в паре (два человека) | Индивидуально -парная (один учит другого) | Индивидуальный способ обучения (ИСО) – до XVI-XVIIв. включает две формы: парную и индивидуальную |
3. Групповое общение (три и более человека) | Групповая ( один одновременно учит многих) | Групповой способ обучения (ГСО)-XVII-XXвв. включает три формы: групповую, парную и индивидуальную |
4. Общение в парах сменного состава | Коллективная (каждый учит каждого) | Коллективный способ обучения (КСО) включает все четыре формы: коллективную, групповую, парную и индивидуальную |
Коллективным способом обучения (КСО) является такая его организация, при которой обучение осуществляется путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.
Коллективный способ обучения
Что можно делать в парах сменного состава?
Изучать новый материал.
Тренироваться .
Контролировать.
Обсуждать
Закреплять
Коллективный способ обучения - это такая организация деятельности,
при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах,
когда каждый учит каждого.
ПРИНЦИПЫ КСО:
Завершённость, или ориентация на высшие конечные результаты.
2. Непрерывная и безотлагательная передача полученных знаний друг другу.
3. Сотрудничество и взаимопомощь между учениками.
4. Разнообразие тем и заданий.
5. Разноуровневость (разновозрастность) участников педагогического процесса.
6. Обучение по способностям индивида.
Групповой СО | Коллективный СО |
организационные | |
Чёткость, упорядоченность | Отсутствует |
Говорит один | Говорят все |
Общение учащихся отсутствует | Все общаются |
Молчание | Рабочий шум |
Постоянное рабочее место | Смена |
дидактические | |
Обучает педагог | Обучают ученики |
Весь материал сразу и для всех | Разные темпы и материалы |
Мало самостоятельности | Полная самостоятельность |
Сотрудничество отсутствует | Сотрудничество - основа обучения |
Усвоение и применение разнесены | Максимально приближены |
ГСО | КСО |
развивающие | |
Ученик – объект | Ученик – субъект+объект |
Уравниловка, усреднение способностей детей | В соответствии с индивидуальными особенностями |
Систематический характер обучения | Спонтанный характер |
Не учатся выступать | Учатся выступать, рассуждают, доказывают |
Не умеют объяснять | Развитие педагогических способностей |
воспитательные | |
Каждый работает на себя | На себя и на других |
Отношения неколлективистские | Отношения ответственной зависимости: коллективистские |
Поабзацная
проработка
текста
Методика А.Г. Ривина
Разработана для изучения деловых
статей или научных текстов в парах
сменного состава
Одновременно в классе изучается много разных тем. Практически каждый школьник имеет свою отдельную тему, которую он прорабатывает по очереди с разными товарищами, выступая поочерёдно то в роли слушателя ( ученика), то в роли рассказчика ( учителя). Оптимальное количество тем в группе – девять – одиннадцать. Поэтому если в классе 30 – 40 учеников, то одновременно 3 – 4 группы « специализируются» по одной и той же теме. По каждой теме подбираются 15 – 20 рассказов, которые распределяются между детьми.
Методика А.Г. Ривина
Объём статей для изучения не должен быть слишком маленьким ( не меньше одной страницы);
С самого начала перед учеником ставится цель: овладеть материалом данной статьи так, чтобы уметь её рассказать, ответить на все вопросы;
Работа организуется так, чтобы весь учебный материал был последовательно проработан сначала в позиции ученика, затем в позиции учителя ( схема представлена на следующем слайде);
Обмен
заданиями
Методика М.А. Мкртчян
Работа начинается с ввода так называемого « запуска» раздела;
Учитель работает индивидуально с каждым по очереди, объясняет, как решается задача «А» того задания, которое должен выполнить ученик. Даёт теоретическую консультацию, записывает решение задачи прямо в тетрадь ученика;
Задачу «Б» своего задания ученики решают самостоятельно, а правильность решения проверяют у учителя. После проверки ученику ставится в таблице учёта «+»;
Раздел считается введённым в работу ( запущенным в технологический процесс), если каждое его задание выполнено хотя бы одним учеником.
На карточках или в тетради даются по два однотипных задания (упражнения, задачи или вопросы). Каждое задание имеет свой №. Удобно нумеровать буквами и цифрами: ВА4, МК7.Буквы для обозначения разделов, цифры для номеров задания в данном разделе;
Сначала организуются несколько групп по 5 – 7 ребят в каждой. В классе может действовать одновременно пять – шесть групп и все по разным темам;
На «запуск» урока можно пригласить своих «свободных» коллег или учеников старших классов (это норма при КСО)
Технология КСО имеет различные
названия : организованный диалог,
коллективное взаимообучение,
обучение в сотрудничестве.
Эта технология разрабатывалась
А.Г. Ривиным в 30-е годы нашего века,
В.К.Дьяченко в 90-е, а также тремя группами
американских педагогов
Р.Славиным; Р.Джонсоном и Д.Джонсоном;
и Э.Аронсоном.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.