Под исследовательской деятельностью понимается форма организации образовательной работы, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предлагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Научно-исследовательская работа учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками.
Создание комфортной среды на уроках истории и
обществознания
В наш век жестокий, век свершений важных
Каким ты станешь, что с собой
возьмешь?
отважным,
Сумеешь быть ты мудрым и
человеческого
И быть достойным званья – человек!
Так было всегда, перед школой стоят традиционные вопросы: ЧЕМУ
УЧИТЬ? и КАК УЧИТЬ? Но одновременно, становится приоритетной
проблемой – формирование человека, готового быть активным, уметь
принимать решения, реализовать свои планы.
Я согласна со словами Э.Канта: «Дети должны воспитываться не для
настоящего, а для будущего». Вдумайтесь в эти слова. Ведь от того, кого
мы воспитаем, зависит наше с вами будущее.
«Школа - это особый мир детства, где должны быть созданы благоприятные
условия для роста и развития детей. Правильно организованная школьная
среда позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои
силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.»
XXI век… каким ему быть - во многом зависит от нас, учителей, т.к. именно
через систему образования старшее поколение передает младшему опыт и
знания, которые позволяют ему развиваться дальше.
В законе РФ “Об образовании” говориться об индивидуальном подходе в
процессе обучения к каждому ученику и воспитании, о внимании к каждому
ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.
Статья 28.2 в Конвенции ООН о правах ребенка гласит: “Государства-
участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы
школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих
уважение
Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на
состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его
успеваемость.
"Толковый словарь русского языка" С.И. Ожегова дает следующее
определение комфортности: "Комфортность - это условие жизни,
пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и
уют"
Существует три структурные составляющие данного понятия
«комфортность»:
-Психологическая
-Интеллектуальная
-Физическая
Он
Принцип психологической комфортности является ведущим.
предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов
учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая
расковывает детей, и в которой они чувствуют себя
«как дома».
Если говорить о комфортности образовательной среды и исходить из
положений Конвенции о правах ребенка, то воспитательный процесс, по
моему мнению, должен охватывать как познавательные потребности детей,
так и их физическое, социальное, эмоциональное, эстетическое и духовное
развитие.
Как добиться психологической комфортности на уроке?
- используйте в совей работе просьбы, а не требования;
- используйте методы словесного убеждения, а не агрессивное словесное
воздействие;
- используйте компромиссные решения спорных вопросов
ребенка.
достоинства- добейтесь четкой организации урока, а не жесткую дисциплину;
- используйте на уроках методы эмоциональной разрядки
- создайте "домашнюю" атмосферу урока для полного раскрепощения
учащихся;
- не допускайте стресообразующих ситуаций
Как добиться интеллектуальной комфортности на уроке?
- используйте частую смену видов учебной деятельности на уроке
- используйте на уроке методы, способствующие активизации и
творчеству самовыражения самих учащихся
- используйте динамические паузы или минуты релаксации
- стимулируйте внутреннюю и внешнюю мотивацию,
- создавайте ситуацию успеха на уроке,
справедливо оценивайте ответы учащихся
Диагностические методы изучения личности ребенка позволяют
проследить динамику и выявить трудности, испытываемые ребенком в
школе, а также наметить пути их преодоления. Все мы очень часто спешим,
но давайте остановимся и подумаем.
-Относитесь ли вы ко всем ученикам как к личностям?
-Обращаетесь ли вы к ним по имени?
- Стараетесь ли вы устанавливать с учениками зрительный или тактильный
контакт, чтобы заверить их в вашем внимании к ним и участии?
- Извиняетесь ли вы, если допустили ошибку?
- Позволяете ли вы своим ученикам принимать важные решения?
- Улыбаетесь ли вы в классе?
- Поощряете ли вы класс за что - то хорошо сделанное вместе?
-Приклеиваете ли вы ярлыки «плохой» или «хороший» своим ученикам?
