Конструкт
организации совместной образовательной деятельности
по ПМ. 02 Организация различных видов деятельности и общения детей
(специальность 44.02.01 Дошкольное образование, группа профессиональной переподготовки 390)
Захаровой Светланы Михайловны
ДОО: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №46».
Тема: «Полезный лучок».
Группа: старший дошкольный возраст (от 6 до 7 лет).
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».
Форма совместной деятельности: коллективный труд.
Виды деятельности: общественно-полезный труд, коммуникативная деятельность.
Учебно-методический комплект: От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Формы организации: групповая.
Предполагаемый результат:
1.Дети демонстрируют желание дружно трудиться в коллективе.
2.Дети совместно с педагогом и сверстниками ставят цель совместной трудовой деятельности.
3.Дети осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль, самоанализ и взаимоанализ, самооценку.
4.Дети выполняют действия по намеченному плану (схеме).
5.Дети умеют заканчивать свою деятельность, с удовольствием прибирают свои рабочие места.
6.Дети активно участвуют в диалоге.
7.Дети выражают желание продолжить самостоятельную трудовую деятельность
Цель: воспитание у детей ценностного отношения к труду взрослого и собственному труду.
Задачи |
Воспитательные задачи: 1.Воспитывать желание трудиться в коллективе дружно, взаимодействовать с педагогом и сверстниками. 2.Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку. 3.Воспитывать бережное отношение к труду других. 4.Воспитывать бережное отношение к растениям. Развивающие задачи: 1.Развивать умение работать в группе, налаживать партнерские отношения в процессе совместной деятельности. 2.Развивать умения планировать последовательность действий, распределять обязанности. 3.Развивать умение оценивать результат деятельности. 4.Развивать речь детей, активизировать словарь (корень, луковица, посадить, углубления, условия, перышки). Обучающие задачи: 1.Закреплять умения выполнять действия по намеченному плану (схеме), регулировать свою деятельность. 2.Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения. |
Принципы дошкольного образования (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом):
Ø построение деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, содействие и сотрудничество детей и взрослых, поддержка инициативы детей, формирование познавательных интересов и познавательных действий детей к хозяйственно-бытовому труду.
Принципы обучения:
Ø принцип доступности;
Ø принцип сознательности;
Ø принцип наглядности;
Ø принцип систематичности и последовательности.
Принципы воспитания:
Ø выдвижение системы положительных (ближайших, средних и далёких) целей;
Ø воспитание через взаимодействие;
Ø создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма;
Ø формирование личного стиля взаимодействия со сверстниками и педагогом.
Принципы трудовой деятельности (Крухлехт М.В., Тютюнник В.В.):
Ø принцип гуманности;
Ø принцип ненасилия;
Ø принцип целостности;
Ø принцип субъектности.
Предварительная работа: занятия по теме «Овощи», рассматривание луковицы, беседы с детьми о пользе лука, эксперимент по выявлению условий, необходимых для роста, чтение художественной литературы, пословиц, загадок, знакомство с садовым инвентарем.
Последовательность деятельности |
Методы |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Планируемый результат |
1. Мотивация на совместную деятельность. Задача: смотивировать детей на совместную трудовую деятельность.
|
Беседа Создание проблемной ситуации Демонстрация |
Воспитатель вносит в группу блюдце, закрытое салфеткой. -Ребята хотите узнать, что у меня лежит под салфеткой? Тогда отгадайте мою загадку. Сидит Дед Во сто шуб одет Кто его раздевает Тот слезы проливает (Лук). -Правильно это лук. (Открывает салфетку и показывает детям лук). -Теперь каждый возьмите себе по луковице и вместе скажем: луковица. Рассмотрим луковицу. - Какой она формы? (Круглая) -Какого она цвета? А у тебя какая? (Желтая, коричневая) -А можно сказать, что она золотистая? (Можно) -Покатайте луковицу на ладошке, покажите ее. Какая она на ощупь? (Твердая) -Какой лук на вкус? (Горький). Горький, но очень полезный, в нем очень много витаминов. Если мы будем есть лук, то он убьет микробов в нашем организме, и мы не будем болеть. -Рассмотрим его подробнее. Какие части лука вы знаете? -луковица; -корни (через корни лук берет из почвы питательные вещества); -перо (словарная работа: почему так называется, на что похоже?). -Почему в загадке говорится: «Дед во сто шуб одет»? Луковица состоит из множества слоев. Когда верхний слой подсыхает, он становится ломким, такую кожицу называют луковой шелухой. Эта шелуха, если ее сварить, может окрашивать воду. В ней, например, окрашивают яйца на Пасху. Еще этим отваром можно мыть голову. Тогда волосы приобретут красивый золотистый оттенок. -В загадке говорится: «Кто его раздевает, тот слезы проливает», как вы думаете, почему? -В луке содержатся летучие вещества, которые при попадании в глаза вызывают слезы. Эти вещества убивают микробы, поэтому полезно вдыхать. -Ребята, исследования ученых показывают, что в зеленом луке витаминов больше, но до лета еще далеко. Ребята, как же быть? (Ответы детей) |
Дети добровольно присоединяются к совместной деятельности. Проявляют инициативу, принимают цель трудовой деятельности.
