«Колокола тревоги»
Учитель биологии.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, это одновременно урок биологии и литературы. Мы поговорим о взаимоотношениях человека и природы. Эта тема волнует сейчас всех.
На Руси в давние времена били в колокола, когда случалось несчастье: пожар, война, наводнение или какое-то другое бедствие.
Наш сегодняшний урок мы назовем «Колокола тревоги».
Колокола…значит, речь пойдет о каком-то бедствии?
Да, сегодня мы будем говорить на очень важную и волнующую тему для каждого человека, живущего на этой планете. Эта тема важна тем, что от состояния природы зависит жизнь человека, его существование на планете. Сегодня на уроке мы постараемся разбудить пусть не колокол, но маленький колокольчик в душе каждого из вас и пусть он будет служить путеводителем в вашей дальнейшей жизни. Отдельный звон маленького колокольчика не слышен, но вместе звучащие колокольчики могут превратиться в громкий набат, который заставит задуматься о проблемах экологии.
Сегодня на уроке, решая экологические проблемы, мы будем служить за произношением звуков [к] -[г]:
Экология
Экологические проблемы
Мировой океан
Тропические леса
Загрязнение атмосферы.
Берегите эти земли, эти воды.
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей, внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Е. Евтушенко
Беседа.
Что такое экология?
Что такое экологические проблемы?
Учитель биологии.
Слово экология происходит от двух греческих слов: «эйкос»- дом, «логос» - наука. Другими словами, наука о доме, нашем общем доме, планете Земля. (слайд №2)
Чтобы было понятнее, давайте посмотрим, как же мы относимся к нашему общему дому, к планете, на которой мы живем. Ребята приготовили небольшие сообщения об экологической ситуации на нашей планете.
(слайды №3-12)
Прежде человек не слишком прислушивался к сигналам бедствия, которые подавала ему природа. «Мы и сейчас еще не поняли и не хотим понять,- восклицает современный русский писатель Виктор Астафьев,- что животные, птицы, растения без нас проживут, а ведь нам без них не прожить и дня единого». Знаки надвигающейся беды заметны повсюду в мире.
Только за последнюю четверть века загрязненность природной среды возросла в 10 раз. Это значит, что во много раз стал грязнее воздух, которым мы дышим, и вода, которую мы пьем. Каждый год в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Превращаются в пески плодородные земли, сокращается площадь лесов. За последние 50 лет во всем мире в бесплодные пустыни превратилась площадь, равная 1/2площади Южной Америке. Каждую неделю мы навсегда теряем один вид растений. Сегодня более 1000 видов растений находятся на грани исчезновения. Многие из них не доживут до конца нашего века!
В результате хозяйственной деятельности человека буквально вываливаются на планету горы отбросов.
Человек сегодня никакой не властелин и не царь природы. Человек начал осознавать: наш дом, планета Земля, в опасности. Она медленно погибает.
Учитель биологии.
Ребята, что такое экологические проблемы? Глобальные экологические проблемы. Сейчас нет слов, произносимых чаще. В них вкладывается разный смысл. В решении современных экологических проблем нет «зрителей» и «действующих лиц». Мы все несем ответственность за сохранение жизни на нашей планете. Сейчас во всем мире растет понимание того, что разрушаю природу Земли, человечество уничтожает свое будущее.
Каждый из нас – часть человечества. Мы естественно задаемся вопросом, что ждет нас в будущем? Каждый из нас может участвовать в решении экологических проблем.
Учитель литературы.
Чтение стихотворения – фонетическая зарядка.
Сегодня на уроке я познакомлю вас с ролью литературы в решении экологических проблем. И мы попытаемся понять, как правильно относиться к природе, любить и беречь её.
Искусство, а литература – это вид искусства, обладает способностью проникать в самые сокровенные уголки человеческой души. Писатели и поэты остро чувствуют опасность современных экологических проблем для человечества и пытаются своим творчеством заставить человека задуматься о последствиях варварского отношения к природе. Но не будем сразу о мрачном. Давайте поговорим о прекрасном, о природе, которая окружает нас. Леса, поля, реки, березовые рощи – вот она русская земля, вечно манящая к себе красотой, широтой и богатством. Писатели воспевали эту красоту в своих произведениях.
Давайте послушаем некоторые из них: И.А. Бунин «Листопад», С. Есенин «Пороша».
Ребята, как художники используют различные краски при изображении пейзажа, так поэты используют литературные тропы при изображении природы при помощи слов. Давайте вспомним некоторые из них:
Что такое олицетворение?
Что такое сравнение?
Что называют эпитетом?
Найдите литературные тропы в этих стихотворениях.
Как видите, поэты говорят о природе, как о живом существе, и действительно, природа живая, и поэтому относится к ней нужно бережно, с любовью.
А сейчас я посмотрю, как у вас развито образное мышление. Вот вам задание: нужно в четверостишия вставить нужные слова (прилагается).
Ребята, природа наполнена разнообразными звуками: поют соловьи, звенит капель, курлычут журавли, а мы предлагаем полюбоваться картинами подводного мира. Поделитесь своими впечатлениями об увиденном.
Учитель биологии.
вы сейчас посмотрели фрагмент фильма о красоте подводного мира. Эта красота может исчезнуть, если обращаться с ней по-варварски. Ни один вид живых существ не разрушает гармонию природы так сильно, как человек.
Давайте представим, что мы на экологической конференции, где рассматриваются проблемы загрязнения природы.