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы огласить 12 заповедей, выполнение которых
благоприятно скажется на улучшении комфортности на уроке:
уважайте детей;
не навреди, ищите в детях хорошее;
замечайте и отмечайте малейший успех ученика, от постоянных неудач
дети озлобляются;
не приписывайте успех себе, а вину ученику;
ошиблись - извинитесь, но ошибайтесь реже. Будьте великодушны, умейте
прощать;
на уроке всегда создавайте ситуацию успеха;
не кричите, не оскорбляйте ученика ни при каких обстоятельствах;
хвалите ученика в присутствии коллектива, а прощайте наедине;
только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его
духовного мира;
не ищите в лице родителей средство для расправы за собственную
беспомощность в общении с детьми;
оценивайте поступок, а не личность;
дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего
мнения о нем, несмотря на его оплошность.
2Ребенку должно быть комфортно на уроке. Это важно для
саморазвития. Он должен почувствовать, что его знания, пусть даже не
большие будут оценены положительно. Для этого я применяю
разноуровневые задания.
Работа с разноуровневыми заданиями, создает условия для
раскрытия потенциальных возможностей каждого ученика, так как в
основе ее целевой ориентации лежит принцип «все способны». Кроме того,
ребенку предоставляется возможность личного саморазвития и
интеллектуальной независимости.
То есть передо мной стоит цель – ученик должен на уроке не просто
реализовать свои возможности, а развивать свои способности. Утверждать
себя как личность.
От педагогического влияния зависит то, насколько ребенок будет
эмоционально насыщен, насколько интересна и увлекательна будет для
него жизнь в школе. Педагог «выступает как субъект конструирования
мироустройства, миропорядка».
Какие же действия педагога по конструированию комфортной среды во время
учебновоспитательного процесса можно выделить? В первую очередь это обеспечение
наиболее благоприятных условий для взаимодействия, в том, чтобы дать возможность
ребенку проявиться в полной мере как личности.
То есть, когда вы идете на урок или мероприятие, постарайтесь «оставить за
дверью» плохое настроение. Входите в класс с хорошим бодрым настроем, настройте
себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю должно быть присуще желание и
стремление общаться с детьми в доброжелательной форме.
Но не стоит забывать, что не только родители, педагоги, но и сами дети создают
климат в школе.
Если в классе лидирующую позицию занимает ученик или группа учеников с
более глубокими духовными запросами, более содержательными интересами то и другие
начинают им подражать. В такой класс педагог идёт с ощущением радости, работа в нем
вызывает прилив энергии, вдохновляет на поиск новых методических решений. Но есть
и такие ученические группы, контакты с которыми хотелось бы сократить до минимума
или вовсе избежать. В такой класс педагог отправляется вести урок или внеклассное
мероприятие, преодолевая себя. Причём ученики в нём могут быть «сильными»,
интеллектуально развитыми. Возникает вопрос: если дело не в успеваемости, то в чём?
Среди учителей можно услышать: «в этом классе ужасный климат», «жуткая
атмосфера» и т.д.
3Делая вывод, можно сказать, что психологический климат в школе создают и
учителя, и родители, и ученики. И от их совместных усилий зависит, каким он будет
благоприятным или нет.
Создание комфортной среды в школе для всех участников
образовательного и воспитательного процесса – первоочередная задача
нашей школы уже не первый год. Весь педагогический коллектив школы
понимает, что только в комфортных условиях можно развить в ребёнке
качества личности, только, зная, что ребёнок находится в комфортных
условиях и получает всё необходимое для развития, родители будут
спокойны и удовлетворены, а педагогический коллектив при комфортных
условиях сможет более плодотворно работать и творить.
Напомню одну притчу. Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать,
что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая
бабочка у меня в руках: мертвая или живая?" А сам думает: "Скажет живая я ее
умертвляю, скажет мертвая выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках".
Именно в наших с вами руках находится возможность создать в школе
такую атмосферу благоприятного психологического климата, в которой
дети будут чувствовать себя "как дома", радовать нас своими успехами и
достижениями.
Использованная литература:
"Толковый словарь руссго языка", Ожегов С.И.
1.
2. Смирнов Н.К. "Здоровьесберегающие образовательные технологии в
современной школе". - 2007
3. Кузнецова, Л.В. Ситуация успеха на уроке / Л.В. Кузнецова, // Начальная
школа. - 2003. - №4.
4. Кореневская, В.А. Всем ли комфортно в школе? методическое пособие./
В.А. Кореневская, - Кемерово: изд. обл. ИУУ, 1999. - с.112.
Микляева А.В, Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика,
коррекция, развитие. - СПб.: Речь, 2004.
45