Комфортная среда на уроке

  • Документация
  • docx
  • 20.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Под исследовательской деятельностью понимается форма организации образовательной работы, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предлагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Научно-исследовательская работа учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками.
Иконка файла материала конспект.docx
Создание комфортной среды на уроках истории и обществознания В наш век жестокий, век свершений важных Каким ты станешь, что с собой возьмешь? отважным, Сумеешь быть ты мудрым и человеческого И быть достойным званья – человек! Так было всегда, перед школой стоят традиционные вопросы: ЧЕМУ УЧИТЬ? и КАК УЧИТЬ? Но одновременно, становится приоритетной проблемой – формирование человека, готового быть активным, уметь принимать решения, реализовать свои планы. Я согласна со словами Э.Канта: «Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего». Вдумайтесь в эти слова. Ведь от того, кого мы воспитаем, зависит наше с вами будущее. «Школа - это особый мир детства, где должны быть созданы благоприятные условия для роста и развития детей. Правильно организованная школьная среда позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.» XXI век… каким ему быть - во многом зависит от нас, учителей, т.к. именно через систему образования старшее поколение передает младшему опыт и знания, которые позволяют ему развиваться дальше. В законе РФ “Об образовании” говориться об индивидуальном подходе в процессе обучения к каждому ученику и воспитании, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта. Статья 28.2 в Конвенции ООН о правах ребенка гласит: “Государства- участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость. "Толковый словарь русского языка" С.И. Ожегова дает следующее определение комфортности: "Комфортность - это условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют" Существует три структурные составляющие данного понятия «комфортность»: -Психологическая -Интеллектуальная -Физическая Он Принцип психологической комфортности является ведущим. предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя «как дома». Если говорить о комфортности образовательной среды и исходить из положений Конвенции о правах ребенка, то воспитательный процесс, по моему мнению, должен охватывать как познавательные потребности детей, так и их физическое, социальное, эмоциональное, эстетическое и духовное развитие. Как добиться психологической комфортности на уроке? - используйте в совей работе просьбы, а не требования; - используйте методы словесного убеждения, а не агрессивное словесное воздействие; - используйте компромиссные решения спорных вопросов ребенка. достоинства- добейтесь четкой организации урока, а не жесткую дисциплину; - используйте на уроках методы эмоциональной разрядки - создайте "домашнюю" атмосферу урока для полного раскрепощения учащихся; - не допускайте стресообразующих ситуаций Как добиться интеллектуальной комфортности на уроке? - используйте частую смену видов учебной деятельности на уроке - используйте на уроке методы, способствующие активизации и творчеству самовыражения самих учащихся - используйте динамические паузы или минуты релаксации - стимулируйте внутреннюю и внешнюю мотивацию, - создавайте ситуацию успеха на уроке, справедливо оценивайте ответы учащихся Диагностические методы изучения личности ребенка позволяют проследить динамику и выявить трудности, испытываемые ребенком в школе, а также наметить пути их преодоления. Все мы очень часто спешим, но давайте остановимся и подумаем. -Относитесь ли вы ко всем ученикам как к личностям? -Обращаетесь ли вы к ним по имени? - Стараетесь ли вы устанавливать с учениками зрительный или тактильный контакт, чтобы заверить их в вашем внимании к ним и участии? - Извиняетесь ли вы, если допустили ошибку? - Позволяете ли вы своим ученикам принимать важные решения? - Улыбаетесь ли вы в классе? - Поощряете ли вы класс за что - то хорошо сделанное вместе? -Приклеиваете ли вы ярлыки «плохой» или «хороший» своим ученикам? Подводя итог вышесказанному, хотелось бы огласить 12 заповедей, выполнение которых благоприятно скажется на улучшении комфортности на уроке:  уважайте детей; не навреди, ищите в детях хорошее; замечайте и отмечайте малейший успех ученика, от постоянных неудач дети озлобляются; не приписывайте успех себе, а вину ученику; ошиблись - извинитесь, но ошибайтесь реже. Будьте великодушны, умейте прощать; на уроке всегда создавайте ситуацию успеха; не кричите, не оскорбляйте ученика ни при каких обстоятельствах; хвалите ученика в присутствии коллектива, а прощайте наедине; только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира; не ищите в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми; оценивайте поступок, а не личность; дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.             