Курс по выбору «Комбинаторика»
Урок № 1.
Тема: Введение в комбинаторику. Танграм. Методы решения
комбинаторных задач.
Цель занятия: Познакомить учащихся со структурой курса. Требования к
учащимся. Дать понятие комбинаторных задач. Научить строить
«дерево вариантов»
Наглядность и раздаточный материал: Презентация №1. Портреты учёных
математиков. Танграм и фигурки из него. Тест №1. Карточки с
задачами.
Оргмомент.
1. Требования к учащимся: завести тетрадь, выполнять домашние задания,
выполнение самостоятельных работ, в конце курса – написание и защита
реферата (объём от 3 до 5 листов)
2. Темы рефератов:
Танграм
Магические квадраты
Латинские квадраты
Факториал
Перестановки
Размещения
Сочетания
Бином Ньютона
1. Что изучает комбинаторика?
При решении многих практических задач приходится выбирать из некоторой
совокупности объектов элементы, располагая их в определённом порядке.
Например:
1) 5 друзей решили сфотографироваться. Сколькими способами они могут
сесть?
2) В столовой имеются 2 салата, 3 вторых, 4 напитка. Сколько вариантов
обедов можно составить?
3) В классе 25 учеников. На городскую ёлку нужно выбрать 2 человек.
Сколькими способами это можно сделать?
4) В басне И.А. Крылова «Квартет»:
Проказницамартышка, Осёл, Козёл, да косолапый Мишка затеяли
сыграть квартет. И так садились, и эдак, а толку нет… А сколько же
способов их рассадить существует?
1 В этих задачах речь идёт о комбинациях объектов. Такие задачи
называются комбинаторными.
Комбинаторика – это раздел математики, в котором изучаются вопросы
о том, сколько различных комбинаций, подчинённых тем или иным условиям,
можно составить из заданных объектов.
Термин «комбинаторика» происходит от латинского слова combina сочетать,
соединять. Комбинаторика занимается различного рода сочетаниями
(соединениями), которые можно образовать из элементов некоторого
конечного множества.
Выбором объектов и их расположением приходится заниматься чуть ли
не во всех областях человеческой деятельности – конструктору, учёному
генетику, агроному, составителю кодов, лотерей, химику, комбинаторные
задачи применяются при игре в шашки, шахматы, при подсчёте вариантов в
теории вероятностей и т.д.
2. Исторический обзор.
С комбинаторными задачами люди сталкивались с глубокой древности. В
Древнем Китае увлекались составлением математических головоломок
(магические квадраты), в Древней Греции составляли геометрические
головоломки на разрезание и складывание фигур (до наших дней дошла
головоломка «Пифагор»).
Термин «комбинаторика» был введён в математический обиход Лейбницем.
Готфрид Вильгельм фон Лейбниц (1646 1716 г.г.)
немецкий философ и математик.
Многие называют его последним
ученым эпохи Возрождения, или
первым ученым эпохи Просвещения.
До наших дней никто иной не сочетал
столь яркий математический талант с
такой широтой
гуманитарных
склонностей. В этом отношении
Лейбница можно сравнить с
Аристотелем, с Леонардо да Винчи
или Рене Декартом. В 8 лет он
самостоятельно изучил латынь, а еще
через два года — древнегреческий
язык. Тяга к экзотическим языкам не
исчезла и позднее: познакомившись с
элементами персидского языка и
хинди, Лейбниц одним из первых
2 высказал догадку об индоевропейской языковой общности, за которой
скрываются какието переселения древнейших народов.
Лейбниц, наряду с Ньютоном, создатель математического анализа —
дифференциального и интегрального исчисления.
Лейбниц также ввёл бинарную систему счисления с цифрами 0 и 1, на
котором базируется современная компьютерная техника.
Лейбниц создал механический калькулятор, выполняющий сложение,
вычитание,
Машина была
продемонстрирована во Французской академии наук и лондонском
Королевском обществе.
умножение
деление
чисел.
и
В 1666 г. он опубликовал «Рассуждения о комбинаторном искусстве», в
которой рассмотрел вопросы сочетаний элементов, рассмотрел
применение комбинаторики в арифметике, логике, в стихосложении. В
течение своей жизни Лейбниц неоднократно обращался к вопросам
комбинаторики. Мечтой его жизни, оставшейся, увы, неосуществлённой,
оставалось построение общей комбинаторной теории.
