«Команда» и «группа»: общие черты и различия.
Команда – это один из наиболее распространенных и популярных способов организации современного бизнеса. В российском бизнесе он также завоевывает все большую популярность, хотя внедрение командного принципа работы не обходится без трудностей.
Команда – группа сотрудников, организованных для совместной работы ради достижения общей цели и разделяющих ответственность за полученные результаты.
Три основных признака команды:
§ Люди объединяются для выполнения работы
§ У них есть общая цель
§ Они несут взаимную и коллективную ответственность
Команда – несомненно, разновидность рабочей группы. Однако не всякая рабочая группа – команда.
Рабочие группы функционируют на трех уровнях:
- на уровне зависимых взаимоотношений их членов – традиционные рабочие группы в подразделениях в формальными отношениями и под руководством начальника, который обладает широкими полномочиями (например, в бухгалтерии);
- на уровне независимых взаимоотношений их членов – часто встречается в бизнесе, когда каждый сотрудник несет ответственность только за свой участок работы и выполняет свое персональное задание при минимальном прямом контроле со стороны начальника (менеджеры по продажам);
- на уровне взаимозависимых отношений их членов – члены группы полагаются друг на друга при выполнении задания, при этом они легко перераспределяют функции и обязанности и постоянно согласовывают действия друг с другом.
Таблица 4.2- Различия между рабочими группами и командами
Отличительный признак |
Рабочие группы |
Команды |
Как и кто определяет цели, планы, задачи |
Индивидуально и часто «сверху вниз» |
Коллективно и «снизу вверх» |
Кто несет ответственность за результат |
Главный руководитель или отдельный член группы |
Коллектив |
Как часто происходят встречи и совещания |
Редко |
Часто |
С какой целью проходят совещания |
Для отчетности и выяснения отношений |
Для координации действий |
Считается, что команда – это высшая форма организации группы или коллектива. В ней работают единомышленники, которые решают задачи более эффективно, чем такое же количество сотрудников, не сплоченных едиными идеями и целями. Традиционная команда – шесть-десять человек, это может быть совет директоров, подразделение или проектная группа. Однако на практике встречаются и более масштабные объединения. Например, руководители, создавшие коллектив единомышленников из 300 человек, каждый из которых способен принимать решения, влияющие на деятельность фирмы, по праву могут считать свою компанию командой.
На вопрос «Зачем вам команда?» большинство топ-менеджеров отвечают: «Чтобы победить конкурентов».
Преимущества команды в сфере бизнеса:
- Одна голова хорошо, а две лучше. В бизнесе коллектив единомышленников работает лучше, чем несколько гениев поодиночке.
- Лучшие условия для творческой деятельности. На заре индустриальной революции люди работали по узкой специализации, что только разъединяло их. Теперь все наоборот – обилие техники и ускорение технологической гонки требует постоянного изменения характера деятельности, т.е. разноодаренных личностей. Лучше всего такая одаренность проявляется в команде
- Гибкость и мобильность. Члены команды быстро подменяют друг друга, что позволяет им быстро адаптироваться к меняющейся ситуации. Это особенно важно в динамичной рыночной экономике, где важно удовлетворять высокие требования клиентов.
- Многопрофильные команды для решения сложных проблем. В составе одной команды могут работать разные специалисты, которые могут решать комплексную и сложную задачу более эффективно, чем если она будет разделена между подразделениями.
- Необходимость соответствия быстрым темпам перемен. Творческий подход к работе и совместная деятельность, которую демонстрируют команды – лучший способ поспевать за всеми теми переменами, которые характеризуют нашу жизнь. Вместо того, чтобы поспевать за ними – Вы просто создаете эти перемены.
- Повышение текучести кадров. В фирмах постоянно приходят и уходят сотрудники, причем в большом количестве. Командный принцип работы позволяет в этих условиях поддерживать относительное постоянство бизнеса.
Действительно, бизнес, построенный по командному принципу, оказывается более мобильным и гибким. Компания работает в едином порыве, задачи топ-менеджеров легче понимаются и реализуются коллективом, время прохождения идей сокращается за счет снятия бюрократических барьеров, конфликтные ситуации в сплоченном коллективе разрешаются быстрее. Все это значительно экономит ресурсы фирмы и дает ей конкурентные преимущества на рынке.
Самые распространенные типы команд:
- Команда – рабочее подразделение. Самый распространенный тип, обычно функционирует на постоянной основе. Представляет собой структурную часть отдела, ее деятельность связана со специализацией всего отдела в целом. Пример: команда по обслуживанию клиентов или оказанию технической поддержки.
- Проектная команда. Многофункциональная группа, в которой собраны специалисты разного профиля. Для того, чтобы выполнить проект, специалисты должны тесно сотрудничать друг с другом. Обычно команда распускается по завершении проекта, но в науке и строительстве такая команда может переходить к разработке нового проекта и так работать из года в год.