2Ребенку должно быть комфортно на уроке. Это важно для саморазвития. Он должен почувствовать, что его знания, пусть даже не большие будут оценены положительно. Для этого я применяю разноуровневые задания. Работа с разноуровневыми заданиями, создает условия для раскрытия потенциальных возможностей каждого ученика, так как в основе ее целевой ориентации лежит принцип «все способны». Кроме того, ребенку предоставляется возможность личного саморазвития и интеллектуальной независимости. То есть передо мной стоит цель – ученик должен на уроке не просто реализовать свои возможности, а развивать свои способности. Утверждать себя как личность. От педагогического влияния зависит то, насколько ребенок будет эмоционально насыщен, насколько интересна и увлекательна будет для него жизнь в школе. Педагог «выступает как субъект конструирования мироустройства, миропорядка». Какие  же действия педагога по конструированию  комфортной  среды  во время учебно­воспитательного процесса можно выделить? В первую очередь ­ это обеспечение наиболее благоприятных условий для взаимодействия, в том, чтобы дать возможность ребенку проявиться в полной мере как личности.  То есть,  когда вы идете на урок или мероприятие, постарайтесь   «оставить за дверью» плохое настроение.  Входите в класс с хорошим бодрым настроем, настройте себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми  в доброжелательной форме.                                  Но не стоит забывать, что не только родители, педагоги, но и сами дети создают климат в школе. Если  в  классе   лидирующую   позицию   занимает   ученик   или  группа  учеников  с более глубокими духовными запросами, более содержательными интересами то и другие начинают им подражать. В такой класс педагог идёт с ощущением радости, работа в нем вызывает прилив энергии, вдохновляет на поиск новых методических решений. Но есть и такие ученические группы, контакты с которыми хотелось бы сократить до минимума или вовсе избежать. В такой класс педагог отправляется вести урок или внеклассное мероприятие,   преодолевая   себя.   Причём   ученики   в   нём   могут   быть   «сильными», интеллектуально развитыми. Возникает вопрос: если дело не в успеваемости, то в чём? Среди   учителей   можно   услышать:   «в   этом   классе   ужасный   климат»,   «жуткая атмосфера» и т.д. 3Делая вывод, можно сказать, что психологический климат в школе создают и учителя, и родители, и ученики. И от их совместных усилий   зависит, каким он будет благоприятным или нет. Создание комфортной среды в школе для всех участников образовательного и воспитательного процесса – первоочередная задача нашей школы уже не первый год. Весь педагогический коллектив школы понимает, что только в комфортных условиях можно развить в ребёнке качества личности, только, зная, что ребёнок находится в комфортных условиях и получает всё необходимое для развития, родители будут спокойны и удовлетворены, а педагогический коллектив при комфортных условиях сможет более плодотворно работать и творить. Напомню одну притчу. Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?" А сам думает: "Скажет живая ­ я ее умертвляю, скажет мертвая ­ выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках".  Именно в наших с вами руках находится возможность создать в школе такую атмосферу благоприятного психологического климата, в которой дети будут чувствовать себя "как дома", радовать нас своими успехами и достижениями. Использованная литература:  "Толковый словарь руссго языка", Ожегов С.И. 1. 2. Смирнов Н.К. "Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе". - 2007 3. Кузнецова, Л.В. Ситуация успеха на уроке / Л.В. Кузнецова, // Начальная школа. - 2003. - №4. 4. Кореневская, В.А. Всем ли комфортно в школе? методическое пособие./ В.А. Кореневская, - Кемерово: изд. обл. ИУУ, 1999. - с.112. Микляева А.В, Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. - СПб.: Речь, 2004. 45