В XVIII веке к решению комбинаторных задач обращались многие
выдающиеся ученыематематики. В 1713 г. было опубликовано сочинение
Якова Бернулли «Искусство предположений», в котором с достаточной
полнотой были изложены и обобщены
известные к тому времени
комбинаторные факты. Это сочинение отличалось полнотой и строгостью
изложения, доступностью. Оно являлось учебносправочным изданием по
комбинаторике на протяжении двух столетий.
Леонард Эйлер рассматривал задачи о разбиении чисел, о паросочетаниях, о
циклических расстановках, о
построении магических и латинских
квадратов.
Леонард Эйлер
(1707 1783 г.г.) — выдающийся
математик, родился в Швейцарии,
жил и работал в России. Внёс
значительный вклад в развитие
математики, а также
механики,
и ряда
астрономии
физики,
прикладных
наук.
Эйлер
принадлежит к числу гениев, чьё
творчество стало достоянием всего
человечества. До сих пор школьники
всех стран изучают тригонометрию и
логарифмы в том виде, какой придал
Студенты проходят
им Эйлер.
высшую
по
математику
3 руководствам,
монографии Эйлера.
первыми образцами которых явились классические
В XX веке комбинаторика подверглась мощному процессу алгебраизации
благодаря работам Дж. К. Рота, а затем Р. Стенли.
В настоящее время комбинаторику начинают изучать с начальной школы.
3. Геометрические комбинации
Танграм – древнекитайская головоломка. Это квадрат, разрезанный
определённым образом на 7 частей.
Упражнения.
На каждой парте разрезанный Танграм. Учащимся предлагается собрать по
образцу несколько фигурок.
Даётся разъяснение о написании реферата по теме Танграм.
4. Логический тест.
5. Методы решения комбинаторных задач
4 Задача. Дано множество чисел {1,2,3,4}. Составьте: а) двузначные числа
б) четырёхзначные числа
Решение:
Метод перебора: двузначные числа – 12, 13, 14,
21, 23, 24,
31, 32, 34,
41, 42, 43. Всего 12 чисел.
«Дерево вариантов»:
1234
1243
1324 6 чисел
1342
1423
1432
Всего четырёхзначных чисел 4∙ 3 ∙ 2 ∙ 1 = 24
Упражнения.
1. Коля, Боря, Вова и Юра заняли 1, 2, 3 и 4 место на
соревновании. Известно, что у Коли ни 1, ни 4 место.
Боря занял 2 место. Вова не последний. Какое место у
каждого мальчика?
Коля
Боря
Вова
Юра
1
+
2
+
3
+
4
+
2. Петя и Вася пишут контрольную по математике. Каждый может
получить любую из оценок 2,3,4,5. Сколько существует вариантов
получения ими оценок?
П2 В2 П2 В3 П2 В4 П2 В5
5 П3 В2 П3 В3 П3 В4 П3 В5
П4 В2 П4 В3 П4 В4 П4 В5
П5 В2 П5 В3 П5 В4 П5 В5, всего 16 вариантов.
Домашнее задание:
Составить числа из 5 двоек
Составить фигурки из Танграма
Решить задачи:
1) Сколькими способами можно выложить в ряд 2 белых и 2 чёрных
шарика?
2) В вазе лежат яблоко, груша, персик и абрикос. Маше разрешили
взять два какихлибо фрукта. Сколько у Маши вариантов выбора?
3) У Ани 4 платья и 3 пары туфель. Собираясь на вечеринку, она
думает, что бы ей надеть. Сколько всего у Ани вариантов?
4) В Норильске, Москве, Ростове и Пятигорске живут 4 супружеские
пары. Имена этих супругов: Антон, Борис, Давид, Григорий, Ольга,
Мария, Светлана, Екатерина. Известно, что
Антон живёт в Норильске;
Борис и Ольга супруги;
Григорий и Светлана не живут в одном городе4
Мария живёт в Москве;
Светлана – ростовчанка.
Кто на ком женат и кто где проживает?
6
Комбинаторика
Комбинаторика
Комбинаторика
Комбинаторика
Комбинаторика
Комбинаторика
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.