- Команда по оперативному решению поставленных задач. Их также называют целевыми командами, оперативными группами, группами быстрого реагирования или комитетами. Такие команды создаются для решения экстренных задач и кризисных ситуаций. Квалификация членов команды зависит от характера решаемой задачи.
- Команды по вопросам усовершенствования. Такие команды занимаются улучшением рабочих процессов, оптимизацией бизнеса. Например, такие команды могут создаваться для сокращения бюрократических процедур при оформлении каких-либо сложных запросов и разрешений, скажем, просьбы о застройке каких-либо участков.
- Команды управления. Такие команды существуют, но встречаются они довольно редко. Как правило, начальники сами несут ответственность за свой участок работы.
Терминология
- Командная работа – поведенческие аспекты отношений между членами команды, т.е. сотрудничество для успешной деятельности (но не управление командой)
- Повышение сплоченности команды – специальные действия, в т.ч. вне офиса, направленные на сплочение членов команды и усиления чувства коллективизма
- Интеграционная команда – команда, которая объединяет несколько разных команд для внедрения единого стандарта работы
- Команда управления – команда, состоящая из руководителей, которая решает глобальные вопросы развития компании или решает важные тактические вопросы на уровне отделов
- Самоуправляемая команда – команда, которая не имеет формального руководителя, где все члены команды в равной степени несут ответственность за конечный результат
- Руководитель команды – член команды, который берет на себя функции координации и направления деятельности других членов команды, а также соблюдения общего принципа командной работы
- Спонсор – инициатор и создатель команды, который определяет общее направление деятельности команды и оказывает ей финансовую и иную необходимую подержку
- Член команды – участник группы, который выполняет в команде определенную работу и разделяет коллективную ответственность за конечный результат
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УСПЕХ СОЗДАНИЯ КОМАНДЫ В БИЗНЕСЕ
Организационные факторы
§ Трудности и проблемы Вашей компании на рынке
§ Выбор: команда или рабочая группа?
§ Выбор типа команды, который более всего соответствует характеру проблемы
§ Определение квалификации и практического опыта руководителя и членов команды
§ Привлечение спонсора и команды управления для создания и развития команды
§ Изучение опыта других команд внутри организации
§ Совершенствование системы оплаты, обмена информацией, рабочих процессов под новую команду
§ Определение рамок и уровня полномочий команд
§ Привлечение финансовых и человеческих ресурсов для функционирования команды
§ Выбор оптимального подхода при переходе на командный принцип работы: эксперимент, поэтапный переход, полное погружение
Управленческие факторы
§ Определение цели команды и ожидаемых от нее результатов
§ Поддержка и направление команды, развитие навыков фасилитации, т.е. содействия процессам
§ Получение материальных и нематериальных ресурсов для обеспечения деятельности команды
§ Поиски внешних партнеров команды
§ Определение препятствий, с которыми может столкнуться команда, и поиск путей их устранения
§ Оценка собственной готовности делегировать полномочия и ответственность другим членам команды
Индивидуальные факторы
§ Развитие технических и межличностных навыков у членов команды
§ Подбор специалистов с хорошим потенциалом и перспективами работы
§ Оценка необходимости дополнительного обучения сотрудников
§ Мотивация каждого члена команды и преодоление сопротивления, которое может возникнуть при переходе на командный принцип работы
§ Определение ключевых ролей в команде и отбор сотрудников, которые могут справиться с ролями лучше всего
Команда – это один из наиболее распространенных и популярных
способов организации современного бизнеса. В российском бизнесе он также
завоевывает все большую популярность, хотя внедрение командного принципа работы
не обходится без трудностей.
Команда – группа сотрудников, организованных для совместной работы ради
достижения общей цели и разделяющих ответственность за полученные результаты.
Три основных признака команды:
§ Люди объединяются для выполнения работы
§ У них есть общая цель
§ Они несут взаимную и коллективную ответственность
Команда – несомненно, разновидность рабочей группы. Однако не всякая рабочая
группа – команда.
Рабочие группы функционируют на трех уровнях:
§ на уровне зависимых взаимоотношений их членов – традиционные рабочие группы в
подразделениях в формальными отношениями и под руководством начальника, который
обладает широкими полномочиями (например, в бухгалтерии);
§ на уровне независимых взаимоотношений их членов – часто встречается в
бизнесе, когда каждый сотрудник несет ответственность только за свой участок
работы и выполняет свое персональное задание при минимальном прямом контроле со
стороны начальника (менеджеры по продажам);
§ на уровне взаимозависимых отношений их членов – члены группы полагаются друг
на друга при выполнении задания, при этом они легко перераспределяют функции и
обязанности и постоянно согласовывают действия друг с другом.
Различия между рабочими группами и командами
Отличительный признак Рабочие группы Команды
Как и кто определяет цели, Индивидуально и часто «сверху вниз» Коллективно и
«снизу вверх» планы, задачи
Кто несет ответственность Главный руководитель или отдельный член группы
Коллектив за результат
Как часто происходят Редко Часто встречи и совещания
СкакойЦельюпроходяСовещания Для отчетности и выяснения отношений Для
координации действий
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.