Мне хотелось бы рассказать о проблемах Мирового океана (крепит на доску колокольчик). Слайды 13-26
Какие меры защиты воды от загрязнения вы могли бы предложить?
Ответы.
Не бросать мусор в водоёмы;
Следить, чтобы не было аварий на судах, которые перевозят нефть;
Заводы и фабрики не должны выбрасывать грязную воду в водоёмы, они должны строить очистные сооружения;
Я расскажу вам об экологической проблеме, связанной с уничтожением лесов (крепит на доску колокольчик, доклад прилагается).
Слайды 27-38.
Что, по вашему мнению, нужно сделать для спасения лесов?
Ответы.
Запретить вырубать леса.
Сажать деревья и кустарники.
Создавать заповедники, национальные парки, заказники.
Я расскажу о загрязнении атмосферы (крепит на доску колокольчик, доклад прилагается).
Слайды 39-49.
Как вы думаете, где же выход? Как сберечь воздух?
Ответы.
Озеленять города и села.
Создавать такие автомобили, чтобы меньше выбрасывали вредных газов.
Следить за работой очистных сооружений на трубах заводов и фабрик.
Учитель литературы.
Из услышанного на конференции мы видим, что природа находится в состоянии кризиса. И, мы, люди, должны исправлять это положение. Иногда говорят, что поэты не вносят должного вклада в защиту природы. Но это не так. Поэты не просто созерцают природу, воспевая ее красоту, а очень часто выражают гнев и сопротивление человеческим деяниям. Своими произведениями они бьют тревогу и привлекают внимание людей к экологическим проблемам.
Так еще М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Три пальмы». Послушаем его (чтение по цепочке)
Слайды 50-54.
Работа по содержанию стихотворения:
- На сколько частей можно разделить стихотворение? Как озаглавим?
1часть – описание оазиса.
2 часть – обида пальм на жизнь.
3 часть – описание каравана.
4 часть – встреча усталых путников.
5 часть – гибель пальм.
6 часть – описание бесплодной пустыни.
- Мы обратимся к 1,5,6-ой частям.
Как описывается оазис сначала?
Почему последняя картина вызывает печальное, грустное чувство?
Из-за чего оазис превращается в пустыню?
Какие слова использует поэт для ощущения тревоги?
По какому принципу построено стихотворение? Докажите.
Учитель биологии.
А теперь, ребята, давайте на эту проблему с экологической точки зрения.
3 пальмы – это растительное сообщество «оазис». Какие изменения произошли в этом растительном сообществе?
Растительное сообщество сменяется другим, т.е. пустыней, так как из-за уничтожения растений источник воды засыпало песком. Мы видим пример опустывания.
Учитель биологии.
Опустывание засушливых земель еще одна экологическая проблема. На грани опустынивания 1/ 5 часть всей суши Земли более, чем в 100 странах мира. (слайд 55)
Учитель литературы.
Сейчас мы обратимся к современным авторам. Они тоже пишут на экологическую тему. Послушаем стихотворение Заболоцкого «Журавли». Стихотворение заключает в себе прямой и переносный смысл. Сегодня на уроке мы остановимся на прямом смысле стихотворения:
-Какое настроение вызвало это стихотворение?
- Какая трагедия произошла?
- Зачитайте, как человек убивает журавля?
- Зачем человек убил журавля? Он был ему нужен?
- Докажите текстом?
- Можно ли этого человека назвать хозяином?
Учитель биологии.
С точки зрения экологии: все живые организмы взаимодействуют между собой. Птицы – это одно из звеньев в природе. К чему может привести уничтожение птиц?
Многие птицы питаются насекомыми, уничтожение птиц приведет к увеличению численности насекомых.
Учитель биологии.
К чему может привести размножение насекомых?
Многие насекомые переносчики болезней человека, животных, их увеличение может привести к повышению численности заболеваний. Насекомые питаются растениями, значит, они могут уничтожить посевы сельскохозяйственных культур.
Учитель биологии.
Как видите, в природе все взаимосвязано. Человек, действительно изменил Землю, но он сделал её во многом опасной для собственного здоровья, для будущего детей. Чтобы не исчезнуть с лица Земли подобно динозаврам, что мы, люди, должны делать?
Выводы.
Защитить планету от всех видов загрязнения;
Бороться с уничтожением лесов;
Сохранить всё живое на планете;
Остановить наступление пустынь.
Это важнейшие экологические проблемы, которые необходимо решать человечеству.
Учитель литературы.
Человек по своему развитию стоит на самой высокой ступени. Поэтому должен себя вести как хозяин. К сожалению, люди не всегда ведут себя так.
Но я думаю, что наш урок не прошел впустую. Из всего услышанного вы поняли, что мы с вами – часть природы. И если не будет природы, то не будет и нас. Я уверена, что этого не произойдет, так как передо мною сидят ребята, которые сделают все для того, чтобы наша планета стала цветущим садом. (Слайд 56)
ЧЕЛОВЕК – он ведь
тоже природа,
Он ведь тоже закат и восход,
И четыре в нем времени года,
И особый в нем музыки ход.
И особое таинство света,
То с жестоким, то с добрым огнем,
ЧЕЛОВЕК – он зима или лето.
Или осень, с грозой и дождем.
Все вместил в себя: версты и время
И от атомных бурь он ослеп.
ЧЕЛОВЕК – он и почва, и семя,
и сорняк среди поля, и хлеб.
И какая в нем брезжит погода?
Сколько в нем одиночеств и встреч?
ЧЕЛОВЕК – он ведь тоже природа.
Так давайте природу беречь!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.