Сотрудничают с воспитателем, вступают в диалог, отвечают, рассматривают, сравнивают устанавливают соотношение частей.
Дети внимательно слушают воспитателя.
|
Дети проявляют заинтересованность к трудовой деятельности, принимают игровую задачу. |
2.Совместное планирование деятельности Задача: развивать умения планировать последовательность действий, распределять обязанности.
|
Диалоговая беседа Художественное слово Демонстрация |
-Ребята, а мы с вами можем вырастить лук на подоконнике? -Какие 4 условия необходимы для роста любого растения? (Почва, вода, свет, тепло) -Что необходимо, чтобы посадить растение? (Ответы детей) Да, нужна земля, вода и во что сажать. Давайте все это принесем. (Дети приносят стаканчики, лопатки, воспитатель таз с водой) -А чтобы не запачкаться самим и не запачкать столы, что нужно сделать? (Ответы детей) -Правильно, застелить столы, надеть фартуки. (Дети надевают фартуки, воспитатель накрывает столы клеенкой) -Сегодня мы научимся высаживать луковицу в землю. -Перед тем как вам приступать к работе, нужно знать порядок работы. Педагог просит рассмотреть карточки и установить их последовательность. Ребенок находит карточку, и вместе составляем алгоритм. 1) Насыпаем в емкость почву. 2) Размять, чтобы не было комков. 3) Сделать лунку, углубление, аккуратно, не просыпая землю. 4) Взять луковицу и опустить ее в лунку корнями вниз. 5) Присыпать землей, оставляя верхнюю часть луковицы. 6) Полить. -После этого нужно выбрать место для посаженных луковиц, чтобы им было светло и тепло. -Посмотрите на составленную схему – правильно мы ее составили? -Теперь вы в группах договоритесь между собой кто, что будет делать, и какие инструменты вам будут нужны. -А теперь можете приступать к работе! |
Дети проявляют инициативу в планировании последовательности деятельности. Дети выбирают средства труда, предлагают свои идеи. Дети отвечают на вопросы воспитателя.
|
Дети умеют планировать действия в нужной последовательности. Дети умеют договариваться в распределении обязанностей. |
3. Реализация деятельности Задача: обучать детей выполнять действия по намеченному плану (схеме), регулировать свою деятельность. Воспитывать желание трудиться в коллективе дружно, взаимодействовать с педагогом и сверстниками. |
Совместная деятельность Практическая работа |
Воспитатель участвует в совместной трудовой деятельности как равноправный партнер, проявляет заинтересованность в процессе совместной деятельности и ее результате, побуждает к самоконтролю и взаимоконтролю. -Скажите, что нужно сделать в самом начале? (Насыпать землю) -Да, насыпать земли в стаканчики. -Сколько земли насыпать? Воспитатель демонстрирует, дети насыпают землю в стаканчики. -Как правильно посадить луковицу, какой частью надо сажать в землю? Донцем, где корешки. Ребята сделайте углубление в земле. Теперь посадите луковичку так, чтобы ее верхняя часть выступила из земли. Что еще необходимо сделать (Ответы детей) Правильно нужно полить лук. Сейчас поставим лук на окно, чтобы он быстрее пророс. |
Дети трудятся, действуют по алгоритму, помогают друг другу, оценивают качество выполненной работы. |
Дети умеют выполнять действия по намеченному плану, регулируя свою деятельность. Умеют трудиться в коллективе дружно, не мешая друг другу.
|
4. Анализ трудовой деятельности. Задача: развивать умение оценивать результат деятельности. |
Демонстрация Рассказ Беседа |
-Ребята, все мы закончили трудится. Что мы сегодня с вами делали? (Ответы детей) -А для чего садили мы лук? -Ребята проверьте, у всех ли корешки в земле? Все ли полили? |
Дети анализируют результаты совместной деятельности, выделяют трудности и достижения. |
Дети умеют делать вывод; оценивать результат своей деятельности; выражают свои чувства. Дети активно участвуют в диалоге. |
5. Открытость Задача: ориентировать детей на самостоятельную трудовую деятельность. |
Вопросы Диалоговая беседа |
-Ребята, приберем наши рабочие места, но чтобы он у нас вырос, нам нужно за ним ухаживать. После из нашего лука вырастут зеленые листики, зеленый лук, перо. В нем тоже много витаминов. Мы будем ухаживать и наблюдать, как растет лук, а когда лук вырастет, мы срежем зеленые листочки и сделаем салат, и никакие болезни не будут страшны. Ребята, вы можете и дома посадить лук на подоконнике. |
Дети прибирают инструменты, вытирают столы, моют руки, заканчивают свою трудовую деятельность.
Дети отвечают на вопросы. |
Дети умеют заканчивать свою деятельность, с удовольствием прибирают свои рабочие места. Желание продолжить самостоятельную трудовую деятельность. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.