Коммуникативная компетентность
Коммуникативная компетентность имеет уровни развития:
По сути, коммуникативная компетентность – это перформанс, существующий только в конкретной ситуации. Коммуникативная компетентность ситуативна и конкретна. Базовыми, ключевыми умениями, включенными в коммуникативную компетентность, являются способность ориентировать внимание на содержании деятельности, речи другого человека, умение координировать действия в процессе коммуникации.
Процесс коммуникации имеет составляющие:
Три модели коммуникации (О.И. Матьяш), которые можно легко наблюдать в профессиональном или неформальном общении:
Чтобы коммуникация состоялась, необходимо, чтобы произошло «подключение» к переданному смыслу, т.е. сообщение так или иначе «отозвалось» в получателе. Этому в большей степени соответствует совместность усилий участников, позволяющая эффективно преодолеть «многослойность» коммуникативного процесса:
Полноценному наполнению всех «слоев» способствует использование метакоммуникативных техник, техник активного слушания, техник аргументации и техник, регулирующих эмоциональное состояние участников коммуникации.
1. Безмолвное нерефлексивное слушание, подтверждаемое киванием, междометиями;
2. Техники постановки вопросов
Вопросы предполагают односложные ответы «Да», «Нет».
Используются только в качестве контрольных вопросов
Все ли понятно из того, что я сказал?
Есть ли у нас время?
Вопросы начинаются со слов «Что?», «Как?», «Каким образом?», «Где?», предполагают развернутый ответ и поддерживают диалог
Что вы имеете в виду, когда говорите о …?
Как вы это понимаете?
Каким образом и где мы можем это использовать?
Какой вариант для вас предпочтительнее?
Вопросы содержат варианты ответов и ставят человека в ситуацию выбора
Что для вас предпочтительнее: А или В?
Типы открытых и закрытых вопросов:
Типичными ошибками при постановке вопросов являются формулировки, начинающиеся со слов «Почему…?», «Почему вы не…?», «Как вы могли это сделать, сказать…?», «Зачем…?». Эти вопросы воспринимаются как нападение.
3. Уточнение – вопрос к слову, имеющему неопределенный смысл;
4. Техники вербализации.
Повторение ключевых слов, цитирование партнера
Повторите с вопросительной интонацией одно или два слова, сказанных партнером
Краткая передача сути сказанного
Если я Вас правильно понял, то…?
Правильно ли я вас понимаю…?
Вы хотите сказать….?
Высказывание предположения об истинном значении сказанного
Вы, наверное, имеете в виду…, это так?
Для тебя это означает…, это так?
Эмоциональные состояния, возникающие в процессе коммуникативного процесса, зачастую обуславливают степень достижения его результата. Импульсивность, эмоциональность и непоследовательность мешают участникам процесса управлять собой и коммуникацией. Эмоциональное напряжение может совершенно исказить ход общения. Достижение эффективности использования техник регуляции эмоционального состояния возможно только при соблюдении следующих условий: эмоциональный «штиль», вежливость, простота высказываний, краткость высказываний:
o открытое проявление уважения к партнеру: «Я понимаю…»;
o условное согласие (согласие с частью сказанного собеседником);
o проговаривание собственного состояния или отношения к тому, что происходит: «Я сожалею…, Мне тоже не нравится…»;
o проговаривание состояния или отношения партнера: «Я вижу, для Вас это очень неприятно…»;
o перевод конфликтной ситуации из настоящего времени в будущее: «Что мы сможем предпринять, что можно сделать?»;
o техники «вежливый отказ»: «К сожалению я не смогу…», «Боюсь, что невозможно…», «Я вынужден сказать «Нет».
Регуляция эмоциональных состояний участников коммуникативного процесса является самой важной составляющей коммуникативной компетентности и, на наш взгляд, самой сложной в ее обретении, так как требует от личности каждодневного совершенствования, обращения к своему внутреннему миру, глубокой личностной рефлексии.
Управление коммуникативным процессом – это, прежде всего, влияние словом, адресованное в первую очередь когнитивной сфере личности.
Открытое аргументированное влияние способствует развитию деловых отношений, формированию общего понятийного пространства, сохранению личностной целостности участников. «Аргументация – это высказывание и обсуждение доводов в пользу предполагаемого решения или позиции с целью формирования или изменения отношения собеседника к данному решению». Аргумент является хорошо структурированной фразой, высказыванием, построенным по определенному закону и поэтому влияющим на когнитивную составляющую содержания коммуникативного процесса. Условия применения техник аргументации не отличаются от тех, которые соответствуют применению техник регуляции эмоционального состояния. Особенно важным является согласие партнеров слушать друг друга. Существует большое количество различных видов аргументации. Мы приводим некоторые из них, наиболее простые в освоении.
Содержание
Начало каждого шага доказательства со слов «Согласны ли вы с тем, что…?»
Как сформулировать?
Согласны ли вы с тем, что объективный факт является самым весомым аргументом?
Содержание
Поиск трех фактов, аргументов, свидетельствующих за или против
Как сформулировать?
Это важно по трем причинам: во-первых…, во-вторых…, в-третьих….
Содержание
«Полностью согласен…, есть сомнения в том, что…, а что касается…, то я уверен…»;
Как сформулировать?
Я полностью согласен, что эта техника выглядит немного громоздкой. Однако я сомневаюсь в том, что это является непреодолимым препятствием к ее усвоению. А что касается ее эффективности, то я полностью уверен в ее силе.
Содержание
Прояснение позиции партнера и собственной позиции путем обмена вопросами и ответами
Как сформулировать?
- Вопросы, направленные на прояснения сути дела: «Что мы должны сделать? Что является наиболее проблемным?»
- Предложения по существу: «Предлагаю обсудить…»,
- Ограничение области обсуждения: «Предлагаю вернуться к существу дела…»
Содержание
Подкрепленное фактами обсуждение действий и результатов
Как сформулировать?
Выражение сомнения в целесообразности: «Боюсь, что в настоящее время…»
В коммуникативном процессе важны безоценочность, ориентация на проблему, цель взаимодействия, открытость, искренность, равноправие, гибкость как умение посмотреть на ситуацию глазами партнера.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.